ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1482 от 23.08.2010 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Иркутска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Иркутска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2010 года Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Астафьевой О.Ю.,

при секретаре Левченко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1482/2010 по заявлению ФИО1 к Администрации г. Иркутска об оспаривании действий – отказа в передаче в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование доводов своего заявления и уточнений к нему ФИО1 указал, что на основании решения Октябрьского районного суда от ... он является собственником бревенчатого жилого дома общей площадью ... кв.м. по адресу: ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество ... сделана запись регистрации №. В соответствии с действующим земельным законодательством он решил реализовать свое право, предусмотренное ст.36 ЗК РФ подготовил землеустроительное дело, собрал все необходимые для приватизации земельного участка согласования и обратился с соответствующим заявлением в КУМИ администрации г. Иркутска. Распоряжением заместителя мэра председателя комитета по управлению муниципальным имуществом от ... № утверждена схема расположения земельного участка, расположенного ... для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по иркутской области земельный участок ... внесен в государственный кадастр недвижимости, земельному участку присвоен кадастровый номер №. Ему был выдан кадастровый паспорт на данный земельный участок. После того, как собрал пакет документов, необходимый для оформления в собственность земельного участка, обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, что подтверждается копией расписки о приеме документов на оформление прав на земельный участок от ...

Длительное время он не получал ответа на свое заявление. После того как в январе 2010 г. обратился на личный прием к руководителю КУМИ г. Иркутска, выдали ответ, датированный ..., где было отказано в предоставлении в собственность земельного участка.

Председатель комитета А., отказывая в предоставлении в собственность земельного участка, указала буквально следующее: «В соответствии с п.8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады бульвары, водные объекты, пляжи другие объекты). Таким образом, не может производится отчуждение в собственность земельных участков в составе мест общего пользования. Учитывая, что испрашиваемый Вами участок по ... находится в границах вышеуказанных улиц, его отчуждение в собственность не представляется возможным».

Отказывая в предоставлении земельного участка, председатель КУМИ г. Иркутска А., не указала каким местом общего пользования является земельный участок, на котором расположен принадлежащий на праве собственности жилой дом (на площади, на бульваре, на проезде и т.д.). Не указала каким документом она руководствовалась указывая на то, что земельный участок по адресу: ... является местом общего пользования и кто кроме него - собственника жилого дома и членов его семьи пользуется этим земельным участком.

Ссылку А. на концепцию к постановлению мэра г. Иркутска от ... полагает недопустимой, так как концепция не является нормативным документом, никем не утверждена и в форму какого-либо законодательного акта не облечена.

Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность земельного участка, А. не приняла во внимание, что в кадастровом паспорте на этот земельный участок указано его разрешенное использование: для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Более того, этим же государственным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска издано распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: ... именно для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. В этом распоряжении ничего не сказано о том, что участок расположен на землях общего пользования.

Полагает, что отказом в предоставлении на праве собственности земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, Комитет по управлению муниципальным имуществом грубо нарушил право на приватизацию земельного участка, предусмотренное и гарантированное ст. 36 ЗК РФ.

В уточнениях также указал, что учитывая исключительное право, предоставленное гражданам в соответствии с п.1 ст. 36 ЗК РФ на приватизацию земельных участков на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения заявитель обратился в администрацию г. Иркутска с просьбой предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенный по адресу ..., предоставив для принятия решения все необходимые документы. Однако письмом от ... ему в этом было отказано, указано на расположение участка в границах мест общего пользования, которые в силу п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Тем самым, указанный Федеральный закон не регулирует правоотношения, связанные с отчуждением земельных участков на которых расположены объекты недвижимости, уже находящиеся в собственности, в данном случае, физических лиц, и потому ссылка администрации г. Иркутска на данную норму является необоснованной. Отказ администрации г. Иркутска предоставить в собственность участок, на котором расположен принадлежащий на праве собственности дом считает незаконным, поскольку доказательств подтверждающие законность и обоснованность отказа не представлено, в частности, какие объекты общего пользования расположены на территории участка. Из содержания кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу ... видно, что его разрешенным использованием является эксплуатация жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Тем самым уже по содержанию кадастрового паспорта усматривается, что участок не относится к землям общего пользования. Утверждая на концепцию направленную на ремонтно-реставрационные работы по реконструкции, восстановлению и созданию новых историко-культурных памятников, благоустройству и озеленению территорий с учетом выделенных исторических и культурных зон, мест общего пользования, площадей для массовых городских мероприятий разработан проект планировки квартала в границах улиц ... ( ...) администрация г. Иркутска не приходит доказательств, что концепция как таковая имеет отношение к градостроительной документации, наделена силой нормативно-правового акта и не приводит доказательства, что разработанный проект прошел все тапы слушаний, согласований и утвержден в соответствующем порядке.

