ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1479/15 от 05.03.2015 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-1479/15

Решение

Именем Российской Федерации

г. Киров 5 марта 2015 г.

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Сунцовой М.В.,

при секретаре Житлухиной И.С.,

с участием Кировского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Осетрова А.В.,

представителя ответчика УФСИН России по Кировской области и третьего лица ФСИН России по доверенности Исупова С.В.,

представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области по доверенности Сыкчина А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Кировской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области об обеспечении проведения текущего ремонта

Установил:

Кировский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам УФСИН России по Кировской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области об обеспечении проведения текущего ремонта. В обоснование иска указывает, что Кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ноябре 2014 года проведена проверка соблюдения законов в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, в ходе которой установлено, что в данном исправительном учреждении не исполняются требования законодательства, регламентирующего материально-бытовое обеспечение осужденных. Установлено, что вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ и приказа Минюста России от 28.09.2001 N 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» материально-бытовое обеспечение осужденных не соответствует всем предъявляемым требованиям. Так, в палатах стационара медицинской части на стендах имеется отслоение штукатурки и краски, требуется ремонт полового покрытия. Условия содержания осужденных в указанных помещениях неудовлетворительны, не соответствуют требованиям вышеуказанных правовых актов и п.п. 9-14 Минимальных стандартных правил обращения с заключениями, принятыми ООН 30.08.1955, и могут препятствовать оказанию осужденным надлежащей медицинской помощи и их скорейшему выздоровлению. По данному факту в адрес начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области 19.11.2014г. внесено представление, из ответа на которое следует, что в настоящее время устранения вышеуказанных нарушений не возможно. Администрацией колонии подготовлена соответствующая информация в УФСИН России по Кировской области о выделении денежных средств, необходимых для проведения ремонта медицинской части. В ходе проведенной контрольной проверки установлено, что данное нарушение до настоящего времени не устранено. Сложившаяся ситуация ведет к нарушению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области прав осужденных на безопасные условия содержания. В соответствии с п. 6 Положения об УФСИН России по Кировской области Управление для подведомственных учреждений (бюджетополучателей) является распределителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно подпункту 5 п. 10 Положения задачей Управления является создание надлежащих условий для отбывания наказания осужденным в соответствии с нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации и федеральными законами. В соответствии с п.п. 15 указанного выше пункта Положения УФСИН России по Кировской области обеспечивает финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников. Согласно пункту 2.5.2 Устава ФКУ ИК-5 учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных. Здание медицинской части, используемое для оказания медицинской помощи осужденным сотрудниками ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России находится на балансе ИК-5 и осуществление ремонта входит в обязанность администрации данного учреждения. Таким образом, на УФСИН России по Кировской области и ФКУ ИК-5 возложена совместная обязанность по исполнению требований закона в части надлежащего материально-бытового обеспечения осужденных: на колонию - как на лицо, непосредственно отвечающего на содержание осужденных, а на Управление - как на территориальный орган ФСИН России, распределяющий средства федерального бюджета и средства, полученные от предпринимательской и иной, проносящих доход деятельности, по подведомственным учреждениям и контролирующий их деятельность, в том числе по соблюдению требований закона. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, просит обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области и Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области» в срок до 01.02.2016г. обеспечить проведение текущего ремонта помещения стационара медицинской части ИК -5 дислоцирующейся по адресу: {Адрес изъят}.

В судебном заседании Кировский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ Осетров А.В. иск поддержал.

Представитель ответчика УФСИН России по Кировской области и третьего лица ФСИН России по доверенности Исупов С.В. с требованиями не согласился. Пояснил, что УФСИН распределены денежные средства, выделен необходимый объем финансирования 10 февраля 2015 г.

Представитель ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области по доверенности Сыкчин А.Ю. иск не признал. Пояснил, что учреждением направлялась заявка 10.12.2014 г. на выделение денежных средств для проведения ремонта.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В ходе проведенной Кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ноябре 2014 года проверки соблюдения законов в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, установлено, что в данном исправительном учреждении не исполняются требования законодательства, регламентирующего материально-бытовое обеспечение осужденных. Установлено, что вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ и приказа Минюста России от 28.09.2001 N 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» материально-бытовое обеспечение осужденных не соответствует всем предъявляемым требованиям: в палатах стационара медицинской части на стендах имеется отслоение штукатурки и краски, требуется ремонт полового покрытия.

{Дата изъята} в адрес начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области внесено представление {Номер изъят} об устранении нарушений законов в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области в связи с несоблюдением требований ст. 99 УИК РФ и приказа Минюста России от 28.09.2001 N 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» материально-бытовое обеспечение осужденных не соответствует всем предъявляемым требованиям: в палатах стационара медицинской части на стендах имеется отслоение штукатурки и краски, требуется ремонт полового покрытия.

