ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1483/2021 от 04.10.2021 Жигулевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2021 г. г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Н.Ю.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г. Жигулевск Алимчевой В.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – администрации городского округа Жигулевск – Кутявиной И.Е., действующей на основании доверенности -Д от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Гасановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1483/2021 по иску исполняющего обязанности прокурора г. Жигулевска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Жигулевск<адрес> о возложении обязанности по организации места сбора твердых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора г. Жигулевск, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Жигулевский городской суд <адрес> с указанным выше иском к администрации городского округа Жигулевск<адрес>, требуя обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать на территории мкр. Александровское поле г. Жигулевска места сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города на основании поступившего обращения К.В.В. проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Жигулевск требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, в части оборудования мест, предназначенных для размещения контейнеров под накопление ТКО (площадок накопления ТКО) на территории мкр. Александровское поле, по результатам которой выявлены упущения, выразившиеся в следующем.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно утвержденного администрацией г.о. Жигулевск реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г.о. Жигулевск Самарской области, в мкр. Александровское поле в настоящее время действуют (значатся) 51 место (площадка) для накопления ТКО, балансодержателем которых является администрация г.о. Жигулевск.

Однако, администрацией г.о. Жигулевск в границах мкр. Александровское Поле допущено создание, размещение и включение в реестр 51 места (площадки) для накопления ТКО, которые не оборудованы твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Изложенное влечет за собой угрозу распространения отходов производства и потребления, складируемых в местах расположения вышеуказанных контейнерных площадок, за пределы мест накопления ТКО, попадание вредных и загрязняющих веществ, из числа отходов производства и потребления, в почву.

По выявленным нарушениям главе г.о. Жигулевск внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления за исх. ж-2021 /Прдп-2-21, которое было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ.

По фактам, изложенным в представлении, в отношении главного инженера отдела ЖКХ и благоустройства администрации г.о. ЖигулевскП.А.А. проведена проверка, по результатам которой в соответствии со ст. 192 ТК РФ за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в указанных нарушениях, вынесено распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания.

Проведенным выездным осмотром ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя администрации г.о. Жигулевск установлено, что нарушения, указанные в представлении прокуратуры города до настоящего времени не устранены.

Указанные нарушения закона являются недопустимыми, поскольку влекут за собой нарушение прав и законных интересов жителей г.о. Жигулевск на благоприятную окружающую среду, наносят ущерб экологии.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Жигулевск А.В.И., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, сослалась на доводы, изложенные в обоснование иска, просила их удовлетворить в полном объеме. Дополнила, что проводились проверки, в ходе которых были выявлены указанные в исковом заявлении нарушения, которые до настоящего времени не устранены.

Представитель ответчика администрации городского округа Жигулевск – Кутявина И.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что контейнера для сбора ТКО в мкр. Александровское Поле установлены временно по многочисленным обращениям жителей данного микрорайона, поступившим в адрес руководителя по работе с населением мкр. Александровское Поле, а также в адрес перевозчика ООО ТП «Шмель». Евроконтейнера для сбора ТКО пластиковые, с крышкой, установлены временно и мобильны, для последующего определения и создания мест (площадок) накопления ТКО, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Обустроить все места сбора и накопления ТКО не представляется возможным в связи с плотной застройкой микрорайона. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Администрация городского округа Жигулевск определила 4 места сбора ТКО, соответствующие санитарным нормам для дальнейшего капитального строительства контейнерных площадок. Также, администрацией городского округа Жигулевск направлена заявка в МКУ «ЖигулевскСтройЗаказчик» для составления расчетно-сметной документации, но в настоящее время бюджет городского округа Жигулевск сформирован до конца 2021 года и свободные средства отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете.

На данный момент сложилась сложная экономическая ситуация, в связи с невыполнением доходной части бюджета. Анализ исполнения бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ показал, что годовой план исполнен на 65%. Также, из-за не достижения по итогам 7 месяцев 2021 года прогнозных значений по отдельным социально-экономическим показателям, оцениваемых при предоставлении из областного бюджета дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, поступления по дотациям снизились на 7,1%, таким образом в бюджет городского округа Жигулевск в совокупности недополучено 11043,7 тыс. рублей.

Кроме того, исполнение полномочий городского округа, определенных Федеральным Законом от 06.10.2003г. № 131-Ф3 требует всё больших средств в связи с необходимостью исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, ростом цен на ГСМ, прочие товары и услуги, а также повышением МРОТ.

Бюджет сформирован с дефицитом в размере 89,3 млн. рублей, одним из источников финансирования которого являются муниципальные заимствования, однако это приводит к возникновению дополнительных обязательств по обслуживанию муниципального долга, что ещё больше ухудшает финансовое положение городского округа и затрудняет исполнение действующих расходных обязательств.

