ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1482/2014 от 22.07.2014 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

                                                                  Дело №2-1482/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Сочи                                                                                                                         22 июля 2014г.

 Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

 председательствующего судьи Крижановской О. А.

 при секретаре судебного заседания Квачевой Т.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демерчяна Р.Л. об оспаривании решения Филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК,

 У С Т А Н О В И Л:

     Демерчян Р.Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения об отказе в снятии приостановления кадастрового учета земельного участка, просит признать недействительным решение ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в г. Краснодаре от 2 апреля 2014 г. № в отношении земельного участка под ИЖС, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, с кадастровым номером №, а также обязать ФГБУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет указанного земельного участка.

     Требования мотивированны тем, что: Демерчян Р.Л. является собственником земельного участка под ИЖС, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>. Земельный участок был выделен на основании Постановления администрации Барановского сельского совета Хостинского района г. Сочи от 04.06.1993 г., за №. Впоследствии им было получено Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.05.2011 г., №

 Так как ранее межевание земельного участка не проводилось – в 2014 году он обратился в землеустроительную организацию для формирования межевого дела с целью определения на местности границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № и постановки его на государственный кадастровый учет.

 После подготовки межевого плана Демерчян Р.Л. обратился с заявлением о государственном учете изменений земельного участка в филиал ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в г. Краснодаре. На основании рассмотрения и проверки заявления о государственном кадастровом учете недвижимости и представленных документов было принято решение о приостановлении кадастрового учета от 21.01.2014 года. Решением от 2 апреля 2014 г. № в государственной регистрации изменений и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет ему было отказано, основанием отказа явился тот факт, что в качестве документа, подтверждающего местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № была использована схема границ земельного участка, согласованная архитектором Хостинского района г. Сочи, однако на представленной схеме отсутствуют реквизиты постановления, в соответствии с которым данная схема была утверждена.

 Заявитель считает, что оспариваемое решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета нарушает его права как собственника земельного участка, при этом, при вынесении оспариваемого решения орган кадастрового учета не принял во внимание тот факт, что схема границ земельного участка изготовлена на основании плана градостроительного регулирования М 1:500 планшет 126-А-2 и 126-А-6 на котором отображены фактические границы спорного земельного участка.

 Таким образом, факт существования на местности 15 и более лет уточняемых границ земельного участка с кадастровым номером № подтверждается планово-картографическим материалом, хранящемся в Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи, а также приложенным к межевому плану техническим паспортом на домовладение по <адрес> в г. Сочи от 26.06.1995 г..

 Представитель ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в г. Краснодаре в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

 Представитель Администрации г. Сочи в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом

 Представитель ФГУ Земельная кадастровая палата по КК Сочинский отдел в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представлен отзыв, согласно которому оспариваемое решение об отказе осуществления учета изменений объекта недвижимости принято органом кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством. В обосновании доводов указано, что при рассмотрении документов представленных совместно с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 21.01.2014 года № было выявлено, что в качестве документа подтверждающего местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, была использована схема границ земельного участка, согласованная с архитектором Хостинского района города Сочи, однако на представленной схеме отсутствуют реквизиты постановления ( дата и номер) в соответствии с которыми данная схема была утверждена. Кроме того, при нанесении границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № на кадастровую карту по координатам содержащемся в Межевом плане, границы уточняемого участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером     №. Так же в обосновании законности принятого решения указано, что в документах представленных совместно с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости от 21.01.2014 года была представлена доверенность срок действия которой истек на момент подачи заявления, а так же на момент согласования границ земельного участка. В связи с изложенными доводами просят отказать в удовлетворении заявления.

 С учетом положений ч.2 ст.257 ГПК РФ о том, что неявка в судебное заседание представителей органа, чьи действия оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

 В судебном заседании заявитель Демерчян Р.Л., действуя лично и через своего представителя по доверенности – Зубкова К.В., заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд об их удовлетворении.

 В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования, просит суд обязать ФГБУ Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в г. Краснодаре осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельный участок под ИЖС общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>.

 Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

 Так, в силу ст.254 ГПК РФ гражданин … вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что    нарушены его права и свободы.

 Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод…

 Как установлено судом и следует из материалов дела:

 Демерчян Р.Л. является собственником земельного участка под ИЖС, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>. Земельный участок был выделен на основании Постановления администрации Барановского сельского совета Хостинского района г. Сочи от 04.06.1993 г., №. Впоследствии им было получено Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.05.2011 г., №.

