ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/18 от 25.01.2018 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-147/2018 25 января 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе:

председательствующего судьи Поповой Т.В.,

при секретаре Махневой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указала, что 06.03.2017 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. В ее назначении было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы. При этом из специального стажа исключен период ее работы в ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» в должности старшего мастера пункта серебросодержащих отходов с 08.07.1999 по 04.05.2010. Считает его исключение необоснованным. В спорный период она работала в подразделении учреждения, где производилось получение серебра из серебросодержащих отходов путем электролиза из растворов солей и щелочей. Должность мастера, старшего мастера поименована Списком № 1 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а именно позицией 1071400б-23187. За работу во вредных условиях труда ей была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, оплачивался дополнительный отпуск, производилась доплата за вредность, выдавалось молоко. Просит признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, включить вышеуказанный период в ее специальный стаж, признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.03.2017.

В ходе рассмотрения дела истец увеличила размер исковых требований: просит также обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды работы с 01.11.1996 по 31.12.1996 и с 04.01.1997 по 09.03.1997, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с 03.05.1996 по 31.10.1996.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что пункт серебросодержащих отходов являлся структурным подразделением ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» и занимался обработкой серебросодержащих отходов с получением серебра, а также сбором рентгеновской пленки. Его деятельность, а соответственно ее работа заключались в следующем: после изготовления рентгеновского или флюорографического снимка пленку проявляли в фиксаже. В пункт поступали фиксаж и промывная вода из всех лечебно-профилактических учреждений Архангельской области. Фиксаж и промывная вода – это раствор солей и щелочей. Отработанный фиксаж и промывная вода в канистрах поступали в пункт серебросодержащих отходов, где при помощи электролизной установки из полученного вещества выделялось серебро. Электролизной установкой был аппарат «Ладога». Полученное серебро отправлялось на Щелковский завод вторичных драгоценных металлов. С появлением цифровой техники необходимость в переработке фиксажа и промывной воды отпала. Вредность работы заключалась в наличии опасных веществ (аммиака, сернистого газа) в воздухе рабочей зоны. Кроме того, работа с серебром и его неорганическими соединениями считается вредной. В период с 03.05.1996 по 31.10.1996 она состояла на учете в службе занятости, но как участник общественных работ работала на доставке газет в Архангельской телевизионной компании. В периоды с 01.11.1996 по 31.12.1996 и с 04.01.1997 по 09.03.1997 на учете в службе занятости она не состояла, но в данные периоды работала также в Архангельской телевизионной компании, осуществляла работу, аналогичную работе в период с 03.05.1996 по 31.10.1996. Указала, что с Архангельской телевизионной компанией она заключала соответствующие договоры, за спорные периоды ей выплачена заработная плата. Работу по условиям договоров осуществляла только по субботам. Просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что истец 06.03.2017 обратилась за назначением пенсии, в чем ей было отказано по причине отсутствия специального стажа работы, указанный стаж на момент обращения установлен не был. Из специального стажа исключен спорный период работы истца с 08.07.1999 по 04.05.2010. Считает, оснований для включения данного периода в специальный стаж истца не имеется, поскольку доказательств работы во вредных условиях труда полный рабочий день стороной истца не представлено. Ссылку истца на то обстоятельство, что ее должность поименована Списком № 1 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а именно позицией 1071400б-23187, считает несостоятельной, поскольку работа в должности, указанной в данной позиции, должна осуществляться на предприятиях металлургического производства. ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» к таким предприятиям не относится. Справку, уточняющую особый характер работы, за спорный период истец представила, однако данная справка противоречит сведениям персонифицированного учета, в котором отсутствует код льготной работы. Период с 03.05.1996 по 31.10.1996 включен только в страховой стаж, периоды с 01.11.1996 по 31.12.1996 и с 04.01.1997 по 09.03.1997 исключены из страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Полагает, оснований для их включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется, поскольку доказательств факта работы полный рабочий день в данные периоды не представлено, за периоды с 01.11.1996 по 31.12.1996 и с 04.01.1997 по 09.03.1997 отсутствуют отметки в договорах об их исполнении и доказательства уплаты страховых взносов. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями истца согласилась, пояснив, что в спорный период работы с 08.07.1999 по 04.05.2010 истец работала во вредных условиях труда, ее должность поименована Списком № 1 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а именно позицией 1071400б-23187. Код льготной работы в персонифицированном учете не указывался, так как пенсионным органом в письме от 04.07.2008 было разъяснено, что занимаемая истцом должность не является вредной. Однако отсутствие кода льготной работы не свидетельствует об отсутствии факта работы истца во вредных условиях труда. Представленные диспансером документы свидетельствуют о работе истца во вредных условиях. Считает, то обстоятельство, что диспансер не относится к предприятиям металлургического производства, не имеет значения. В Списке № 1 не указано, где мастер, занятый на получении металла электролитическим способом в растворах солей или щелочей, должен осуществлять свои обязанности – на предприятии, в лаборатории или цехе. Просит удовлетворить заявленные требования.

Заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, журнал учета отправки серебросодержащих отходов, журнал первичной обработки таких отходов, журнал учета драгоценных металлов в виде лома и отходов, суд приходит к следующему.

Из материалов отказного пенсионного дела истца следует, что она 06.03.2017 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В ее назначении было отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», который на момент обращения установлен не был, страховой стаж с учетом корректировки составил более 20 лет, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с учетом корректировки - 18 лет 06 месяцев 13 дней.

Порядок исчисления и назначения пенсии с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 8 указанного закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Ранее достижения возраста, установленного статьей 8, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (п.1 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Из трудовой книжки истца следует, что она в период с 19.08.1998 по 04.05.2010 работала в ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер», при этом в период с 19.08.1998 по 07.07.1999 работала лаборантом химического анализа центрального пункта – лаборатории по сбору и первичной обработке серебросодержащих отходов, в период с 08.07.1999 по 04.05.2010 – старшим мастером пункта серебросодержащих отходов.

Как указывает истец, занимаемая ею должность в период с 08.07.1999 по 04.05.2010 поименована Списком № 1 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а именно позицией 1071400б-23187.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

В соответствии с позицией 1071400б-23187 подраздела 1071400 раздела VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется руководителям и специалистам – мастерам и старшим мастерам, занятым на получении металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей.

Исходя из указанного Списка, а также разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, применяются вне зависимости от ведомственного подчинения предприятий и учреждений, где работали или работают обратившиеся за пенсией рабочие и служащие, профессии или должности которых поименованы в этих списках по соответствующим производствам и цехам.

В тех случаях, когда в Списке N 1 указаны не только производства, но и определенные цехи, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и инженерно-технические работники (по профессиям и должностям), занятые в этих структурных подразделениях. Работники лабораторий предприятий, а также отделов и лабораторий научно - исследовательских, конструкторских и опытно - конструкторских организаций, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда только в тех случаях, когда эти лаборатории и организации прямо указаны в Списках.

Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, применение которых допускается и в настоящее время, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, исходя из указанного, позиции 1071400б-23187 подраздела 1071400 раздела VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» Списка №1 в качестве оснований для досрочного назначения пенсии требуется совокупность условий, а именно работа в должности мастера или старшего мастера, занятость полный рабочий день в получении металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей и занятость на предприятиях металлургического производства (цветные металлы). При этом указанная позиция, подраздел и раздел возможности назначения досрочной пенсии мастерам и старшим мастерам, занятым в получении металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей, работающим в лаборатории, цехе какого-либо предприятия не предусматривают.

