ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/2022 от 03.02.2022 Кольского районного суда (Мурманская область)

***

*** Дело № 2-147/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2022 года город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,

при помощнике судьи Чистобаевой В.С.,

с участием представителя истца Мукановой С.Н.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Полярные Зори Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1» в лице филиала «Кольский» о возложении обязанности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Полярные Зори обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1» (далее ПАО «ТГК-1») о возложении обязанности в срок до *** года осуществить необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности объектов каскада топливно-энергетического комплекса. В обоснование исковых требований указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой города Полярные Зори Мурманской области проверки на Нива ГЭС-1 (г. Полярные Зори, п. Зашеек) Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1», установлено, что в нарушение Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ №458 от 05.05.2012:

- охранная зона акватории ГЭС не оборудована в полном объеме комплексом инженерно-технических средств охраны по ее границам;

- отсутствует внешнее предупредительное ограждение;

- не оборудована зона (полоса) отторжения - зона, непосредственно примыкающая к инженерным ограждениям объекта и свободная от построек, деревьев, кустарника и др.;

- на КПП для прохода людей отсутствуют устройства преграждающие управляемые (турникеты) и кабина контролера (постового) КПП;

- досмотровая площадка КПП не оборудована вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами), ограждением места несения службы, колесоотбоями, с внутренней стороны контрольно-пропускного пункта стационарным противотаранным подъемным устройством для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта;

- управление воротами КПП осуществляется не дистанционно, а непосредственно постовым при помощи рук;

- по периметру запретной зоны (за исключением ворот КПП) отсутствуют предупредительные знаки (предупредительные знаки устанавливаются по внутреннему ограждению запретной зоны на расстоянии не более 50 метров друг от друга с использованием имеющихся опор ограждения или отдельных столбов и обязательно на изгибах (углах) запретной зоны, калитках и воротах в запретные зоны);

- система охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов не оборудована;

- вход в КПП не оборудован средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия или разрушения;

- система контроля и управления доступом на КПП, а также точках доступа на критических элементах объекта не оборудована;

- система охранного телевидения не обеспечивает видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения, обнаружение проникновения (видеодетекторы), обнаружение оставленных предметов, оперативный доступ к видеоархиву путем задания времени, даты и идентификатора телевизионной камеры, совместную работу с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации;

- на объекте отсутствуют объектовые стационарные радиостанции;

- система оперативной связи в круглосуточном режиме работы не обеспечивает оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);

- система оперативной связи в круглосуточном режиме работы не обеспечивает прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции;

- на объекте (станционном узле) отсутствует дополнительное охранное освещение;

- объект (регулирующее сооружение - головной узел) охранным освещением по периметру территории не оборудован, имеющиеся светильники возле перемитральных въездных ворот на момент проверки не работают;

- инженерно-технические средства защиты объекта должны обеспечивать круглосуточную защищенность объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства путем разрушения, взлома строительных защитных конструкций, преодоления ограждений, вскрытия запирающих устройств, повышать эффективность функционирования системы физической защиты объектов.

Поскольку выявленные нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность опасных объектов, допускают возможность несанкционированного проникновения на объекты топливно-энергетического комплекса и допущены в результате бездействия ПАО «ТГК-1» в виде неисполнения требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», просит суд возложить обязанность на ПАО «ТГК-1» в срок до *** устранить на территории объектов генерации Нива ГЭС-1 выявленные нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кольского района Мурманской области Муканова С.Н., действующая на основании поручения, на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ПАО «ТГК-1» ФИО1 в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, указав, что по существу заявленных требований у него не имеется возражений, однако полагал, что истцом не представлено надлежащих доказательств, обосновывающих сроки исполнения заявленных прокурором требований. Пояснил, что стоимость изготовления проекта комплекса инженерно-технических средств охраны (КИТСО) составляет около 20 млн. руб. на каждую станцию, на все объекты, указанные в иске, и на работы по полному оснащению объектов ТЭК необходимо около 7 млрд. руб. В сроки, указанные в иске, невозможно провести весь комплекс мероприятий, финансово также затруднительно реализовать данные работы за 1 год. Полагал нецелесообразным проведение отдельных работ по оснащению объектов ТЭК, поскольку ответчиком запланированы работы по полной модернизации указанных в иске объектов в сроки, установленные в паспортах безопасности объектов.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление обеспечение жизнедеятельности энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры Минэнерго и ЖКХ Мурманской области, Главное управление МЧС России по Мурманской области, Отдел государственного контроля Управления Росгвардии по Мурманской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании не направили.

УФСБ России по Мурманской области представило отзыв, в котором указано о согласии с заявленными требованиями в полном объеме, поскольку выявленные нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность опасного объекта, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно положениям ст.5 вышеуказанного ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов ТЭК осуществляется субъектами ТЭК, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу пункта 13 статьи 2 указанного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно пункту 14 названной статьи требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Как установлено частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012
№ 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной конкретной категории опасности объектов.

