ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/2013 от 22.07.2013 Пушкиногорского районного суда (Псковская область)

Дело № №, 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

поселок Пушкинские Горы ДД.ММ.ГГГГ

    Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе:

Председательствующего Е.Е. Миллер

при секретаре И.Н. Турьяновой

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

ФИО1. о признании незаконным действия (бездействие) Администрации Псковской области, выразившееся в издании и действии приказа Государственного комитета Псковской области по культуре № 291 от 22.08.2011 года «Об утверждении границ территории особо ценного объекта культурного наследия «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО2 «Михайловское», признании обжалуемого приказа незаконным и подлежащим отмене,

У С Т А Н О В И Л :

    ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование изложил следующее, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с КН №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Псковская область, Пушкиногорский район, городское поселение <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права. Это свидетельство подтверждает отсутствие каких-либо ограничений (обременений) прав заявителя в использовании данного земельного участка.

    Данный земельный участок, принадлежит ФИО1 с 1996 года и расположен в северной части деревни Зимари, наиболее удаленной от с. Михайловское и других объектов Пушкинского заповедника.

    Заявитель более 15 лет предпринимает попытки получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке. Однако, Администрация Пушкиногорского района, музей-заповедник ФИО2 «Михайловское» и Псковский областной комитет по культуре незаконно, под разными предлогами отказывали в выдаче необходимых согласований и разрешений.

    Администрация Пушкиногорского района отказывала заявителю в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, первоначальной причиной отказа послужило то, что земельный участок находится за границей населенного пункта д. Зимари. После чего, обратился в Администрацию Пушкиногорского района с заявлением о включении данного участка в границы населенного пункта д. Зимари, в порядке разработки генерального плана поселения, однако получил отказ, поскольку «изменение границ населенного пункта Зимари запрещено приказом № 291 от 22.08.2011 года Государственного комитета Псковской области по культуре «Об утверждении границ территории особо ценного объекта культурного наследия «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО2 «Михайловское».

    Изучив обжалуемый Приказ № 291 от 22.08.2011 года, ФИО1 выяснил, что он нигде не был опубликован, не зарегистрирован в установленном порядке в органах юстиции и ознакомиться с ним практически невозможно.

    ФИО1 обратился в органы прокуратуры Псковской области, из ответа которой следует, что обжалуемый Приказ издан Государственным комитетом Псковской области по культуре с превышением полномочий и нарушает федеральные законы.

    ФИО1 полагает, что Государственный комитет Псковской области по культуре, осуществил действие, которое фактически лишает заявителя конституционного права на пользование, владение и распоряжение личной собственностью и конституционного права на жилище.

    Заявитель полагает, что незаконность приказа выражается в следующем:

- приказ издан ненадлежащим органом, то есть с превышением полномочий, поскольку правом издания подобных актов наделено Правительство Российской Федерации;

- положения приказа нарушают Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о государственном кадастре недвижимости и другие;

- обжалуемый Приказ нигде не опубликован, не прошел регистрацию в органах юстиции, в нарушении порядка издания и вступления в силу нормативных актов субъектов федерации.

    ФИО1 полагает, что Администрация Псковской области, в частности правовой отдел и управление юстиции, допустили бездействие, позволив с 2011 года действовать незаконному Приказу и не предприняли попыток его отмены.

    На основании вышеизложенного, ФИО1 просит признать незаконными действия (бездействие) Администрации Псковской области, выразившееся в издании и действии до настоящего времени Приказа № 291 от 22.08.2011 года Государственного комитета Псковской области по культуре, признать данный Приказ незаконным и подлежащим отмене.

    В судебном заседании ФИО1 требования, изложенные в заявлении, поддержал. В дополнении суду пояснил, что он является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в д. Зимари, Пушкиногорского района, предоставленного ему для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов.

    Как следует из пояснений заявителя, он, начиная с 1996 года, имел намерение построить на принадлежащем ему земельном участке индивидуальный жилой дом. Однако, Администрация Пушкиногорского района, руководствуясь Приказом № 291 от 22.08.2011 года Государственного комитета Псковской области, отказывает в выдаче ему разрешения на строительство дома.

    ФИО1 полагает, что данный Приказ № 291 от 22.08.2011 года является незаконным и подлежащим отмене, так как, он издан Государственным комитетом Псковской области по культуре с превышением своих полномочий, в нарушение Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.

    Обжалуемый Приказ № 291 от 22.08.2011 года, нигде не опубликован, не прошел процедуру регистрации в органах юстиции, что влечет его незаконность.