Кроме того, следует учитывать, что в разделе VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» подразделе 1071400 «12. Получение металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей» поименованы не только мастера и старшие мастера, но и перечень рабочих, пользующихся правом на досрочное назначение пенсии, т.е. получение металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей производится не одним лишь мастером/старшим мастером, а совокупностью рабочих различных специальностей. Иными словами, процесс получения металла таким способом – это результат работы мастеров и рабочих различных специальностей, в связи с чем при отсутствии на производстве рабочих иных специальностей, поименованных в подразделе 1071400 «12. Получение металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей», считать мастера/старшего мастера, работающим на производстве по получению металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей, т.е. занятым на работах по профессии, поименованной в позиции 1071400б-23187 подраздела 1071400б раздела VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» Списка №1, оснований не имеется.

Как указывает истец, она в спорный период работала в должности старшего мастера и полный рабочий день была занята в получении металла – серебра электролитическим способом в растворах солей и щелочей.

Согласно Уставу ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер», данное учреждение является учреждением здравоохранения. Основными видами его деятельности являлись, в том числе, оказание квалифицированной и специализированной стационарной и поликлинической помощи населению Архангельской области. С августа 1998 года одним из видов его деятельности также являлось осуществление сбора серебросодержащих отходов и лома драгметаллов от лечебно-профилактических учреждений, находящихся в Архангельской области, дальнейшая первичная обработка и сдача их на соответствующий завод.

Учреждению 08.12.1998 выдано регистрационное удостоверение как юридическому лицу, осуществляющему операции с драгоценными металлами: сбор серебросодержащих отходов и лома драгоценных металлов от лечебно-профилактических учреждений, первичная обработка с последующей сдачей на специализированные перерабатывающие предприятия.

В составе учреждения, как следует из штатных расписаний за 2001-2010 годы, имелось структурное подразделение – пункт – лаборатория по сбору и первичной обработке серебросодержащих отходов, основными задачами которого, согласно положению о пункте, являлись: осуществление сбора серебросодержащих отходов от лечебно-профилактических учреждений, находящихся в Архангельской области, первичная их обработка, проведение лабораторных химических анализов на содержание серебра в принятых отходах, ведение учета сдачи серебра, сдача серебросодержащих отходов на соответствующий завод и пр. При этом в штатных расписаниях данного пункта не имелось ни одной из тех видов рабочих специальностей, которые перечислены в разделе VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» подразделе 1071400 «12. Получение металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей».

Представленными журналами учета отправки серебросодержащих отходов, первичной обработки таких отходов, учета драгоценных металлов в виде лома и отходов, актом от 31.08.2001 подтверждается, что учреждением фактически осуществлялись сбор серебросодержащих отходов от лечебно-профилактических учреждений, первичная обработка с последующей сдачей на соответствующий завод.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, вышеуказанный вид деятельности относится к деятельности по обработке вторичного сырья и не относится к металлургическому производству. Так, согласно данному классификатору, металлургическое производство включает производство драгоценных металлов, а именно производство и очистку катаного и некатаного драгоценного металла: золота, серебра, платины и т.д. из руды и отходов; производство сплавов драгоценных металлов; производство полуфабрикатов драгоценных металлов; производство серебра, накатанного на металлическую основу;

покрытие золота, серебра или основных металлов платиной или металлами. В свою очередь, извлечение металлов из фотографических отходов отнесено к деятельности по обработке вторичного сырья.

Учитывая вышеизложенное, то обстоятельство, что ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» к предприятиям металлургического производства не относится, оснований полагать, что истец была занята на работах по профессии, поименованной в позиции 1071400б-23187 подраздела 1071400б раздела VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» Списка №1, у суда не имеется.

Как следует из Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Таким образом, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами.

Истцу работодателем ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» выдана справка, уточняющая особый характер работы, подтверждающая факт работы истца в спорный период в должности, поименованной позицией 1071400б-23187 подраздела 1071400б раздела VII «Металлургическое производство «цветные металлы)» Списка №1.

Однако, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что справка, уточняющая особый характер работы, выдана ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» без законных к тому оснований.

