Дело №2-1480/2023
УИД: 42RS0005-01-2023-001218-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 30 августа 2023 год
Заводский районный суд г. Кемерово в составе
председательствующего судьи Быковой И.В.
при секретаре Вакуленко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Кемерово, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области – Кузбассу о признании результатов межевания недействительными и снятии земельных участков с кадастрового учета; по встречному иску администрации г.Кемерово к ФИО1 о принудительном выкупе земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г.Кемерово, Управлению Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, филиалу ППК «Роскадастр» по Кемеровской области – Кузбассу о признании результатов межевания недействительными и снятии земельных участков с кадастрового учета.
Требования обоснованы тем, что в отношении принадлежащего, ФИО1, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 768 кв.м, под жилую застройку Индивидуальную (далее – земельный участок 324) издано Постановление администрации г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» (далее – постановление №). Постановлением администрации г.Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» (далее – постановление №) произведено внесение изменений в связи с уточнением площади индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке 324. Постановлением администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» (далее – постановление №) внесены следующие изменения в отношении земельного участка 324: дополнить пунктом 1.1. следующего содержания: «1.1. В целях изъятия земельного участка, указанного в строке 4 приложения к постановлению, утвердить схему расположения земельных участков площадью 190 кв.м и площадью 578 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов) образуемых путем раздела земельного участка, находящегося в собственности ФИО1 с кадастровым №», 1.2. Дополнить пунктом 2.4. следующего содержания: «2.4. обратиться в филиал ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых путем раздела земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящего постановления», 1.3. Строки 4,.. . приложения к постановлению изложить в следующей редакции: адрес, часть земельного участка общей площадью 190 кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 768 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН произведена государственная регистрация, и кадастровый учет образуемых путем раздела земельных участков, указанных в пункте 1.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что постановление администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» в части внесения изменений в отношении земельного участка 324, а также раздел земельного участка, произведенный на основании данного постановления существенно ухудшают и нарушают права ФИО1, как собственника земли и объектов недвижимости, расположенных на земельном участке истца по следующим основаниям, а именно: постановление № не содержит сведений об обоснованности внесения изменений в постановление №, ответчиком документально не обоснована необходимость внесения изменений и не представлено документальных подтверждений возможности уменьшения изымаемой площади земельного участка 324. В Земельном кодексе отсутствуют положения, допускающие возможность внесения изменений в решение об изъятии в части изъятия только части земельного участка для государственных и муниципальных нужд без заключения соглашения с собственником земельного участка, в связи с чем, при наличии оснований для принятия решения об изъятии части частного земельного участка и внесении изменений в принятое решение, необходимо проработать вопрос о возможности раздела земельного участка, находящегося в частной собственности с собственником земельного участка. В соответствии с п. 1 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Согласно п. 5 ст. 56.6 ЗК РФ к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. При этом закон не регулирует вопрос о разделе уже образованного земельного участка, находящегося в частной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, так в соответствии со ст. 33 постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово» предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для индивидуального жилищного строительства и для размещения садового дома, жилого дома, составляет не менее 600 м2. Администрация города Кемерово произвела раздел земельного участка 324 на: земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 578 кв.м. разрешенное использование : под жилую застройку Индивидуальную (далее – земельный участок №); земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 190 кв.м. Разрешенное использование: под жилую застройку Индивидуальную (далее - земельный участок №). Данные земельные участки сформированы с площадью менее 600 м2, что противоречит пп. 3.3 Правил землепользования и застройки в г.