Дело № 2-147/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кириллов 30 октября 2018 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Макаровой В.А.,
при секретаре Поповой В.Ю.,
с участием представителя ответчика и представителя третьего лица ФИО1,
представителя третьих лиц ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области, комитету по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о признании договора аренды недействительным и применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области, в котором просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№-АФФ; применить последствия недействительности сделки в виде признания прекращенным обременения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать ответчика возвратить ему оплаченную арендную плату по договору №-АФФ от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 136440 рублей, взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 25000 рублей и сумму оплаченной госпошлины.
В обоснование заявленных требований указал, что между ним и Администрацией сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды №-АФФ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- для индивидуального жилищного строительства, со сроком аренды-20 лет с момента подписания протокола о результатах торгов. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ. В договоре указано, что земельный участок полностью входит в Зону «Зона с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север» на землях населенного пункта. Участвуя в аукционе на право аренды земельного участка и заключая по итогам аукциона договор аренды земельного участка он исходил из установленного в отношении участка разрешенного использования, а также условий договора- для индивидуального жилищного строительства, т.е. имел намерение осуществить на нем возведение жилого дома. По его заявлению был подготовлен градостроительный план земельного участка, за разрешением на строительство было рекомендовано обратиться в Минприроды России. Письмом №-ОГ от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения отказано, по причине отсутствия согласования конкретного вида разрешенного использования данного земельного участка федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Полагает, что являясь арендатором земельного участка, он лишен возможности реализации своих прав, исходя из разрешенного использования. Арендодатель обязан был предупредить обо всех правах третьих лиц на сдаваемый в аренду земельный участок. Кроме того, считает, что поскольку конкретный вид разрешенного использования в отношении земельных участков, расположенных в границах национальных парков устанавливается Минприроды России, то у Администрации поселения отсутствовали полномочия по заключению договора аренды. С учетом указанных обстоятельств и невозможности использования земельного участка по целевому назначению, считает, что заключенный договор подлежит признанию недействительным (ничтожным) с применением последствий его ничтожности путем признания прекращенным обременения земельного участка в виде аренды истца, а также возвратом уплаченной арендной платы.
По ходатайству истца в качестве соответчика по данному делу привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Представитель истца Пак ДА направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя. Заявленные требования поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика–администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области ФИО1 заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что спорный земельный участок сформирован в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, который является единственным правовым актом, содержащим нормы по распоряжению земельными участками. В государственном кадастре недвижимости уже содержатся сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка- для индивидуального жилищного строительства, что не противоречит ни категории земельного участка –земли населенных пунктов, ни Положению о национальном парке «Русский Север». Кроме того, зона, в которой расположен спорный земельный участок, вид его разрешенного использования установлены в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Ферапонтовское, который является нормативным правовым актом, распространяющим свое действие на всю территорию поселения. Нахождение земельного участка истца в составе земель населенных пунктов, на которые распространяется зона с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север» не свидетельствует о том, что он автоматически относится к федеральной собственности, а лишь указывает на возможность установления в отношении этого участка особого правового режима, предусматривающего определенные ограничения в его использовании и обороте. Администрация поселения получателем денежных средств по договору аренды не являлась, в связи с чем не может выступать ответчиком по требованию о возврате денежных средств в размере 136440 рублей. Также ФИО3 не представлено каких-либо доказательств обжалования отказа Минприроды в получении разрешения на строительство, в связи с чем считает, что истцом не были приняты достаточные меры, направленные на защиту своих прав.
Представитель ответчика- Комитет по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района в судебное заседание не явился, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором заявленные исковые требования не признали, просили отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Также указали, что истец был уведомлен о том, что земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север». Нормы действующего законодательства не запрещают строительство жилых домов в указанной зоне, а отказ Минприроды России в выдаче разрешения на строительство истец не обжаловал в связи с чем полагают, что ФИО3 не представлено доказательств того, что указанный отказ является надлежащим доказательством невозможности использования земельного участка.
Представитель третьего лица- администрации Кирилловского муниципального района ФИО1 поддержала позицию ответчиков по заявленному иску. Просила в удовлетворении требований истцу отказать.
Представитель третьих лиц – ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» и Минприроды России ФИО2 в судебном заседании требования истца считает законными и обоснованными, указав, что у администрации сельского поселения Ферапонтовское отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, так как данный земельный участок полностью входит в зону с особыми условиями использования территории- Национальный парк «Русский Север» и является федеральной собственностью. Применительно к землям особо охраняемых природных территорий разграничение государственной собственности между публично-правовыми образованиями осуществлено на законодательном уровне и представляет собой нормативный механизм, в соответствии с которым земли национальных парков признаются федеральной собственностью в силу закона. В соответствии с Земельным кодексом РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет Российская Федерация. Органам местного самоуправления не предоставлено право распоряжаться землями, относящимися к федеральной собственности. Договор аренды №- АФФ от ДД.ММ.ГГГГ. является ничтожной сделкой, поскольку заключен с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель третьего лица– территориального управления Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. Также указали, что спорный земельный участок находится в границах национального парка «Русский Север» и является федеральной собственностью, изъят из оборота и его предоставление для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, действующим законодательством не предусмотрено в силу закона. Администрация не располагала полномочиями по распоряжению данным земельным участком.