В пункте 2 Правил установлено, что инженерно-техническими средствами защиты являются технические средства (преграды, барьеры, инженерные конструкции), препятствующие своими физическими свойствами несанкционированному проникновению на объект и (или) в охраняемую зону (на часть территории, в здание, строение, сооружение, помещение); инженерно- техническими средствами охраны являются технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта, предназначенные для предотвращения и (или) выявления несанкционированных действий в отношении объекта.

Инженерно-технические средства охраны являются составляющей частью системы физической защиты объекта (пункт 4 Правил).

Согласно п.19 Правил к инженерно-техническим средствам охраны относятся: а) инженерно-технические средства защиты: инженерные заграждения; инженерные средства и сооружения: контрольно-пропускные пункты; помещения для размещения подразделений охраны; б) технические средства охраны: система охранной сигнализации; система охранная телевизионная; система контроля и управления доступом; система сбора и обработки информации, включающая подсистему связи и передачи извещений к пультам централизованного наблюдения; технические средства досмотра; в)вспомогательные системы: система охранного освещения; система оповещения о тревоге, чрезвычайной ситуации и др.; система электропитания; система оперативной связи подразделений охраны.

Система физической защиты должна обеспечивать заданный уровень безопасности предотвращения на объекте актов незаконного вмешательства.

Пункт 52 Правил предусматривает, что состав инженерно-технических средств охраны согласно приложению определяется категорией опасности объекта (высокая, средняя, низкая) и включает в себя необходимые системы (система охранной сигнализации, система контроля и управления доступом и др. для его защиты.

Согласно п. 54 Правил инженерно-технические средства защиты объекта должны обеспечивать круглосуточную защищенность объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства путем разрушения, взлома строительных защитных конструкций, преодоления ограждений, вскрытия запирающих устройств, повышать эффективность функционирования системы физической защиты объектов.

В соответствии с п.112 Правил все входы в контрольно-пропускные пункты и управляемые преграждающие конструкции оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения.

Согласно п.170 Правил система охранной сигнализации поддерживает сопряжение с другими системами комплекса инженерно-технических средств охраны – системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом.

Нива ГЭС-1 (г. Полярные Зори, п. Зашеек) Каскада Нивских ГЭС, является структурными подразделениями филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» относится к объектам топливно-энергетического комплекса с непрерывным технологическим циклом производства средней категории опасности.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой города Полярные Зори Мурманской области проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Нива ГЭС-1 Каскада Нивских ГЭС выявлено, что:

- в нарушение пунктов 284 и 285 Правил охранная зона акватории ГЭС не оборудована в полном объеме комплексом ИТСО по ее границам;

- в нарушение подпункта «в» пункта 1 приложения № 1 к Правилам отсутствует внешнее предупредительное ограждение;

- в нарушение подпункта «а» пункта 2 приложения № 1 к Правилам, пункта 97 Правил не оборудована зона (полоса) отторжения - зона, непосредственно примыкающая к инженерным ограждениям объекта и свободная от построек, деревьев, кустарника и др.;

- в нарушение подпункта «а» пункта 3 приложения № 1 к Правилам, подпунктов «б» и «в» пункта 119 Правил, на КПП для прохода людей отсутствуют устройства преграждающие управляемые (турникеты) и кабина контролера (постового) КПП;

- в нарушение подпункта «б» пункта 3 приложения № 1 к Правилам, подпунктов «а», «г» пункта 139, пункта 145 Правил, досмотровая площадка КПП не оборудована: вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами), ограждением места несения службы, колесоотбоями, с внутренней стороны контрольно-пропускного пункта стационарным противотаранным подъемным устройством для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта;

- в нарушение пункт 141 Правил управление воротами КПП осуществляется не дистанционно, а непосредственно постовым при помощи рук;

- в нарушение подпункта «д» пункта 2 приложения № 1 к Правилам, пунктов 104, 105 Правил по периметру запретной зоны (за исключением ворот КПП) отсутствуют предупредительные знаки (предупредительные знаки устанавливаются по внутреннему ограждению запретной зоны на расстоянии не более 50 метров друг от друга с использованием имеющихся опор ограждения или отдельных столбов и обязательно на изгибах (углах) запретной зоны, калитках и воротах в запретные зоны);

- в нарушение пункта 5 приложения № 1 к Правилам, пункта 177 Правил система охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов не оборудована;

- в нарушение пункта 112 Правил, вход в КПП не оборудован средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия или разрушения;

- в нарушение подпункта «а» пункта 3 приложения № 1 к Правилам пункта 205 Правил система контроля и управления доступом на КПП, а также точках доступа на критических элементах объекта не оборудована;