 Так как ранее межевание земельного участка не проводилось – в 2014 году он обратился в землеустроительную организацию для формирования межевого дела с целью определения на местности границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 23:49:0306002:317 и постановки его на государственный кадастровый учет.

 После подготовки межевого плана он обратился с заявлением о государственном учете изменений земельного участка в филиал ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в г. Краснодаре. Решением от 2 апреля 2014 г. № в государственной регистрации изменений и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет ему было отказано, основанием отказа явился тот факт, что в качестве документа, подтверждающего местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № была использована схема границ земельного участка, согласованная архитектором Хостинского района г. Сочи, однако на представленной схеме отсутствуют реквизиты постановления, в соответствии с которым данная схема была утверждена.

 Оспариваемое решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета нарушает его права как собственника земельного участка, при этом, при вынесении оспариваемого решения орган кадастрового учета не принял во внимание тот факт, что схема границ земельного участка изготовлена на основании плана градостроительного регулирования М 1:500 планшет 126-А-2 и 126-А-6 на котором отображены фактические границы спорного земельного участка.

 Таким образом, факт существования на местности 15 и более лет уточняемых границ земельного участка с кадастровым номером № подтверждается планово-картографическим материалом, хранящемся в Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи, а также приложенным к межевому плану техническим паспортом на домовладение по <адрес> в г. Сочи от 26.06.1995 г..

 Факт отличия конфигурации спорного земельного участка по факту от конфигурации земельного участка, представленной в техническом паспорте также не может являться основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений по следующим основаниям:

 Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

 Из пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

 Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

 Заявителем в орган государственного кадастрового учета к заявлению были приложены все документы, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

 Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

 Согласно части 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

 Согласно Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, в строке 4 таблицы реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" межевого плана указывается площадь земельного участка, вычисленная по результатам проведения кадастровых работ ("фактическая площадь"), а не площадь, указанная в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.

 Указанными выше требованиями предусмотрено оформление межевых планов с учетом утвержденных органами местного самоуправления схем и включение копий таких документов в приложение межевого плана.

 При этом необходимо учитывать, что схема подготавливается до выполнения соответствующих кадастровых работ, в связи с чем, возможны расхождения в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка, содержащихся в схеме и межевом плане (например - часть 16 статьи 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прямо указывает на случаи невозможности установления на местности границ земельного участка в точном соответствии с проектом межевания).

 Доводы отзыва, представленные ФГУ Земельная кадастровая палата по КК Сочинский отдел, в части того, что при нанесении границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № на кадастровую карту по координатам содержащемся в Межевом плане, границы уточняемого участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером     №, не могут быть приняты судом, поскольку согласно решения Хостинского районного суда г.Сочи от 26.06.2012 года, с учетом разъяснений данного решения изложенных в Определении Хостинского районного суда от 08.11.2012 года на Сочинский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю была возложена обязанность исправить кадастровую ошибку путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости аннулировав сведения о прохождении границ земельного участка с кадастровым номером № по границам земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, Сочинский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» указанным решением суда обязан осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Демерчяну Р.Л. на праве собственности. Вышеуказанные судебные решения вступили в законную силу, однако до настоящего времени не исполнены.

 Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 Наличие в представленных документах доверенности, выданной заявителем, срок действия которой истек, само по себе не является основанием к принятию решения об отказе в требованиях предъявленных заявителем. Как пояснил в судебном заседании Демерчьян Р.Л., он лично обращался с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, представив все необходимые документы. Доказательств обратного суду не предоставлено.

 В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 С учетом установленных судом обстоятельств, решение ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в г. Краснодаре от 2 апреля 2014 г. № в отношении земельного участка под ИЖС, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, №, с кадастровым номером № об отказе в снятии приостановления кадастрового учета не отвечает требованиям закона.

 В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

 В силу указанного требования закона и с учетом уточненных заявителем в ходе судебного заседания требований, суд обязывает отдел кадастрового учета филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в г. Краснодаре осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельный участок под ИЖС общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление Демерчяна Р.Л. об оспаривании решения Филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК удовлетворить.

 Признать действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю по принятию Решения от 02.04.2014 г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: г. Сочи, <адрес> незаконными, обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю в г. Краснодаре осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельный участок под ИЖС общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>.

 Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Судья                                                                                               О.А.Крижановская

 На момент опубликования не вступило в законную силу.

 СОГЛАСОВАНО

 Судья                                                 Крижановская О.А.