ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/2013 от 27.06.2013 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2- 147/2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь «27» июня 2013 года

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Каричкиной Н.Н.

при секретаре Стручковой А.В.

с участием с участием зам. прокурора Заволжского района г. Твери Афанасьева С.М.

заинтересованных лиц Шишова А.Б., Бухнина А.А., Саркисова В.А.

представителя Шишова А.Б., Бухнина А.А., Саркисова В.А. – Филина А.С.

представителя Фомушкиной В.С. – Короткова М.В.

представителя Шамина С.И., Кузовлева М.И., Иванниковой С.М. – Дмитриева И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению – представлению Прокурора Заволжского района г. Твери в защиту интересов Российской Федерации об установлении правового состояния информационных материалов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Заволжского района г. Твери обратился в Центральный районный суд г. Твери с представлением-заявлением с требованиями о признании информационных материалов- книг «Учусь у Великого Учителя» (Brooklyn, 2003); «Рассуждение с помощью Писаний» ((Brooklyn, 2008), экстремистскими; о принятии решения о конфискации всех экземпляров данных информационных материалов.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что Прокуратурой Заволжского района г. Твери совместно с УФСБ по Тверской области, по жалобе гражданки ФИО3 о совершении в отношении ее матери противоправных действий со стороны сторонников религиозной организации «Свидетели Иеговы», проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части осуществления деятельности на территории города Твери и Тверской области указанной религиозной организации. В ходе проверки выявлен факт распространения местной религиозной группой «Свидетели Иеговы» книги «Учись у Великого Учителя» (Brooklyn, 2003), предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В книге, в форме задушевной беседы, доступным для восприятия ребенком языком рассказывается о нормах морали. На все предлагаемые для прочтения и обсуждения вопросы авторы книги дают ответы в духе тех воззрений, которые исповедуют адепты «Свидетели Иеговы». Так, например, в главе «Послушание охраняет тебя» авторы, со ссылкой на Бога, утверждают, что дети должны слушаться родителей. Однако на том основании, что старше и опытнее всех живущих Бог, «Свидетели Иеговы» настаивают, что прежде всего слушаться нужно Бога Иегову. Причем Бога нужно слушаться всегда (Гл.28 «Как узнать, кого слушаться»), а вот слушаться родителей нужно, только если они учат законам Бога (Иеговы). Так же, с оглядкой на Бога, надо выстраивать отношения с государством. Читателю даются инструкции: если государство (люди) потребует сделать что-то неугодное Богу (Иегове), подчиняться нельзя: «Мы послушны государству, поскольку этого от нас ожидает Бог. Но как быть, если от нас требуют сделать то, что неугодно Богу. Мы повторим слова апостолов, сказанные первосвященнику: «Мы должны подчиняться Богу как правителю, а не людям!» (с. 151). Учение «Свидетели Иеговы» единственно верным религиозным учением. Для того, чтобы воздействие на читателя было более действенным, в книге используется чередование угроз и обещаний, например: «Время, когда Бог уничтожит злых людей очень близко. И те, кто не служит истинному Богу, будут уничтожены» (с.66). Для авторов книги « Учись у Великого Учителя» важно не только вовлечь ребенка в данную религиозную организацию, но и сформировать в нем активную потребность вовлекать в нее других людей. Также выявлен факт распространения книги «Рассуждение с помощью Писаний» (Brooklyn, 2008), которая представляет собой словарь-справочник понятий, актуальных для религиозной организации «Свидетели Иеговы», таких как: Бог, Библия, Брак, Зло, Исповедь, Крест, Суббота и др. Установлено, что распространением названной религиозной литературы, а также экстремистских материалов (журналы «Сторожевая Башня», «Пробудитесь») занималась гр-ка ФИО1. «Старейшиной» группы является ФИО2, который отвечает за проведение религиозных собраний и другие вопросы деятельности группы. ДД.ММ.ГГГГФИО3 добровольно выдала указанные печатные материалы в жилище по адресу Тверь <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Прокурором Заволжского района г. Твери в помещении прокуратуры района по адресу: <адрес>ФИО3 данные книги изъяты. На основании лингвистического исследования, представленных печатных материалов от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистом филологического факультета Тверского государственного университета, установлено, что указанные книги содержат в себе признаки экстремизма, и в частности: возбуждения религиозной розни; пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии. Деятельность местной религиозной группы «Свидетелей Иеговы» по распространению литературы вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства. В соответствии со ст.29 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ, на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Таким образом, на территории Российской Федерации запрещено распространение материалов, возбуждающих социальную, расовую или религиозную рознь, унижающих национальное достоинство, допускающих пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Распространение экстремистских материалов приводит к увеличению преступлений экстремистской и террористической направленности, что создает угрозу национальной безопасности государства. Согласно ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 13 января 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Шишов А.Б., Саркисов В.А., Селин М.А., Бухнин А.А., Кузовлев С.М., Иванникова М.И.

В судебном заседании заместитель прокурора Заволжского района г. Твери Афанасьев С.М. поддержал заявление и доводы заявления в полном объеме, просил удовлетворить.

Заинтересованные лица – Шишов А.Б., Бухнин А.А., Саркисов В.А., представитель Шишова А.Б., Бухнина А.А., Саркисова В.А. - Филин А.С., представитель Фомушкиной В.С. по доверенности Коротков М.В., представитель Шамина С.И., Кузовлева М.И., Иванниковой С.М. – Дмитриев И.В. возражали против удовлетворения заявлении в полном объеме.

В судебное заседание не явились: Шамин С.И., Кузовлев М.И., Иванникова С.М., Селин М.А., Управление Министерства юстиции по Тверской области, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст. ст. 113-116 ГПК РФ.

Судом определено в силу ст. 167 ГПК РФ рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 8 Федерального закона N 125-ФЗ от 26.09.1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с последующими изменениями и дополнениями) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", конкретизируя положения Конституции Российской Федерации, определяет содержание права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ограничения данной свободы, обозначенные ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., ч. 3 ст. 18 Международного пакта от 16.12.1966 г. о гражданских и политических правах и Конституцией Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации запрещается дискриминация по признаку религиозной принадлежности.

Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Нельзя также пропагандировать и религиозное превосходство.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается (ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Это положение повторяет требования ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.

В указанной норме закона дано понятие экстремистских материалов - это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство.

В обоснование заявленных требований Прокурор Заволжского района г Твери ссылался на заключение к.ф.н. доцента кафедры русского языка Тверского государственного университета ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Книга религиозной организации "Свидетели Иеговы" «Учись у Великого Учителя» (Brooklyn, 2003) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Родителям предлагается читать эту книгу детям вслух как можно чаще, а также поощрять самостоятельное чтение:

Когда ваш малыш научится читать, побуждайте его читать вам эту книгу вслух, а также читать её самостоятельно. Чем чаще он будет читать эту книгу, тем больше она будет затрагивать его ум и сердце. Но для того чтобы между вами крепла любовь и росло уважение, возьмите за правило и читать эту книгу совместно и делайте это регулярно. (В чем нуждаются наши дети Предисловие. С.7)

В форме задушевной беседы, доступным для восприятия ребёнка языком в книге рассказывается о нормах морали:

Главы (разделы) книги имеют соответствующие названия: 7. «Послушание охраняет тебя», 14. «Почему нужно прощать», \5.«Урок доброты», 17.«Как стать счастливым», 19. «Правильно ли драться!», 20.«Хочешь ли ты всегда быть первым!», 22. «Почему нельзя лгать», 24.«Никогда не становись вором», 42.«Прочему нужно трудиться» и т.п.

Разговор о морали и нравственности базируется на религиозном фундаменте. Авторы популярно и подробно пересказывают Ветхий и Новый Завет в интерпретации «Свидетелей Иеговы»: рассказывают о сотворении мира, об Иисусе, которого в книге называют Великим Учителем, о его отце Иегове, о Библии (в редакции «Свидетелей Иеговы») и т.д.

На все предлагаемые для прочтения и обсуждения вопросы авторы книги дают ответы в духе тех воззрений, которые исповедуют адепты «Свидетелей Иеговы».

Так, например, в главе (разделе) «Послушание охраняет тебя» авторы, со ссылкой на Бога, утверждают, что дети должны слушаться родителей:

Бог (понимай: Иегова - вставка наша. О.В.) говорит, что нужно слушаться родителей (С.42).

и приводят обоснование своим словам: слушаться родителей нужно потому, что они старше и у них больше опыта:

Чем дольше живет человек, тем больше у него времени чему-нибудь научиться. Чем старше человек, тем больше он видел, слышал и сделал. Поэтому молодые могут учиться у старших (С.42).

Это утверждение ни у кого не вызовет возражений. Однако на том основании, что старше и опытнее всех живущих Бог (понимай: Иегова), «Свидетели Иеговы» настаивают, что прежде всего слушаться нужно Бога Иегову:

А кто старше тебя и меня? Кто старше всех на свете. — Иегова Бог. Он знает больше, чем ты, и больше, чем я. Когда он просит нас о чем-то, можно не сомневаться, что это принесет пользу, даже если выполнить его получение нелегко.

Слушаясь Бога, мы показываем, что любим его. Видишь, нам всеем нужно быть послушными Богу. Ты ведь хочешь слушаться его, правда?

Видишь, сам Иегова Бог говорит, чтобы ты слушался папу и маму. А что значит «чтить родителей? Это значит уважать их. И Бог обещает, что, если ты будешь послушным своим родителям «тебе будет хорошо» (С.44)

Причем Бога нужно слушаться всегда (Гл. 28. «Как узнать, кого слушаться»), а вот слушаться родителей нужно, только если они учат законам Бога (Иеговы):

В 7 главе этой книги приводились слова из Эфесянам 6:1—. Там говорилось, что дети должны слушаться своих родителей. «Будьте послушны своим родителям в Господе» — сказано в Библии. А знаешь, что означает слушаться родителей « в господе? Это значит слушаться родителей, когда они учат законам Бога.

Так же, с оглядкой на Бога, надо, по мнению «Свидетелей Иеговы», выстраивать отношения и с государством. С одной стороны, в главе (разделе) 28 утверждается, что нужно быть законопослушным гражданином:

У тебя тоже есть обязанность перед государством. Знаешь, какая? - соблюдать государственные законы. В Библии говорится, что мы должны подчиняться высшим властям (С. 150).

С другой стороны, читателю даются инструкции: если государство (люди) потребует сделать что-то неугодное Богу (Иегове), подчиняться нельзя:

Историк Уилл Дюрант сказал о ранних христианах, что в первую очередь он были преданы не кесарю. Они были преданы Иегове! Давай всегда помнить, что главным в нашей жизни должен быть Бог.

Мы послушны государству, поскольку этого от нас ожидает если от нас требуют сделать то, что неугодно Богу Мы повторим слова апостолов, сказанные первосвященнику: «Мы должны подчиняться Богу как правителю, а не людям»! (С. 151. )

Таким образом, книга «Учись у Великого Учителя» закладывает основы учения «Свидетелей Иеговы». При этом данное учение объявляется единственно верным религиозным учением:

В Библии написано, что нужно поклоняться только Иегове, Богу, и только ему одному служить (с. 54, со ссылкой на Евангелие от Матфея).

В Библии сказано, что нужно поклоняться только Иегове (С. 147)

Иисус знал: Делать то, что приятно Иегове важнее любой еды. (С. 53)

Очень важно побуждать ребенка обращаться к источнику наивысшей мудрости, нашему небесному Отцу, Иегове Богу (С. 7).

Время, когда Бог уничтожит злых людей, очень близко, и все, кто не служит истинному Богу (понимай: Иегове), будут уничтожены (с. 66)

Из подобного рода утверждений автоматически следует, что все иные религиозные вероучения являются неистинными: ошибочными или ложными (Как говорится, существуют две точки зрения: моя и неправильная).

