ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/2022 от 07.02.2022 Приозерского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-147/2022 (2-1523/2021;)

УИД 47RS0014-01-2021-002134-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Приозерск 7 февраля 2022 г.

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Левичевой Н.С.

при секретаре ФИО2

с участием представителя ответчика ООО «Энерго-Ресурс» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей <адрес>» в защиту интересов ФИО1 к ООО «Энерго-Ресурс» о признании незаконным выставления платы за отопление в периоды опробования и периодического протапливания, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей <адрес>» обратилась в интересах ФИО1 в Приозерский городской суд <адрес> с исковым заявлением к ООО «Энерго-Ресурс», в котором просит суд признать незаконным выставление платы за отопление в периоды опробования и периодического протапливания в сентябре 2021 года, обязать ответчика устранить указанное нарушение, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлениями администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 13 сентября 2021 г. и с 14 по 16 сентября 2021 г. установлено пробное протапливание, с 17 сентября 2021 г. – периодическое протапливание зданий всех назначений. Постановлением администрации от 24 сентября 2021 г. установлено начало регулярного отопления с 24 сентября 2021 г. Оплате за отопление подлежат только периоды регулярного отопления. В нарушение п.п. 4.1, 4.2, 5.1, 5.3, 5.4, 5.6 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в <адрес>, п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ответчиком выставлена к оплате за отопление за сентябрь 2021 г. сумма в размере 277,59 руб., что нарушает права истца как потребителя. В письме Минстроя России указано, что расходы на пробные топки до начала отопления несет теплоснабжающая организация, расходы которой компенсируются путем включения их в тариф отопления. (л.д. 5-6, 50)

Протокольным определением от 10 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области». (л.д. 70)

Представитель истца региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «Энерго-Ресурс» ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, придерживался доводов, изложенных в письменных возражениях. (л.д. 32-33)

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Управдом» в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом извещено о дате и времени рассмотрения дела. В предварительных судебных заседаниях представитель ООО «Управдом» просил отказать в удовлетворении исковых требований. (л.д. 70, 154)

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области», в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом извещено о дате и времени судебного разбирательства. В письменном отзыве на исковое заявление просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области принято постановление от 13 сентября 2021 г. № 3379 «О проведении опробования систем теплоснабжения объектов жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса, объектов социального назначения на территории муниципального образования Приозерское городское поселение» о проведении пробного протапливания зданий всех назначений на территории муниципального образования Приозерское городское поселение с 14 по 16 сентября 2021 г. Ресурсноснабжающей организации ООО «Энерго-Ресурс» поручено обеспечить проведение пробного протапливания зданий всех назначений на территории муниципального образования Приозерское городское поселение в соответствии с утвержденным графиком с 14 по 16 сентября 2021 г.

13 сентября 2021 г. администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области принято постановление № 3380 «О проведении периодического протапливания на территории муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области» об осуществлении периодического протапливания зданий всех назначений на территории муниципального образования Приозерское городское поселение с 17 сентября 2021 г. Ресурсноснабжающей организации ООО «Энерго-Ресурс» поручено обеспечить проведение периодического протапливания зданий всех назначений на территории муниципального образования Приозерское городское поселение с 17 сентября 2021 г. в соответствии с утвержденным графиком подключения систем теплоснабжения.

Постановлением администрации от 24 сентября 2021 г. № 3517 «О начале регулярного отопления 2021-2022 г.г. на территории муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области» установлено начало регулярного отопления зданий всех назначений с 24 сентября 2021 г.

АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» ФИО1 выставлен счет на оплату по лицевому счету за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за расчетный период сентябрь 2021 г., где в графе виды услуг «отопление» отражено, что начислено за период 277,59 руб. (л.д. 10)

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с п.п. «е» п. 4 указанных Правил под коммунальной услугой по отоплению понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п.15 приложения № 1 к Правилам.

При этом п. 5 Правил установлено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 19 июня 2008 г. № 177 утверждены Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области (далее – Правила № 177).

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы государственной власти субъекта РФ наделены полномочиями на определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения, в том числе путем установления для органов местного самоуправления, теплоснабжающих организаций и потребителей соответствующих обязательных правил. Такие полномочия реализованы Правительством Ленинградской области путем принятия Правил № 177, которыми предусмотрены мероприятия, обеспечивающие устойчивое теплоснабжение потребителей, в том числе мероприятия, связанные с поддержанием необходимых параметров энергоносителей и обеспечением нормативного температурного режима в зданиях (с учетом их назначения) на территории муниципальных образований Ленинградской области (п.1.4 Правил № 177).

Из общих положений Правил № 177 следует, что указанные Правила содержат порядок подготовки и проведения отопительного сезона органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Ленинградской области (п. 1.6) и обязательны для исполнения органами местного самоуправления, исполнителями коммунальных услуг, ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг (п. 1.2).