    По мнению ФИО1 Администрация Псковской области допустила бездействие, выразившееся в существовании до сегодняшнего дня данного Приказа.

    На основании изложенного, заявитель просит признать незаконными действия (бездействие) Администрации Псковской области, признать незаконным и подлежащим отмене Приказ № 291 от 22.08.2011 года.

В судебном заседании орган, чьи действия обжалуются – Администрация Псковской области, будучи надлежащим образом извещенная о дне и времени судебного заседания не участвовала. В своем отзыве, представленном в суд, по существу заявленных ФИО1 требований, пояснила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона Псковской области от 19.02.2002 № 174-ОЗ «О системе органов исполнительной власти Псковской области» в систему органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом Псковской области входят высший исполнительный орган государственной власти – Администрация Псковской области и иные органы исполнительной власти области.

Положением о Государственном комитете Псковской области по культуре, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 18.02.2010 № 43 Государственный комитет Псковской области по культуре установлено, что Комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области культуры и туризма на территории области. Комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов. Приказы комитета являются обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации Псковской области.

Приказ № 291 от 22.08.2011 года был издан Государственным комитетом Псковской области по культуре как органом исполнительной власти области в рамках своей компетенции.

На основании вышеизложенного, Администрация Псковской области просит исключить из числа органа, чьи действия обжалуются Администрацию Псковской области, привлечь в качестве органа, чьи действия обжалуются – Государственный комитет Псковской области по культуре, в удовлетворении требований, заявленных к Администрации Псковской области отказать.

Суд, выслушав доводы заявителя, который в ходе судебного разбирательства не заявлял ходатайства о замене органа, чьи действия обжалуются Администрацию Псковской области на Государственный комитет Псковской области по культуре, не выразил согласия на замену органа, чьи действия обжалуются, учитывая позицию Администрации Псковской области, приходит к следующему.

    В соответствии со статьей 1 Закона Псковской области «О системе органов исполнительной власти Псковской области» от 19 февраля 2002 года N 174-оз (в ред. Законов Псковской области от 23.07.2002 N 211-оз, от 23.12.2002 N 231-оз, от 02.07.2003 N 278-оз, от 04.05.2003 N 268-оз, от 30.12.2003 N 330-оз, от 06.05.2004 N 350-оз, от 28.07.2004 N 364-оз, от 02.02.2005 N 414-оз, от 02.02.2005 N 416-оз, от 08.11.2005 N 479-оз, от 05.12.2005 N 485-оз, от 13.01.2006 N 523-оз, от 16.06.2006 N 560-оз, от 09.10.2006 N 582-оз, от 12.10.2006 N 587-оз, от 16.01.2007 N 630-оз, от 01.02.2007 N 635-оз, от 08.05.2007 N 661-оз, от 08.05.2007 N 667-оз, от 08.06.2007 N 676-оз, от 26.07.2007 N 689-оз, от 01.11.2007 N 720-оз, от 21.12.2007 N 738-оз, от 21.12.2007 N 736-оз, от 21.12.2007 N 737-оз, от 05.06.2008 N 764-оз, от 05.06.2008 N 766-оз, от 06.06.2008 N 768-оз, от 17.07.2008 N 789-оз, от 17.07.2008 N 778-оз, от 03.10.2008 N 795-оз, от 05.02.2009 N 834-оз, от 16.04.2009 N 850-оз, от 16.04.2009 N 851-оз, от 07.05.2009 N 859-оз, от 06.07.2009 N 873-оз, от 05.11.2009 N 915-оз, от 02.03.2010 N 954-оз, от 06.05.2010 N 974-оз, от 15.07.2010 N 996-оз, от 06.10.2010 N 1001-оз, от 06.10.2010 N 1002-оз, от 03.11.2010 N 1016-оз, от 26.11.2010 N 1020-оз, от 06.04.2011 N 1056-ОЗ, от 11.07.2011 N 1089-ОЗ, от 06.10.2011 N 1101-ОЗ, от 02.03.2012 N 1135-ОЗ, от 05.03.2012 N 1150-ОЗ, от 05.04.2012 N 1154-ОЗ, от 05.04.2012 N 1156-ОЗ, от 09.06.2012 N 1172-ОЗ, от 09.06.2012 N 1173-ОЗ, от 09.06.2012 N 1175-ОЗ, от 11.07.2012 N 1192-ОЗ, от 05.10.2012 N 1202-ОЗ, от 05.10.2012 N 1205-ОЗ, от 05.10.2012 N 1206-ОЗ, от 10.01.2013 N 1246-ОЗ, от 07.06.2013 N 1279-ОЗ, от 07.06.2013 N 1282-ОЗ, от 08.07.2013 N 1297-ОЗ), исполнительная власть Псковской области - это самостоятельная реализация государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера системой органов исполнительной власти области.

