ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/2013 от 21.01.2013 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

  Дело № 2-147/2013

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 января 2013 года г. Димитровград

 Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

 при секретаре Власовой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району о сохранении льгот,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району о понуждении к сохранению льгот как ветерану труда, в обоснование своих исковых требований указав, что с **.1*.19** состояла в браке с Н**. Супруг являлся военнослужащим, принимал участие в боевых действиях в Венгрии в составе в/ч ** с **.**.1954 по **.**.1957. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» Н** относится к категории ветеранов ВОВ. **.**.200* Н** умер. Она, истица, является вдовой участника войны, и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», как вдова участника войны, имеет право на льготы. Одновременно она является ветераном труда. В связи с выдачей ей удостоверения вдовы участника войны ей отменили льготы как ветерану труда, а именно, она лишилась права бесплатного проезда из г. Димитровграда в г. Ульяновск и обратно. Считает, что её права нарушены, в связи с чем, просила обязать Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району сохранить ей льготы как ветерану труда, а именно, сохранить бесплатный проезд на автобусе из г. Димитровграда в г. Ульяновск и обратно.

 В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что сначала ей был присвоен статус ветерана труда, а затем, после смерти супруга – статус вдовы участника войны. Имея статус ветерана труда, она имела льготу по возмещению стоимости единого проездного билета, который приобретала за свои денежные средства, а ответчик ей ежемесячно перечислял его стоимость. Когда она получила удостоверение вдовы участника войны и стала получать ЕДВ, то ответчик прекратил выплату стоимости проездного билета.

 Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Исковые требования ФИО1 не признает, поясняет, что с 01.01.2005 ФИО1 пользовалась льготами, предусмотренными Законом Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области», получала ежемесячные денежные выплаты за услуги связи, проезд в транспорте. С сентября 2011 ФИО1 перестала пользоваться указанными льготами в связи с принадлежностью к категории федеральных льготников, получив удостоверение вдовы участника войны, соответственно, стала пользоваться льготами, предусмотренными Федеральным законом «О ветеранах», ст. 21.

 Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, обозрев карточку учета социальных выплат ФИО1, дело ЕДВ, суд приходит к следующему.

 Судом установлено, что истец ФИО1 является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серия Т-I № ***, выданным **.**.2011 Управлением Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району, удостоверение выдано взамен прежнего № *** от **.**.1996.

 Кроме того, с 21.04.2011 ФИО1 имеет статус вдовы погибшего военнослужащего, удостоверение Серия В № *** от **.**.2012, выдано взамен прежнего № *** от ****.2011, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

 Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 4 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 « 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» лицам, имеющим звание «Ветеран труда» установлен перечень мер государственной социальной поддержки, в том числе, ежемесячная выплата в размере стоимости социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пригородном и междугородном сообщении в пределах территории Ульяновской области.

 В силу ст. 5.1 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-ЗО лица, являющиеся ветеранами труда, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, размер которой этой категории граждан установлен в 410 руб.

 По делу установлено, что ответчик Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району предоставлял ФИО1 такую меру государственной социальной поддержки, как ежемесячная оплата стоимости социального проездного билета. Распоряжением ответчика от 26.09.2011 выплата компенсации за проезд ФИО1 прекращена с 01.10.2011 в связи с принадлежностью к категории федеральных льготников с сентября 2011 года.

 Судом также установлено, что в связи с присвоением ФИО1 статуса вдовы участника ВОВ она 05.09.2011 обратилась в управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе от 07.09.2011 ФИО1 на основании Федерального закона «О ветеранах» назначена ежемесячная денежная выплата как члену семьи умершего участника ВОВ, которую она получает по настоящее время, размер ЕДВ с 01.01.2013 составляет 1*, ** руб.

 Согласно ч.4 ст. 6.1 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-ЗО предусмотренные настоящим Законом меры государственной социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретению топлива оказываются гражданам при отсутствии у них права на получение аналогичных мер социальной поддержки в том же или большем объеме в соответствии с федеральным законодательством.

 Иные меры государственной социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, кроме указанной в пункте 15 части 1 статьи 5 настоящего Закона, оказываются гражданам, не получающим ежемесячную денежную выплату в соответствии с федеральным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).

 Таким образом, с 1 января 2005 года перечень мер социальной поддержки для указанных выше категорий ветеранов, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации самостоятельно.

 В связи с изменениями, внесенными в законодательные акты Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в федеральном законодательстве по вопросам социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина.

 Так, согласно пункту 3 статьи 13 Федерального Закона «О ветеранах» (в действующей редакции) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

 Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

 Приведенные правовые нормы не дают возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

 Поскольку ФИО1 реализовала своё право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» путем подачи заявления на выплату ЕДВ как вдове участника войны, она утрачивает право на получение такой меры государственной социальной поддержки, как ежемесячная выплата стоимости социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пригородном и междугородном сообщении в пределах территории Ульяновской области, о чем прямо указано в абзаце 2 ч.4 ст. 6.1 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-ЗО. Законных оснований для сохранения за ФИО1 указанной льготы не имеется, в связи с чем, её исковые требования удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району о сохранении льгот отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 28 января 2013 года.

 Судья Н.А. Пулькина

 Решение вступило в законную силу 01.03.2013.