ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/12 от 31.08.2012 Сеченовского районного суда (Нижегородская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2012 года

Сеченовский районный суд в составе: председательствующего судьи Муравьева А.А., единолично, с участием

прокурора ФИО3,

представителя ответчика - Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района на основании доверенности ФИО5,

ответчика ФИО1,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Краснооктябрьский муниципальный район» к ФИО1, Земскому собранию Краснооктябрьского муниципального района о признании действий Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района, выразившихся в назначении ДД.ММ.ГГГГФИО1, не имеющего допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, на должность главы администрации , выполнение должностных обязанностей по которой предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну - незаконными; о взыскании с ФИО1 в пользу администрации Краснооктябрьского муниципального района незаконно начисленную и выплаченную ему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну,

УСТАНОВИЛ:

обратился в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Краснооктябрьский муниципальный район» к ФИО1, Земскому собранию Краснооктябрьского муниципального района о признании действий Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района, выразившихся в назначении ДД.ММ.ГГГГФИО1, не имеющего допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, на должность главы администрации , выполнение должностных обязанностей по которой предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну - незаконными; о взыскании с ФИО1 в пользу администрации Краснооктябрьского муниципального района незаконно начисленную и выплаченную ему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, мотивируя тем, что в результате проведенной проверки обоснованности начисления и получения главой администрации Краснооктябрьского муниципального района ФИО1 процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлено, что решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен на должность главы администрации . Контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между главой местного самоуправления ФИО6 и назначенным на должность главы администрации ФИО1, последний наделен исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленных .

ФИО1 до настоящего времени не имел оформленного в установленном Инструкцией порядке допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не имел его и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ФИО1 назначен на должность главы администрации , предусматривающую доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, с нарушением требований законов.

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-ДСП главе администрации ФИО1 за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу в размере 15%. Согласно справке начальника отдела по учету и отчетности администрации района главе администрации ФИО1 в период с 01.01.2011г. по 30.06.2012г. начислено и выплачено в качестве надбавки к должностному окладу за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну 52470 рублей.

Надбавка к должностному окладу за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выплачена главе администрации района ФИО1 незаконно, поскольку такая надбавка устанавливается и выплачивается только гражданам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, которого у ФИО1 не имеется.

Третье лицо - Администрация Краснооктябрьского муниципального района , извещенная надлежащим образом о судебном заседании, в суд не явилась. От заместителя главы администрации ФИО7 в суд поступили письменные возражения с ходатайством рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В судебном заседании прокурор поддержал свои исковые требования в полном объеме, уточнил исковые требования, просил п.2 заявленных исковых требований читать как: «взыскать с ФИО1 в бюджет Краснооктябрьского муниципального района незаконно начисленную и выплаченную ему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 52 470 рублей». Дополнительно пояснил, что в данном случае оспариваются действия Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района по назначению ФИО1 в части того, что он был назначен главой администрации без оформления соответствующего допуска к сведениям, содержащим государственную тайну, предусмотренного Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В результате отсутствия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, ответчику ФИО1 незаконно были выплачены денежные средства в указанный период в виде надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Прокурор также пояснил, что иск подан в защиту интересов Российской федерации, поскольку несоблюдение главой местного самоуправления и администрацией федерального законодательства нарушает интересы Российской федерации по обеспечению верховенства закона. Иск подан в защиту интересов муниципального образования «Краснооктябрьский муниципальный район», так как заключается в обеспечении осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования своих полномочий в строгом соответствии с законом; кроме того, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выплачена ФИО1 из бюджета .

Представитель ответчика Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района ФИО5 возражал против удовлетворения иска прокурора, считая действия Земского собрания по назначению ФИО1 на должность главы администрации законными, произведенными в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса и назначении на должность Главы администрации Краснооктябрьского муниципального района, утвержденным решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, ФИО5 пояснил, что при назначении на должность главы администрации ФИО1, Земским собранием не учитывались положения Инструкции, указанной прокурором, поскольку посчитали, что процедура назначения на должность главы администрации муниципального района, указанная в Положении о порядке проведения конкурса и назначении на должность Главы администрации, является достаточной, и оформления допуска, указанного в Инструкции, не требуется.

Ответчик ФИО1 оставил вопрос об удовлетворении иска прокурора на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством, пояснив, что при подаче заявления об участии в конкурсе на должность главы администрации района давал согласие на проведение в отношении него проверочных мероприятий, а также им подписывалось обязательство по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В представленных в суд письменных возражениях глава МСУ - Председатель Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района ФИО6 и представитель администрации Краснооктябрьского муниципального района - заместитель главы администрации района ФИО7 возражают против удовлетворения исковых требований прокурора, так как органами ФСБ в отношении ФИО1 поведена проверка ДД.ММ.ГГГГ и оформлен допуск формы , о чем имеется отметка в его личной карточке.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, изучив доводы искового заявления, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона - ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской федерации» органы местного самоуправления организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Согласно ст. 15 Федерального Закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.1 ст. , организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района является вопросом местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Согласно ст.ст. 18 и 33. глава администрации района является руководителем исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации района.