Кемерово и сформированной застройки зоны ЖЗ. Истец указывает, что разделить и изъять земельный участок возможно лишь тогда, когда исходный земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости, возможно продолжить использовать в соответствии с существовавшим разрешенным использованием. При этом, недопустимо предполагать, что разделенный земельный участок может быть использован в соответствии с иным видом разрешенного использования, либо меньше установленных минимальных размеров земельного участка установленного для данного вида разрешенного использования. В ином случае земельный участок должен быть изъят полностью. Доказательств о возможности последующего использования объекта недвижимости и земельного участка остающегося после процедуры изъятия в материалы дела не представлены и данные сведения не содержатся в постановлении № о внесении изменении. Указывает, что ответчик, произведя принудительный раздел земельного участка, по собственному усмотрению распорядился земельным участком истца, тем самым нарушил право распоряжения объектом недвижимости истца. Считает, что поскольку ответчик произвел раздел земельного участка, а также действия по государственному кадастровому учету данных земельных участков: без согласия собственника, без заключения соглашения об изъятии части земельного участка и(или) до момента изъятия земельного участка на основании решения суда, данные действия нарушают титульное право собственности на объекты недвижимого имущества истца. Также считает, что изъятие только земельного участка № влечет за собой ухудшение землепользования, а после строительства линейных объектов для целей которых изымается земельный участок повлечет за собой увеличение шумовых и вибрационных нагрузок на оставшиеся объекты недвижимости, что ухудшит за собой условия и комфортность проживания в жилом доме, расположенном на земельном участке 324. Также строительство инженерных сетей и расширение адрес наложит на земельный участок № значительные ограничения по санитарно-защитным зонам и установит новые красные линии инженерно-транспортного коридора, что за собой повлечет дополнительные ограничения землепользования и застройки данного участка, что в свою очередь ухудшит положение истца в плане комфортного проживания в жилом доме и пользования оставшимся земельным участком. Также указывает, что администрация г.Кемерово в настоящее время производит строительные работы на адрес без утвержденного проекта и разрешительной документации, согласно предварительного проекта в районе земельного участка истца будет проводиться выборка грунта глубиной более чем в 4 метра. На границе земельного участка № и земельного участка № планируется выборка и понижение грунта на 3 метра, что в свою очередь повлечет за собой нарушение устойчивости грунта на земельном участке и под объектом недвижимости, находящемся в собственности истца. Считает, что без изучения утвержденного проекта реконструкции и строительства сетей на адрес невозможно предсказать какой земельный участок необходим администрации адрес, а также какие последствия будут для оставшегося земельного участка.
После уточнения исковых требований истец просит суд:
- признать незаконными действия администрации г.Кемерово по разделу земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером №;
- отменить Постановление администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» в следующей части: дополнить пунктом 1.1. следующего содержания: «1.1. В целях изъятия земельного участка, указанного в строке 4 приложения к постановлению, утвердить схему расположения земельных участков площадью 190 кв.м. и площадью 578 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов) образуемых путем раздела земельного участка, находящегося в собственности ФИО1 с кадастровым №»; 1.2. Дополнить пунктом 2.4. следующего содержания: «2.4. обратиться в филиал ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых путем раздела земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящего постановления», 1.3. Строки 4,.. . приложения к постановлению изложить в следующей редакции: адрес, часть земельного участка общей площадью 190 кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 768 кв.м.;
- признать недействительными результаты межевания и образования путем раздела земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым №;
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером с кадастровым №, общей площадью 190 кв.м., разрешенное использование : под жилую застройку Индивидуальную;
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 578 кв.м., разрешенное использование: под жилую застройку Индивидуальную;
- восстановить положение, существовавшее до вынесения постановления администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» путем снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером №, общей площадью 190 кв.м. разрешенное использование: под жилую застройку Индивидуальную и с кадастровым номером №, общей площадью 578 кв.м., разрешенное использование: под жилую застройку Индивидуальную.
Администрация г.Кемерово обратилась в суд со встречным иском к ФИО1 о принудительном выкупе земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд.