Для того чтобы воздействие на читателя было более действенным, в книге используется чередование угроз и обещаний. Читателей, детей и взрослых, пугают всевозможными бедами, карами, неприятностями, Сатаной, концом мира и т.п., например:

Время, когда Бог уничтожит злых людей, очень близко. И те, кто не служит истинному Богу, будут уничтожены (С. 66)

В Библии говорится, что Сатана ходит, как рычащий лев, который хочет нас съесть. Подобно тому как львы обычно охотятся на детенышей животных, Сатана и его демоны часто выбирают своей мишенью именно детей. Но Иегова сильнее Сатаны. Иегова может защитить своих детей и устранить вред, который причиняет им Сатана (С.170)

Мы можем быть уверены, что Иегова больше не будет, уничтожать мир в потопе. Однако, как мы увидели, в Библии все же говорится о конце мира. Кто останется в живых, когда Бог уничтожит этот мир? Может те, кто был так занят своими делами, что не хотел узнавать о Боге? Или те, у кого никогда не хватало времени на изучение Библии? Как ты думаешь?

Мы хотим остаться среди тех, кому Бог сохранит жизнь, не так ли? Правда будет хорошо, если наша семья будет похожа на семью Ноя и Бог спасет нас? Если мы хотим пережить конец мира, нам необходимо знать, как Бог уничтожит этот мир и как он установит праведный новый мир. (С. 242).

Родителей шантажируют тем, что без этой книги (без учения «Свидетелей Иеговы») их дети в опасности:

Сегодня в мире происходит то, что еще несколько десятилетий назад казалось немыслимым: дети подвергаются опасности вовлечься в сексуальную безнравственность, спиритизм и другие отвратительные занятия. От этого детям необходима защита, и эта книга поможет вам защитить своих детей (С. 7).

Одновременно с угрозами читателю внушается мысль о том, что только

послушание Иегове и служение ему обеспечит спасение:

Послушание! Да, жизнь зависит от послушания, Иегове Богу.(С.49)

А пока мы можем быть уверены, что Иисус защитит нас от демонов, если мы пока будем дружны с ним и его Отцом (С. 61)

Хочу рассказать тебе одну историю, о людях, которые спаслись благодаря своему послушанию (понимай: Иегове) (С. 45)

Ты только подумай, какой прекрасной будет жизнь в Раю! Вся земля станет чудесным парком. В этом парке будет множество птиц и животных, в нем будут расти прекрасные деревья и цветы. Боль исчезнет навсегда. Не будет болезней и даже смерти. Все люди на планете станут друзьями. Если мы хотим жить вечно, нам уже сейчас нужно к этому готовиться (С. 191).

Читателей книги «Учись у Великого Учителя» настойчиво убеждают в том, что полноценные отношения возможны только между людьми, связанными убеждениями «Свидетелей Иеговы». Так, в главе в главе 44 «Дружи с теми, кто любит Бога» в соответствии с названием предписывается устанавливать дружеские отношения только с единоверцами:

Иисус сказал своим апостолам; «Вы мои друзья, если делаете то, что повелеваю вам». А поскольку все, чему учил Иисус, исходило от Иеговы, Великий учитель, по сути, говорил, что его друзья — это те, кто слушается Бога. Да Иисус дружил только с теми, кто любил Бога (С.228)

Давай всегда помнить, что самым главным в нашей жизни должен быть Иегова. А ведь мы не хотим потерять его дружбу, правда? Поэтому нам нужно дружить только с теми, кто любит Бога. (С. 230)

Общение с другими людьми, с точки зрения авторов книги, должно носить характер активного вовлечения их в члены сообщества:

Будем ли мы, подражая Великому Учителю, приходить к тем людям, которые не являются нашими друзьями? Да, но не потому, что мы одобряем их образ жизни. Мы не будем участвовать с ними в плохих делах Мы придем к ним только для того, чтобы рассказать о Боге (С. 230).

Для авторов книги «Учись у Великого Учителя» важно не только вовлечь ребенка в данную религиозную организацию, но и сформировать в нем активную потребность вовлекать в неё других людей. Читателю на протяжении всей книги вкладывается в сознание мысль о том, что он должен рассказывать другим людям о своей вере. Это одна из важнейших составляющих учения «Свидетелей Иеговы»:

Давай всегда рассказывать другим о величественных делах Иеговы, о том, что он уже сделал и сделает в будущем. (СПб.)

А ты бы хотел помочь кому-нибудь узнать об Иисусе и его добрых делах, как это сделала маленькая девочка? Кому ты бы мог рассказать о боге? Конечно, сначала люди могут посчитать, что им не нужна твоя помощь. Но ты можешь рассказать о том, как много хорошего делает Иегова. Возможно, это побудит их прислушаться. Будь уверен, что все твои усилия принесут Богу много радости! (С. 216).

Будем ли мы, подражая Великому Учителю, приходить к тем людям, которые не являются нашими друзьями? Да, но не потому, что мы одобряем их образ жизни. Мы не будем участвовать с ними в плохих делах Мы придем к ним только для того, чтобы рассказать о Боге (С. 230).

Как следует из текста книги «Учись у Великого Учителя», беседами свидетелей с непосвященными обеспечится, во-первых, подтверждение истинности веры самого свидетеля:

Будем ли мы, подражая Великому Учителю, приходить к тем людям, которые не являются нашими друзьями?

Во-вторых, спасение тех, кто, по мнению «Свидетелей Иеговы», заблуждается, потому что не верит в Иегову или не знает о нем:

В Библии говорится: «Будет воскресение и праведных и неправедных. Но зачем воскрешать тех, кто не был праведным? Ответ прост: у этих людей никогда раньше не было возможности узнать об Иегове и его нормах. (С. 188).

На вопрос могут ли измениться те, кто поступает неправильно? (С. 132) в книге однозначно дается ответ: «Да». И свидетели Иеговы призываются заботиться о тех, кто не разделяет их веры, т.е. активно приобщать всех к учению «Свидетелей Иеговы».

