№2-3048/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2016 года г.Красноярск
Советский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Колывановой О.Ю.,
при секретаре Карповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.Красноярска о признании договора земельного участка продленным, обязании к регистрации дополнительного соглашения о продлении договора аренды,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.Красноярска о признании договора земельного участка продленным на неопределенный срок, обязании к регистрации дополнительного соглашения о продлении договора аренды, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. с ней ДМИиЗО администрации г.Красноярска был заключен договор аренды земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., который был зарегистрирован в <данные изъяты>. Впоследствии действие договора было продлено на срок до ДД.ММ.ГГГГ. на основании Распоряжения Администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. сторонами заключено дополнительное соглашение № к договору аренды земельного участка. Однако Распоряжением Администрации г.Красноярска №. Распоряжение от №. отменено, в ее адрес ДМИиЗО администрации г.Красноярска направлен проект соглашения о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что поскольку земельный участок был предоставлен в аренду для строительства индивидуального жилого дома, по истечении срока аренды арендатор продолжает пользоваться земельным участком, на котором расположен в настоящее время объект незавершенного строительства степенью готовности 40%, законных оснований для прекращения договора аренды не имеется.
В судебном заседании представитель истицы – ФИО2 (по доверенности) исковые требования поддержал, на их удовлетворении требований настаивал.
Истица, представители ответчика, третьего лица ДМИиЗО администрации г.Красноярска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении истцу заявленных требований.
На основании ч.1 ст.48 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ДМИиЗО администрации г.Красноярска на основании Распоряжения Администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО1 земельного участка» заключил с ФИО1 договор аренды земельного участка №, из земель поселений, с кадастровым номером №, в оценочной зоне, площадью 908,19 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома в границах, указанных в кадастровой карте.
Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1 договора аренды).
По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ ДМИиЗО администрации г.Красноярска передал, а ФИО1 приняла вышеуказанный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г.Красноярска вынесено Распоряжение № о продлении срока аренды, установленного Распоряжением Администрации г.Красноярска № «О предоставлении ФИО1 земельного участка» до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании обращений ФИО1 Администрацией г.Красноярска вынесено Распоряжение № о продлении срока аренды, установленного Распоряжением Администрации г.Красноярска № «О предоставлении ФИО1 земельного участка», - до ДД.ММ.ГГГГ., с возложением на ФИО1 обязанности по обеспечению регистрации договора аренды в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», государственного кадастрового учета, получения в установленном порядке разрешения на строительство.
ДД.ММ.ГГГГ. сторонами (сторону ФИО1 представлял С.., по доверенности) подписано Дополнение № к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФИО1 <данные изъяты> направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации Дополнения № от ДД.ММ.ГГГГ. для предоставления в срок до ДД.ММ.ГГГГ. необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФИО3 и уполномоченного ею представителя С. направлено Уведомление Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственной регистрации в связи с поступлением в <данные изъяты> заявления П. в связи с предоставлением дополнительных документов.
ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Администрации г.Красноярска отменено Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ., в адрес ФИО1 ДМИиЗО администрации г.Красноярска направлен проект соглашения о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. продленным на неопределенный срок, обязании к регистрации дополнительного соглашения о продлении договора аренды.
В судебном заседании представитель истицы, настаивая на удовлетворении требований, суду пояснил, что с заявлением о проведении торгов для выкупа земельного участка истица не обращалась.
Администрация г.Красноярска в отзыве на исковое заявление ссылалась на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку вопросы предоставления земельных участков, регистрации соответствующих документов в компетенцию Администрации г.Красноярска не входят.
