ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-148 от 25.08.2010 Чухломского районного суда (Костромская область)

                                                                                    Чухломский районный суд Костромской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Чухломский районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №2-148/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чухлома «25» августа 2010 г.

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи И.А. Шинкаря,

с участием прокурора прокуратуры Чухломского района Н.Н. Григорьева,

представителя ответчика администрации Чухломского муниципального района Осиповой Е.Б., действующей на основании доверенности № 2188 от 09.06.2009 г.,

директора МОУ ... Русовой Н.Н.,

начальника ТО ГПН по Чухломскому району Иванова И.Н.,

при секретаре Мирохановой О.В.,

рассмотрев исковое заявление прокурора Чухломского района к администрации Чухломского муниципального района Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в ...

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чухломского района, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Чухломского муниципального района Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в ..., а именно в срок до 01.10.2010 года:

1. обеспечить содержание первичных средств пожаротушения (огнетушителей) в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

2. прекратить эксплуатацию 2-го этажа здания №1 (учебного корпуса)
для целей обучения;

3. оборудовать здания образовательного учреждения молниезащитой;

4. прекратить хранение (складирование) дров в границах противопожарных расстояний между зданиями образовательного учреждения.

Для этого провести в МОУ ... необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния образовательного учреждения в соответствие с законодательством РФ.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии с планом работы прокуратурой Чухломского района в порядке ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения ...

При этом выявлено ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ «О пожарной безопасности»):

-пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной
безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной
безопасности;

- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в
установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров,
спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности» к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности отнесена реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года №313 данные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовые форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.1, 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В ходе проверки, проведенной совместно с ТО ГПН по Чухломскому району, выявлены грубые нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности:

- в нарушение п.п. 3, 108 (приложения №3) Правил пожарной
безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от
18.06.2003 г., Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования
к эксплуатации. СП 9.131330.2009 (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009
№179), ст.ст.60, 105 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные
средства пожаротушения (огнетушители) содержатся с нарушением
паспортных данных и требований пожарной безопасности (не проверены, не
перезаряжены);

- в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)
утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., п. 1.23* СНиП 2.08.02-
89*, Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» осуществляется эксплуатация 2-го этажа здания №1 (учебного корпуса) для целей обучения (расположен кабинет информатики, математики, русского языка и истории);

в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)
утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., ст. 50 Федерального
закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности», Инструкции по устройству молниезащиты зданий,
сооружений и промышленных коммуникаций, утв. Приказом Минэнерго РФ
от 30.06.2003 года №280 здания образовательного учреждения не
оборудованы молниезащитой;

в нарушение п.п. 3, 21, 22 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ
01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., ст. 69
(приложение - таблица №11) Федерального закона от 22.07.2008 года №123-
ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
допускается складирование дров в границах противопожарных расстояний
между зданиями образовательного учреждения.

В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г. руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В соответствии со ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Муниципальное общеобразовательное учреждение ... содержится за счет средств предоставляемых учредителем и самостоятельно устранить допущенные нарушения противопожарной безопасности не может. Финансирование на эти цели из бюджета Чухломского муниципального района Костромской области не производится.

В соответствии с п.3.8. Устава МОУ ... собственник учреждения (администрация Чухломского муниципального района) осуществляет финансирование его деятельности из бюджета Чухломского муниципального района Костромской области в соответствии с бюджетом муниципального района.

При этом п.4.3. МОУ ... предусмотрено, что к исключительной компетенции собственника Учреждения относится утверждение сметы бюджетного финансирования Учреждения, финансового плана и внесение в них изменений.

В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по
решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-
технического обеспечения пожарной безопасности муниципального
образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности муниципального образования и объектов муниципальной
собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах
развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников
противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии
средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий,
находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых
программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 63
Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности»).

В соответствии с п. 1,3 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления районов в области образования относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, что фактически администрацией Чухломского муниципального района в части обеспечения пожарной безопасности в МОУ ... не делается.

Обеспечение требований пожарной безопасности при организации работы муниципального общеобразовательного учреждения надлежащим образом не осуществляется, что ущемляет права несовершеннолетних учащихся и создает угрозу их жизни.

В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно Закона РФ «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор от требований, указных в п.п. 1,4 искового заявления отказался, в виду добровольного устранения данных нарушений до судебного заседания. В данной части отказ прокурора от указанных требований принят судом, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В остальной части прокурор требования поддержал по изложенным в иске основаниям, окончательно сформулировав требования следующим образом - обязать ответчика прекратить эксплуатацию 2-го этажа здания №1 (учебного корпуса) для целей обучения и в срок до 01 мая 2011 года оборудовать здания образовательного учреждения молниезащитой. Для этого провести в МОУ ... необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния образовательного учреждения в соответствие с законодательством РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании требование прокурора об оборудовании зданий школы молниезащитой признала и не оспаривала, полагала срок устранения до 01.05.2011 г. достаточным, т.к. денежные средства на это будут выделены. В части прекращения эксплуатации 2-го этажа здания №1 (учебного корпуса) школы для целей обучения возражала. Из ее пояснений следует, что здание учебного корпуса является зданием 5-й степени огнестойкости, на 2-м этаже здания одновременно может находиться только менее 50 человек учащихся, поэтому согласно Правил пожарной безопасности и СНиП от 2009 г. требование о запрете эксплуатации 2-го этажа здания удовлетворению не подлежит.

Третье лицо - директор ... Руссова Н.Н. поддержала позицию представителя ответчика, дополнительно пояснила, что в школе всего обучается 61 человек, у школы имеется три здания для обучения. В отдельном одноэтажном здании обучаются начальные классы, во втором одноэтажном здании находится спортзал, в двухэтажном здании обучаются старшие классы. На втором этаже находятся кабинеты информатики, математики, русского языка и истории. Максимальное количество учеников в классе 8 человек и при нахождении учеников во всех кабинетах 2-го этажа с учетом учителей общее количество будет менее 50 человек. Против требования оборудовать здания образовательного учреждения молниезащитой не возражала.

Начальник ТО ГПН по Чухломскому району Иванов И.Н. требования прокурора, заявленные в судебном заседании поддержал, подтвердил устранение нарушений, указанных в иске под п.п. 1,4.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В виду частичного отказа прокурора от требований обеспечения содержания первичных средств пожаротушения (огнетушителей) в соответствии с требованиями пожарной безопасности и прекращения хранения (складирования) дров в границах противопожарных расстояний между зданиями образовательного учреждения, то в соответствии со ст.ст. 220,221 ГПК РФ производство по делу в данной части подлежит прекращению.

Представителем ответчика Осиповой Е.Б. и третьего лица Руссовой Н.Н. не оспаривалась обоснованность требований прокурора об оборудовании зданий школы до 01 мая 2011 года устройствами молниезащиты. Это также предусмотрено совокупностью приведённых прокурором законодательных норм, установленных п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 г., ст. 50 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 года №280.

В связи с этим требования прокурора в этой части обоснованны и подлежат удовлетворению.

В части требования о прекращении эксплуатации 2-го этажа здания №1 (учебного корпуса) для целей обучения, то они удовлетворению не подлежат, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд вправе отказать в удовлетворении такого иска, если обратное будет противоречить общественным интересам.

В обоснование требований о необходимости наложения этого запрета, прокурор ссылается на п.1.23 недействующего с 01 января 2010 года СНиП 2.08.02-89*. По нему этажность зданий пятой степени огнестойкости, к которому относится здание №1 учебного корпуса школы, не должна превышать более 1 этажа при количестве учащихся до 270 человек.

На смену этому СНиП пришёл СНиП 31-06-2009, утверждённый приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 года № 390.

По положениям последних СНиП этажность зданий школ, относящихся к пятой степени огнестойкости не нормирована. В их п. 6.80 содержится лишь требование о том, что количество этажей в зданиях школ четвёртой степени огнестойкости с количеством учеников не более 270 человек не должно превышать 3-х этажей.

В этой связи при решении вопроса о возможности обучения учащихся школ на втором и последующих этажах таких зданий, следует руководствоваться действующим пунктом 42 Правил пожарной безопасности 01-03, утверждённых приказом МЧС № 313 от 18.06.2003 года, согласно которому в зданиях четвёртой и пятой степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

Соответственно ППБ 01-03 допускают нахождение учащихся на втором этаже учебного здания пятой степени огнестойкости при условии, если их количество одновременно не будет превышать 50 человек.

Нет такого однозначного запрета и в нормах, содержащихся в Федеральном законе № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Прокурором не представлено доказательств в опровержение пояснений представителя ответчика и третьего лица Русовой Н.Н. о том, что на втором этаже здания №1 школы может находиться только менее 50 человек. Довод о том, что с учетом общего количества учащихся в школе, на втором этаже здания №1 может быть более 50 человек, носит только предположительный характер. Как следует из пояснений Русовой Н.Н. нахождение одновременно на втором этаже здания №1 школы более 50 человек учащихся при учебном процессе невозможно, т.к. учащиеся находятся в разных зданиях школы, а общее количество учеников и учителей в четырех кабинетах (по 8 учащихся и 1 учителю) второго этажа при их одновременном нахождение будет менее 50 человек.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что данная деятельность учебного заведения и его учредителя не создаёт опасности для причинения в будущем вреда жизни и здоровью учащихся в случае возникновения пожара и при необходимости они смогут беспрепятственно эвакуироваться из здания в минимально требуемое время. Поэтому в действиях, как учебного заведения, так и его учредителя при эксплуатации второго этажа здания №1 учебного корпуса школы для целей обучения, нарушений законодательства о пожарной безопасности не имеется.

Представленные прокурором в обоснование своих требований в этой части административные материалы, составленные начальником ТО ГПН Чухломского района л.д.15-17) данный вывод суда не опровергают, поскольку также основаны на неправильном применении законодательства о пожарной безопасности.

В связи с этим у суда в данный момент нет каких-либо законных оснований возлагать на ответчика обязанность прекратить эксплуатацию 2-го этажа здания №1 учебного корпуса МОУ ... для целей обучения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области к администрации Чухломского муниципального района Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в Вигской средней общеобразовательной школе удовлетворить частично.

Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 01 мая 2011 года выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию здания МОУ ... молниезащитой.

В удовлетворении требования о прекращении эксплуатации 2-го этажа здания №1 учебного корпуса МОУ ... отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: Шинкарь И.А.