Даже если окружающие будут против свидетеля Иеговы, даже если его посадят в тюрьму (А что если люди, которые не любят Бога, будут нам мешать? (с. 65).), он должен нести людям свою веру, как когда-то Христос нес свою веру людям и умер за нечестивых (с. 197).

Книга «Рассуждение с помощью Писаний» (Brooklyn, 2008) представляет собой словарь-справочник понятий, актуальных для религиозной организации «Свидетели Иеговы», таких как: Бог, Библия, Брак, Зло, Исповедь, Крест, Суббота и др. В каждой главе дается определение базового понятия и развернутые ответы на самые частотные вопросы, например:

Свидетели Иеговы

В самом начале книги «Рассуждение с помощью Писаний» (Brooklyn, 2008) располагается глава «Как отвечать на возражения, обривающие разговор», где опять-таки на возможное возражение {мне это не интересно, я еврей, я мусульманин и т.п.) предлагаются варианты ответов, основная задача которых помочь свидетелю втянуть собеседника в разговор о преимуществах религиозного учения «Свидетели Иеговы», которое определяется как единственно верное:

На появление новых религиозных течений влияют многие факторы. Некоторые считают, что в основе всех религий лежит одна религиозная истина, просто разные религии выражают её по-разному. Но если сравнить их учения и обряды с тем, чему учит Библия, то становится понятно: многообразие религий объясняется тем, что их приверженцы следуют за людьми, а не слушают Бога. Стоит отметить, что большинство учений, общих для многих религий, но в то же время противоречащих Библии, уходят своими корнями в верования древнего Вавилона.

Кто виновен в такой религиозной путанице. Библия называет Сатану Дьявола «богом этой системы вещей! Она предупреждает нас о том, что «жертвы, приносимые другими народами, жертвуются демонам, а не Богу. Как же важно поэтому убедиться в том. что мы поклоняемся истинному Богу, Творцу неба и земли и что он одобряет наше поклонение. С. 311.

Если человек поклоняется какому-то предмету или человеку, а не истинному Богу, Творцу неба и земли, то его форма поклонения, безусловно, неугодна Иегове (С. 311).

Даже люди, у которых есть Библия, часто не имеют точного понимания библейских истин, потому что они не были правильно научены (С312).

Если да, то возможно потребуется поменять религию своих родителей на истинную религию. Согласитесь, что было бы неправильно любить родителей больше, чем Бога и Христа (С. 313)

Итак, в книгах религиозной организации «Свидетели Иеговы» «Учись у Великого Учителя» (Brooklyn, 2003) и «Рассуждение с помощью Писаний» (Brooklyn, 2008) присутствуют следующие утверждения:

1) исполнение законов государства не является обязательным: «законы Бога» в интерпретации адептов данного религиозного учения имеют преимущество перед законами государства;

2) учение «Свидетелей Иеговы» является единственно верным учением, книги данной религиозной организации формируют убеждение об исключительности адептов данного учения, их избранности и неполноценности всех остальных людей;

3) полноценные отношения возможны только между людьми, связанными убеждениями «Свидетелей Иеговы», общение с другими людьми должно носить характер активного вовлечения их в члены сообщества, что свидетельствует о сектантском характере данной организации;

4) одной из главных задач организации является расширение ее рядов, для чего используются методы психологического давления, запугивания и шантажа, к выполнению этой задачи привлекаются все члены организации, включая детей, причем в книгах приводятся подробные инструкции по выполнению данной задачи.

Свидетели развивают у своих сторонников (а детей с малолетства воспитывают в этом духе) активное стремление любыми способами рассказывать окружающим о своей вере и её преимуществах. Эти беседы объявляются богоугодным делом, подлинной заботой о других людях.

Поощряя, воспитывая у своих сторонников настойчивость в отношениях с другими людьми, свидетели Иеговы нарушают неотъемлемое право каждой личности на свободу вероисповедания.

Каждый человек вправе сам выбирать религию, вправе оставаться вне какой-либо религии. Свидетели же лишают окружающих этого права и насильно приобщают всех к своему учению. Как говорится, можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его пить. Однако «Свидетели Иеговы» тем и занимаются, что активно заставляют «коня пить».

2. Содержатся ли в печатных материалах религиозной организации "Свидетели Иеговы" признаки экстремизма?

Да. В печатных материалах религиозной организации "Свидетели Иеговы" содержатся признаки экстремизма, и в частности возбуждение религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии.

Религиозная деятельность «Свидетелей Иеговы» вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства.

Экстремизм — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике").

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ"О противодействии экстремистской деятельности".

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение

целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;• публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Религиозный экстремизм - отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им.

Однако заключение специалиста не может быть положено в основу решения суда, так как в отличие от заключения эксперта закон не относит консультацию специалиста (ст. 188 ГПК РФ) к числу средств доказывания, используемых в гражданском процессе (абз. 2 ч.1 ст. 55 ГПК РФ).

Определением Центрального районного суда г. Твери от 20 декабря 2012 года была назначена комплексная судебная психолого – лингвистическая религиозная экспертиза, проведение которой поручено экспертам: ФИО4, декану факультета психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»; ФИО5, заведующему кафедрой общего и классического языкознания ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»; ФИО6, заведующему кафедрой философии и теории культуры ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».

13 июня 2013 года в адрес суда поступило заключение комплексной судебная психолого – лингвистической религиозной экспертизы.

