Дело № 2-147/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2018 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд под председательством судьи Коротыча А.В., при секретаре судебного заседания Холодковой Д.В., с участием прокурора Кузьменко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда исковое заявление прокурора города Кисловодска в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации города-курорта Кисловодска, Управлению Архитектуры и Градостроительства администрации города-курорта Кисловодска иКоркмасовойАйшатХайбуллаевне о признании незаконными действий администрации города-курорта Кисловодска в лице управления архитектуры и градостроительства администрации г.Кисловодска по выдаче разрешения от 23.05.2017 №Ru№ на строительство объекта капитального строительства, признании недействительным и отмене разрешения от 23.05.2017 №Ru№ на строительство объекта капитального строительства «Гостиница по <адрес>»,
Установил:
Прокурор г. Кисловодска обратился в интересах неопределенного круга лиц в Кисловодский городской суд с иском к администрации города-курорта Кисловодска, Управлению архитектуры и Градостроительства администрации города-курорта Кисловодска и ФИО2 о признании незаконными действий администрации города-курорта Кисловодска в лице управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кисловодска по выдаче разрешения от 23.05.2017 №Ru№ на строительство объекта капитального строительства, признании недействительным и отмене разрешения от 23.05.2017 №Ru№ на строительство объекта капитального строительства «Гостиница по <адрес>».
Свои требования прокурор г.Кисловодска, в порядке ст. 39 ГПК РФ изменял и дополнял и в окончательной редакции сослался на следующее.
В ходе проведенной проверки по исполнению требований градостроительного законодательства УАиГ администрации города-курорта Кисловодска было установлено, что 23.05.2017 администрацией города-курорта Кисловодска в лице управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска ФИО2 выдано разрешение №Ru№ на строительство объекта капитального строительства «Гостиница по <адрес>» на земельном участке площадью 984 кв.м., площадью застройки – 607,5 кв.м., общей площадью – 4423 кв.м., строительным объемом – 15 850 куб.м., с количеством этажей – 8 ед., количеством двухместных номеров – 56, расположенного по адресу: <адрес>, со сроком действия до 23.05.2020.Земельный участок с кадастровым номером № площадью 984 кв.м. с разрешенным использованием «под гостиницу», на котором разрешено указанное строительство, находится в собственности ФИО2 на основании договора купли-продажи от 10.07.2010, о чем в ЕГРП сделана запись от 22.07.2010 №.Разрешение на строительство № выдано на основании градостроительного плана №-Ru30№ от 18.11.2016г.
Данное разрешение на строительство № выдано с нарушениями требований действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.В соответствии со ст.44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Градостроительным планом №48 в пункте 2.2.4 «Иные показатели» раздела 2.2. «Требования к назначению, параметрам, размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Назначение объекта капитального строительства» предусмотрено, что проектирование надлежит вести с учётом сложившейся застройки, в соответствии с требованиями СНиП и нормативами градостроительного проектирования, утверждёнными приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 30.12.2010 № 414.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» (далее – Указ №309) району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах» город Кисловодск признан курортом федерального значения. Земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Кисловодск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Земельный участок с кадастровым номером № располагается во 2 зоне округа горно-санитарной охраны Кисловодского месторождения минеральных вод в соответствии с Постановлением Правительства российской Федерации от 06.07.1992 №462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах».
Согласно п. 5.2.35 Нормативов №414, действовавших на день выдачи градостроительного плана, на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортных зон следует размещать санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха и туризма, учреждения и предприятия обслуживания лечащихся и отдыхающих, курортные парки и другие озелененные территории общего пользования, пляжи.
Нормы расчета санаторно-курортных и оздоровительных учреждений и комплексов учреждений отдыха и туризма (количество, вместимость и размеры земельных участков) следует принимать не менее приведенных в приложении 1, а также в приложении 15 Нормативов.
Согласно приложениям 1 и 15 к Нормативам № 414 размер земельных участков для курортных гостиниц определяется по нормативу 65-75 кв.м. на 1 место, для туристских гостиниц – 50-75 кв.м. на 1 место, для домов отдыха (пансионатов) – 140-150 кв.м. на 1 место.
Аналогичные нормы содержатся в Приложении «Ж» к СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820, действовавшему на момент утверждения градостроительного плана №48 и разрешения на строительство №53, а также в приложении 7 к СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденному Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, действующему в настоящее время.
Согласно разрешению на строительство № и проектной документации на объект «Гостиница по <адрес>», составленной ООО «Архиарт», в данной гостинице предполагается размещение 112 мест (56 двухместных номеров). Следовательно, в соответствии с градостроительным планом №48 и приложением №1 к Нормативам №414 размер земельного участка для гостиницы с таким количеством номеров должен был составлять не менее 5600 кв.м.