Требования обоснованы тем, что ФИО1 (далее - ответчик) на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимогоимущества: земельный участок с кадастровым номером №, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, о чем в ЕГРП сделана запись № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.ст. 279, 281 ГК РФ, ст. 49 и Главой VII. 1 ЗК РФ, ст. 32 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 Устава города Кемерово, Генеральным планом города Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях строительства линейных объектов в соответствии с проектом планировки территории в границах: адрес, администрацией г.Кемерово принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд. Публичные слушания по проекту планировки в территории в границах: адрес состоялись ДД.ММ.ГГГГ в здании управления архитектуры и градостроительства адрес, в зале заседаний (4 этаж). Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в газете «Кемерово» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Проект планировки и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте администрации города Кемерово www.kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ. Проект рассмотрен на публичных слушаниях, предложения или замечания участников собрания не поступали. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» и на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ. Постановление администрации г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории в границах: адрес» опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» ( с изменениями в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд») определено, что земельный участок по адрес принадлежащий на праве собственности ответчику, частично располагается в границах земельного участка, определенного для размещения линейных объектов (объектов инженерной и транспортной инфраструктуры), в связи м чем, истец полагает, что имеются основания для изъятия части земельного участка по адресу адрес, предусмотренные п.2 ч.1 ст. 49 Земельного кодекса РФ. Во исполнение п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ постановлением администрации города Кемерово от № (с учетом изменений, внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№) принято решение об изъятии для муниципальных нужд города Кемерово путем выкупа земельного участка с кадастровым номером №, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу адрес. В порядке, предусмотренном ст. 279 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в отсутствие сведений об адресах, указанных в п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации указанное выше уведомление было направлено ответчику по месту нахождения выкупаемого земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд, по адресу адрес. Во исполнение ч. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ постановление администрации города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ№ направлено в Управление Росреестра по Кемеровской области. Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненному ООО «Логика», выкупная стоимость объекта оценки, расположенного по адресу адрес, принадлежащего ответчику, составила 645 292 рублей, а именно: стоимость земельного участка с кадастровым номером №, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером №№ - 555 940 рублей; теплица из поликарбоната - 38 916 рублей; ограждение - 33 356 рублей; убытки, связанные с утратой насаждений на земельном участке - 17 080 рублей. В порядке, предусмотренном ст. ст. 56.9, 56.10 Земельного кодекса РФ администрацией г.Кемерово подготовлены и № ответчику направлены соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением выписок из ЕГРН на объекты недвижимости, отчет об определении выкупной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, в связи с их выкупом для муниципальных нужд. Однако, до настоящего времени ответчиком не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.
Истец просит суд:
- изъять у ФИО1 путем выкупа для муниципальных нуяад следующий объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером № площадью 190 кв.м., являющийся частью земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, расположенный по адресу адрес, по цене возмещения за изымаемый объект недвижимости, включая стоимость хозяйственных построек и убытков, связанных с изъятием имущества, в размере 645 292 рублей.
Определениями Заводского районного суда г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2, прокуратура Кемеровской области.
Истец ФИО1 (ответчик по встречному иску), ответчики – Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель истца ФИО1 (ответчика по встречному иску) и третье лицо ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые и уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил оставить встречные исковые требования администрации г.Кемерово без удовлетворения. Суду пояснил, что постановление администрации г.Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» в части внесения изменений в отношении земельного участка №, а также раздел земельного участка, произведенный на основании данного постановления существенно ухудшают и нарушают права ФИО1, как собственника земли и объектов недвижимости, расположенных на земельном участке истца. Администрация, принимая решение о внесении изменений и изъятии только части земельного участка руководствовалась только своими интересами экономии денежных средств, не учитывая прав и интересов истца, а также последствий, которые могут наступить при изъятии части земельного участка для оставшегося имущества Истца. Администрация, злоупотребляя правом, ущемляет законные интересы истца, нарушила титульные права собственности, уменьшает стоимость изымаемого и остающегося земельного участка и объектов недвижимости.
Представитель ответчика администрации г.Кемерово (истец по встречному иску) ФИО3, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании против удовлетворения исковых требований ФИО1 возражал, поддержал встречные исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что при издании постановления о внесении изменений в постановление об изъятии были соблюдены все необходимые требования нормативных правовых актов, регулирующие спорные отношения, в связи с чем, права, свободы и законные интересы истца указанным постановлением не были нарушены.
