ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1483/2016 от 05.02.2016 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-1483-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск «05» февраля 2016 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Кычкиной Н.А., при секретаре Ребровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Арбатской М.П об оспаривании решения Окружной администрации города Якутска,

у с т а н о в и л:

Арбатская М.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Окружной администрации г. Якутска от ____ 2015 года, которым отказано в перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: ____. В обоснование иска указывает, что ____ 2015 года обратилась в ДИЗО Окружной администрации города Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка. Ответчик необоснованно отказал в перераспределении земельного участка. Просит признать отказ незаконным, возложить на Окружную администрацию г. Якутска обязанность по заключению соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: ____ с кадастровым номером

Представитель истца Самсонова Е.Н. в судебном заседании требования своего доверителя, изложенные в исковом заявлении, поддержала и просила удовлетворить их полностью.

Представитель Окружной администрации по доверенности Татаринова М.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск, просила в его удовлетворении отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под ___, общей площадью ___ кв.м., расположенного по адресу ____, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ____2015 г.

____ 2015 г. истец обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.

Письмом от ____ 2015 года Окружная администрация г. Якутска сообщила об отсутствии правовых оснований для принятия положительного решения о перераспределении земельного участка с учетом отсутствия согласования границ земельного участка со стороны Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска. Согласование запрашиваемых границ земельного участка не представляется возможным по причинам: на данный земельный участок проект межевания и планировки территории отсутствуют; отсутствует проект организации и застройки территории.

Согласно п.1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п.3 ст. 39.28 Земельного Кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

27.02.2015 г. в целях реализации ФЗ от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановления Окружной администрации города Якутска от 15 декабря 2011 года № 221п «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг», постановления Окружной администрации г. Якутска от 26 сентября 2013 года № 227п «Об утверждении перечня услуг, предоставляемых Окружной администрацией города Якутска и ее структурными подразделениями» и обеспечения своевременного исполнения муниципальных функций по предоставлению муниципальных услуг утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности».

В соответствии с п.3.19 Административного регламента предоставления Окружной администрацией г. Якутска муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 № 53п специалист учреждения, ответственный за предоставление муниципальной услуги, в соответствии с должностной инструкцией направляет в Департамент градостроительной политики Администрации комплект документов на испрашиваемый земельный участок для предоставления информации о возможности принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласия на заключение соглашения о перераспределении в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, либо информацию об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с п.3.20 Регламента Департамент градостроительной политики Администрации с момента получения комплекта документов определяет вид разрешенного использования, исходя из состава основных видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных в той зоне, где расположен испрашиваемый земельный участок в соответствии с правилами землепользования и застройки соответствующего населенного пункта, параметры, конфигурацию, предельный размер земельного участка, соответствие и наличие представленных документов проекту планировки территории, проекту межевания территории, утвержденных в установленном законом порядке, и выдает по акту приема-передачи:

- согласованные границы образуемого земельного участка на проекте схемы расположения земельного участка либо отказ в согласовании границ земельного участка на проекте схемы расположения земельного участка с указанием всех причин отказа в согласовании границ образуемого земельного участка заявителем;

- информацию о возможном согласовании о перераспределении в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо отказ в согласовании границ земельного участка на проекте межевания территории, утвержденного в установленном законом порядке, с указанием всех причин отказа в согласовании границ запрашиваемого земельного участка заявителем.

Согласно ответа Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска от ____2015 г. на имя руководителя МКУ «Агентство земельных отношений» по согласованию границ земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером по обращению Арбатской М.П. согласование границ образуемого земельного участка не представляется возможным в связи с отсутствием проекта организации и застройки территории: проект межевания территории данного квартала не разработан и не утвержден. Из сведений Информационной системы градостроительной деятельности от ____.2015 следует, по намерению заявителя по функциональному использованию объекта: ___ территориальная зона: ___ (зона застройки одно-двухквартирными жилыми домами с приквартирными участками на территории г. Якутска – соответствует; ограничение по линии градостроительного регулирования (красные линии) – соответствует; решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято; проект планировки территории и проект межевания территории отсутствует.

