Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2018 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Орловой И.А.,
при секретаре Свечниковой А.В.,
с участием представителя истца Логачева В.Б. по доверенности Бондаренко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1481/2018 по иску Логачева Владислава Борисовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательно пенсионное и медицинское страхование,
установил:
Логачев В.Б. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательно пенсионное и медицинское страхование. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 06.05.2015г. по 08.02.2017г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления предпринимательской деятельности им были произведены перечисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд РФ в г. Туле. Перечисления, совершенные истцом были осуществлены на сумму 136729, 35 руб. За период 2015г. истцом были оплачены обязательные страховые взносы на сумму 12157,05 руб. от суммы обязательных страховых взносов установленных в размере 18610,80 руб. Учитывая сумму доходов в размере 70925396 руб. и сумму расходов в размере 70669473 руб. Указанный налог на доходы физических лиц был оплачен в размере 33270 руб. База для начисления суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию составляет 255923 руб. = (70925396-70669473). Ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П и полагая, что ему неверно исчислена сумма страховых взносов, подлежащая уплате за 2015 год, что привело к излишней уплате страховых взносов. Сумма в размере 130275 руб. не должна была им уплачиваться, в связи с чем подлежит возврату. 03.04.2018г. он (истец) обратился к ответчику с требованием о перерасчете страховых взносов. Однако получил отказ. В соответствии с которым ему указано на то, что перерасчет обязательств по уплате страховых взносов может быть произведен на основании судебного решения.
На основании изложенного просил обязать ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 130275 руб. Взыскать в его пользу расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Истец Логачев В.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель истца Логачева В.Б. по доверенности Бондаренко А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил удовлетворить в полном объеме, обязать ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Туле Тульской области произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 130275,60 руб. В обоснование суммы заявленной к возврату указал, что за период 2015 года истцом были оплачены обязательные страховые взносы на сумму 12157,05 руб. при установленной сумме страховых взносов в размере 18610, 80 руб. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» тариф страхового взноса в пенсионный фонд РФ определяется в размере 26%, что составляет 18610, 80 руб. Задолженность за истцом за 2015г. по оплате минимального размере страхового взноса составляет 18610, 80 - 12157,05 = 6453,75 руб. Ввиду того, что истцом минимальный размер страховых взносов не был оплачен в полном объеме из-за отсутствия финансовых возможностей на дату оплаты, в связи с чем полагает возврат излишне уплаченных страховых взносов должен составить 130275,60 руб. (136729, 35 - 6453,75).
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле по доверенности Лукьянова Е.И. в судебное заседание не явилась, представила письмо в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что общая сумма излишне уплаченных Логачевым В.Б. денежных средств за 2015г. составляет 136879, 75 руб., из которых 136729, 35 руб. – оплата страховых взносов, 250, 40 руб. – пени.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом рассмотрено дело в отсутствие неявившся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя истца Логачева В.Б. по доверенности Бондаренко А.С., изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает требования истца Логачева В.Б. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физически лица, не признаваемые 4 индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о страховых взносах, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориями плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательно социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Статьей 18 Закона о страховых взносах (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 5 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно п.п. 1 и 4 ч. 8 ст. 14 Закона о страховых взносах в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом, в частности, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ определено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 221 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из материалов дела следует, что Логачев В.Б. будучи индивидуальным предпринимателем в 2015 году производил исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода свыше 300 000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов.
Данное обстоятельство привело к тому, что истцом за 2015 год были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 136729 руб. 35 коп. Расчет произведен истцом исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2015 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода (подробный расчет страховых взносов приведен истцом в заявлении).
Суд отмечает, что возражений относительно произведенного истцом расчета ответчиком не заявлено.
Ответчиком представлено письмо, в котором указано, что по учетным данным доход Логачева В.Б. за 2015г. по декларации 3-НДФЛ составляет 255923 руб. Страховые взносы с дохода, не превышающего 300000 руб. не подлежат удовлетворению. Общая сумма излишне уплаченных денежных средств составляет 136879,75 руб.
На основании ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде 7 Российской Федерации» содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих их применения соответствующих законов.
Применительно к статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П вступило в силу 02.02.2016. Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом. Учитывая вышеизложенное, ответчик неправомерно отказал истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015г., в связи с чем решение ГУ-УПФР в г.Туле, изложенное в письме от 09.04.2018г. №03-11/472440 подлежит признанию недействительным. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст.20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении 8 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование за 2015 годы должно быть принято ГУ – УПФР в г. Туле. При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить на ГУ – УПФР в г. Туле обязанность по принятию решения о возврате Логачеву В.Б. излишне уплаченных страховых взносов за отчетный (расчетный период), истекшие до 1 января 2017 года.
Определяя сумму, подлежащую возврату истцу Логачеву В.Б., как излишне уплаченную, суд исходит из расчета представленного истцом и с учетом суммы, им недоплаченной в размере 6453,75 руб., определяет сумму к возврату в размере 130275,60 руб. (136729, 35 - 6453,75), при этом в соответствии со ст. 196 ГПК РФ, разрешает требования в рамках заявленных.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат отнесению на ГУ – УПФР в г. Туле и, соответственно, возмещению Логачеву В.Б.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Логачева Владислава Борисовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательно пенсионное и медицинское страхование, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области принять решение о возврате Логачеву Владиславу Борисовичу излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 130275,60 руб.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области в пользу Логачева Владислава Борисовича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины - 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.А. Орлова