Представитель ДМИиЗО администрации г.Красноярска направил суду возражения на исковые требования, просил в иске отказать, указывая на то, что в соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015г.) земельные участки из земель, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставлялись гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.Согласно ст. 29 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9,10,11 ЗК РФ. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (п.2 ст. 11 ЗК РФ). В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п. 3 ст. 30 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015). Согласно Положению о Дпартаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденному распоряжением администрации г. Красноярска № Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом Администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. Административный регламент, утвержденный распоряжением Администрации г. Красноярска № «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства», определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства. В соответствии с регламентом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент по вопросу продления срока предоставления земельного участка для строительства, предоставленного распоряжением Администрации города Красноярска №. В соответствии с регламентом, с учетом компетенции органов, заявление ФИО1 было рассмотрено. По результатам рассмотрения издано Распоряжение Администрации города Красноярска № «О продлении срока предоставления земельного участка, установленного распоряжением Администрации города № (ФИО1)». В соответствии с ч.1 ст. 48 ФЗ от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Статьей 59 Устава города Красноярска, принятого Решением <данные изъяты>, предусмотрено, что правовые акты города могут быть изменены, отменены либо их действие полностью или частично приостановлено органами и должностным лицом. Таким образом, компетентный орган местного самоуправления при осуществлении публичных функций вправе отменить ранее вынесенное распоряжение. Согласно пункту 3 статьи 22 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015г.) по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса. Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» пункт 3 статьи 22 ЗК РФ признан утратившим силу. Пункт 15 статьи 39.8 ЗК РФ (в редакции действующей после 01.03.2015) устанавливает, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Согласно ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 01.03.2015 внесены изменения в ЗК РФ. Так, статьи 30-32 ЗК РФ утратили свою силу. В соответствии с ЗК РФ (в редакции действующей на 01.03.2015) предоставление земельных участков под строительство осуществляется по торгам (ст. 39.11 ЗК РФ). На основании изложенного, с целью приведения правовых актов города в соответствие земельному законодательству, абзацем первым пункта 1 распоряжения Администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-недв «Об отмене распоряжений Администрации города» распоряжение Администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-недв «О продлении срока предоставления земельного участка, установленного распоряжением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№-арх (ФИО1)», отменено. В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта. Законных оснований для заключения договора аренды земельного участка не имеется.
Оценивая изложенное с позиции указанных выше норм, принимая во внимание, что Распоряжением Администрации г.Красноярска №. в рамках установленных законом полномочий отменено Распоряжение указанного органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ. о продлении срока заключенного с истицей договора аренды земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.; в силу действующего земельного законодательства у истицы, как арендатора земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, отсутствует преимущественное право на заключение договора на новый срок без проведения торгов; истица с заявлением о проведении торгов для выкупа земельного участка не обращалась (что подтвердил в судебном заседании уполномоченный ею представитель), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца ввиду отсутствия законных оснований для признании договора аренды продленным и обязании Администрации г.Красноярска зарегистрировать дополнительное соглашение о продлении договора аренды.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 621ГК РФ, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
Согласно п. 3 ст. 22 ЗК РФ по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36, и ст. 46 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Ф и отдельные акты РФ» п. 3 ст. 22 ЗК РФ утратил силу с 01.03.2015.
В ст. 34 Закона № 171-ФЗ содержатся переходные положения, для тех, кто начал процедуру получения публичного земельного участка в аренду до 01.03.2015. В частности, п. 1 названной статьи предусмотрено, что до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Однако случай, когда лицо, получившее право аренды до 01.03.2015, пожелает заключить договор аренды на новый срок по ранее действовавшим правилам (п. 3 ст.22 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015), в переходных положениях отсутствует.
Согласно п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с 01.03.2015 не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п. 3 ст.39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных п. 13,14, 20 ст. 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ)
При этом в п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ указаны условия, только при одновременном наличии которых названное право может быть реализовано: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным п. 1 и п. 2 ст. 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 п. 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Заявление о заключении договора аренды вышеуказанного земельного участка подано истцом в Департамент до ДД.ММ.ГГГГ., то есть до вступления в силу изменений в Земельный кодекс РФ, однако позднее дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.). Таким образом, первоначальное предоставление истцу по договору № аренды земельного участка без проведения торгов не подпадает под перечисленные в подпунктах 1-30 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ случаи предоставления земельных участков без проведения торгов, условие подпункта 4 пункта 4 ст. 39.6. ЗК РФ не соблюдается, следовательно, по ЗК РФ в действующей редакции право на заключение нового договора аренды арендуемого земельного участка без проведения торгов истец не имеет.
Таким образом, оснований для признании договора земельного участка продленным на неопределенный срок, обязании к регистрации дополнительного соглашения о продлении договора аренды, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г.Красноярска о признании договора земельного участка продленным, обязании к регистрации дополнительного соглашения о продлении договора аренды отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, т.е., с 27.10.2016г.
Председательствующий О.Ю.Колыванова