Представитель третьего лица- Министерства экономического развития Российской Федерации судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в отсутствии представителя. В направленном отзыве просят в удовлетворении требований истцу отказать, указав, что органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, расположенными в границах национальных парков и не предоставленными федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальным парком, государственная собственность на которые не разграничена. Считают недоказанным факт отсутствия у администрации права на распоряжение спорным земельным участком.
Представитель третьего лица- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. В отзыве на исковое заявлении указали, что в ЕГРН зарегистрировано право ограничения в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером №, арендатор ФИО3 Представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям Закона о регистрации недвижимости, договор аренды спорного земельного участка являлся юридически действительным и оснований для отказа в регистрации у государственного регистратора не имелось.
Представители третьих лиц- Министерства культуры Российской Федерации и Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителей. В отзывах на исковое заявление указали, что земельный участок с кадастровым номером № находится в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ферапонтова монастыря….», включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ферапонтова монастыря…»,а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. В соответствии с данным приказом на земельном участке с кадастровым номером № как расположенного в границах охранной зоны Ансамбля наряду с прочими ограничениями запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление историко-градостроительной среды «Ансамбля Ферапонтова монастыря». При осуществлении нового строительства либо реконструкции объектов недвижимости на территории объекта всемирного наследия либо его буферных зон необходимо представление на рассмотрение в Центр всемирного наследия проектной документации с приложением подробной оценки воздействия нового проекта на объект всемирного наследия, подготовленной в соответствии с Руководством по оценке воздействия на объекты всемирного культурного наследия, до начала проведения таких работ.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды №-АФФ земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, на срок двадцать лет с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.
Данный земельный участок передан арендатору, договор зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. разработана и согласована в установленном порядке схема планировочной организации земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №(л.д.13-17).
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Минприроды России с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-ОГ в выдаче разрешения на строительствоотказано со ссылкой на отсутствие согласования с Минприроды России на использование спорного земельного участка.
Из материалов дела следует, что национальный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс.га создан постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.
Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о национальном парке «Русский Север». В соответствии с названным Положением национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области; общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает Учреждение.
В силу требований статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом, наложение земель одной категории на земли других категорий не допускается.
Понятие земель населенных пунктов содержится в статье 83 Земельного Кодекса РФ, согласно которой землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.
Согласно статье 94 этого же Кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли особо охраняемых природных территорий.
В силу статьи 95 Земельного кодекса РФ и статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли национальных парков.
Исходя из п.п.1,2 ст.12 названного Закона территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и являются федеральной собственностью.
Согласно статьи 16 того же Закона предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм следует, что к землям национальных парков как разновидности земель особо охраняемых природных территорий относятся земли, обладающие следующими признаками: входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов; имеют особо ценное значение; решениями уполномоченных органов изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; в отношении этих земель установлен особый правовой режим; предоставлены национальным паркам, являющимся федеральными учреждениями, в порядке, установленном законодательством.
Исходя из договора аренды, земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером № относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в отношении земельного участка установлены ограничения (обременения): земельный участок полностью входит в Зону: «Зона с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север». (л.д.6) Разрешенное использование земельного участка установлено схемой территориального планирования Кирилловского муниципального района Вологодской области, согласованной с Минприроды РФ, что подтверждается сводным заключением на проект изменений в схему территориального планирования.
В соответствии с положениями ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Кроме того, спорный земельный участок в установленном порядке из хозяйственного использования не изъят, в обороте не ограничен и не предоставлен ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Вологодской области в ЕГРН право собственности Российской Федерации и право постоянного бессрочного пользования ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» зарегистрировано в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 774746260, расположенного по адресу: национальный парк «Русский Север», Шалго-Бодуновское, Коварзинское, Ферапонтовское, Горицкое, Ниловицкое лесничества, лесные кварталы 167-173,176-222; 2-5,7-8, 11-43, 46-63, 66-83, 90-112, 119-124, 129, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов.
Сведения в ЕГРН об иных земельных участках, предоставленных ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве, отсутствуют, в связи с чем распоряжение иными земельными участками, расположенными в границах национального парка, но не предоставленными ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», осуществляются в общем порядке, то есть органами местного самоуправления.
При этом, суд также учитывает, что национальный парк «Русский Север» создан ДД.ММ.ГГГГ путем включения земель различных пользователей, в том числе земель совхоза «Родина» - 19,3 тыс.га, но на момент создания национального парка земли, занятые сельскими населенными пунктами были изъяты из землепользования совхоза «Родина» и переданы в ведение Ферапонтовского сельского совета Кирилловского района, что следует из решения Ферапонтовского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в соответствии с положениями Основ законодательства ССР и союзных республик о земле от ДД.ММ.ГГГГ№, Земельного кодекса РСФСР 1991 года спорный земельный участок был отнесен к категории земель – «земли населенных пунктов» задолго до создания национального парка. Решений о передаче земель населенных пунктов, в том числе с. Ферапонтово, на каком-либо праве ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», а также изменении их категории не принималось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, а Администрация сельского поселения Ферапонтовское была не вправе распоряжаться им и заключать договор аренды земельного участка, и, следовательно, признавать недействительным и применять последствия недействительности сделки.
Доводы ФИО3 о необходимости отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании приведенных выше положений земельного законодательства.
Также суд считает, что отказ Минприроды России в выдаче истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома также не является основанием для признания договора аренды недействительным, так как его законность в установленном порядке ФИО3 не оспаривалась.Согласно условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 как Арендатор, вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному согласию сторон и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области, Комитету по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А.Макарова.
Копия верна:
Судья В.А.Макарова