На земельном участке по ... расположен индивидуальный жилой дом, находящийся в его собственности. Очевидно, что объекты федеральной собственности на указанном земельном участке отсутствуют. Тем самым, земельный участок по ..., на котором расположен, принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, не является федеральной собственностью и, следовательно, из оборота не изъят.

Отказывая предоставить участок, Администрация г. Иркутска не приводит правовых оснований для такого отказа и причина этого заключается в том, что правовых оснований для отказа нет. Утверждение о том, что разработан проект планировки квартала, администрация не приводит доказательств, что концепция как таковая имеет отношение к градостроительной документации, наделена силой нормативно-правового акта и не приводит доказательств того, что разработанные проект планировки прошел все этапы слушаний, согласований и утвержден в соответствующем порядке. Изъятие участка и ограничение оборота земельных участков в соответствии с положениями ст. 25, 27 ЗК РФ в связи с разработанными концепциями, резервированием участков не предусмотрено ЗК РФ. Утверждение администрации оснований для отказа на п. 8 ст. 28 ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества» не имеет под собой оснований, поскольку данные нормы не допускают приватизации участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами бульварами водными объектами и другими объектами общего пользования. Законных оснований для отказа нет.

На отсутствие законных оснований для отказа указывают и следующие факты:

- земельный участок по ... предоставлен в собственность ... под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями,

- земельный участок по ... предоставлен в собственность Н. под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Испрашиваемый ФИО1 земельный участок по ... является смежным по отношению к названным земельным участкам, все земельные участка расположены на нечетной стороне ... и по условиям приватизации находятся в равных условиях.

Тем самым, факты свидетельствуют, что земельные участки по ... администрацией г. Иркутска на праве собственности предоставляются и гражданам и юридическим лицам без ограничения и на указанных участках мест общего пользования не оказалось.

На основании договора купли-продажи от ... ФИО1 овладел правом собственности на 1/2 доли домовладения по ... состоящего из одного бревенчатого и одного каркасно-засыпного жилых домов. Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от ... за ФИО1 на одноэтажный бревенчатый дом признано право собственности. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу Конституции РФ ст. 19, реализация его права на приватизацию земельного участка определяют смысл деятельности администрации г. Иркутска. Однако реализации его права Администрация г. Иркутска препятствует, в то время как реализации исключительного права его соседей способствует.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными па них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами,   установленными статьей 36 Земельною кодекса  Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации в определении № 11-В09-19 от 27 октября 2010 года указал, что судом не учтено, что приведённые нормы Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

Просит суд с учетом уточнений в соответствии со ст. ст. 254-258 ГПК РФ:

- признать отказ от ... администрации г. Иркутска предоставить ФИО1 в собственность земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м. под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенный но адресу: ..., незаконным и обязать администрацию г. Иркутска предоставить ФИО1 в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м. под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенный по адресу: ..., в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. (л.д. 2-4, 19-21, 41-47).

Заявитель ФИО1   в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил суд рассмотреть дело и вынести решение в его отсутствие. (л.д. 134) Суду в судебном заседании ... пояснял, что долевой собственности сейчас нет, Днепровская является его соседкой, у нее участок в собственности.

В судебном заседании представитель заявителя   по доверенности от ... сроком на три года (л.д.40) ФИО2   поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему. Суду дополнил, что отказ Администрации г. Иркутска в передаче в собственность земельного участка ФИО1 является незаконным, так как нарушает исключительное право ФИО1 на приобретение земельного участка в собственность, его право непосредственное, действующее. Основания, указанные в отказе, являются незаконными. Правового значения нет в том, что Администрация г. Иркутска собирается использовать спорный участок по своему назначению, поскольку в последующем Администрация г. Иркутска может обратиться к ФИО1 с выкупом его земельного участка. Отказ Администрации г. Иркутска основывают на письме от ... Предоставляет земельный участок мэр г. Иркутска. Документы о предоставлении земельного участка подготавливает КУМИ г. Иркутска. Все согласования идут через Комитет по архитектуре и градостроительству. Постановление о передаче земельного участка готовит КУМИ г. Иркутска. ФИО1 является собственником литеры А и В на основании договора купли-продажи. В 2006 году по решению суда признано право собственности за ФИО1 на литеры А и В. Доводы представителей Администрации г. Иркутска необоснованны и несостоятельны. В предоставлении в собственность ограничиваются земельные участки, которые заняты землями общего пользования. На спорном земельном участке расположены жилые строения, которые находятся в собственности ФИО1, и ФИО1 имеет право иметь в собственности земельный участок. По договору купли-продажи 1982 года ФИО1 приобрел право собственности на строение, поэтому приватизация может быть бесплатная. Земельным кодексом понятие мораторий не предусмотрено. Утвержденного проекта о том, что территория по ... планируется под размещение исторического квартала г. Иркутска не предоставлено заинтересованными лицами. Оснований ограничения либо запрещения использования земельного участка нет и Администрацией г. Иркутска не доказано, что имеются ограничения либо запреты. На участке ФИО1 отсутствуют какие-либо объекты общего пользования, земельный участок находится в надлежащем пользовании ФИО1. В отношении моратория каких-либо ограничений нет, документов об этом нет. Земельные участки могут быть ограничены либо изъяты из оборота. Но ФИО1 с 1983 года надлежащим образом владеет и пользуется земельным участком, поэтому имеет право на его бесплатную приватизацию.

