ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/2018 от 07.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-147/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2018 года г. Красноярск

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Золототрубовой М.В.,

при секретаре Охремчук Т.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» к Паламарчуку П.И. о взыскании единовременной финансовой помощи,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» обратился в суд с иском к Паламарчуку П.И. о взыскании единовременной финансовой помощи.

Требования мотивированы тем, что 17.05.2016 года Красноярский край в лице КГКУ «Центр занятости населения город Красноярска» и Паламарчук П.И. заключили договор о предоставлении единовременной финансовой помощи. В соответствии с договором Паламарчуку П.И. предоставлена единовременная финансовая помощь в сумме 77 240 руб. Согласно условиям договора Паламарчук П.И. обязался зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по виду деятельности, который соответствует деятельности, указанной в представленном им бизнес-плане «Предприятие по оказанию юридических услуг», представить в КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины. Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 03.06.2016 года Паламарчук П.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя со 02.06.2016 года. 09.06.2016 года платежным поручением от 08.06.2016 года единовременная финансовая помощь в сумме 77 240 руб. перечислена на лицевой счет Паламарчука П.И. При этом в соответствии с условиями договора Паламарчук П.И. обязался не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и представить в центр занятости населения копии подтверждающих документов. Вместе с тем, документы, подтверждающие целевое расходование средств предоставленной финансовой помощи, Паламарчук П.И. предоставил только 13.09.2016 года, то есть позднее установленного п. 3.1 Порядка, утвержденного Потсановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 года договора 90-дневного срока с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет. КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» направило Паламарчуку П.И. уведомление от 13.09.2016 года о возврате средств полученной единовременной финансовой помощи в сумме 77 240 руб. в краевой бюджет. До настоящего времени средства единовременной финансовой помощи не возвращены.

В указанной связи, истец просит взыскать с Паламарчука П.И. средства единовременной финансовой помощи в размере 77 240 руб., а также государственную пошлину в сумме 2 517, 20 руб.

В судебном заседании представитель истца КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» Кульбакова А.С. (доверенность от 09.01.2017 года) заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.

Ответчик Паламарчук П.И. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что в конце августа 2017 года он представил в КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» документы, подтверждающие, что им израсходовано более половины суммы единовременной финансовой помощи. Неизрасходованным оставалось примерно 20 000 руб., который он не знал куда потратить, так как все необходимое оборудование для осуществления предпринимательской деятельности им было закуплено. Вместе с тем, сотрудники КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» отказались принимать у него представленные им документы, пояснив, что израсходовать необходимо всю сумму. В связи с чем, он долгое время выбирал, куда бы ему израсходовать оставшуюся сумму, и в конечном итоге, 08.09.2016 года он приобрел монитор, а 13.09.2016 многофункциональное устройство. 13.09.2016 года он пришел в КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» и представил все необходимые документы, в подтверждение того, что денежные средства в сумме 77240 руб., предоставленные ему в качестве единовременной финансовой помощи, потрачены им по целевому назначению, в соответствии с утвержденным бизнес-планом, однако, документы у него принимать сотрудники отказались, пояснив, что он пропустил установленный законом срок, в связи с чем, должен вернуть денежные средства назад. Вместе с тем, он на незначительно срок пропустил установленный законом срок, по объективным причинам, в связи с тем, что он не мог найти в магазине необходимую ему оргтехнику, представленные ему денежные средства в качестве финансовой помощи, израсходованы им по целевому назначению.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В силу пункта 2 статьи 7.1-1 Закона о занятости органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 № 429-п утверждены Порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядок подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядок возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.

Согласно п. 2.1. Порядка единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края.

Исходя из п. 4.1. Порядка Единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет в следующих случаях: представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение единовременной финансовой помощи; невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи; несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре; ликвидация юридического лица или прекращение получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства; фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем которого являлся получатель, без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно п. 3.1. Порядка, в соответствии с условиями договора получатель не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет представляет в центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (кассовый чек и копия кассового чека, договор, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки).

Согласно ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.05.2016 года между сторонами заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей регистрации в размере 77 240 руб. в соответствии с Порядком, условиями и размером предоставления, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 года № 429-п.

В соответствии указанным договором Паламарчуку П.И. предоставлена единовременная финансовая помощь в сумме 77 240 руб., которая состоит из:

- единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 800 рублей (приказ от 03.06.2016 об оказании финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан).

- единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края - в сумме 76440 рублей (приказ от 03.06.2016 об оказании финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан).

09.06.2016 года платежным поручением от 08.06.2016 года единовременная финансовая помощь в сумме 77 240 руб. перечислена на лицевой счет Паламарчука П.И.

Паламарчук П.И. в свою очередь обязался в течение 30 дней со дня заключения настоящего договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в представленном на экспертизу бизнес-плане «Предприятие по оказанию юридических услуг» и представить в Центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины. Осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом.

В соответствии с п. 2.1.4. договора Паламарчук П.И. обязался не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет Гражданина представить в Центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная накладная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строго отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки).

Паламарчук П.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.06.2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, им представлен в Центр занятости населения документ, подтверждающий произведенные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 800 руб., что подтверждается квитанцией от 30.05.2016 года.

Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 28.07.2017 года, то есть по истечении более чем 12 месяцев со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что Паламарчук П.И. документы, подтверждающие целевое расходование средств предоставленной финансовой помощи, предоставил в КГКУ «Центр занятости населения город Красноярска» 13.09.2016 года, т.е. позднее установленного п. 3.1. Порядка и п. 2.1.3. договора 90-дневного срока с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет.

Пунктом 3.1. договора предусмотрена обязанность Паламарчука П.И. возвратить суму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения (несвоевременного выполнения) обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.

Как следует из материалов дела, единовременная финансовая помощь была перечислена Паламарчуку П.И. 09.06.2016 года, что подтверждается платежным поручением .

Таким образом, 90-дневный срок для представления документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи, истекал 09.09.2016 года, который являлся выходным днем (суббота), таким образом, Паламарчук П.И. должен был представить документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи в КГКУ «Центр занятости населения город Красноярска» не позднее 11.09.2016 года.

Вместе с тем, как следует из искового заявления и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, Паламарчук П.И. представил указанные документы истцу только 13.09.2016 года, в связи с чем КГКУ «Центр занятости населения город Красноярска» документы от ответчика не принял, вручив ему уведомление о возврате средств полученной единовременной финансовой помощи в сумме 77 240 руб. в краевой бюджет.

В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком Паламарчуком П.И. в материалы дела представлены документы, в подтверждение целевого расходования финансовой помощи, которые им представлялись 13.09.2016 года истцу и которые последним приняты не были.

Кроме того, как не отрицалось ответчиком, а также пояснила допрошенная в качестве свидетеля – Корсакова Е.Е., являющаяся работником КГКУ «Центр занятости населения город Красноярска», в обязанности которой входит выдача денежных средств по грантам, в конце августа 2016 года Паламарчук П.И. приходил в Центр занятости и представлял документы, подтверждающие часть потраченных им денежных средств, вместе с тем, поскольку денежные средства были потрачены не в полном объеме, к ряду документов имелось замечания, документы были возвращены ответчику на доработку.

Согласно представленным ответчиком в суд документам, им потрачено: на приобретение визиток - 1 000 руб., различной оргтехники - 37 163 руб., офисной мебели - 13 560 руб., аренду помещения за июнь – август в размере - 13 500 руб., подачу объявления в бегущую строку июнь – август в размере 17 400 руб. В общей сложности Паламарчуком П.И. потрачено 82 623 руб.

Дав надлежащую оценку вышеуказанным доказательствам, суд исходит из того, что ответчиком Паламарчуком П.И. исполнены обязательства по организации предпринимательской деятельности (создание юридической фирмы), ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, использовал предоставленные денежные средства по целевому назначению.

Таким образом, поскольку Паламарчуком П.И. цели, обозначенные в договоре о предоставлении субсидии, фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению, суд приходит к выводу, что незначительное нарушение ответчиком сроков предоставления отчетности, не может служить основанием для истребования у ответчика денежных средств, предоставленных ему в качестве финансовой помощи.

Таким образом, поскольку субсидии предоставляются получателям (безработным гражданам) на безвозмездной и безвозвратной основе, факт целевого использования средств подтвержден ответчиком в судебном заседании документально, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований предъявленных к Паламарчуку П.И. о взыскании единовременной финансовой помощи, и производных от них требований о взыскании судебных расходов, суд не находит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр занятости населения г.Красноярска» к Паламарчуку П.И. о взыскании единовременной финансовой помощи, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска.

Судья М.В. Золототрубова