ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-148(1)/2017 от 15.03.2017 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-148(1)/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2017 года город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Петькина С.В.,

при секретаре Ильиной Я.И.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурораСаратовской областиСклёминой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Саратовской области, о признании информации, размещенной на странице сайта, запрещенной (в порядке ст. 45 и ч. 2 ст. 262 ГПК РФ),

установил:

и.о. Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области (далее по тексту – прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на странице сайта, запрещенной.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ртищевской межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокурора Саратовской области от 21.12.2011 № 141/37 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о производстве и обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции» проведена проверка соблюдения ограничения круглосуточной продажи алкогольной продукции в дистанционной форме на Интернет-сайтах.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ).

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Как установлено в ходе проверки, страница Интернет-сайта по адресу: http://www.bingeshop.net/ предоставляет возможность осуществить заказ алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу, в любое время суток, в том числе, в ночное время с 23 часов до 08 утра, путем продажи сувенирной продукции (магнитов и брелков), к которым в подарок прилагается алкоголь. Данная информация (публичная оферта) предоставляется путем размещения на Интернет-сайте.

Согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Продажа сувенирной продукции, к которым в подарок идет алкоголь является притворной сделкой, в связи с чем, фактически с Интернет-сайта по адресу: HYPERLINK "http://www.bingeshop.net/"http://www.bingeshop.net/ осуществляется продажа алкогольной продукции дистанционным способом.

В соответствии с п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее – Правила) "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Согласно п.12 Правил предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

Кроме того, статья 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 4 ч. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ иные лицензионные требования к обороту алкогольной продукции, установлены в положениях статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

Установлено, что на вышеназванном сайте, установлен «круглосуточный» режим продажи алкоголя, чем нарушаются требования ч.5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции": не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли, тем самым нарушаются лицензионные требования к продаже алкоголя.

Как следует из ч.3 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в ч.3 ст. 14.16 устанавливает ответственность за нарушение иных требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по дистанционной продаже алкогольной продукции, тем более, предоставляющей возможность приобрести алкогольную продукцию в ночное время с 23.00 до 08.00. За указанные действия предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Согласно п.п. «в» п.4. Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

В соответствии с 11 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет".

В связи с чем, в целях соблюдения требований действующего законодательства и защите прав граждан, доступ к информации, содержащейся на странице Интернет-сайта http://www.bingeshop.net/ следует ограничить.

На основании вышеизложенного, прокурор просит признать, размещенную на странице Интернет-сайта: http://www.bingeshop.net/информацию запрещенной.Копию решения направить в Федеральную службу по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения информации, распространяемой на странице Интернет-сайта: http://www.bingeshop.net/в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Склёмина Т.А.заявленные требования поддержала, дала объяснения, аналогичные указанным в заявлении.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (Управление Роскомнадзора по Саратовской области), в судебное заседание представителя не направило. В материалах дела имеется ходатайство руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (Управления Роскомнадзора по Саратовской области)с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления и позиция на заявление, из которой следует, что заинтересованное лицо согласно с требованиями, заявленными прокурором.

Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее – ГПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства и оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Ртищевской межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокурора Саратовской области от 21.12.2011 № 141/37 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о производстве и обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции» проведена проверка соблюдения ограничения круглосуточной продажи алкогольной продукции в дистанционной форме на Интернет-сайтах.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ).

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Как установлено в ходе проверки, страница Интернет-сайта по адресу: http://www.bingeshop.net/ предоставляет возможность осуществить заказ алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу, в любое время суток, в том числе, в ночное время с 23 часов до 08 утра, путем продажи сувенирной продукции (магнитов и брелков), к которым в подарок прилагается алкоголь. Данная информация (публичная оферта) предоставляется путем размещения на Интернет-сайте.

Согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Продажа сувенирной продукции, к которым в подарок идет алкоголь является притворной сделкой, в связи с чем, фактически с Интернет-сайта по адресу: HYPERLINK "http://www.bingeshop.net/"http://www.bingeshop.net/ осуществляется продажа алкогольной продукции дистанционным способом.

В соответствии с п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее – Правила) "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Согласно п.12 Правил предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

Кроме того, статья 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 4 ч. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ иные лицензионные требования к обороту алкогольной продукции, установлены в положениях статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

Установлено, что на вышеназванном сайте, установлен «круглосуточный» режим продажи алкоголя, чем нарушаются требования ч.5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции": не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли, тем самым нарушаются лицензионные требования к продаже алкоголя.

Как следует из ч.3 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в ч.3 ст. 14.16 устанавливает ответственность за нарушение иных требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по дистанционной продаже алкогольной продукции, тем более, предоставляющей возможность приобрести алкогольную продукцию в ночное время с 23.00 до 08.00. За указанные действия предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Согласно п.п. «в» п.4. Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

В соответствии с 11 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет".

В связи с чем, в целях соблюдения требований действующего законодательства и защите прав граждан, доступ к информации, содержащейся на странице Интернет-сайта http://www.bingeshop.net/ следует ограничить.

В силу ст. 1 ГПК РФ регулирование правоотношений в сфере гражданского судопроизводства осуществляется Гражданско-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами.

П. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ определено, что об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела рассматриваются судом в порядке особого производства.

П. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ определено, что среди установленного указанной статьей перечня фактом, имеющих юридическое значение, судом также рассматриваются другие имеющие юридическое значение факты, к которым как раз относится факт признания информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ст. 266 ГПК РФ установлено, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту нахождения заявителя, что в данном случае свидетельствует о подсудности рассмотрения гражданского дела Ртищевскому районному суду Саратовской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с тем, что информационные материалы, выложенные в сети Интернет на сайте http://www.bingeshop.net/содержат информацию, распространение которой запрещено, при этом указанная информация доступна неопределенному кругу лиц, вследствие свободного доступа к указанному сайту, у прокурора имеется безусловное право обращения с заявлением в интересах Российской Федерации.

Суд приходит к убеждению, что в целях соблюдения требований действующего законодательства и защите прав граждан, необходимо признать информацию,размещенную на сайтеhttp://www.bingeshop.net/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено

Руководствуясь статьями 197-198, 321 ГПК РФ, суд

решил:

заявление и.о. Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области удовлетворить.

Признать информацию,размещенную на сайтеhttp://www.bingeshop.net/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение является основанием для Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения информации, распространяемой на странице сайтаhttp://www.bingeshop.net/в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором представления в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья