ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1481/20 от 02.10.2020 Чебоксарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-1481/2020

УИД 21RS0016-01-2020-000495-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики и Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о признании тружеником тыла и обязании выдать удостоверение, признании членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны и обязании выдать удостоверение, перерасчёте пенсии,

у с т а н о в и л:

Истица ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии и УПФР в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное), в котором просит признать её тружеником тыла с июня 1941 – 9.05.1945 Великой Отечественной войны и обязать выдать удостоверение труженика тыла ФИО2 войны Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики; признать её членом семьи погибшего ДД.ММ.ГГГГ в Великой Отечественной войне ФИО1 участника Великой Отечественной войны и обязать выдать удостоверение ветерана Великой Отечественной войны Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики: обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) произвести ей перерасчет пенсии с учётом стажа работы в годы Великой Отечественной войны с июня 1941 года по 9.05.1945. В обоснование исковых требований истицей указано, что она, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Ветеран Великой Отечественной войны, трудилась в колхозе «<данные изъяты>» Ишлейского района Чувашской АССР в 1941-1945 годах Великой Отечественной войны вместе с отцом в 1941 году и матерью в 1941-1942 годах во время летних каникул со всеми колхозниками и несовершеннолетними детьми военных лет на сельскохозяйственных работах. Далее истицей указано, что она вынуждена была бросить учебу 1943 году в связи с материальным тяжелым положении и продолжила работать полный рабочий день с июня 1943 года до 1 ноября 1981 года до выхода на пенсию. Также указано, что в марте 1942 года отца ФИО1 призвали защищать Родину СССР, который погиб ДД.ММ.ГГГГ году в районе <адрес> Смоленской области. Также в иске указано, что на основании в то время действующего Федерального Закона установлении стажа работы военные годы с 12-ти лет протоколом опроса свидетелей от 17 мая 1993 года комиссий по пенсионным вопросам Чебоксарского отдела социального обеспечения Чувашской Республики, то есть которое является в настоящее время ОСЗН Чебоксарского района казенное учреждение Чувашской Республики «Центра предоставления мер социальной поддержки», однако утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 сентября 2011 года о возможности зачета периода работы в годы Великой Отечественной войны о малолетнем возрасте в стаж для назначения пенсии признано незаконным, и таким образом исключение из общего трудового стажа истицы ФИО3 периодов работы в Великой Отчественной войне в 1941-1942 годах во время летних каникул и с июня 1943 по 9 мая 1945 годы полный рабочий год, считаем истица считает необоснованным и незаконным, так, показаниями свидетелей ФИО7, ФИО12 и ФИО8 подтверждено, что истица вместе с ними работала в 1941-1945 годах.

На судебном заседании истица ФИО3 и её представитель ФИО4 исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Также представитель истицы ФИО4, пояснил, что истица в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии за период работы с июня 1941 года по 9.05.1945 не обращалась.

На судебном заседании представитель ответчика – УПФР в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное), ФИО5 пояснил, что удовлетворение исковых требований в части признания истицы тружеником тыла и обязании Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики выдать удостоверение труженика тыла Великой Отечественной войны, признании её членом семьи погибшего 4.09.1942 в Великой Отечественной войне ФИО6 участника Великой Отечественной войны и обязании Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики выдать удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, оставляет на усмотрение труда, а в части обязания Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) произвести ей перерасчет пенсии с учётом стажа работы в годы Великой Отечественной войны с июня 1941 года по 9.05.1945, просит отказать в связи с не предоставлением соответствующих доказательств, подтверждающих факт её работы в указанные периоды, учитывая также, что периоды её работы с 1 июня по 31 августа 1943 года и с 1 июня по 31 августа 1944 года уже включены в стаж её работы, а также в связи с не обращением к ним с соответствующим заявлением о перерасчете пенсии за указанные периоды с предоставлением документов, подтверждающих факт её работы в указанные периоды.

На судебное заседание ответчик – КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, надлежаще и своевременно извещённый, своего представителя не направил, о причинах не известил.

На судебное заседание третье лицо – Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённое, своего представителя не направило, о причинах не известило.

Выслушав пояснения явившихся лиц и показания свидетеля ФИО12, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.

Также при этом суд учитывает положения ст. 196 ГПК РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как следует из материалов дела и иного не представлено, истица ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданка РФ, уроженка <адрес> Чебоксарского района Чувашской АССР, проживает по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, <адрес>, является получателем страховой пенсии по старости с 28 апреля 1981 года и обратилась в Отдел социальной защиты населения Чебоксарского района КУ «Центр представления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением об установлении статуса труженика тыла и выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, но Отдел социальной защиты населения Чебоксарского района отказал ей в установлении данного статуса в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт работы в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев.