Пункт 2 вышеназванной статьи предусматривает, что в систему органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом Псковской области входят высший исполнительный орган государственной власти - Администрация Псковской области (далее - Администрация области) и иные органы исполнительной власти области. Администрация области возглавляет систему органов исполнительной власти области.

Администрация области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и Устава Псковской области в интересах граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, в целях эффективного социального, экономического и политического развития области осуществляет государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера, предусмотренные настоящим Законом, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и законами области. Для осуществления отдельных государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера Администрация области формирует органы исполнительной власти области в порядке, установленном настоящим Законом.

    В соответствии со ст. 7 Устава Псковской области от 12 апреля 2001 года N 1-У (в ред. Уставов Псковской области от 06.12.2001 N 2-У, от 26.02.2002 N 3-У, от 02.07.2003 N 4-У, от 02.07.2004 N 5-У, от 08.11.2005 N 6-У, от 16.06.2006 N 7-У, от 06.10.2006 N 8-У, от 19.12.2007 N 9-У, от 17.07.2008 N 10-У, от 02.03.2010 N 11-У, от 31.03.2010 N 12-У, Законов Псковской области от 06.10.2010 N 1000-оз, от 09.06.2012 N 1180-ОЗ, от 11.03.2013 N 1265-О), государственная власть в области осуществляется на основе разделения властей на законодательную и исполнительную. Органы законодательной и исполнительной власти самостоятельны и взаимодействуют в пределах своих полномочий на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов области.

Статья 8 Устава предусматривает, что государственную власть в области осуществляют федеральные органы государственной власти, а также образованные в соответствии с настоящим Уставом органы государственной власти области. Систему органов государственной власти области составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти области - Псковское областное Собрание депутатов (далее - областное Собрание); высший исполнительный орган государственной власти области - Администрация Псковской области (далее - Администрация области); иные органы исполнительной власти области, формируемые Администрацией области.

Постановлением Администрации Псковской области от 18 февраля 2010 г. № 43 утверждено «Положение о государственном комитете Псковской области по культуре» (в ред. постановлений Администрации Псковской области от 28.05.2010 № 191, от 22.11.2010 № 422, от 04.02.2011 № 37, от 17.05.2011 № 183, от 09.11.2012 № 580, от 22.11.2012 № 602, от 29.12.2012 № 678), в соответствии с п.п. 1.1 пункта 1 Положения, Государственный комитет Псковской области по культуре (далее также – Комитет) является органом исполнительной власти, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области культуры и туризма на территории области.

Согласно п.п. 1.3 п. 1 вышеуказанного Положения, Комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказом. Приказы комитета являются обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области.

Анализируя вышеперечисленные нормативные документы, суд приходит к выводу, что требования, заявленные ФИО1 о признании незаконными действия (бездействие) Администрации Псковской области, выразившиеся в издании и действии до настоящего времени Приказа № 291 от 22.08.2011 года Государственного комитета Псковской области по культуре «Об утверждении границ территории особо ценного объекта культурного наследия «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО2 «Михайловское», признании данного Приказа незаконным и подлежащим отмене, не подлежат удовлетворению.

Суд, отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, соглашается с позицией Администрации Псковской области, и приходит к выводу, что Государственный комитет Псковской области по культуре, издал обжалуемый приказ в рамках своей компетенции.

Суд принимает во внимание, что ФИО1 обжалует действия (бездействие) Администрации Псковской области, вместе с тем, обжалуемый Приказ № 291 от 22.08.2011 года издан Государственным комитетом Псковской области по культуре, действия которого заявителем не обжалуются.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 258 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1. о признании незаконным действия (бездействие) Администрации Псковской области, выразившееся в издании и действии приказа Государственного комитета Псковской области по культуре № 291 от 22.08.2011 года «Об утверждении границ территории особо ценного объекта культурного наследия «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО2 «Михайловское», признании обжалуемого приказа незаконным и подлежащим отмене, отказать, в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Пушкиногорский районный суд.

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ______________________ Е.Е. Миллер

Решение обжаловано в апелляционной инстанции, жалоба оставлена без удовлетворения, решение без измененитя.