Более того, данная справка противоречит сведениям персонифицированного учета.

В силу ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ (ст.15), работодатель обязан предоставлять на каждого работающего периоды трудовой и иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения пенсии, а также стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

25.03.1999 истец была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования. Периоды работы истца после ее регистрации в качестве застрахованного сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждены. Так, из выписки из лицевого счета застрахованного лица ФИО1 следует, что работодатель сведения о наличии у истца особых условий труда, дающих право на досрочную страховую пенсию, не сдавал ни за один год работы истца в вышеуказанной должности. Указанное свидетельствует о том, что работодатель истца за спорный период не подтвердил факт льготной работы истца.

Доводы представителя работодателя истца о том, что код льготной работы не сдавался по указанию пенсионного органа, судом во внимание не принимаются, поскольку, согласившись с рекомендациями пенсионного органа, работодатель, по сути, признал отсутствие факта работы истца в спорный период во вредных условиях труда.

Работодатель обязан выдавать справки, уточняющие особый характер работы, и сдавать сведения в персонифицированный учет в строгом соответствии с фактическими условиями труда. В противном случае грубо нарушаются положения вышеуказанных законов. Кроме того, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации и пенсионным законодательством права гражданина на назначение пенсий, поскольку периоды работы после регистрации в персонифицированном учете пенсионным органом оцениваются только по сведениям данного учета.

То обстоятельство, что истцу производилась доплата за вредность, выдавались спецодежда, молоко, была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставлялись дополнительные дни к отпуску, само по себе не свидетельствует о работе истца в должности, поименованной позицией 1071400б-23187 подраздела 1071400б раздела VII «Металлургическое производство «цветные металлы)» Списка №1. Выплачивая доплату за вредность, выдавая молоко и спецодежду, предоставляя дополнительные дни к отпуску, работодатель исполнял положения действующего трудового законодательства, коллективного договора, что не связано с правом на льготное пенсионное обеспечение.

При этом пояснения специалиста ФИО4 о том, что в случае проведения аттестации рабочего места истца, условия ее труда были бы признаны вредными, судом во внимание не могут быть приняты, поскольку данные пояснения основаны на предположениях, а также должностной инструкции старшего мастера, тех обстоятельствах, что истцу была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставлялись дополнительные дни к отпуску, выдавалось молоко, в серебросодержащих отходах содержатся вредные вещества – аммиак, сернистый газ, работа осуществлялась при высокой температуре воздуха в рабочей зоне. Как указано выше, доплата за вредность, выдача молока и спецодежды, предоставление дополнительных дней к отпуску не связаны с правом на льготное пенсионное обеспечение, а наличие в рабочей зоне вредных веществ - безусловным основанием для признания той или иной работы работой во вредных условиях труда, в условиях труда, поименованных в позиции 1071400б-23187 подраздела 1071400б раздела VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» Списка №1. Более того, данная позиция Списка № 1 не связывает назначение досрочной пенсии по старости с наличием/отсутствием в воздухе рабочей зоны вредных веществ.

Ссылка представителя работодателя на то, что в Списке № 1 не указано, где мастер, занятый на получении металла электролитическим способом в растворах солей или щелочей, должен осуществлять свои обязанности – на предприятии, в лаборатории или цехе, является не основанной на положениях пенсионного законодательства. Как указано в разъяснениях Минтруда РФ от 22.05.1996 №5, работники лабораторий предприятий пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда только в тех случаях, когда эти лаборатории прямо указаны в Списках. В разделе VII «Металлургическое производство «цветные металлы)» Списка №1 не указано на возможность назначения досрочной пенсии старшим мастерам, занятым в получении металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей, работающим в лаборатории, в частности – пункте серебросодержащих отходов.

Как указано выше, истец в спорный период работала в учреждении здравоохранения.

В Списке № 1 имеется раздел XIX «Учреждения здравоохранения».