Площадь земельного участка с кадастровым номером №, на котором разрешено строительство гостиницы, составляет 984 кв.м., что свидетельствует о несоответствии проектной документации требованиям законодательства.
Согласно п.3.1. градостроительного плана №48 в границах земельного участка расположен объект незавершённого строительства лит.А, кад.№, подлежащий сносу.
Согласно п.13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. В соответствии с данным Положением, в проектной документации должны содержаться акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа) (п.10 Положения). В проектной документации должен содержаться также раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» (п. 24 Положения).
В нарушение данных требований законодательства в проектной документации на объект «Гостиница по <адрес>», составленной ООО «Архиарт», раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», а также акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства отсутствуют.
Таким образом, установлено, что проектная документация на объект «Гостиница по <адрес>»не соответствует требованиям законодательства и градостроительного плана № земельного участка с кадастровым номером №, а при выдаче УАиГ разрешения на строительство № указанные факты не были приняты во внимание, что повлекло его выдачу в нарушение требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Указом № 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.Постановлением № 462 определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Кисловодск.
Таким образом, особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
В соответствии со ст. 16 Закона № 26-ФЗ курорты и их земли являются особо охраняемыми территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Согласно ч. 3 ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Постановлением № 14 в соответствии с Законом о № 26-ФЗ курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300. Этим же Постановлением № 14 утверждены Положения об указанных курортах, в том числе о курорте федерального значения Кисловодск.
Согласно пункту 26 Положения о курорте федерального значения Кисловодск, утвержденного Постановлением №14 проекты на строительство и реконструкцию зданий и сооружений курорта подлежат государственной экспертизе, в том числе государственной экологической экспертизе, в установленном порядке.
Исключение Законом № 406-ФЗ курортов, лечебно-оздоровительных местностей и территории традиционного природопользования из числа особо охраняемых природных территорий, определённых в ч.2 ст.94 Земельного кодекса Российской Федерации, не освобождают застройщиков от прохождения государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, а также ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ и п. 26 Постановления № 14, выдача разрешения на строительство № уполномоченным органом - УАиГ осуществлялась при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы, в связи с чем имеется реальная опасность негативного воздействия на окружающую среду при строительстве указанного объекта.
Согласно ст.ст.28-32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ обязательно проведение государственной историко-культурной экспертизы. Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
Порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, участках лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, путем археологической разведки определяется в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, при выдаче разрешения на строительство № оценка данному обстоятельству управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Кисловодска дана не была, соответствующие документы не истребованы, разрешение на строительство выдано в отсутствие заключения историко-культурной экспертизы, а также исчерпывающих сведений о наличии либо отсутствии объектов археологического наследия на территории земельного участка.
С учётом того, что на территории города-курорта Кисловодска располагаются более 300 объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, выдача разрешения на строительство в отсутствие указанных документов противоречит требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия, а также создаёт угрозу нарушения конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям.
Таким образом, разрешение на строительство № выдано с нарушениями требований законодательства и подлежит отмене.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Исковое заявление подано прокурором, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с выявленными нарушениями законодательства, не представляется возможным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, ООО «Архиарт», Управление СК по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Кисловодска Кузьменко П.А., исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 ФИО3, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что заявление прокурора должно быть рассмотрено в порядке КАС РФ, в соответствии с требованиями которого, прокурором пропущен срок на обращение в суд, кроме того ФИО2 имеет статус предпринимателя. Ранее заявленные ходатайства поддержал и просил прекратить производство по делу по основаниям ст.220 ГПК РФ. В случае отказа в удовлетворении ходатайств о прекращении производства по делу, просил суд в иске отказать по следующим основаниям. Истец не доказал изложенные в исковом заявлении обстоятельства, что подтверждается отсутствием в материалах дела, материалов прокурорской проверки по заявлению ФИО4 Поскольку оспариваемое разрешение на строительство, проектная документация и все документы были изъяты истцом,Управление не имея материалов, не могло реализовать свое право на дачу возражений на исковое заявление, истец не выполнил требования суда о предоставлении названных документов в материалы дела и нарушил положения ч.1 ст.10 ГК РФ, в связи с чем имеются основания для отказа в иске по основаниям ч. 1 ст.10 ГК РФ. Истец изменил предмет и основание иска, в силу чего исковое заявление не подлежит удовлетворению, изменение предмета произошло при заявлении признать незаконными действия со стороны Управления по выдаче разрешения на строительство, основание изменено в виде изменения основания иска в виде требования о том что объект является исторически-культурным наследием, при этом был осуществлен выезд на объект, и сделаны истцом и судом фотографии объекта, которые сами по себе не доказывают факта того, что на фото находится объект недвижимости, являющийся памятником архитектуры, ответчик не предупреждался о выезде на объект заранее, определение судом не выносилось. Требование истца о необходимости проведения государственной экологической экспертизы является необоснованным и не доказанным, так как истцом не предоставлены доказательства, что территория по <адрес> входит в Национальный парк «Кисловодский». Иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, при этом круг лиц определен гражданкой ФИО4, доказательств того что ФИО5 является недееспособной и в ее интересах можно предъявить иск в защиту ее нарушенного права истцом не предоставлено.