Представитель Администрации г. Иркутска   по доверенности от ... № сроком до ... (л.д.69) ФИО3   в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, после объявления перерыва в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил. До объявления перерыва в судебном заседании пояснял, что заявление ФИО1 отписано в подразделение архитектуры и градостроительства, хотя отказ дало КУМИ г. Иркутска. Земля по ... планируется под размещение исторического квартала г. Иркутска. Отказ КУМИ г. Иркутска считают правомерным. По данной территории введен мораторий на операции с недвижимостью, имеется проект планировки. В связи с чем ФИО1 невозможно предоставить участок в собственность. На распоряжение земельным участком по ... наложен мораторий. Поддержал отзыв на заявление. В отзыве на заявление   представитель ФИО3 указал, что в заявлении ФИО1 сообщает, что для исполнения своего законного права на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, он обратился в администрацию г. Иркутска с просьбой предоставить ему земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу :... и предоставил для принятия решения все необходимые документы. Довод о том, что представлены все необходимые документы, является необоснованным, так как документы, подтверждающие этот факт, в деле отсутствуют. Действующее законодательство не регламентирует установление разрешенного вида использования эксплуатацию жилого дома со служебно-хозяйственными строениями кадастровым паспортом. Утверждение истца о том, что Концепция подготовки к празднованию 350-летия основания г. Иркутска и создания рабочей группы г. Иркутска по подготовке и проведению празднования 350-летия основания г. Иркутска утвержденной постановлением мэра г. Иркутска от 06 февраля 2007 года № 031-06-140/7, направленной на ремонтно-реставрационные работы по реконструкции, восстановлению и созданию новых историко-культурных памятников, благоустройству и озеленению территорий с учетом выделенных исторических и культурных зон, мест общего пользования, площадей для массовых городских мероприятий не наделена силой нормативно-правового акта, ошибочна, так как в соответствии со пп. 1,2 ст. 4 Положения о муниципальных правовых актах города Иркутска, утвержденного решением думы города Иркутска от 21 октября 2004 года, нормативный правовой акт города Иркутска (далее - нормативный правовой акт)- официальный письменный документ, принятый (изданный) в порядке, предусмотренном настоящим Положением, содержащий нормы права, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Нормативные правовые акты принимаются на местном референдуме, Думой города Иркутска (далее - городская Дума), издаются мэром города Иркутска (далее - мэр города), председателем Думы города Иркутска (далее - председатель городской Думы).

Помимо Концепции, протоколом заседания Правительства Иркутской области от 15.09.2009 года программа реконструкции квартала исторической застройки (...) включена в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия основания г. Иркутска и введен мораторий на все операции связанные с недвижимым имуществом на территории квартала исторической застройки (3-го Июля, ФИО4, ФИО5), в котором также рекомендовано Администрации города Иркутска проработать вопрос возможного включения объектов, находящихся в квартале исторической застройки, в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья Иркутской области в 2009 году»

14 января 2010 года на совещании Правительства был представлен Проект планировки квартала № ( ...), из вышеуказанных документов следует невозможность предоставления земельного участка находящегося по ... ФИО1

В подтверждение законных оснований отказа в предоставлении земельного участка, истец представляет информацию о смежных земельных участках, которые были предоставлены в собственность ... и Н.(...), однако подтверждение является не обоснованным. Поскольку вышеуказанные земельные участки были оформлены в собственность до принятия Концепции подготовки к празднованию 350-летия основания г. Иркутска и создания рабочей группы г. Иркутска по подготовке и проведению празднования 350-летия основания г. Иркутска утвержденной постановлением мэра г. Иркутска от 06 февраля 2007 года №031-06-140/7. Просит суд в удовлетворении искового требования ФИО1 о признании отказа предоставить земельный участок в собственность незаконным отказать в полном объеме. (л.д.70-72).