Из заключения религиозной экспертизы эксперта ФИО6 следует, что рассматривая себя как представителей христианской деноминации, сторонники организации "Свидетели Иеговы" намеренно воздерживаются в представленных материалах ( книга "Учись у Великого Учителя" (Brooklyn, 2003), а также книга "Рассуждение с помощью Писаний" (Brooklyn, 2008)) при полемике с иными конфессиями, репрезентации этнических, расовых, социальных групп, а также отдельных лиц от их негативного изображения словесными и изобразительными средствами, унизительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок. В анализируемых материалах не содержится информации, побуждающей к действиям против определенных этнических, расовых, религиозных или социальных групп, их отдельных представителей. При этом, разумеется, как и сторонники иных деноминаций, они последовательно утверждают собственные доктринальные воззрения, не совпадающие с иными религиозными учениями. В рассматриваемых материалах не содержатся оскорбительные высказывания относительно неполноценности или заведомой порочности человека в связи с его социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежностью. Исключительность собственного мировоззрения "Свидетелей Иеговы", его значимость для выбора религиозно-нравственной перспективы человеческой жизни декларируется в провозглашаемом соответствии с библейским духом на базе догматики этого учения, которая по-разному оценивается экспертами-религиоведами. В представленных для экспертизы текстах не обнаруживаются специальные дискурсивные, аксиологические, эмоционально-психологические стратегии для создания негативных установок и побуждения к действию против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц, принадлежащих к указанным общностям. В изученных в ходе экспертизы материалах не содержится высказываний, не обнаруживается призывов, провоцирующих действия, направленные на возбуждение социальной вражды. Оба анализируемых издания призваны популяризировать учение религиозной организации "Свидетели Иеговы". Книга "Учись у Великого Учителя" (Brooklyn, 2003) адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста. В ней популярно в доступной для ребенка форме излагается та трактовка христианства, которой придерживаются "Свидетели Иеговы". Книга "Рассуждение с помощью Писаний" (Brooklyn, 2008) является типом справочника-катехизиса, с которым проповедники вероучения данной деноминации выходят к широкой взрослой аудитории, привлекая ее в свои ряды. Оба издания представляют собой религиозно-информационные, доктринальные материалы, ориентированные на проповедь и увеличение приверженцев мировоззренческой платформы "Свидетелей Иеговы". Два рассмотренных текста не содержат тезисов, обосновывающих или утверждающих необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, применения насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев иных религий. Тексты не несут в себе прямо политических импликаций подобного плана, ибо связаны исключительно с целью обретения большего числа приверженцев собственного взгляда на мир. В представленных для исследования печатных изданиях не обнаружены оскорбительные высказывания, декларирующие неполноценность или заведомую порочность человека в связи с его социальной, расовой, национальной или религиозной. В рассматриваемых материалах не обнаружено высказываний, обвиняющих любого человека в связи с его социальной, расовой, национальной или языковой принадлежностью в действиях, направленных на причинение ущерба представителям других аналогичных групп или же в негативных намерения действия против таковых. В анализируемых текстах не говорится и не обосновывается необходимость представления благ человеку в связи с его социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежностью. Для текстов религиозного содержания свойственна доктринальная полемика с иными конфессиями, критика их учения и практики с позиций собственного превосходства, ибо вера в определенную догматику как выражение истины, продиктованной людям свыше всегда присутствует в них. В этом имманентная логика религиозного сознания. Субъективно достоверное, как показал еще И. Кант, базируется на веровательных убеждениях, которые разделяются в религиозных сообщества, интегрируя их. Сказанное не исключает возможности утверждения доктринального превосходства в корректной форме. Анализируемые тексты -не исключение в этом отношении. Религиоведение как академическая дисциплина не рассматривает притязания представителей различных конфессий на выражение истинности разделяемых ими религиозных учений как недопустимую пропаганду. История религии полна подобными притязаниями, и ни одно религиозное учение не могло бы утвердиться без убеждения в его исключительной значимости для человеческого сообщества. Религиоведение оценивает значимость доктрин и практики тех или иных конфессий в контексте истории. Полагает, что и оценка такой конфессиональной общности как "Свидетели Иеговы" должна формулироваться в единстве анализа доктринального учения и конкретной практики. При этом, конкретные акты практики могут быть скорее предметом юридической оценки, ибо в большинстве случаев учение той или иной конфессии не может дать ответа на вопрос о социально-политических итогах ее деятельности и вызвать реакцию со стороны правоохранительных органов. Религиозные тексты той или иной конфессии отличаются от светских, относящихся к области, скажем, науки или литературы. Если, например, в основе науки лежат объективные убеждения ученых, ориентированные на эмпирическую проверяемость, фальсифицируемость, интерсубъективную значимость, логическую доказательность, практическую проверяемость тех или иных утверждений и т.д., то религиозные тексты обычно организованы на базе субъективных убеждений, фундирующих веру сообщества той или иной конфессии в продиктованные свыше представления о мире, ценностях и нормах, санкционируемых опытом, сообщаемым свыше персонажам священной истории в процессе их общения с Абсолютом. Примером тому и оба анализируемые текста, опирающиеся на специфический вариант теологической экзегетики Библии, который во многом противоречит догматике, например, католицизма или православия (трактовка тринитарной проблематики, вопросов христологии в арианском духе, взаимосвязи сакральной и мирской истории, бессмертия души и т.д.). Религиозный текст можно рассматривать с точки зрения его внутреннего, имманентного содержания, но следующим шагом должно быть более широкий анализ текста в его соотнесении с другими текстами данного и иных вероучений, а затем и осмысление социокультурного контекста, в котором возникает таковой. Текст правомерно соотносить и с практиками данной конфессии, которые могут быть инспирированы им прямо или косвенно. Последний шаг - самостоятельная экспертная задача, которая не ставилась, например, в рамках настоящего анализа. В свете сказанного относительно имманентного содержания книги "Рассуждение с помощью Писаний" (Brooklyn, 2008) и его звучания в более широком мировоззренческом и социокультурном контексте можно сформулировать, например, следующие комментарии. На странице 259 говорится о порочности любой мирской власти в понимании ранних христиан безотносительно к современности. Прямо из этого не вытекает оценки политики национальных государств, в которых официально действуют последователи данного вероучения, но косвенным образом сказанное может инспирировать антипатриотические умонастрония, порождая определенные формы социального поведения, которые не вписываются в регламентируемые обществом и санкционируемые правом стандарты (неприятие участия в политике и общественной жизни, поклонения национальной символике, отказ от службы в армии, общепринятых медицинских практик и т.д.). Данное положение, однако, уравновешивается на странице 256 известной евангельской цитатой о необходимости уважения власти как Бога, так и кесаря, хотя далее по тексту идет фрагмент из "Деяний апостолов", где декларируется примат власти Бога над светской. На странице 258 того же документа содержится информация об отказе первых христиан от службы в армии, но нет призыва поступать сегодня также. На странице 259 говорится об отношении "истинных христиан" к национальной символике путем ссылки на известные ветхозаветные и новозаветные тезисы о "несотворении себе кумира". Но сам термин "истинные христиане" может прочитываться двояко как "первые христиане" и как "подлинные христиане", и прямо ничего не говорится о современности. Точно также заявляется о недопустимости для первых христиан приятия "патриотических церемоний" поклонения императору, но ничего не говорится о современности (стр. 260-261). Аналогично звучит и эсхатологическое учение об Армагеддоне, которое является сугубо доктринальным, но может обесценивать все земные деяния человечества (стр. 47-50). Даже крайне опасное для обеспечения здоровья человека положение о несоответствии библейским заповедям процедуры переливания крови, прямо не санкционируется как стопроцентно подлежащее выполнению руководство к действию для приверженцев этого учения в рассматриваемой книге (стр. 212-216, в особенности стр. 216). Таким образом, в указанном тексте, равно как и в книге для детей, нельзя обнаружить откровенно экстремистских в социально-политическом плане формулировок. Их релевантность религиозной практике данной конфессии и возможность не только социально-политической, но и юридической оценки таковой составляет особый вопрос, выходящий за рамки предпринятой по запросу суда экспертизы.