Также судом установлено и иного не представлено, что отсутствуют сведения о работе истицы за оспариваемый период – с июня 1941 года по 9.05.1945.

Согласно справке, выданной 8 июня 1993 года Сельскохозяйственным производственным кооперативом «<данные изъяты>» Чебоксарского района Чувашской Республики, архивные документы бывшего колхоза «<данные изъяты>» (позже – колхоз <данные изъяты>) Чебоксарского района со дня образования (1930-1931 годы) до 1956 год включительно и за 1958 год не сохранились и в районный архив не сдавались.

При этом ответчиком УПФР в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) при исчислении размера пенсии истицы ФИО3 в общий трудовой стаж включены периоды работы с 1 июня 1943 года по 31 августа 1943 года и с 1 июня 1944 года по 31 августа 1944 года в колхозе «<данные изъяты>» Чебоксарского района, то есть всего 6 месяцев, по свидетельским показаниям, что подтверждается протоколом опроса свидетелей ФИО10 и ФИО11 от 17 мая 1993 года, проведённым комиссией по пенсионным вопросам Чебоксарского отдела социального обеспечения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики.

Так, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда (ст. 1).

В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 2 данного Федерального закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 20 указанного Федерального закона меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 9.05.1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Также в соответствии с п. 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда России от 11.10.2000 под № 69, права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются из числа лиц, указанных в п. п. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12.05.1988 № 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.10.1999 № 1122.

Ветеранам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно п. п. «ж» п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5.10.1999 № 1122 (в ред. постановления Правительства РФ от 12.07.2018), ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пункте 4 части 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» (то есть проработавшим в тылу не менее 6 месяцев), которым ранее удостоверение не выдавалось, и пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Указанное удостоверение выдается органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Учитывая вышеуказанные нормы права, оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и разрешая исковые требования в заявленных пределах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части признания истицы ветераном Великой Отечественной войны (тружеником тыла) и обязании Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики выдать ей удостоверение ветерана Великой Отечественной войны подлежат удовлетворению.

Также при этом необходимо отметить, что факт работы истицы ФИО3 в период с 1.06.1943 по 31.08.1943 и с 1.06.1944 по 31.08.1944 в колхозе «<данные изъяты>» Чебоксарского района Чувашской АССР, как указано выше, подтверждается показаниями ФИО10 и ФИО11, которые показали, что работали с истицей совместно в указанные периоды в колхозе «Новое Марково», что следует, как указано выше, из протокола опроса данных свидетелей от 17.05.1993, отобранных комиссией по пенсионным вопросам Чебоксарского отдела социального обеспечения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, на тот момент органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Данный протокол опроса свидетелей суд принимает в качестве письменных доказательств при разрешении данного дела в качестве допустимых и достаточных для признания факта работы истицы в период Великой Отечественной Войны в указанный выше период, то есть не менее 6 месяцев, учитывая также, что в соответствии с п. 40 постановления Правительства Российской Федерации от 2.09.2014 под № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установление периодов работы на основании свидетельских показаний производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а показания вышеуказанных свидетелей ФИО10 и ФИО11. отобраны именно соответствующим органом, осуществляющим на тот момент пенсионное обеспечение.

Данный периоды работы истицы с 1.06.1943 по 31.08.1943 и с 1.06.1944 по 31.08.1944 в колхозе «<данные изъяты>» Чебоксарского района Чувашской АССР установлен пенсионным органом и учитывается при определении размера трудовой пенсии по старости, таким образом установлен факт работы истицы в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, что влечет возникновение у истицы права на признание в установленном законом порядке статуса «Ветерана Великой Отечественной войны (труженик тыла)» и выдачу соответствующего удостоверения, а также влечёт удовлетворение исковых требований в этой части.

При этом суд также учитывает, что хотя в п. 2.10 вышеуказанной Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны предусмотрено, что органам исполнительной власти, на которые возложена обязанность по выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, не предоставлено право выдачи таких удостоверений на основании свидетельских показаний либо на основании других (не архивных) документов, так как в данном случае основанием для присвоения звания ветерана Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла и выдачи соответствующего удостоверения является факт наличия подтвержденного, исчерпывающим перечнем доказательств, указанным в этом пункте, к которым свидетельские показания не относятся, но вместе с тем ограничения в доказательствах могут быть установлены только Законом (ст. 60 Гражданско-процессуального кодекса РФ), а значит, такие ограничения не могут устанавливаться подзаконными актами, к каковым относится указанная выше Инструкция.

Поскольку Федеральный закон «О ветеранах» не содержит положений, которые при установлении факта работы лица в тылу запрещают использование каких-либо доказательств либо обязывают доказывать эти обстоятельства только какими-либо определенными доказательствами, то заинтересованные лица вправе подтверждать свои доводы любыми предусмотренными Гражданско-процессуальным кодексом РФ средствами доказывания.