Представитель Администрации г. Иркутска   по доверенности от ... (л.д.135) ФИО6   в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась в полном объеме. Суду пояснила, что отказ ФИО1 выдавало КУМИ г. Иркутска. Оформлением земельных участков под жилые дома занимается КУМИ г. Иркутска. Согласно ст.131 Конституции РФ орган местного самоуправления имеет право на судебную защиту. Все заявления поступают в Администрацию г. Иркутска на Ленина,14, в соответствии с номенклатурой заявления отписывает лицо в юридическом отделе аппарата Администрации г. Иркутска. По ошибке работник аппарата могла направить заявление ФИО1 не в то структурное подразделение. Данный земельный участок отнесен к территории, на которой планируется размещение объектов исторически-культурного назначения, территория относится к объекту ограниченного пользования. Право собственности ФИО1 возникло в 2006 году на основании решения суда, возможно, что объекты он приобрел до 1991 года, но в 1986 году дом был снесен и возведен новый объект недвижимости, что противоречит действующему законодательству. Отказ КУМИ г. Иркутска законен, обоснован. В 1982 году уже были самовольные постройки, что является нарушением действующего законодательства. Единственное доказательство регистрации права является реестр регистрации о праве. В решении суда от 2006 года указано, что литера А переконструирована, значит, предмет права изменен, поэтому не может быть речи о праве собственности. Отказ КУМИ г. Иркутска законен. Действующее законодательство предусматривает ограничения в пользовании земельным участком. Земельный участок относится к землям историко-культурного назначения, наследия. Данный земельный участок является территорией общего пользования, поэтому не может быть приобретен в собственность. Единственное основание для подтверждения права собственности является свидетельство о государственной регистрации права, у ФИО1 же решение суда, литера В -самовольная постройка, литера А реконструирована и также является самовольной постройкой в силу ст.222 ГК РФ. В связи с чем к заявителю не может быть отнесено право бесплатной приватизации земельного участка. Просила отказать в заявленных требованиях ФИО1 в полном объеме.

Представитель Правительства Иркутской области   в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, в заявлении представитель по доверенности от ... (л.д.109) ФИО7 просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Иркутской области (л.д.117). В возражениях на заявление указал, что в соответствии с Уставом Иркутской области от 17 апреля 2009 года № 1, Законом Иркутской области от 18 ноября 2009 года № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области», регламентом Правительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2009 года № 255/34-пп, на заседании Правительства Иркутской области от 15 сентября 2009 года (протокол заседания Правительства Иркутской области от 15 сентября 2009 года) рассмотрены вопросы: о плане, программе реконструкции квартала исторической застройки (...) и предложениях в проект плана подготовки к 350-летию г. Иркутска; о подготовке единых предложений Иркутской области по реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № 894 «О праздновании 350-летия основания г. Иркутска»; решили: министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (Б.) включить программу реконструкции квартала исторической застройки (...) в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия основания г. Иркутска; агентству имущественных отношений Иркутской области (К.) совместно с министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (Б.) подготовить предложения по введению моратория на все операции, связанные с недвижимым имуществом на территории квартала исторической застройки (...); рекомендовать администрации города Иркутска (Я.) проработать вопрос возможного включения объектов, находящихся в квартале исторической застройки, в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья Иркутской области в 2009 году. Каких-либо актов, запрещающих или ограничивающих приобретение прав на земельные участки, в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Правительством Иркутской области не принималось. В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения установлен статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена. Решением суда интересы Правительства Иркутской области затронуты не будут. (л.д.110-111).

З лица ФИО8, ФИО9, ФИО10   в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений на заявление не представили. (л.д. 128-133)

Стороны не возражали рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд с учетом мнения явившихся представителя заявителя и представителей Администрации г. Иркутска, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст.ст. 167, 257 ГПК РФ.

Выслушав объяснение явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. ст. 45, 46 Конституции РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия ( или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. По смыслу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. ( ч.2 ст. 9 Конституции РФ). Ч.2 ст. 35, ст. 36 Конституции РФ предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии со ст. 254-258 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены и права и свободы. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение, действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из ч. 1 ст. 25 ЗК РФ следует, что права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Согласно ч.1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В соответствии с п. 4 ст. 3 граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 « О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 ЗК РФ.

