ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1481/18 от 27.08.2018 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2 - 1481 / 2018

Решение

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд гор. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Автономовой Е.В.,

с участием истца ФИО1, представителей истца ФИО2, ФИО3,

представителя ответчика ФИО4,

27 августа 2018 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» о понуждении к выполнению капитального ремонта многоквартирного дома,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» о понуждении к выполнению в ходе капитального ремонта многоквартирного <адрес> определенных видов работ.

С учетом изменений иска в порядке ст. 39 ГПК РФ и частичного отказа от исковых требований, ФИО1 просила обязать ответчика:

- произвести опломбировку индивидуальных приборов учета в поэтажных щитах и сдать индивидуальные приборы учета в эксплуатацию ресурсоснабжающей организации;

- оборудовать отдельную линию электроснабжения помещения теплового пункта;

- установить дополнительные отключающие устройства соответствующей мощности для электроснабжения оборудования операторов связи, домофона;

- произвести замену радиаторов отопления в квартирах;

-произвести тепловую балансировку системы отопления в отопительный период.

Иск обоснован тем, что в МКД проводится капитальный ремонт инженерных сетей. Ответчик отказался произвести в ходе капитального ремонта указанные работы.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, что все указанные виды работ входят в капитальный ремонт, поэтому ответчик обязан их произвести за счет средств капитального ремонта. Система электроснабжения модернизирована в ходе капитального ремонта, поэтому ответчик должен опломбировать ИПУ за свой счет. Отдельная линия электроснабжения теплового пункта, отдельные защитные отключающие устройства для подключения стороннего электрооборудования отсутствуют, но их необходимо смонтировать. Радиаторы отопления в квартирах относятся к общему имуществу. В случае течи из батареи должен отключаться весь стояк. Система отопления заменена и потребуется её балансировка после подачи отопления.

Представитель ответчика ФИО4 пояснила, что региональный оператор исковые требования ФИО1 не признает. Указанные истцом виды работ не входят в объем капитального ремонта, который определяется исходя из минимального размера взносов. Радиаторы отопления в квартирах не являются общим имуществом МКД и не могут быть заменены в ходе капитального ремонта.

Представители третьих лиц ООО «ДорСтройСервис», ООО Жилстройцентр» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В 2018 году, в том числе и в период судебного разбирательства, в <адрес> производился капитальный ремонт инженерных сетей на основании Региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 года № 14-п.

Капитальный ремонт инженерных коммуникаций ( отопление) в доме производит ООО «Жилстройцентр» на основании договора подряда № 31/ 2017 от 15 мая 2017 года ( т. 1 л.д. 102- 112).

Капитальный ремонт системы электроснабжения дома на основании договора подряда № 56/2018 от 17 января 2018 года выполняет ООО «ДорСтройСервис» ( т. 1 л.д. 120-130).

Строительный контроль осуществляет ООО «Стройконтроль» на основании договора № 15ск/2017 от 15 мая 2017 года ( т. 1 л.д. 113- 119), договора № 36ск/2018 от 15 января 2018 года ( т. 1 л.д. 131-140).

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 ЖК РФ).

Положениями ст. 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Как указано в ч. 1 ст. 167 ЖК РФ, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Региональной программы Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 года № 14-п, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлением Правительства Ивановской области, определен в статье 5 Закона Ивановской области от 27.06.2013 N 51-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области" (далее - Закон Ивановской области N 51-ОЗ).

Согласно п. 1 ст. 5 Закона Ивановской области от 27.06.2013 года № 51-ОЗ «Об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области» Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлением Правительства Ивановской области, включает в себя:

1) ремонт или замену внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) утепление и ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома;

7) разработку и проведение экспертизы сметной документации, разработку и проведение экспертизы проектной документации в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

8) осуществление строительного контроля;

9) ремонт системы противопожарной защиты многоквартирного дома, вентиляции, газодымоудаления.

Указанные истцом работы по опломбировке индивидуальных приборов учета в поэтажных щитах и сдача их в эксплуатацию ресурсоснабжающей организации; оборудование новой, ранее отсутствовавшей отдельной линии электроснабжения помещения теплового пункта; установка дополнительных (отсутствовавших ранее) отключающих устройств соответствующей мощности для электроснабжения оборудования операторов связи, домофона; тепловая балансировка системы отопления в отопительный период не входят в приведенный выше перечень.

Производство иных работ, которые не входят в указанный выше перечень означало бы нецелевое расходование средств фонда капитального ремонта.

В соответствии со статьей 290 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Статья 36 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации также включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Аналогичная норма содержится в подпункте "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила).

Пунктом 5 Правил закреплено, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 6 Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Из содержания приведенных норм следует, что, если оборудование, находящееся в многоквартирном доме, обслуживает более одного помещения, оно может быть отнесено к общему имуществу многоквартирного дома независимо от того, где оно находится - внутри или за пределами помещений дома.

К общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома относится в том числе элемент системы отопления, расположенный до первого запорно-регулировочного крана на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также до первого отключающего устройства.

Истцом ФИО1 не представлены доказательства того, что радиаторы во всех квартирах многоквартирного дома относятся к общему имуществу многоквартирного дома, то есть обслуживают более одного помещения в многоквартирном доме, не имеют отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков.

В смете на капитальный ремонт инженерных сетей заложена промывка радиаторов отопления в квартирах, установка отключающих устройств и перемычек перед радиаторами отопления ответвлениях от стояков в квартирах.

Таким образом, иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» о понуждении к выполнению капитального ремонта многоквартирного дома.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.Н. Земскова

Мотивированное решение составлено 31 августа 2018 года.