- в нарушение подпунктов «б», «в», «г» пункта 8 приложения № 1 к Правилам, подпунктов «б», «з», «и» и «к» пункта 231 Правил система охранного телевидения не обеспечивает видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения, обнаружение проникновения (видеодетекторы), обнаружение оставленных предметов, оперативный доступ к видеоархиву путем задания времени, даты и идентификатора телевизионной камеры, совместную работу с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации;

- в нарушение подпункта «а» пункта 10 приложения № 1 к Правилам на объекте отсутствуют объектовые стационарные радиостанции;

- в нарушение подпункта «д» пункта 243 Правил система оперативной связи в круглосуточном режиме работы не обеспечивает оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);

- в нарушение подпункта «е» пункта 243 Правил система оперативной связи в круглосуточном режиме работы не обеспечивает прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции;

- в нарушение пункта 251 Правил на объекте (станционном узле) отсутствует дополнительное охранное освещение;

- в нарушение пункта 13 приложения № 1 к Правилам, пунктов 247, 250, 251 Правил объект (регулирующее сооружение - головной узел) охранным освещением по периметру территории не оборудован, имеющиеся светильники возле перемитральных въездных ворот на момент проверки не работают.

В настоящее время выявленные прокуратурой нарушения не устранены, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного заседания.

В отношении объекта топливно-энергетического комплекса Нива ГЭС-1 Каскада Нивских ГЭС разработан паспорт безопасности объекта ТЭК, утвержденный председателем антитеррористической комиссии – Губернатором Мурманской области ***.

В разделе 10.7 паспорта указаны необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта и сроки их реализации. Так, срок проектно-изыскательских работ по созданию комплекса инженерно-технических средств охраны на объекте Нива ГЭС-1 определен в данном паспорте безопасности - ***. Срок строительно-монтажных работ по созданию комплекса инженерно-технических средств охраны на объекте Нива ГЭС-1 – ***.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела.

Суд находит требования прокурора г.Полярные Зори обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку факт невыполнения ответчиком Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458, на территории Нива ГЭС-1 нашел свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривается по существу ответчиком. Обязанность ответчика обеспечивать безопасность объектов Каскада Нивских ГЭС прямо предусмотрена ст.6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

То обстоятельство, что в паспорте безопасности указанного объекта топливно-энергетического комплекса отражены иные сроки осуществления указанных в иске мероприятий по физической и антитеррористической защищенности этого объекта, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку данный паспорт разрабатывается субъектом ТЭК и должен соответствовать требованиям названных Правил. При этом, длительные сроки устранения выявленных прокурором нарушений создает угрозу безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан осуществить необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в деятельности Нива ГЭС-1 Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» суд учитывает, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ и принимая во внимание социальную значимость объектов топливно-энергетического комплекса в деятельности Нива ГЭС-1 Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1», противоправные действия на которых, в том числе совершение актов терроризма, могут причинить экономический ущерб Российской Федерации, а также принимая во внимание, что длительное непринятие должных мер по обеспечению надлежащей охраны объекта топливно-энергетического комплекса снижают антитеррористическую защищенность опасного объекта, допускают возможность несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса, суд устанавливает срок до ***, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанный срок устранить выявленные нарушения законодательства, представителем ответчика суду не представлено.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1» в срок до *** устранить на территории Нива ГЭС-1 Каскада Нивских ГЭС нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ № 458 от 05.05.2012, а именно:

- оборудовать охранную зону акватории ГЭС в полном объеме комплексом инженерно-технических средств охраны по ее границам;

- установить внешнее предупредительное ограждение;

- оборудовать зону (полосу) отторжения - зону, непосредственно примыкающую к инженерным ограждениям объекта и свободную от построек, деревьев, кустарника;

- оборудовать на КПП для прохода людей устройства преграждающие управляемые (турникеты) и кабину контролера (постового) КПП;

- оборудовать досмотровую площадку КПП: вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами), ограждением места несения службы, колесоотбоями, с внутренней стороны контрольно-пропускного пункта стационарным противотаранным подъемным устройством для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта;

- оборудовать по периметру запретной зоны (за исключением ворот КПП) предупредительные знаки;

- оборудовать систему охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов;

- оборудовать вход в КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия или разрушения;

- оборудовать систему контроля и управления доступом на КПП, а также точках доступа на критических элементах объекта;

- оборудовать системой охранного телевидения, обеспечивающей видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения, обнаружение проникновения (видеодетекторы), обнаружение оставленных предметов, оперативный доступ к видеоархиву путем задания времени, даты и идентификатора телевизионной камеры, совместную работу с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации;

- установить на объекте объектовые стационарные радиостанции;

- оборудовать систему оперативной связи в круглосуточном режиме работы, обеспечивающей оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);

- оборудовать систему оперативной связи в круглосуточном режиме работы, обеспечивающей прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции;

- установить на объекте (станционном узле) дополнительное охранное освещение;

- оборудовать объект (регулирующее сооружение — головной узел) охранным освещением по периметру территории.

Взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья *** Е.Л. Пелепец