Условия содержания размещенных в указанных помещениях стационара медицинской части осужденных неудовлетворительны, не соответствуют требованиям вышеуказанных правовых актов и п.п. 9-14 Минимальных стандартных правил обращения с заключениями, принятыми ООН 30.08.1955, и могут препятствовать оказанию осужденным надлежащей медицинской помощи и их скорейшему выздоровлению.

Из сообщения от 11.12.2014 года № {Номер изъят} Кировскому прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ, начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области составлена дефектная ведомость на ремонт здания. Запрос на выделение денежных средств направлен в УФСИН России по Кировской области 10.12.2014 года за №{Номер изъят}.

Согласно справке от 22.01.2015 года зам.начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, ответа на указанный запрос до сих пор не поступало.

Из справки ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области № {Номер изъят}, следует, что за период с 01.01.2015 года по 20.02.2015 года лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации раздел-подраздел 0305, целевая статья 4230049 вид расходов 243 предметная статья 340 выделены в размере 150 000 руб. на подготовку к инспекторской проверке. На ремонт стационара МСЧ лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации раздел-подраздел 0305, целевая статья 4230049 вид расходов 243 предметная статья 340 не выделялись.

10.02.2015 года начальником УФСИН России по Кировской области, утверждено распределение денежных средств на приобретение строительных материалов по капитальному ремонту КОСГУ 340 по целевой статье 0305, 4230049 вид расходов 243, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, выделены денежные средства в размере 150 000 рублей на приобретение строительных материалов по капитальному ремонту.

Как следует из письма ФКУ УС УФСИН России по Кировской области от 11.02.2015 года №{Номер изъят}, начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, сообщено, что в адрес ФКУ ИК-5 УФСИН России по указанной целевой программе направлены денежные средства в сумме 150 000 рублей на подготовку к инспекторской проверке и для ремонта помещений медсанчасти (по предписанию прокуратуры).

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Согласно ст. 7 данного Закона территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

На основании Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области установлено, что УФСИН России по Кировской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта РФ для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания лиц, находящихся под стражей, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, специальными подразделениями по конвоированию, другими подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, входящими в УИС.

В соответствии с п. 6 Положения, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Управление для подведомственных учреждений является распределителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

П.п. 5, 15 п. 10 раздела 2 Положения предусмотрено, что основными задачами Управления являются, в том числе обеспечение режима в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, создание надлежащих условий для отбывания наказания осужденным, содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормами международного права, положениями международных договоров РФ и федеральными законами. Финансовое и материально-техническое обеспечение Управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников. Содействие дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы и социальной сферы УИС.

Согласно п.п. 2.1., 2.5.2. Устава ИК-5, предметом и целью деятельности учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, учреждение осуществляет материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение осужденных.

Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

В ст. 10 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В ст. 99 этого же Кодекса отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно статье 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в Постановлении от 25 ноября 2010 г. "Дело Роман Карасев против Российской Федерации" указано, что в обязанности государства входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Учитывая, что ФКУ ИК-5 не выполняются возложенные на него законом обязанности по производству ремонта здания, находящегося на балансе учреждения в полном объеме, чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое обеспечение, гарантированное ст. 99 УИК РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.

Доводы ответчиков об отсутствии бюджетных средств на проведение текущего ремонта помещения стационара медицинской части ИК -5, суд не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство не может ограничивать права неопределенного круга лиц осужденных на надлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и являться оправданием невозможности исполнить свои обязательства, гарантированные УИК РФ. Довод представителя УФСИН России по Кировской области о том, что денежные средства выделены в настоящее время суд не принимает во внимание, поскольку иск подан 2 февраля 2015 г., денежные средства распределены 10.02.2015 г., т.е. после принятия иска к производству судом, при этом все необходимые мероприятия по устранению нарушения ответчиками в настоящее время не организованы.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принятие указанных мер направлено, в том числе на соблюдение норм действующего законодательства, выполнение которых прокурор вправе контролировать, в том числе посредством обращения в суд.

В связи с чем, суд считает, что иск Кировского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Кировской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области о принуждении к выполнению законных требований подлежит удовлетворению.

Необходимо обязать УФСИН России по Кировской области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области в срок до 01.02.2016 г. обеспечить проведение текущего ремонта помещения стационара медицинской части ИК -5 дислоцирующейся по адресу: {Адрес изъят}.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд

Решил:

Обязать УФСИН России по Кировской области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области в срок до 01.02.2016 г. обеспечить проведение текущего ремонта помещения стационара медицинской части ИК -5 дислоцирующейся по адресу: {Адрес изъят}.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Сунцова М.В.