Статьей 28 п. 1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 36 п. 1 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу п. 5. ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и иных документов, перечень которых утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Статьей 27 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что:

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

13)  расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

В соответствии со ст.28 ЗК РФ Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду  . Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с Порядком прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Решением Думы г. Иркутска от 21 мая 2009 года № 004-20-611060/9 (в редакции действующей на момент обращения и дачи ответа): Граждане …, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения (далее - заявители), обращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска с заявлением на имя мэра города Иркутска, … о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели использования земельного участка, его размера, местонахождения, с приложением следующих документов (с копиями):

- документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

- свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

- документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель;

- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящихся на приобретаемом земельном участке, или иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- кадастрового паспорта земельного участка;

- документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Заявители вправе приложить к заявлению иные имеющиеся в их распоряжении документы.

5. Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска:

5.1. Регистрирует заявление с приложением документов, предусмотренных п.2 настоящего Порядка, в день поступления.

5.2. В течение месяца с момента регистрации рассматривает представленные заявителем (заявителями) документы, проверяет основания предоставления земельного участка на соответствующем праве, обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска или проекта распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска о предоставлении земельного участка или готовит мотивированный отказ и направляет его заявителю(ям).

6. Согласование проекта постановления администрации города Иркутска, распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска о предоставлении земельного участка осуществляется в течение срока, предусмотренного п.5.2. настоящего Порядка, в том числе:

6.1. Проекта постановления администрации города Иркутска:

- заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска в течение 5-ти дней с момента поступления;

- заместителем начальника департамента - начальником юридического отдела департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации г.Иркутска или заместителем начальника юридического отдела департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации г.Иркутска в течение 5-ти дней с момента его получения и передается на подпись мэру г.Иркутска.

6.2. распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска:

- заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска в течение 5-ти дней с момента поступления.

По результатам рассмотрения проекта постановления администрации города Иркутска, распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска о предоставлении земельного участка лица, участвующие в согласовании, согласовывают его либо направляют в комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска мотивированные замечания.

7. Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска:

- устраняет замечания либо готовит и направляет мотивированный отказ заявителю в сроки, установленные п.5.2. настоящего Порядка.

- в месячный срок с момента издания постановления администрации города Иркутска, распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска о предоставлении земельного участка на праве собственности, безвозмездного срочного пользования или в аренду подготавливает от имени администрации г.Иркутска проект договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельным участком и направляет его заявителю с предложением о его заключении и с приложением копии постановления администрации города Иркутска или распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска.

8. В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель(ли) подает(ют) в комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п.2 настоящего Порядка.

9. Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска и выдает заявителю либо готовит и направляет ему мотивированный отказ.

10. При формировании земельного участка:

10.1. К исключительной компетенции комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска относится проверка местоположения границ и площади проектируемого земельного участка с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), предоставление информации о возможном установлении ограничений прав на формируемый земельный участок;

10.2. К исключительной компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска относится:

- в случае необходимости установления ограничений прав на земельный участок направление запроса в государственный орган охраны объектов культурного наследия Иркутской области о нахождении земельного участка в зоне охраны объектов культурного наследия, в территориальный орган Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - информации о нахождении земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий, земель лесного фонда, земель водного фонда, о наличии под поверхностью земельного участка недр федерального, регионального или местного значения;

- осмотр земельного участка с целью обследования его естественных границ, установления фактического использования, проверки наличия представленных документов, предусмотренных настоящим Порядком, на объекты недвижимости, расположенные на формируемом земельном участке, а также для установления факта отсутствия самовольно возведенных строений на нем.

Примерная форма схемы расположения земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, утверждается правовым актом органов местного самоуправления города Иркутска.

11. Лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка и получившее утвержденную схему расположения земельного участка обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

12. Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска в двухнедельный срок с момента представления заявителем(ями) кадастрового паспорта земельного участка обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска или распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска о предоставлении земельного участка на соответствующем праве и направляет копию постановления администрации города Иркутска или распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка заявителю(ям).

Согласование проекта постановления администрации города Иркутска или распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска о предоставлении земельного участка осуществляется в течение срока, предусмотренного настоящим пунктом Порядка, в том числе:

12.1. Проекта постановления администрации города Иркутска

- заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска в течение 3-х дней с момента поступления;

- заместителем начальника департамента - начальником юридического отдела департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации г.Иркутска или заместителем начальника юридического отдела департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации г.Иркутска в течение 3-х дней с момента его получения и передается на подпись мэру г.Иркутска.