Таким образом, выполнение должностных обязанностей по должности главы администрации предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

В силу Закона РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; под допуском к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; под доступом к сведениям, составляющим государственную тайну - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со ст. 21 названного Закона допуск должностных лиц к государственной тайне предусматривает принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Порядок допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, определены Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 33.1 Устава Краснооктябрьского муниципального района лицо назначается на должность главы администрации района Земским собранием района.

В судебном заседании установлено, что Решением Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола счетной комиссии от 12.05.2010г. главой администрации Краснооктябрьского муниципального района избран ФИО1 и главе местного самоуправления Краснооктябрьского муниципального района поручено заключить трудовой контракт с ФИО1 на срок полномочий Земского собрания (л.д. 12).

Из контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, следует, что дата начала исполнения должностных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ. Контракт предусматривает ежемесячную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 40 процентов оклада (с момента получения допуска) (л.д. 27-32).

Из справки администрации Краснооктябрьского муниципального района , составленной заместителем главы администрации ФИО8 и начальником отдела по учету и отчетности ФИО9 на основании лицевых счетов за май 2010 года - июнь 2012 года, следует, что надбавка к должностному окладу за допуск к государственной тайне стала осуществляться с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составила 52470 рублей (л.д. 16).

При оформлении на должность главы администрации Краснооктябрьского муниципального района ФИО1 добровольно принял на себя в письменном виде обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне (л.д. 33).

В силу п.6 Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме».

Из п.19. Инструкции следует, что перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Как следует из исследованного в судебном заседании дополнения к номенклатуре должностей работников администрации Краснооктябрьского муниципального района , подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, должность главы администрации района предусматривает необходимость допуска к государственной тайне (л.д. 18).

Из п. 39. Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне «Решение о допуске гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации».

В силу п. 43 Инструкции «Если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий не было принято решение о допуске гражданина к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке (форма 1) становится недействительной».

Из исследованной в судебном заседании карточки формы 1 в отношении ФИО1, представленной в суд стороной ответчиков, следует, что проверка по 3 форме проведена органами безопасности ДД.ММ.ГГГГ. Решение о допуске принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 6 месяцев после проверки (л.д. 17).

Таким образом, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке формы 1 является недействительной.

Доводы представителя ответчика ФИО5 о законности порядка назначения ФИО1 на должность главы администрации района, а также письменные возражения главы МСУ ФИО6 и представителя третьего лица - заместителя главы администрации района ФИО7 о надлежащем оформлении в отношении ФИО1 допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, необоснованны и опровергаются исследованными материалами дела.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковое требование прокурора о признании незаконными действий Земского собрания Краснооктябрьского Краснооктябрьского муниципального района, выразившихся в назначении ДД.ММ.ГГГГФИО1 на должность главы администрации Краснооктябрьского муниципального района без оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежит удовлетворению.

В связи с тем, что ФИО1, находясь в должности главы администрации и фактически не имея должным образом оформленный допуск к государственной тайне, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, получал ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу в размере 15% в соответствии с распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-ДСП, что не оспаривается ответчиками и третьим лицом, то с ответчика ФИО1 подлежит взысканию в бюджет Краснооктябрьского муниципального района сумма, начисленная и выплаченная ФИО1 в качестве надбавки к должностному окладу в размере 52 470 рублей, расчет которой ответчиками, третьим лицом не оспаривается, и принимается судом, поскольку произведен в соответствии с установленными правилами расчетов и не противоречит законодательству РФ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, - ФИО1, поскольку ответчик - Земское собрание в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (НК РФ) также как и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ответчика ФИО1 подлежит взысканию в доход государства в соответствующий бюджет государственная пошлина в сумме 1774 рубля 10 копеек.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора к ФИО1, Земскому собранию Краснооктябрьского муниципального района удовлетворить в полном объеме.

Признать действия Земского собрания Краснооктябрьского Краснооктябрьского муниципального района, выразившиеся в назначении ДД.ММ.ГГГГФИО1 на должность главы администрации Краснооктябрьского муниципального района без оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, - незаконными.

Взыскать с ФИО1 в соответствующий бюджет Краснооктябрьского муниципального района начисленную и выплаченную ему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 52 470 (пятьдесят две тысячи четыреста семьдесят) рублей.

Взыскать с ФИО1 в соответствующий бюджет Краснооктябрьского муниципального района государственную пошлину в сумме 1774 (одна тысяча семьсот семьдесят четыре) рубля 10 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Сеченовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А.Муравьев

В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.А. Муравьев