Представитель УАиГ администрации города-курорта Кисловодска и администрации города-курорта Кисловодска ФИО6 с исковыми требованиями не согласилась и суду пояснила, что согласно ст.51 ГК РФ приведены основания, по которым необходимо отказывать в выдаче разрешения на строительство. Таковых оснований при выдаче разрешения на строительство ФИО2 не имелось. На момент выдачи разрешения на строительство, действовали правила землепользования застройки которые были размещены на сайте администрации г.Кисловодска известны как гражданам, так и прокурору. Однако прокурор данные правила землепользования не учитывает, руководствуется только строительными нормами и правилами, при этом не имея строительных и технических познаний. Градостроительный план ни кем не оспорен в настоящее время. В данном градостроительном плане указаны все сведения, информация о земельном участке, памятниках культуры находящихся в районе застройки, высота, площадь и т.д. В данном плане имеются прочерки, из чего следует, что нахождение рядом с памятниками культурного наследия не усматривается. Доводы прокурора не законные не обоснованы в части выдачи разрешения на строительство. Не проведя экспертизы, прокурор ссылается на то, что проектная документация сделана с нарушениями. Предположение о возможности нарушения прав неопределенного круга лиц, считает недоказанными. Весь иск построен на предположениях и ни чем не доказан.
Представители Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, ООО «Архиарт», Управления СК по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, а так же ответчица ФИО2 в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. От представителей третьих лиц, представленывозражания.
С согласия представителей сторон, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения, участвующих в деле лиц, проектную документацию, оценив доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные прокурором, подлежат по следующим основаниям.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции РФ право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Таким образом, нарушенные права могут быть восстановлены посредством реализации права на судебную защиту в конкретной процедуре.
Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав, в соответствии с подведомственностью дел определена ст. 11 ГК РФ.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, пресечение действий, нарушающих право или создающего угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, обращение прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, соответствует требованиям закона.
Согласно ст. 59 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В судебном заседании установлено, что ответчица ФИО2, на основании договора купли-продажи от 10.07.2010г., о чем в ЕГРП сделана запись от 22.07.2010 №, является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 984 кв.м. по <адрес>, с разрешенным использованием «под гостиницу» и входит во вторую зону округа санитарной (горно-санитарной) охраны города – курорта Кисловодска.
23.05.2017 администрацией города-курорта Кисловодска в лице управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска ФИО2 выдано разрешение №Ru№ на строительство объекта капитального строительства «Гостиница по <адрес> в <адрес>» на земельном участке площадью 984 кв.м., площадью застройки – 607,5 кв.м., общей площадью – 4423 кв.м., строительным объемом – 15 850 куб.м., с количеством этажей – 8 ед., количеством двухместных номеров – 56, расположенного по адресу: <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешение на строительство № выдано на основании градостроительного плана №-№ от 18.11.2016г.
В соответствии со ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Который представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.
Согласно ст.44 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на день утверждения градостроительного плана №) в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Градостроительным планом №48 в пункте 2.2.4 «Иные показатели» раздела 2.2. «Требования к назначению, параметрам, размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Назначение объекта капитального строительства» предусмотрено, что проектирование надлежит вести с учётом сложившейся застройки, в соответствии с требованиями СНиП и нормативами градостроительного проектирования, утверждёнными приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 30.12.2010 № 414.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее – Закон №26-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» (далее – Указ №309) району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах» город Кисловодск признан курортом федерального значения. Земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Кисловодск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Земельный участок с кадастровым номером № располагается во 2 зоне округа горно-санитарной охраны Кисловодского месторождения минеральных вод в соответствии с Постановлением Правительства российской Федерации от 06.07.1992 №462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах».
Согласно п. 5.2.35 Нормативов №414, действовавших на день выдачи градостроительного плана, на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортных зон следует размещать санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха и туризма, учреждения и предприятия обслуживания лечащихся и отдыхающих, курортные парки и другие озелененные территории общего пользования, пляжи.
Нормы расчета санаторно-курортных и оздоровительных учреждений и комплексов учреждений отдыха и туризма (количество, вместимость и размеры земельных участков) следует принимать не менее приведенных в приложении 1, а также в приложении 15 Нормативов.
Согласно приложениям 1 и 15 к Нормативам № 414 размер земельных участков для курортных гостиниц определяется по нормативу 65-75 кв.м. на 1 место, для туристских гостиниц – 50-75 кв.м. на 1 место, для домов отдыха (пансионатов) – 140-150 кв.м. на 1 место.