Из заключения лингвистической экспертизы эксперта ФИО5 следует, что в тексте в представленных на исследование материалах не имеется словесные или изобразительные средства, выражающие унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении какой-либо этнической, расовой, религиозной и социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как её представителей. В представленных на исследование материалах информация не содержится побуждающая к действиям против какой-либо этнической, расовой, религиозной или социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как её представителей. В представленных на исследование материалах не содержатся призывы, направленные на пропаганду исключительности, превосходства, либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. В материалах, представленных на исследование, не использованы специальные языковые или иные средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как её представителей. В представленных на исследование материалах призывы, побуждающие к действиям, направленным на возбуждение социальной вражды, не имеются. Основное коммуникативное намерение текста «Учись у Великого Учителя» сводится к тому, чтобы привлечь внимание родителей к необходимости заботиться о нравственном, духовном, умственном и эмоциональном развитии собственных детей на примерах цитат из Священного Писания (Библии). Коммуникативное намерение текста книги «Рассуждение с помощью Писаний» сводится к толкованию понятий, которые имеют отношение к библейским сюжетам и которые могут использоваться в учебных целях «для проповеднического служения», особенно в тех ситуациях, когда необходимо воспользоваться «опытом некоторых опытных Свидетелей», умеющих вступать в беседу в разное время суток и в различных ситуациях, т.е. умеющих «начинать разговор с людьми». В тексте представленных на исследование печатных изданий не отмечены высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Оскорбительных высказываний, утверждающих о неполноценности или заведомой порочности человека в связи с его социальной, расовой, национальной религиозной или языковой принадлежностью, которые могли бы содержать словарные пометы или иметь отрицательную оценку, в исследуемых текстах не отмечено. В текстах, представленных на исследование печатных изданий, не содержатся высказывания, обвиняющие любого человека в связи с его социальной, расовой, национальной религиозной или языковой принадлежностью в действиях, направленных на причинение ущерба представителям других таких групп, или намерениях совершить такие действия. В текстах, представленных на исследование печатных изданий, не содержатся высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость предоставления благ человеку в связи с его социальной, расовой, национальной религиозной или языковой принадлежностью. Так как анализу подвергались только тексты двух книг с религиозным содержанием, то не представляется возможным дать утвердительный ответ относительно других «текстов религиозного содержания», не уточнив при этом, о какой религии идет речь. Более того, не вполне правомерно вести речь о верификации (т.е. проверке на истинность / ложность) вероучений того или иного религиозного направления, потому что религиозная вера определяется лишь критериями признания человеком своей веры без объяснений, ср., например, принятия «Символа Веры» в христианской религии. Поэтому выбранная верующим человеком его собственная установка на веру того или иного религиозного направления истинна для него как верующего человека. С лингвистической (языковой) точки зрения религиозный текст, как и любой другой текст, может быть рассмотрен как сложное языковое (знаковое) образование, в котором в исследовательских целях могут быть проанализированы либо только синтаксическая организация (синтаксическая структура текста), либо только семантическая организация (семантическая структура текста), либо только функционально-жанровая характеристика такого текста. Важно иметь в виду, что «чистые религиозные тексты» как тексты, написанные в никуда и только для абстрактного читателя, встречаются крайне редко или практически не встречаются. В результате лингвистического исследования установлено:

1) поставленные перед экспертом вопросы № 1 - 10 не получили положительного подтверждения,

2) вопрос №. 11 не получил положительного подтверждения в виду того, что анализу подвергались лишь только два текста из материала дела (книга «Рассуждение с помощью Писаний». - Brooklyn, 2003; 1 т. в 1 экз. и книга «Учись у Великого Учителя». - Brooklyn, 2008; 1 т. в 1 экз.), в то время как поставленный на исследование вопрос касался практически всевозможных «текстов религиозного содержания об истинности вероучения своей религии и ложности вероучений других религий и критике их религиозной практики», которые не были представлены в материалах дела на лингвистическую экспертизу,

3) вопросы под № 12 и № 13 не является предметом исследования лингвистической экспертизы.

Из заключение психологической экспертизы эксперта ФИО4 следует, что в материалах выявлены признаки унизительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок и негативных установок в отношении религиозных групп, не являющихся Свидетелями Иеговы, т.е. представителей иных конфессий и по отношению к неверующим. Однозначный ответ можно дать при условии подтверждения экспертами лингвистами.

