Дело № 2-147/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Пекарининой И.А.,
при секретаре – Соловей Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Департамента капитального строительства <адрес> к Кольченко ФИО5 об изъятии имущества для государственных нужд, прекращение права собственности, признание утратившим право на жилье, возложении обязанности освободить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент капитального строительства <адрес> обратился с иском, в котором просит суд принудительно изъять для государственных нужд <адрес> у Кольченко ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение (7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом № по <адрес> в г. Севастополе, со встречным предоставлением ответчику в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: г. ФИО5, <адрес>, общей площадью 41,6 м. с зачетом его стоимости в размер возмещения за изымаемое жилое помещение.
Взыскать с ФИО1 доплату за разницу стоимости жилых помещений в размере 6423534,87 рублей.
Прекратить право собственности Кольченко ФИО5 на принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение 7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м2, расположенное по адресу: г. ФИО5, <адрес>, и долю в праве обшей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Признать право государственной собственности <адрес> на жилое помещение (7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м2, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г. ФИО5, <адрес>.
Признать Кольченко ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., утратившей право пользования жилым помещением (7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м2, расположенным по адресу: г. ФИО5, <адрес>.
Обязать Кольченко ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., освободить жилое помещение (7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м2, расположенное по адресу: г. Севастополь, г. ФИО5, <адрес>, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что многоквартирный дом, в котором находится квартира, принадлежащая ответчику на праве собственности, является аварийным, а ответчик с членами своей семьи отказывается переселяться из нее с оплатой выкупной стоимости жилья.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 иск признала частично, возражала в части предоставления жилья с доплатой разницы стоимости жилых помещений, поскольку финансовой возможности выплатить указанную сумму, не имеет.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со ст. 26 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№C«О жилищной политике <адрес>» переселение из многоквартирныхдомов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, относятся к приоритетным направлениям деятельности Правительства Севастополя.
В соответствии со ст. 26 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№C «О жилищной политике <адрес>» переселение из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, относятся к приоритетным направлениям деятельности Правительства Севастополя.
Распоряжением первого заместителя председателя СГГА от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён акт межведомственной комиссии и жилой <адрес> в г. Севастополе признан аварийным.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена государственная программы <адрес> «Жилище» (далее - Программа).
Задачами Программы является ликвидация аварийного жилищного фонда <адрес>, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов. Ответственным исполнителем программы является Департамент.
Изъятие жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В рамках реализации подпрограммы 3 «Переселение граждан из помещений непригодных для проживания и аварийного жилищного фонда <адрес>» государственной программы <адрес> «Жилище», Департамент проводит мероприятия по переселению граждан из аварийных жилых помещений, в том числе граждан проживающих в аварийном многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Ответчик ФИО1 является собственником 7/50 долей жилого дома по <адрес> в г. Севастополе, что подтверждается копией договор дарения части жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена в материалы дела.
В материалах дела имеется заявление ФИО1 о согласии на переселение из аварийного жилого фонда, смотровой лист с отметкой о согласии на переселение в <адрес> в г. Севастополе общей площадью 41,6 кв.м. в судебном заседании ответчик подтвердила, что фактически проживает по указанному адресу.
В проекте представленного соглашения указано на необходимость доплаты за разницу стоимости предоставляемой квартиры в сумме 642253,87 рублей, (п. 4.5. соглашения) со ссылкой на ч.4 ст. 27 Закона Севастополя от 15.05.2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя». ФИО1 проект соглашения не подписала, поскольку не согласна с необходимостью доплаты разницы стоимости жилья.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Разделом 4 Постановления Правительства города Севастополя от 22.04.2016 года № 364 – ПП, предусмотрено, что финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, формируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации путем предоставления субсидии на основании соглашения (договора) между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также средств бюджета города Севастополя. В случае неиспользования средств федерального бюджета в текущем финансовом году остаток неиспользованных средств может быть возвращен в бюджет города Севастополя в очередном финансовом году с последующим утверждением суммы остатка средств в сводной бюджетной росписи города Севастополя без внесения изменений в Программу.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Согласно ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 N 137-ЗС (ред. от 18.07.2016) "О жилищной политике города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 13.05.2015), в случае, когда в соответствии с договорами мены, заключаемыми с согласия собственников жилых помещений, стоимость жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, передаваемых в частную собственность, превышает стоимость жилых помещений, передаваемых в собственность города Севастополя, от возмещения разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений освобождаются: граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, изымаемых для государственных нужд города Севастополя в связи с изъятием земельного участка, жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расселении в соответствии с региональной адресной программой, утверждаемой Правительством Севастополя, в случае если общая площадь жилого помещения, передаваемого в собственность граждан, не превышает общей площади жилого помещения, передаваемого гражданами в собственность города Севастополя.
Таким образом, на ответчика на может быть возложена обязанность по возмещению разницы стоимости предоставляемого жилья, в связи с тем, что на основании Распоряжением первого заместителя председателя СГГА от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён акт межведомственной комиссии и жилой <адрес> в г. Севастополе признан аварийным, вследствие чего ФИО1 освобождена в силу ст. 27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О жилищной политике <адрес>" от возмещения разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Принудительно изъять для государственных нужд <адрес> у Кольченко ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение (7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом № по <адрес> в г. Севастополе, со встречным предоставлением ответчику в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 41,6 м.
Прекратить право собственности Кольченко ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., на принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение
7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м2, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, и долю в праве обшей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Признать право государственной собственности <адрес> на жилое помещение (7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м2, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Признать Кольченко ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., утратившей право пользования жилым помещением (7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м2, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Обязать Кольченко ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., освободить жилое помещение (7/50 долей жилого дома с хозяйственными постройками), общей площадью 21,5 м2, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении остальной части требований, отказать
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 26 февраля 2021 года.
Судья И.А. Пекаринина