Представитель ответчика филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области – Кузбассу извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Кемеровской области – Кузбассу отказать в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований, ФИО4 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом и уточненном исковом заявлении, просил в удовлетворении встречного искового заявления администрации г.Кемерово отказать.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, считая их извещенными надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В пункте 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г., разъяснено, что отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Статьей 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны следующие разъяснения. Применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно п. 4 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, регулируется Главой VII.1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).
Согласно ч.3 ст.56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В силу ч.1 ст.56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования ( за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.
Согласно частям 1 и 2 ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Часть 4 вышеуказанной статьи устанавливает, что в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Пункт 3 ч.10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, в том числе, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
В силу пп.6 и 8 ст.56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
В соответствии со ст.56.12 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, должно содержать: выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества находятся в собственности физических или юридических лиц; размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; иные условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.9 настоящего Кодекса. В случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Судом установлено, что по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет актуальные сведения, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет следующие характеристики: адрес (местоположение) - «адрес», категорию земель - «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для индивидуальной жилой застройки», уточненная площадь - 768 кв.м. Право собственности зарегистрировано за ФИО1, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ№. Имеется актуальная запись об ограничении прав и обременениях объекта недвижимости, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ№ (Т.1, л.д. 25).
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет актуальные сведения, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет следующие характеристики: адрес (местоположение) - «адрес адресадрес», категорию земель - «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для индивидуальной жилищной застройки», уточненная площадь - 190 кв.м. Право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано. Имеется актуальная запись об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ№ (Т.2, л.д. 69-72).
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет актуальные сведения, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет следующие характеристики: адрес (местоположение) - «адрес», вид разрешенного использования - «для индивидуальной жилой застройки», уточненная площадь - 578 кв.м. Право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано. Имеется актуальная запись об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ№.
По сведениям ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости:
- здание с кадастровым номером №, площадью 196,3 кв.м., назначение – жилое, наименование – индивидуальный жилой дом, дата постановки на кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ;
- здание с кадастровым номером №, площадью 25,3 кв.м., назначение – нежилое, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что Постановлением администрации г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) в целях строительства линейных объектов в соответствии с проектом планировки территории в границах: адрес, утвержденных постановлением администрации города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ№, было принято решение об изъятии принадлежащей ФИО1 ФИО1 части земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 190 кв.м., расположенного по адресу адрес (Т.1, л.д. 16-18, 26, 149).
Копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» была направлена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (Т.2, л.д. 14-16).
Копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ«Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» была направлена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (Т.2, л.д. 17-19).
Отчетом ООО «Логика» № от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком которого является КУМИ г.Кемерово, установлено, что выкупная стоимость объекта оценки, расположенного по адресу адрес, принадлежащего ФИО1 составляет 645 292 рублей, а именно: стоимость земельного участка с кадастровым номером №№, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером №№ - 555 940 рублей; теплица из поликарбоната - 38 916 рублей; ограждение - 33 356 рублей; убытки, связанные с утратой насаждений на земельном участке - 17 080 рублей (Т.2, л.д. 28-68).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением выписок из ЕГРН на объекты недвижимости, отчет об определении выкупной стоимости недвижимого имущества (Т.2, л.д.20-27).
Анализируя собранные по делу доказательства, судом бесспорно установлено, что вновь образованные земельные участки с кадастровым номером №, общей площадью 190 кв.м., №, площадью 578 кв.м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1 не соответствуют минимальному размеру, установленному Правилами землепользования и застройки в г. Кемерово( 600кв.м.), утвержденным постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для удовлетворения первоначальных исковых требований ФИО1 и отказа в удовлетворении встречных исковых требований администрации г. Кемерово.
Письменными материалами дела установлено, сторонами не оспаривалось, что на основании постановления администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГвнесены изменения в Постановление администрации города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд».