Согласно п.13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пп.4 п.7 ст. 39.27 ЗК РФ соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

Согласно пп.4 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

В данном случае в соответствии с п.3.20 Административного регламента ДГП должен был выдать по акту приема-передачи: согласованные границы образуемого земельного участка на проекте схемы расположения земельного участка либо отказ в согласовании границ земельного участка на проекте схемы расположения земельного участка с указанием всех причин отказа в согласовании границ образуемого земельного участка заявителем;

- информацию о возможном согласовании о перераспределении в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо отказ в согласовании границ земельного участка на проекте межевания территории, утвержденного в установленном законом порядке, с указанием всех причин отказа в согласовании границ запрашиваемого земельного участка заявителем.

Согласно п. 3.21. Специалист Учреждения с момента получения информации ДГП Администрации осуществляет проверку полного комплекта документов на наличие или отсутствие оснований для принятия соответствующего решения, указанных в подпункте 2.17.1 настоящего Административного регламента.

Таким образом, органом, уполномоченным на принятие решения по подготовке документации для заключения соглашения о распределении земельного участка, по подготовке документации по межеванию и планировки территории, в границах которой расположен вышеуказанный земельный участок в ГО «город Якутск» в соответствии со ст. 45 ГрК РФ является Окружная администрация г. Якутска.

В соответствии с п. 2.17.1 Административного регламента решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) в случае, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1.2.1 настоящего Административного регламента;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, пункт 2.17.1 Административного регламента не содержит такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, как отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории, в границах которой расположен принадлежащий заявителю земельный участок.
Суд считает несостоятельными доводы ответчика, что у истца отсутствовала утвержденная схема расположения земельного участка и ему необходимо утвердить схему расположения земельного участка, затем повторно обратиться в Окружную администрацию г. Якутска.

В данном случае, ответчиком не оспаривается, что при подаче заявления о перераспределении земельного участка Арбатской М.П. в числе необходимых документов в соответствии с Административным регламентом была приложена схема земельного участка. Утверждение предоставленной заявителем схемы земельного участка производится в рамках указанной муниципальной услуги.

В соответствии с п.3.1 Административного регламента в рамках предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности" осуществляются следующие административные процедуры:

1) рассмотрение заявления о перераспределении земельных участков;

2) направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и организации для получения документов и информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги;

3) экспертиза представленных документов;

4) принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо направление заявителю согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

5) рассмотрение заявления о заключении соглашения;

6) направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и организации для получения документов и информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги;

7) экспертиза представленных документов;

8) подготовка, подписание и вручение (выдача) соглашения о перераспределении.

Согласно Градостроительному кодексу РФ проект межевания и планировки территории и проект организации и застройки территории являются документацией по планировке территории. Согласно ст. 45 ГрК органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка проекта межевания и планировки территории и проекта организации и застройки территории зависит от воли публичного органа и общество не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения Окружной администрации г. Якутска.

Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", орган местного самоуправления, предоставляющий государственные и муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания услуги, за которой обратился заявитель.

Положения указанного Закона о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренные в качестве обязательных специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от их обладателя.

В силу п. 1 ст. 5 Закона N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Таким образом, Окружной администрация г. Якутска при рассмотрении заявления Арбатской М.П. о перераспределении земельного участка, в целях обеспечения надлежащего предоставления заявителю услуги следовало принять решение в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги, в соответствии с административным регламентом.

При таких обстоятельствах, заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Арбатской М.П об оспаривании решения Окружной администрации г. Якутска удовлетворить.

Отменить решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ____ 2015 года

Обязать Окружную администрацию г. Якутска принять решение по заявлению Арбатской Марины Павловны о перераспределении земельного участка в соответствии и в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 № 53п.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Кычкина