По результатам рассмотрения проекта постановления администрации города Иркутска или проекта распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска о предоставлении земельного участка лица, участвующие в согласовании, согласовывают его либо направляют в комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска мотивированные замечания.

13. Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска устраняет замечания либо готовит и направляет мотивированный отказ заявителю в сроки, установленные п.12 настоящего Порядка.

15. Подготовка и обеспечение согласования проекта постановления администрации города Иркутска об отмене правовых актов мэра города Иркутска, и правовых актов администрации г.Иркутска о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, о внесении в них изменений осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска на основании заявления правообладателя земельного участка.

Рассмотрение и согласование данных проектов постановлений администрации города Иркутска осуществляется лицами и в сроки, предусмотренные п.6.1. настоящего Порядка.

16. В случае если представлен неполный пакет документов, предусмотренный п.2 настоящего Порядка, и (или) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, в том числе не являющееся на момент обращения собственником здания, строения, сооружения, либо с заявлением обратились не все собственники здания (помещений в нем), комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска в недельный срок с момента регистрации заявления письменно уведомляет об этом заявителя(ей).

С момента устранения заявителем замечаний срок для принятия решения о предоставлении земельного участка исчисляется вновь.

17. Земельный участок, предоставленный на основании настоящего Порядка, используется в соответствии с установленным для него целевым назначением, исходя из его принадлежности к определенной категории земель и разрешенного использования согласно зонированию территории.

Ограничения прав на земельные участки, связанные с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах, особыми условиями охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, и иные ограничения прав на земельные участки, предусмотренные законодательством РФ, устанавливаются постановлением администрации города Иркутска или распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска, включаются в договоры, предметом которых являются земельные участки, и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

18. Рассмотрение устных и письменных обращений граждан и юридических лиц о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска.

Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В структуру Администрации г.Иркутска, утвержденной Решением Думы г.Иркутска от 31.01.2008г., входит аппарат Администрации г.Иркутска, заместитель мэра - руководитель аппарата администрации г.Иркутска, КУМИ г.Иркутска, Комитет по градостроительной политике (л.д.137-140).

На основании Распоряжения мэра г. Иркутска от 28.01.2008г. А. назначена на должность с ... заместителя главы Администрации г.Иркутска - председателя КУМИ г.Иркутска. (л.д.136). Положением о КУМИ г. Иркутска, утвержденным Постановлением мэра г. Иркутска от ... предусмотрено, что:

1.1. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска (в дальнейшем - Комитет) является структурным подразделением администрации города Иркутска, осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом, а также в области земельных отношений.

2.1.5. к задачам и функциям Комитета относится также осуществление приватизации муниципального имущества и земельных участков, обеспечение предоставления земельных участков на праве аренды и иных правах в соответствии с действующим законодательством.

К полномочиям КУМИ Администрации г. Иркутска относится:

3.1.20 включает в соответствующие решения об условиях приватизации муниципального имущества, договор купли-продажи, аренды земельного участка условия о публичном сервитуте установленном соответствующим постановлением мэра г. Иркутска

3.1.21. к полномочиям Комитета относится также и принятие решения о приватизации (либо об отказе в приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, ранее приватизированные из муниципальной собственности.

3.1.22 подготавливает, согласовывает, утверждает проекты границ земельных участков

3.1.27 обеспечивает подготовку, заключение, изменение, расторжение, прекращение договора купли-продажи,. .. аренды земельных участков, осуществляет контроль за исполнением условий данных договоров.

3.1.35 осуществляет продажу земельных участков, права аренды земельных участков.

3.1.43 обеспечивает рассмотрение заявлений, обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию комитета.

6.1, 6.6, 6.7. Председатель Комитета возглавляет комитет; издает в пределах компетенции распоряжения, осуществляет в пределах своей компетенции прием граждан, обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений, действует без доверенности от комитета и представляет его интересы, выдает доверенности, заключает от имени администрации г. Иркутска договоры, соглашения, контракты в порядке, установленном законодательством РФ; может распоряжением делегировать заместителям полномочия по подписанию писем, справок, отчетов, расчетов, актов приема-передачи.

Ст. 28 ФЗ -178 от 21.12.2001 г. « О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает, что

1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.

Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

7. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Судом установлено,   что ФИО1 обратился к Администрации г. Иркутска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного ... под эксплуатацию индивидуального жилого дома. На обращение ФИО1 Администрацией г. Иркутска в лице председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска А., действующей на основании прав предоставленных ей Положением о Комитете, утвержденном Постановлением мэра г. Иркутска от ... и в рамках Распоряжения мэра г. Иркутска от ..., и решения Думы города Иркутска « Об утверждении структуры Администрации города Иркутска» от 1.02.2008 года № 004-20-460716/8 (п. 6.1, 6.6) был дан ответ от ... об отказе в предоставлении участка. Поскольку в соответствии с концепцией (приложение №1 к постановлению мэра г. Иркутска от 6 февраля 2007года №031-06-140/7), направленной на ремонтно-реставрационные работы по реконструкции, восстановлению и созданию новых историко-культурных памятников, благоустройству и озеленению территорий с учетом выделенных исторических и культурных зон, мест общего пользования, площадей для проведения массовых городских мероприятий, разработан проект планировки квартала в границах улиц ФИО4, ФИО5 и 3-го Июля (130 квартал). Указав, что по поручению губернатора Иркутской области ведется подготовительная работа по вопросу расселения жителей, таким образом проводиться отчуждение в собственность земельных участков в составе мест общего пользования не может. В соответствии с п.8 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Таким образом, не может производится отчуждение в собственность земельных участков в составе мест общего пользования. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок ... находится в границах вышеуказанных улиц, его отчуждение в собственность не представляется возможным. (л.д.5, 136-140). П  ротоколом заседания Правительства Иркутской области от ... программа реконструкции квартала исторической застройки (...) включена в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия основания г. Иркутска и введен мораторий на все операции связанные с недвижимым имуществом на территории квартала исторической застройки (3-го Июля, ФИО4, ФИО5), в котором также рекомендовано Администрации города Иркутска проработать вопрос возможного включения объектов, находящихся в квартале исторической застройки, в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья Иркутской области в 2009 году» (л.д.57-61, 73-79). Однако данный протокол не может являться основанием по смыслу п. 8 ст. 28 ФЗ -178 от 21.12.2001 года для отказа истцу в предоставлении участка. Суд не может согласиться с правомерностью данного ответа, и соглашается с доводами заявителя в указанном, представленный суду протокол заседания Правительства Иркутской области, в котором агентству имущественных отношений поручается подготовить предложения по введению моратория на все операции, связанные с недвижимым имуществом на территории 130 квартала исторической застройки, не свидетельствует об изъятии земельных участков в установленном законом порядке, а также не может свидетельствовать об его ограничении. Притом, что предоставленное распоряжение «О реализации мероприятий по реконструкции квартала исторической застройки города Иркутска», на которое ссылается Администрация г. Иркутска не подписано, а Правительство Иркутской области в возражениях указывает на отсутствие с их стороны каких-либо актов, запрещающих или ограничивающих приобретение прав на земельные участки. Доводы в письме, что участок расположен в местах общего пользования, не соответствует действительности, доказательств этому суду также не было представлено. Более того, как видно из материалов дела, испрашиваемый участок расположен под домовладением ФИО1, а соседствующий с ним участок Днепровской был отдан в собственность.

Заявитель ФИО1 на основании решения от ... и определения от ... Октябрьского районного суда, договора купли –продажи   доли домовладения ... является собственником бревенчатого жилого дома общей площадью ... кв.м. по адресу: ..., а также жилого дома общей площадью ... кв.м. под литерой «А», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ..., ... (л.д. 11, 12, 46, 49) Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от ..., вступившего в законную силу ..., и определением Октябрьского райсуда г.Иркутска суда от ..., вступившего в законную силу ..., (л.д.50-52) было установлено, что согласно заключений МУП БТИ Администрации г. Иркутска от ... по данным МУП БТИ г. Иркутска владельцами объекта недвижимости находящегося по адресу: ... являются: ФИО1-   доли на основании договора купли от ... и ФИО8 -   доли на основании договора дарения от ... На земельном участке площадью ... кв.м. находятся два жилых дома, литер А по генеральному плану - одноэтажный бревенчатый, общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м., Литер Б по генеральному плану - одноэтажный каркасно-засыпной дом общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м., год постройки ... По данным технической инвентаризации от ... в литер «А» проведена перепланировка (снос перегородки и печи) площади изменились, общая - ... кв.м., жилая-... кв.м. На усадьбе самовольно возведены два жилых дома, литер «Д» по генеральному плану, из бруса общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м., незавершенный строительством дом, литер «В» по генеральному плану - бревенчатый, общей и жилой площадью ... кв.м. Согласно тех. паспорта от ... жилой дом под литером «В» по ... имеет площадь ... кв.м. (л.д. 53-56) При вынесении данного решения и определения по данному делу по иску ФИО1 о признании права собственности на самовольно возведенное строение под литером «В» и на домовладением в целом под литером «А», Администрация г.Иркутска не возражала против предоставления земельного участка под самовольно возведенный жилой дом. Между тем как видно из решения суда, технических паспортов, договора купли-продажи ФИО1 приобрел в ... году   долю домовладения состоявшего из одного жилого бревенчатого, одного жилого, каркасно-засыпного домов на участке мерою ... кв.м. Один из домов литер А истец произвел перепланировку, в связи с чем изменились площади дома, и в соответствии с чем истец просил признать на него право в суде, а также истец возвел самовольно в 2005 году дом под литерой Б, право на который действительно было узаконено по решению суда. Между тем суд не может согласиться с доводами Администрации г. Иркутска о том, что право истца на домовладения возникло только по решению суда. Поскольку как видно из договора купли-продажи, решения суда право истца на домовладение под литерой «А» возникло в ... году, а потому ФИО1 вправе просить предоставить участок, находящийся под данным домовладением в собственность, учитывая данными договора купли-продажи, установившего также и размер земельного участка под строениями.