Постановлением администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» внесены изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1 Постановлено дополнить пунктом 1.1. следующего содержания: «1.1. В целях изъятия земельного участка, указанного в строке 4 приложения к постановлению, утвердить схему расположения земельных участков площадью 190 кв.м и площадью 578 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов) образуемых путем раздела земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым №», постановлено дополнить пунктом 2.4. следующего содержания: «2.4. Обратиться в филиал ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых путем раздела земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящего постановления», строки 4,.. . приложения к постановлению изложить в следующей редакции: часть земельного участка общей площадью 190 кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером с кадастровым №, общей площадью 768 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН произведена государственная регистрация I кадастровый учёт образуемых путем раздела земельных участков, указанных I пункте 1.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя, в частности градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статья 36 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Представителем администрации г. Кемерово в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№» Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово» предельные ( максимальные и( или минимальные) размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства составляют не менее 600 кв.м.
Исходя из статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.
Действия по образованию новых земельных участков производятся лицами, указанными в пункте 1 статьи 56.7 Земельного кодекса, при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 1 либо 2 статьи 56.3 данного Кодекса. При этом необходимо соблюдение требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса.
Вместе с тем, действия администрации г. Кемерово по разделу земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером №, общей площадью 768 кв.м. по адресу адрес на два земельных участка, в том числе, с кадастровым номером №, общей площадью 190 кв.м., №, площадью 578 кв.м, с изъятием земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 190 кв.м., для муниципальных нужд и соответственно с оставлением в собственности ФИО1 земельного участка №, площадью 578 кв.м. не соответствуют требованиям указанных выше норм права.
Доводы администрации г. Кемерово о том, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№( в редакции, принятой решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№) предельные( максимальные и ( или) минимальные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства указаны со ссылкой на то, что в случае, если размер ранее сформированного земельного участка, занятого индивидуальным жилым домом не соответствует минимальному размеру допустимо считать его фактический размер минимальным не могут быть приняты судом, поскольку земельный участок №, площадью 578 кв.м, не является ранее сформированным.
Оставление в собственности ФИО1 земельного участка №, площадью 578 кв.м., то есть не соответствующего требованиям, перечисленным в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, свидетельствует о невозможности раздела, определенного администрацией г. Кемерово постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Суд полагает, что требования, заявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области – Кузбассу удовлетворению не подлежат, как заявленные к ненадлежащим ответчикам.
В связи с удовлетворением требований ФИО1 к администрации г. Кемерово об отмене Постановление администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» в части, требования о принудительном выкупе земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации г.Кемерово, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области – Кузбассу о признании результатов межевания недействительными и снятии земельных участков с кадастрового учета удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации г.Кемерово по разделу земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером №.
Отменить Постановление администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» в следующей части: дополнить пунктом 1.1. следующего содержания: «1.1. В целях изъятия земельного участка, указанного в строке 4 приложения к постановлению, утвердить схему расположения земельных участков площадью 190 кв.м. и площадью 578 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов) образуемых путем раздела земельного участка, находящегося в собственности ФИО1 с кадастровым №»; 1.2. Дополнить пунктом 2.4. следующего содержания: «2.4. обратиться в филиал ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых путем раздела земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящего постановления», 1.3. Строки 4,.. . приложения к постановлению изложить в следующей редакции: адрес, часть земельного участка общей площадью 190 кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 768 кв.м..
Признать недействительными результаты межевания и образования путем раздела земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым №.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером с кадастровым №, общей площадью 190 кв.м., разрешенное использование : под жилую застройку Индивидуальную;
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 578 кв.м., разрешенное использование: под жилую застройку Индивидуальную.
Восстановить положение, существовавшее до вынесения постановления администрации города Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»» путем снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером №, общей площадью 190 кв.м. разрешенное использование: под жилую застройку Индивидуальную и с кадастровым номером №, общей площадью 578 кв.м., разрешенное использование: под жилую застройку Индивидуальную.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области – Кузбассу отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований администрации г. Кемерово к ФИО1 о принудительном выкупе земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд г.Кемерово в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Председательствующий И.В. Быкова
Мотивированное решение изготовлено 4 сентября 2023 года