Комплекс мероприятий, связанных с подготовкой и проведением отопительного сезона состоит из этапов, указанных в п. 1.7 Правил № 177: подготовка к отопительному сезону; опробование систем теплоснабжения и резервных топливных хозяйств в работе (пробное протапливание); периодическое протапливание; регулярное отопление; прохождение зимнего максимума энергетических нагрузок; завершение отопительного сезона и обеспечение горячего водоснабжения (ГВС) в межотопительный период.

В соответствии с п. 4.7 Правил № 177 пуск системы теплоснабжения в режиме пробного протапливания осуществляется в соответствии с графиком, согласованным в соответствии с п. 4.2.

Согласно п. 4.11 Правил № 177 в период проведения пробного протапливания работниками теплоснабжающих организаций ведется контроль за работой тепловых сетей и теплогенерирующих установок, проводятся обходы и осмотры с целью выявления возможных дефектов и принятия своевременных мер по устранению неисправностей и нормализации теплоснабжения; работниками организаций, обслуживающих жилищный фонд, проверяется прогрев стояков и приборов отопления, работа теплоиспользующего оборудования, параметры теплоносителя на вводе в здание и узле регулирования.

Из приведенных положений Правил № 177 следует, что подача тепловой энергии по централизованным системам теплоснабжения во все здания, включая многоквартирные дома, начинается в период пробного протапливания.

Поскольку начало подачи тепловой энергии в здания всех назначений в режиме проведения пробного протапливания по решению органов местного самоуправления приходится на 14 сентября 2021 г., то в целях отношений по предоставлению коммунальной услуги по отоплению потребителям в многоквартирных домах в соответствующем муниципальном образовании 14 сентября признается датой начала подачи по централизованным сетям теплоснабжения и по внутридомовым инженерным системам тепловой энергии на отопление и, соответственно, датой начала отопительного периода в значении этого понятия, применяемом в Правилах № 354.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В случаях, когда размер платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 42(1) Правил № 354 определяется в отопительный период, то при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии, измеряющим объем тепловой энергии на отопление, показания такого общедомового прибора учета за первый месяц отопительного периода (месяц, в котором началась подача тепловой энергии в многоквартирном доме в целях отопления) должны учитываться при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению (абзацы 3 - 6 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, исходя из положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п.3, п.п. «е» п.4, пунктов 5, 42(1), Правил № 354, п.6 ч.2 ст.5 Закона № 190-ФЗ, Правил № 177, постановлений органов местного самоуправления следует, что у потребителя возникает обязанность производить оплату коммунальной услуги по отоплению исходя из показаний общедомового прибора учета с даты начала отопительного периода, которая в рассматриваемом случае определяется датой начала первого этапа отопительного сезона на территории муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области - 14 сентября 2021 г., а для конкретного потребителя - датой начала подачи тепловой энергии в многоквартирный дом в режиме пробного протапливания.

ООО «Управдом» осуществляет управление общим имуществом собственников жилья в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в соответствии с договором от 1 августа 2005 г. (л.д. 54-55)

АО «ЕИРЦ ЛО» осуществляет начисление платы за отопление и горячее водоснабжение гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с агентским договором, заключенными с ООО «Энерго-Ресурс».

По информации ООО «Энерго-Ресурс» и АО «ЕИРЦ ЛО» в доме по адресу: <адрес>, установлен общедомовый прибор учета на тепловую энергию. (л.д. 33)

Согласно сведения, предоставленным АО «ЕИРЦ ЛО», на основании заключенного агентского договора ООО «Энерго-Ресурс» в сентябре 2021 г. направил в адрес АО «ЕИРЦ ЛО» информацию по показаниям ОПУ за период с 17 сентября 2021 г. по 20 сентября 2021 г., расход тепловой энергии на отопление составил 9,326 Гкал.

Соответственно расчет платы в сентябре 2021 г. произведен ФИО1 в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства исходя из показаний общедомового прибора учета.

Ссылку в исковом заявлении на Приложение № 1 к Правилам № 354 как на основание не производить оплату коммунальной услуги по отоплению за период периодического протапливания многоквартирного дома, суд считает несостоятельной, поскольку приложение № 1 к Правилам № 354 применяется к отношениям, связанным с нарушением качества предоставляемой в расчетном периоде коммунальной услуги. При этом к нарушению качества коммунальных услуг, предоставленных с перерывами, относятся только перерывы, связанные с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и(или) централизованных систем инженерно-технического обеспечения, о чем указано в п. 104 Правил № 354.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что права истца ответчиком не нарушены, следовательно, исковые требования Региональной общественной организация «Общество защиты прав потребителей <адрес>» в защиту интересов ФИО1 о признании незаконным выставления платы за отопление в периоды опробования и периодического протапливания являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Поскольку судом не установлено нарушение прав истца ответчиком, оснований для взыскания компенсации морального вреда согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ у суда также не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО5 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» в защиту интересов ФИО1 к ООО «Энерго-Ресурс» о признании незаконным выставления платы за отопление в периоды опробования и периодического протапливания, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приозерский городской суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Левичева

В окончательной форме решение изготовлено 14 февраля 2022 г.