Распоряжением заместителя мэра председателя комитета по управлению муниципальным имуществом от 17 июля 2009 г. №504-02-3341/9 утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в ... для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, площадью ... кв.м.. Земельный участок как видно из кадастровой карты участка, схемы расположения границ, кадастрового паспорта участка расположен на землях населенных пунктах в зоне охраны объектов культурного наследия (зона строгого регулирования застройки 2-го типа) (л.д. 6,7, 13-15, 22-24, 93,94). На земельный участок оформлен межевой план (л.д.80-92), извещение о согласовании границ данного земельного участка было опубликовано в газете «Областная» ...

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ио земельный участок по ... внесен в государственный кадастр недвижимости, земельному участку площадью ... кв.м. присвоен кадастровый номер №. Был выдан кадастровый паспорт на данный земельный участок, в котором указан вид разрешенного использования - для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями (л.д.13-15).

Испрашиваемый ФИО1 земельный участок по ... является смежным по отношению к земельным участкам по ..., предоставленным в собственность ООО ... под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями (л.д.10), по ... предоставленным в собственность Н. под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями (л.д.9), ..., представленным в собственность ФИО8 (л.д.8). Что подтверждается планом земель (л.д.22), каталогом координат границ (л.д.23, 24). А потому доводы об изъятии и ограничении предоставления земельного участка противоречат представленным суду выпискам из ЕГРП, из которых усматривается, что под соседнее домовладение Днепровских, земельный участок под домовладением был предоставлен в собственность, несмотря на доводы Администрации. (л.д. 8-10)

Как следует из справки и выписки УФРС по Ио от ... ФИО8 ... была подарена принадлежащая ей   доля в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: ... ФИО9 и ФИО10 Данный земельный участок был предоставлен ФИО8 на основании договора купли-продажи от ..., заключенным с КУМИ г.Иркутска, постановления мэра г. Иркутска от 18.09.2009г. (л.д.105-106).

ФИО8, ФИО9, ФИО10 не подали суду возражений.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С.,   зарегистрированная по адресу: ..., суду пояснила, что ФИО1 является ее соседом наискосок, знает его 30 лет. Он живет в своем доме с 1982 года. У него с соседями Днепровскими вход на участок один. Споров с соседями у ФИО1 нет, каждый сосед имеет свой участок, Днепровские имеют автомобили, они проезжают, проходят, проезд через участок ФИО1 открыт, им никто никогда не препятствовал. Споров по проезду не было, соседи ФИО1 проходят через его участок. Днепровские никак по-другому не могут проходить на свой участок. Проходят на свой участок только через участок ФИО1. В усадьбе сами жильцы отсыпали гравием дорожки. Ворота в усадьбу общие, каждый сосед имеет от них ключи.

Анализируя установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению как законное и обоснованное. Следует признать незаконным отказ от ... Администрации г. Иркутска предоставить ФИО1 в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенный по адресу ... незаконным и обязать Администрацию г. Иркутска предоставить ФИО1 в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенный по адресу ... в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ от ... Администрации г. Иркутска предоставить ФИО1 в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенный по адресу ... незаконным и обязать Администрацию г. Иркутска предоставить ФИО1 в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером № площадью ... кв.м., под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенный по адресу ... в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда будет изготовлено 31.08.2010 года в 17.45.

Судья О.Ю. Астафьева