УИД: №
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сосногорск Республики Коми | № |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Мухиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми к ФИО3 о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
установил:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обратилось в суд с иском к ФИО3, просит признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-Э-007-2022 № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождение двоих детей – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГФИО3 в ОСФР по РК подано заявление о распоряжении средствами материнского капитала (частью средств) на МСК на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком трех лет. ОСФР по Республике Коми в рамках системы межведомственного взаимодействия ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Управление опеки и попечительства администрации МО ГО «Ухта» в отношении ФИО3, в ответ на который Управление опеки сообщило о наличии согласия ФИО3 на усыновление в отношении несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в 2005 и 2009 годах соответственно. Данный запрос направлен в Управление опеки на основании пояснительной ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она выписывалась из родильного дома в 2005 и 2009 гг. без детей. ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по РК вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами МСК в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки. Истец считает, что государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Отделением ответчику выдан неправомерно, поскольку право на сертификат возникло у ответчика с рождением ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которое она утратила ДД.ММ.ГГГГ, когда оставила ребенка в родильном доме и написала согласие на его усыновление.
В судебном заседании представитель истца участие не принимал, ранее в судебном заседании представитель ФИО4 на исковых требованиях настаивала.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании участие не принимала, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала на не согласие с исковыми требованиями, считает, что государственный сертификат на материнский капитал (семейный) капитал выдан ей правомерно, поскольку право на него у нее возникло только при рождении ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, ФИО3 является матерью двоих детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 родила ребенка ФИО6, которого оставила до выписки в родильном доме в связи с тяжелой жизненной ситуацией, написала письменное согласие на усыновление (удочерение).
ДД.ММ.ГГГГФИО3 родила ребенка ФИО7, которого оставила до выписки в родильном доме в связи с тяжелой жизненной ситуацией, написала письменное согласие на усыновление (удочерение). В отношении указанных детей ФИО3 была лишена всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в том числе права на получение льгот и государственных пособий, установленных для граждан, имеющих детей.
После рождения четвертого ребенка – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 обратилась в Отделение ПФР в Республике Коми с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-Э-007-2022 №.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о распоряжении средствами (часть средств) материнского капитала на МСК на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком трех лет.
Решением ОСФР по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39).
В силу ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года; 6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей; 7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, дети, оставленные данными лицами в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дети, в отношении которых имеется письменное согласие матери на их усыновление (за исключением согласия на их усыновление отчимом), а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В силу пункта 1 части 6 статьи 5 вышеназванного Закона основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На момент обращения с заявлением на выдачу государственного сертификата на материнский капитал ФИО3 воспитывала двоих детей, родившихся после ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Несмотря на наличие согласия ФИО3 на усыновление в отношении несовершеннолетних детей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., у ФИО3 право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникло в связи с рождением последующего ребенка – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку у ФИО3 имеется еще один ребенок – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В отношении ФИО1 и ФИО2 ответчик не лишена родительских прав, не давала согласие на их усыновление (удочерение). ФИО3 не получала государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на детей ФИО6 и ФИО7
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитала в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ответчиком, не лишенным в отношении указанных детей родительских прав, не утрачено, а возникло с момента рождения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На момент обращения с заявлением на выдачу государственного сертификата на материнский капитал ответчик воспитывала двоих несовершеннолетних детей, родившихся после ДД.ММ.ГГГГ, и ее право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с рождением фактически второго и четвертого ребенка, то есть без учета первого и третьего ребенка, в отношении которых она написала согласие на усыновление (удочерение), которые не должны учитываться пенсионным органом при определении права на дополнительные меры государственной поддержки.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми к ФИО3 о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Тарасов
Копия верна: А.А. Тарасов