При выделении денежных средств из регионального бюджета на данные мероприятия, администрацией городского округа Жигулевск будут осуществлены работы по обустройству контейнерных площадок на территории городского округа Жигулевск, в том числе в мкр. Александровское Поле.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 56-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.ст. 22, 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Согласно статье 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов является компетенцией органов местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В статье 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 определено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды (п. 3 Правил).

В соответствии с пунктами 4-7 Порядка накопления ТКО, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471, требования к установке (размещению) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе количеству, объему, материалу контейнеров и бункеров, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также иными нормативными правовыми актами.

Создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.

Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются органами местного самоуправления.

Места (площадки) накопления ТКО должны регулярно подвергаться санитарной уборке лицами, ответственными за их содержание.

Решением Думы городского округа Жигулевск от 31.08.2017 № 259 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Жигулевск Самарской области.

На основании статьи 23 Правил благоустройства контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, и таким образом, чтобы на ней не скапливались поверхностные воды.

Контейнерная площадка должна регулярно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и подвергаться уборке (санитарной обработке).

Контейнерная площадка должна иметь свободный подъездной путь для мусоровозов и другого вида автотранспорта.

Таким образом, полномочия по ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО, созданию и первоначальному обустройству мест (площадок) под размещение контейнеров для сбора и накопления ТКО, вне зависимости от того, на кого впоследствии будет возложено бремя содержания такого места (площадки) накопления ТКО, возложены на органы местного самоуправления, а именно на администрацию городского округа Жигулевск Самарской области.

Согласно утвержденного администрацией г.о. Жигулевск реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г.о. Жигулевск Самарской области, в мкр. Александровское Поле в настоящее время действуют (значатся) 51 место (площадка) для накопления ТКО, балансодержателем которых является администрация г.о. Жигулевск.

Судом установлено, а так же подтверждается письменными доказательствами по делу, что прокуратурой г. Жигулевск в 2021 году была проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации г.о. Жигулевск требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, в части оборудования мест, предназначенных для размещения контейнеров под накопление ТКО (площадок накопления ТКО) на территории мкр. Александровское Поле, в ходе которой выявлены факты нарушений.

10.03.2021 прокуратурой г. Жигулевска Самарской области было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления.

Согласно ответа первого заместителя главы городского округа Жигулевск № 3217 П от 16.04.2021 на указанное выше представление, контейнера для сбора ТКО в мкр. Александровское Поле установлены временно по многочисленным обращениям жителей данного микрорайона, поступившим в адрес руководителя по работе с населением мкр. Александровское Поле, а также в адрес перевозчика ООО ТП «Шмель». Евроконтейнера для сбора ТКО пластиковые, с крышкой, установлены временно и мобильны, для последующего определения и создания мест (площадок) накопления ТКО, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Адреса мест расположения контейнеров для сбора ТКО в мкр. Александровское Поле внесены в реестр по обустройству контейнерных площадок на территории г.о. Жигулевск на 2021-2022 годы. При выделении денежных средств из регионального бюджета на данные мероприятия, администрацией г.о. Жигулевск будут осуществлены по обустройству контейнерных площадок.

Распоряжением главы г.о. Жигулевска от 16.04.2021 № 51/к «О наложении дисциплинарного взыскания» на основании представления прокуратуры г. Жигулевска от 10.03.2021 на главного инженера отдела ЖКХ и благоустройства администрации г.о. Жигулевск П.А.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Пунктом 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 определено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

05.08.2021 с целью осуществления контроля за исполнением требований, указанных в представлении прокуратуры города за № 150ж-2021/Предп-2-21 был осуществлен выезд помощника прокурора г. Жигулевска Д.Д,П. и представителя администрации городского округа Жигулевск главного специалиста отдела ЖКХ и благоустройства М.Ю.Н. в мкр. Александровское Поле г. Жигулёвска.

Согласно акту выездного осмотра от 05.08.2021 (дата составления акта 11.08.2021), выявлены следующие нарушения:

- осмотренные контейнерные места не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждений, обеспечивающих предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.

По результатам осмотра фактов несанкционированного размещения отходов на территории мкр. Александровское поле, в том числе вблизи и на контейнерах площадках не установлено.

Нарушений предоставления услуг по сбору и транспортированию ТКО со стороны ООО ТП «Шмель» не выявлено.

Таким образом, по результатам проведенного осмотра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории мкр. Александровское поле г. Жигулевска установлено, что требование об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, указанное в представлении прокуратуры города за исх. № 150ж-2021 /Прдп-2-21 до настоящего времени не исполнено.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, при разрешении иска установлено, что в силу указанных выше нормативных положений действующего законодательства на администрации городского округа Жигулевск Самарской области лежит правовая обязанность обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в связи с чем суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, запрашиваемый истцом месячный срок для устранения выявленных нарушений суд считает недостаточным для их устранения, в связи с чем считает возможным в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставить шестимесячный срок для их устранения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора города Жигулевск удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Жигулевск в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать на территории мкр. Александровское Поле г. Жигулевска места сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области Н.Ю. Семенова

Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2021 г..

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области Н.Ю. Семенова