«В мире появилось много обманщиков, которые не признают, что Иисус Христос пришёл во плоти. Тот, кто так считает, - обманщик и антихрист», С. 38 «Рассуждения с помощью писаний» Наблюдается оскорбление представителей других религий и неверующих. Суждение противоречит принципам свободы мировоззрения и вероисповедания.

«Не впрягайтесь в одно ярмо с неверующими. Ведь какое общение может быть у праведности с беззаконием?» С. 314 «Рассуждения с помощью писаний». «Какую долю имеет верный с неверующим? А потому выйдете из их среды и отделитесь. - говорит Иегова, - и больше не прикасайтесь к нечистому», «и я приму вас». С. 264 «Рассуждения с помощью писаний».

В материалах не обнаружена информация, которая открыто побуждает к действиям против какой-либо этнической, расовой, религиозной и социальной группы.

Но в книге «Рассуждения с помощью писаний» приводятся рекомендации для миссионеров «Как отвечать на возражения, обрывающие разговор» со страницы 15 по 24, в том числе для общения с представителями других конфессий. Рекомендации направлены на то, чтобы как можно дольше удерживать коммуникативный контакт и в результате вовлечь в свою веру, они содержат манипулятивные приёмы. Например, приём «присоединение», где коммуникатор говорит «Я вас понимаю» или «В своё время я точно также ответил» и т.п. В материалах содержатся элементы призывов, направленных на пропаганду исключительности, превосходства человека по признаку его религиозной принадлежности. (Желательно учесть мнение по этому вопросу экспертов лингвистов). В материалах выявлены языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик в отношении религиозных групп, не являющихся Свидетелями Иеговы, и по отношению к неверующим. (Однозначный ответ можно дать при условии подтверждения использования вышеуказанных языковых средств экспертами лингвистами), «В мире появилось много обманщиков, которые не признают, что Иисус Христос пришёл во плоти. Тот, кто так считает, - обманщик и антихрист». С. 38 «Рассуждения с помощью писаний». «Не впрягайтесь в одно ярмо с неверующими. Ведь какое общение может быть у праведности с беззаконием?» С. 314 «Рассуждения с помощью писаний», «Какую долю имеет верный с неверующим? А потому выйдете из их среды и отделитесь, -говорит Иегова, - и больше не прикасайтесь к нечистому». С. 264 «Рассуждения с помощью писаний». Вызывает сомнения в корректности и правомерности следующее суждение. «Будьте послушны тем, кто берёт на себя руководство среди вас, и будьте покорны, потому что они неусыпно заботятся о ваших душах» С. 265 Возникает закономерный вопрос — не повлечёт ли это убеждение нарушение правовых норм? В то время как наблюдаются негативные суждения, говорящие об уничтожении иных: «Они [те, кто отказывался делать добро «братьям» Христа] буду навечно истреблены. С. 50 «Рассуждения с помощью писаний». «Он совершит отмщение тем, кто [по своему выбору] не знает Бога, и кто не повинуется благой вести о нашем Господе Иисусе» С. 51. «Рассуждения с помощью писаний». Данные высказывания настраивают на враждебное и негативное отношение к людям, не являющимися Свидетелями Иеговы. Желательно учесть мнение по этому вопросу экспертов в других областях. Информация в приведенных цитатах и в целом в книгах «Рассуждение с помощью писаний», «Учись у великого учителя» говорит о том, что Свидетели Иеговы считают свои религиозные взгляды единственно истинными и верными и считают необходимым с помощью проповедей обратить людей, придерживающихся иных взглядов в свою веру. Они одобрительно отзываются о членах своей религиозной группы и негативно -о представителях других. В печатных материалах содержатся призывы к послушанию и покорности по отношению к Богу Иегове и к высшем по иерархии в организации Свидетели Иеговы. Желательно учесть мнение по этому вопросу экспертов области лингвистики. Открытых призывов, к насилию, совершаемому людьми, не обнаружено. Но вызывает сомнения в правомерности и вопросы у читателя следующее суждение: «Иегова Бог вправе решать, какое правительство будет управлять землёй». «Да, Бог обещает, что его Царство положит конец всем правительствам людей» с, 242. «Учись у великого учителя». В тексте выявлены высказывания, утверждающие о неполноценности заведомой порочности человека в связи с самим фактом его рождения и по половому признаку. (Рекомендуется учесть также мнение экспертов в области лингвистики по данному вопросу).

«На встречах собрания женщинам следует «учиться в молчании со всей покорностью». Это значит, что они не должны поднимать вопросов, содержащих вызов мужчинам в собрании. «Каждому мужчине глава -Христос, женщине глава - мужчина». С. 152. «Рассуждения с помощью писаний».

«Да, в Библии говорится, что все люди родились с грехом. А знаешь, что означает родиться с грехом? ~ Это значит, что мы родились несовершенными» с. 124. «Когда Адам нарушил закон Бога, он стал несовершенным. Это было так, словно на нём появился изъян или на него был наложен отпечаток несовершенства... . Мы все рождаемся несовершенными. Поэтому рано или поздно все люди заболевают» с. 125. «Учись у великого учителя». В тексте, представленных на исследование печатных изданий высказывания, обвиняющие любого человека в связи с его социальной, расовой, национальной или языковой принадлежностью в действиях, направленных на причинение ущерба представителям других таких групп или намерениях совершить такие действия не обнаружено. В тексте, представленных на исследование печатных изданий высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость предоставления благ человеку в связи с его социальной, расовой, национальной или языковой принадлежностью не обнаружено. Выявлены признаки того, что для текстов религиозного содержания является характерным высказывания об истинности вероучения своей религии и ложности вероучений других религий, (При условии подтверждения наличия данных высказываний экспертами лингвистами).

«Как можно узнать организацию Иеговы в наши дни? 1. Она превозносит Иегову как единственного истинного Бога и возвеличивает его имя». С. 265. «Рассуждения с помощью писаний». «Каждый, кто призывает имя Иеговы, спасётся», с. 50 «Рассуждения с помощью писаний».