Аналогичные нормы содержатся в Приложении «Ж» к СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820, действовавшему на момент утверждения градостроительного плана №48 и разрешения на строительство №, а также в приложении 7 к СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденному Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, действующему в настоящее время.
Согласно разрешению на строительство № и проектной документации на объект «Гостиница по <адрес>», составленной ООО «Архиарт», в данной гостинице предполагается размещение 112 мест (56 двухместных номеров). Следовательно, в соответствии с градостроительным планом №48 и приложением №1 к Нормативам №414 размер земельного участка для гостиницы с таким количеством номеров должен был составлять не менее 5600 кв.м.
Площадь земельного участка с кадастровым номером №, на котором разрешено строительство гостиницы, составляет 984 кв.м., то есть в 5,6 раз менее необходимого размера, что свидетельствует о несоответствии проектной документации требованиям законодательства.
Согласно п.3.1. градостроительного плана №48 в границах земельного участка расположен объект незавершённого строительства лит.А, кад.№2774, подлежащий сносу.
Согласно п.13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. В соответствии с данным Положением, в проектной документации должны содержаться акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа) (п.10 Положения). В проектной документации должен содержаться также раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» (п. 24 Положения).
В нарушение данных требований законодательства в проектной документации на объект «Гостиница по <адрес>», составленной ООО «Архиарт», раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», а также акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что проектная документация на объект «Гостиница по <адрес>»не соответствует требованиям законодательства и градостроительного плана № 48 земельного участка с кадастровым номером №, а при выдаче УАиГ разрешения на строительство № указанные факты не были приняты во внимание, что повлекло его выдачу в нарушение требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Указом № 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением № 462 определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Кисловодск.
Таким образом, особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
В соответствии со ст. 16 Закона № 26-ФЗ курорты и их земли являются особо охраняемыми территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Постановлением № 14 в соответствии с Законом о № 26-ФЗ курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300. Этим же Постановлением № 14 утверждены Положения об указанных курортах, в том числе о курорте федерального значения Кисловодск.
Согласно пункту 26 Положения о курорте федерального значения Кисловодск, утвержденного Постановлением №14 проекты на строительство и реконструкцию зданий и сооружений курорта подлежат государственной экспертизе, в том числе государственной экологической экспертизе, в установленном порядке.
Исключение Законом № 406-ФЗ курортов, лечебно-оздоровительных местностей и территории традиционного природопользования из числа особо охраняемых природных территорий, определённых в ч.2 ст.94 Земельного кодекса Российской Федерации, не освобождают застройщиков от прохождения государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, а также ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ и п. 26 Постановления № 14 выдача разрешения на строительство №53 уполномоченным органом - УАиГ осуществлялась при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы, в связи с чем имеется реальная опасность негативного воздействия на окружающую среду при строительстве указанного объекта.
Согласно ст.ст.28-32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда, либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ обязательно проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
Порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, участках лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, путем археологической разведки определяется в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, при выдаче разрешения на строительство № оценка данному обстоятельству управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Кисловодска дана не была, соответствующие документы не истребованы, разрешение на строительство выдано в отсутствие заключения историко-культурной экспертизы, а также исчерпывающих ведений о наличии либо отсутствии объектов археологического наследия на территории земельного участка.
Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что данное дело подлежит прекращению, поскольку должно рассматриваться в порядке КАС РФ не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, чтои не оспаривается сторонами, что на земельном участке с кадастровым номером 26:34:020204:10 имеется объект капитального строительства, что свидетельствует о наличии спора о праве. Наличие объекта капитального строительства, подтверждено и выездным судебным заседанием.
По смыслу ч.4 ст.1 КАС РФ и ч.1 ст.22 ГПК РФ, а так же с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, (ст.8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ (пункт 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Таким образом, ходатайства представителя ответчика о прекращении производства по делу, не основано на законе.
Так же необоснованно ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку ответчица ФИО2 является индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В силу ст. 28 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Для отнесения гражданского дела к компетенции арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, т.е. спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вместе с тем, данный спор не носит экономический характер, направлен на приведение разрешительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства и в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 и ст. 24 ГПК РФ подведомственен суду общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора г. Кисловодска законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора города-курорта Кисловодска в защиту прав и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации города-курорта Кисловодска в лице управления архитектуры и градостроительства администрации города по выдаче КоркмасовойАйшатХайбуллаевне разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство объекта капитального строительства «Гостиница по <адрес>».
Признать недействительным и отменить разрешение от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство объекта капитального строительства «Гостиница по <адрес>», выданное КоркмасовойАйшатХайбуллаевне.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца, через Кисловодский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 мая 2018 года.
Судья А.В. Коротыч