ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1481/18 от 12.12.2018 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2-1481/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«12» декабря 2018 года г. Лабинск

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Синельникова А.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой А.Б.,

с участием:

представителя истца по доверенности Лысова В.Ю.,

ответчика Сердюковой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия г. Лабинска «Тепловые сети» к Сердюковой Людмиле Григорьевне о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию,

установил:

МУП г. Лабинска «Тепловые сети» обратилось в суд с исковым заявлением к Сердюковой Л.Г. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию, в обоснование указывая, что истец как теплоснабжающая организация оказывает ответчику услуги по теплоснабжению. Поскольку оплата Сердюковой Л.Г. производилась не в полном размере, по состоянию на 26 ноября 2018 года имеется задолженность в размере 56 750 рублей 89 копеек, которую истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу, а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Лысов В.Ю. поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить, пояснив об обстоятельствах, аналогичных изложенным в иске.

Ответчик Сердюкова Л.Г. в судебном заседании исковые требования МУП г. Лабинска «Тепловые сети» не признала, пояснив, что в связи с неудовлетворённостью предоставляемыми услугами она перешла на индивидуальную систему отопления своей квартиры, при этом было получено согласие МУП г. Лабинска «Тепловые сети».

Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Сердюкова Л.Г. является собственником квартиры №<...>, расположенной по адресу: <...> общей площадью 63 м2, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 августа 2011 года сделана запись регистрации №<...> (л.д. 7). МУП «Тепловые сети» как теплоснабжающая организация оказывает услуги по теплоснабжению указанного дома.

В 2005 году Сердюкова Л.Г. в жилом помещении – квартире №<...> по <...> произвела переоборудование системы теплоснабжения, отказалась от снабжения жилого помещения тепловой энергией через имеющуюся в многоквартирном доме сеть, принадлежащую истцу, путём отключения от неё, и в настоящее время осуществляет отопление своей квартиры индивидуально, посредством автономного газового нагревателя через присоединённую сеть поставщика природного газа. Переустройство по установке автономного отопления принято актом межведомственной комиссии по приёму завершённых работ по переустройству жилых помещений №<...> от 12 ноября 2018 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13).

Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждёнными Правительством РФ, при наличии осуществлённого в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определённых схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Подпункт «в» п. 53 ранее действующих Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года, также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.

Исходя из положений ст. 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.

МУП Лабинского городского поселения «Тепловые сети» с октября 2016 года производит расчёт платы за коммунальную услугу-отопление собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на основании норм действующего законодательства РФ, изложенных в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 (пп. 40, 42.1).

Абзацем 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной жилой услуги в жилом(нежилом) помещении и плату за её потребление на общедомовые нужды.

Указанными Правилами какой-либо особый порядок расчётов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключивших свои помещения от централизованной системы отопления, в том числе перешедших на альтернативный способ отопления, не предусмотрен.

Верховный Суд РФ в своём решении от 25 апреля 2018 года №АКПИ18-146 и апелляционном определении от 28 августа 2018 года №АПЛ18-346 указал, что в силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 ЖК РФ и включает в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Отказ гражданина от услуги индивидуального потребления отопления в своём жилом помещении не прекращает услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.

Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2018 года №30-П, спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объёма здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 153 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.

Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, запрещено: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией.

Переход на индивидуальное теплоснабжение с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможен в случае определения объёма тепловой энергии, потреблённой на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, оборудован системой централизованного отопления, посредством которой происходит отопление не только жилых помещений, но и общего имущества многоквартирного жилого дома. Определить теплоотдачу через общие конструкции многоквартирного жилого дома помещений, в том числе переведённых на дополнительные источники тепла, в настоящее время невозможно. Начисление платы за отопление производится по единой формуле, которая не предусматривает возможность исчисления платы за потребление тепловой энергии только на общедомовые нужды. Применение иных формул и методик расчёта платы за отопление в многоквартирных жилых домах для собственников и нанимателей жилых помещений действующим законодательством не предусмотрено. Плата за услуги по отоплению в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке, а размер начисленной за один расчётный период платы различным потребителям зависит только от общей площади занимаемых ими помещений.

Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения не является правовым основанием для освобождения потребителя услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению, поскольку указанные собственники остаются потребителями тепловой энергии и не изменяет нормативно введённый порядок предоставления коммунальной услуги и расчёта оплаты за данную услугу, соответствующий Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователем в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.

Отсутствие подписанного между сторонами договора теплоснабжения не свидетельствует о том, что ответчик не является потребителем тепловой энергии, поскольку, проживая в многоквартирном доме, Сердюкова Л.Г. является потребителем тепловой энергии, поданной в том числе, в места общего пользования многоквартирного дома и проходящих через квартиру стояков.

Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно представленному истцом расчёту задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению (л.д. 4), сумма задолженности за период с 01 октября 2016 года по 31 октября 2018 года составила 56 750 рублей 89 копеек, данный расчёт принимается судом, иного расчёта в опровержение ответчиком не представлено, данная задолженность подлежит взысканию с ответчика в полном объёме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд также взыскивает с Сердюковой Л.Г. в пользу истца понесённые по делу судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 1902 рубля 50 копеек (л.д. 5).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования МУП города Лабинска «Тепловые сети» к Сердюковой Людмиле Григорьевне о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию – удовлетворить.

Взыскать с Сердюковой Людмилы Григорьевны в пользу МУП Лабинского городского поселения Лабинского района «Тепловые сети» задолженность по оплате за тепловую энергию за период с 01 октября 2016 года по 31 октября 2018 года в размере 56 750 рублей 89 копеек, судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 1902 рубля 50 копеек, а всего взыскать 58 653 (пятьдесят восемь тысяч шестьсот пятьдесят три) рубля 39 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья А.А. Синельников