Также при этом необходимо отметить, что хотя согласно положений п. 7 Примерного Устава сельскохозяйственной артели, утвержденного 17.02.1935 СНК и ЦИК ВКП(б), в члены колхоза могли быть приняты граждане только по достижении 16-летнего возраста, а также ст. 135 Кодекса Законов о труде РСФСР, принятого четвертой сессией ВЦИК IX созыва в 1922 году, также запрещала прием на работу по найму в качестве рабочего или служащего лиц моложе 16 лет, и в связи с тем, что законодательством, действовавшим в оспариваемый период, разрешался прием на работу в качестве рабочего или служащего и допускался прием в члены колхоза только с 16-летнего возраста, то соответствующее документальное оформление работы в колхозе несовершеннолетнего работника, не достигшего 16 лет, могло расцениваться как нарушение закона со стороны работодателя, что и влекло с его стороны утаивание фактов привлечения такой категории работников к труду.

Невозможность документального подтверждения стажа о работе в колхозах непосредственно в годы войны и сразу после нее было вызвано и трудностями военного времени, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 10.12.1993 под № 2123 «О повышении пенсии в соответствии с пунктом «ж» ст. 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», которым было установлено, что повышение пенсии гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года включительно, производить без истребования доказательств времени работы, определенных статьями 96 и 97 названного Закона.

Факт повсеместного привлечения несовершеннолетних лиц с 12 - 13-летнего возраста к работе в тылу в период военного времени, в том числе работе в колхозе, в том числе в период школьных каникул, без документального оформления фактически признан государством, что подтверждено вышеназванным Указом Президента Российской Федерации, а также действовавшими до 4.06.1997 Руководящими указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации от 26.03.1993 под № 1-28-У «Ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» (п. 33).

Таким образом установленные в законодательстве того времени запреты по приему в члены колхоза несовершеннолетних по своему правовому содержанию накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для несовершеннолетних работников, принятых на работу, фактически осуществлявших трудовую деятельность, право на социальное обеспечение которых при таких обстоятельствах не может быть ограничено. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.

При этом суд оставляет без правового регулирования требования истицы в этой части о признании её тружеником тыла Великой Отечественной войны именно в период с июня 1941 – 9.05.1945, так как, указано выше, для признания тружеником тыла и в связи с этим выдачи соответствующего удостоверения, достаточно установления факта работы в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, что и было установлено в настоящем случае.

В части разрешения исковых требований о признании истицы членом семьи погибшего ДД.ММ.ГГГГ в Великой Отечественной войне ФИО1 участника Великой Отечественной войны и обязании Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики выдать ей удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, суд исходит из следующего.

Так, как указано выше, требования истицы в части обязания Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики выдать ей удостоверение ветерана Великой Отечественной войны обоснованны и подлежат удовлетворению, а при разрешении требований в части признания истицы членом семьи погибшего ДД.ММ.ГГГГ в Великой Отечественной войне ФИО1 участника Великой Отечественной войны необходимо отметить следующее.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года под № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» утверждены единый образец бланка такого удостоверения, описание бланка удостоверения и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

В соответствии с пунктами 1 и 2 названной инструкции удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также гражданам, не получающим пенсию государственными органами, выдача удостоверений членам семьи погибшего (умершего) производится уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, в Чувашской Республике таким органом является ответчик Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.

При этом Федеральным законом «О ветеранах» определён круг лиц, относящихся к ветеранам, и меры социальной поддержки для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, в частности предусмотрены меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 21 данного Федерального закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в подпунктах 1 - 15 пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона.

Также согласно п. 2 вышеуказанной ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

С учётом изложенного и учитывая, что истица указывает себя дочерью участника Великой Отечественной войны, то есть членом семьи участника Великой Отечественной войны, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению в настоящем случае, обязанность представления доказательств наличия которых в данном случае возложена на сторону истца, является: установление факта, что истица является дочерью погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны; является нетрудоспособным; состояла на иждивении погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны; получает пенсию по случаю потери кормильца или имеет право на её получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Доказательственная деятельность в первую очередь связана с поведением участников процесса, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ).

При этом границы предмета доказывания и бремя доказывания (ст. 56 ГПК РФ) определяются предметом (конкретным материально-правовым требованием к ответчику) и основанием иска (конкретными фактическими обстоятельствами, на которых истец основывает свои требования), право на изменение которых принадлежит только истцу.