Однако в данном разделе старшие мастера, занятые на получении металла, не поименованы.

При таких обстоятельствах оснований для включения в специальный стаж истца по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы в ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» с 08.07.1999 по 04.05.2010 не имеется.

Истец также оспаривает как необоснованно исключенные из страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды работы с 01.11.1996 по 31.12.1996 и с 04.01.1997 по 09.03.1997, из стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - период с 03.05.1996 по 31.10.1996. В указанные периоды, как следует пояснений истца, она работала в Архангельской телевизионной компании на доставке газет.

Согласно материалам отказного пенсионного дела, в период с 20.07.1995 по 19.07.1996 истец состояла на учете в центре занятости. Вместе с тем, 03.05.1996 заключила срочный трудовой договор с Архангельской телевизионной компанией, по условиям которого взяла на себя обязательство каждую субботу доставлять еженедельник «Газета АТК» во все квартиры обслуживаемого участка. Заработная плата выплачивалась из расчета 20 рублей за доставку каждого экземпляра. 01.11.1996 между истцом и Архангельской телевизионной компанией заключен договор подряда, аналогичный срочному трудовому договору от 03.05.1996. Срок договора определен как с 01.11.1996 по 31.12.1996. Аналогичный договор подряда заключался между теми же сторонами 04.01.1997. Срок договора не определен.

Таким образом, и это не оспаривалось истцом в судебном заседании, обязательства по вышеуказанным договорам ею исполнялись каждую субботу.

Согласно п. 13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Аналогичные положения содержались и в п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555.

Таким образом, включению в страховой стаж подлежит период работы по гражданско-правовому договору при условии уплаты обязательных платежей.

Согласно представленной копии лицевого счета, за период с 01.11.1996 по 31.12.1996 истцу выплачена заработная плата, с которой уплачены страховые взносы, в связи с чем данный период подлежит включению в ее страховой стаж.

Сведений о выплате истцу за период с 04.01.1997 по 09.03.1997 заработной платы и уплаты с нее обязательных платежей в материалах дела не имеется.

Как указано выше, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, а стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, является одним из видов специального стажа, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Истец осуществляла обязанности по договорам в спорные периоды только по субботам, т.е. работала неполный рабочий день и неполную рабочую неделю, что является неполным рабочим временем.

Учитывая отсутствие сведений о выплате заработной платы за период с 04.01.1997 по 09.03.1997, об уплате обязательных платежей за данный период, а также то обстоятельство, что в периоды с 01.11.1996 по 31.12.1996, с 04.01.1997 по 09.03.1997, с 03.05.1996 по 31.10.1996 истец постоянно не работала полный рабочий день, с учетом положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, оснований для их включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется, как не имеется и оснований для включения периода с 04.01.1997 по 09.03.1997 в страховой стаж.

Для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» женщине, достигшей возраста 45 лет, необходимо иметь не менее 07 лет 06 месяцев специального стажа, 20 лет страхового стажа.

У истца необходимое количество специального стажа работы отсутствует.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что необходимого специального стажа работы истец не имеет, решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости является законным.

При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, в удовлетворении ее требований о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 22.09.2017, включении в специальный стаж периода работы с 08.07.1999 по 04.05.2010, в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода работы с 04.01.1997 по 09.03.1997, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периодов работы с 03.05.1996 по 31.10.1996 и с 01.11.1996 по 31.12.1996, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 06.03.2017 надлежит отказать.

Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, которые в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное)

включить в страховой стаж ФИО1 период работы с 01.11.1996 по 31.12.1996.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии от 22.09.2017 незаконным, включении в стаж специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 08.07.1999 по 04.05.2010, в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода работы с 04.01.1997 по 09.03.1997, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периодов работы с 03.05.1996 по 31.10.1996, с 01.11.1996 по 31.12.1996, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.03.2017 отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонного) в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Попова