«Так Свидетели Иеговы основывают все свои учения, нормы поведения и организационный порядок на Библии и верят, что Библия - это Слово Бога, они уверены в том, что у них истина». С. 336 «Рассуждения с помощью писаний».

«многообразие религий объясняется тем, что их приверженцы следуют за людьми, а не слушают Бога» С. 311 «Рассуждения с помощью писаний».

«Кто виновен в этой религиозной путанице? Библия называет Сатану Дьявола «богом этой системы вещей». Она предупреждает нас о том, что жертвы, приносимые другими народами, жертвуются демонам, а не Богу».С. 311 «Рассуждения с помощью писаний»

«Чтобы вводить людей в заблуждение, Сатана часто пользуется разными формами ложной религии, окружая некоторые из них ореолом праведности» С. 312 «Рассуждения с помощью писаний».

«В недалёком будущем ангелы будут участвовать ещё в одном важном деле. Время, когда Бог уничтожит злых людей очень близко. Все. кто не служит истинному Богу, будут уничтожены». С.66. «Учись у великого учителя».

Для текстов религиозного содержания является характерным критика религиозной практики других религий. «Плохо то, что многие религии не дают подлинного духовного руководства, а насаждают поклонение, которое основано на ложных учениях и сосредоточено по большей части на обрядах» с. 314. «Рассуждения с помощью писаний»,

Ответ на вопрос №12 находится в компетенции специалиста по религиоведению.

Текст источника «Рассуждения с помощью писаний» содержит приёмы манипуляции и рекомендации по их применению для людей, занимающихся проповеднической деятельностью (со страницы 15 по 24).

Манипуляция - это одна из разновидностей угроз информационно-психологической безопасности личности. Информационно-психологическая безопасность (ИПБ) это «защищенность граждан, отдельных групп, социальных слоев, масс, населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий». Риск нарушения психологической безопасности это степень представленности в ситуации воздействия объективных и субъективных факторов, повышающих вероятность возникновения нарушения психологической безопасности реципиентов.

Кроме того, тексты содержат оскорбления и запугивания в адрес граждан, не являющихся Свидетелями Иеговы (см. цитаты).

Например, «В недалёком будущем ангелы будут участвовать ещё в одном важном деле. Время, когда Бог уничтожит злых людей очень близко. Все, кто не служит истинному Богу, будут уничтожены». С.66, «Учись у великого учителя». «Да, Бог обещает, что его Царство положит конец всем правительствам людей» с. 242. «Учись у великого учителя».

Источник «Учись у великого учителя» предназначен для детей. Практически весь текст изобилует вопросами «Не так ли?» «Правда?» после различных суждений, что позволяет ребёнку соглашаться с материалом и лучше его усваивать. Предполагается, что дети будут читать эту книгу вместе с родителями, т.е. данные будут подкрепляться родительским авторитетом, что усилит информационное воздействие и внушение.

Содержание религиозного текста может анализироваться вне религиозной дискуссии, полемики между последователями разных религий, например, исследователями в области культурологии, истории, лингвистики, психологии.

Ответ на вопрос необходимо дополнить суждениями специалистов в области религиоведения и лингвистики.

Суд критически относится к заключению комплексной экспертизы в части психологической экспертизы эксперта ФИО4, поскольку выводы, сделанные экспертом, неоднозначные и противоречивые. Эксперт ссылается на обстоятельства того, что все ответы на вопросы необходимо дополнить суждениями специалистов в области религиоведения и лингвистики. Однозначные ответы можно дать при условии подтверждения экспертами лингвистами и религионоведами.

У суда отсутствуют основания не доверять заключению комплексной экспертизы в части выводов экспертов ФИО5 и ФИО6 Квалификация экспертов не вызывает сомнения у суда. Экспертиза проведена экспертами по поручению суда, что свидетельствует об отсутствии у экспертов заинтересованности в результате экспертизы. Эксперты были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. На основании представленных данных экспертами проведено исследование. При составлении вышеуказанной экспертизы не были нарушены права сторон, которые извещались о возможности принимать участие в данной экспертизе. Выводы экспертов ФИО5 и ФИО6 являются конкретизированными и не противоречащими друг другу.

Таким образом, суд полагает, что заключение комплексной экспертизы в части выводов экспертов ФИО5 и ФИО6 является надлежащим доказательством и может быть положено в основу решения суда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в своих исковых заявлениях.

Выводы экспертов ФИО5 и ФИО6 свидетельствуют об отсутствии в информационных материалах - книгах «Учусь у Великого Учителя» (Brooklyn, 2003); «Рассуждение с помощью Писаний» ((Brooklyn, 2008) признаков экстремизма, а именно призывов к осуществлению экстремистской деятельности либо обоснование или оправдание необходимости осуществления такой деятельности, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозную ненависть и вражду. Также в данных материалах отсутствует пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства

Помимо этого, согласно текста Парламентской ассамблеи Совета Европы (резолюция 1896 (2012)) РФ взяла на себя обязательство по неприменению Закона «о противодействии экстремисткой деятельности» к каким-либо религиозным группам, особенно к Свидетеля Иеговы.

Поскольку суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Прокурора Заволжского района г. Твери о признании информационных материалов- книг «Учусь у Великого Учителя» (Brooklyn, 2003); «Рассуждение с помощью Писаний» ((Brooklyn, 2008), экстремистскими; следовательно требования о принятии решения о конфискации всех экземпляров данных информационных материалов не подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В заявленных Прокурором Заволжского района г. Твери в защиту интересов Российской Федерации требованиях о признании информационных материалов – книг «Учись у Великого Учителя» (Brooklyn, 2003), «Рассуждение с помощью Писаний» (Brooklyn, 2008) экстремистскими; принятии решения о конфискации всех экземпляров данных информационных материалов; направлении решения о признании материалов экстремистскими в Министерство юстиции Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Твери.

Председательствующий: Н.Н. Каричкина

Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2013 года.