Однако стороной истца не представлено относимых и допустимых доказательств наличия вышеуказанных обстоятельств, являющихся юридически значимыми и подлежащими установлению в этом случае, а именно то, что истица состояла на иждивении погибшего отца ФИО1, участника Великой Отечественной войны на момент его смерти, получала пенсию по случаю потери кормильца или имеет право на её получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации после смерти отца ФИО1, в связи с чем отсутствуют доказательства нарушения прав истицы в этой части со стороны ответчиков, что влечёт отказ в удовлетворении исковых требований, так как в силу положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ защите в гражданском судопроизводстве подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заинтересованного лица.

При этом обязанность представления данных доказательств в этом случае лежит именно на стороне истца согласно положениям ст. 56 ГПК РФ.

При этом доводы стороны истца, которые сводятся к тому, что в данном случае истица является членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, так как её отец истицы погиб в Великой Отечественной войне, когда сама истица являлась несовершеннолетней, признаются необоснованными, как противоречащие вышеприведённым нормам права.

Данные обстоятельства влекут отказ в удовлетворении исковых требований в этой части.

В части разрешения исковых требований об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) произвести ей перерасчет пенсии с учётом стажа работы в годы Великой Отечественной войны с июня 1941 года по 9.05.1945 суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, 17.03.2020 в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) поступило обращение истицы, в котором она также просила произвести перерасчет пенсии с учётом работы в годы Великой Отечественной войны.

Так, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. а п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2.10.2014 № 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные п. 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также в силу положений п. 37 вышеуказанных Правил, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

При этом, согласно положений п. 39 указанных выше Правил, при установлении периода работы на основании свидетельских показаний учитываются: а) период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений; б) свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Также в силу п. 33 вышеприведённого Указания Министерства социальной защиты РФ от 26 марта 1993 года № 1-28-У «Ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», учитывая исключительные обстоятельства военного времени, когда к работе в тылу повсеместно привлекались несовершеннолетние лица, свидетельскими показаниями может быть подтверждена работа с 12-13 лет, в том числе за время школьных каникул.

Однако в период с июня 1941 года по 27 апреля 1943 года возраст истицы составлял менее 12 лет, а периоды с 1.06.1943 по 31.08.1943 и с 1.06.1944 по 31.08.1944, то есть работа по достижении ею возраста 12 лет в каникулярное время, уже учтён пенсионным органом в стаж работы при назначении трудовой пенсии.

При этом допрошенный судом свидетель ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, подтвердила факт работы истицы в спорные периоды в колхозе «<данные изъяты>», однако в материалах дела не имеется сведений, что данный свидетель имеет стаж работы в годы Великой Отечественной войны именно в указанные оспариваемые периоды, в связи с чем её показания не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу.

Таким образом суд исходит из того, что стороной истца не представлено относимых и допустимых доказательств, на основании которых возможно исчислить стаж её работы в оспариваемый период в годы Великой Отечественной войны (с июня 1941 года по 9.05.1945) отличный, от ранее учтённого в указанный период пенсионным органом (с 1.06.1943 по 31.08.1943 и с 1.06.1944 по 31.08.1944), что влечёт отказ в удовлетворении исковых требований в этой части.

Также при этом необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ в определении от 24.03.2015 под № 649-О указал, что Правила подсчета и подтверждения страхового стажа связывают начало исчисления периода работы, установленного на основании свидетельских показаний, с достижением лицом возраста возникновения трудовой правосубъектности, то есть с моментом, когда гражданин становится способным к систематическому труду и вправе самостоятельно распорядиться этой способностью, в том числе заключить трудовой договор с работодателем. Такое правовое регулирование, согласующееся с закрепленным трудовым законодательством правилом о достижении установленного законом возраста как условии заключения трудового договора, направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и само по себе не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.

Также при отказе в удовлетворении исковых требований в этой части суд исходит из того, что в силу положений ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии в данном случае происходит на основании соответствующего заявления, однако в материалы дела не представлено относимых и допустимых доказательств того, что истица обращалась в пенсионные органы с указанным заявлением о перерасчет пенсии с учётом работы в годы Великой Отечественной войны с июня 1941 года по 9.05.1945, о чёт также указали в судебном заседании представитель ответчика, УПФР в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное), ФИО5, и представитель истицы ФИО4,

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования ФИО3 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики и Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о признании тружеником тыла и обязании выдать удостоверение, признании членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны и обязании выдать удостоверение, перерасчёте пенсии, удовлетворить частично.

Признать ФИО3 ветераном Великой Отечественной войны и обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики выдать ей удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики и Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о признании её членом семьи погибшего ДД.ММ.ГГГГ в Великой Отечественной войне ФИО1 участника Великой Отечественной войны, обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) произвести ей перерасчет пенсии с учётом стажа работы в годы Великой Отечественной войны с июня 1941 года по 9 мая 1945 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2020 года.

Председательствующий: Афанасьев Э.В.