ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1484/18 от 07.08.2018 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 августа 2018 года г. Воркута

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Шелыгиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1484/2018 по иску Воркутинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Акционерному обществу «Комиавиатранс» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов,

установил:

Воркутинский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на несоблюдение АО «Комиавиатранс» требований законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов. Просит признать незаконным бездействие ответчика и возложить на него обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэропорта Воркута и прилегающей к нему территории в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ № 128 от 31.07.2009 и п. 4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.12, п.4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР № 209 от 26.12.1988.

В судебном заседании процессуальный истец в лице Воркутинского транспортного прокурора Абрамова А.Ю. исковые требования поддержал.

Ответчик АО «Комиавиатранс» в представленном суду письменном отзыве против удовлетворения исковых требований возражало, полагая их необоснованными, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч.4 ст.84 Воздушного кодекса РФ).

Приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

Согласно п.1.2 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации. Орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов (п.8.24 ФАП №128)

Осуществление орнитологического обеспечения полетов регулируется Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), утв. приказом Министерства гражданской авиации СССР № 209 от 26.12.1988.

В соответствии с п.п. 2.4, 2,5 РООП ГА-89 орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах; Орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий. Основными из этих мероприятий являются в том числе: выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах и прилегающей к ним территории; визуальный и радиолокационный контроль за скоплениями и массовыми перелетами птиц на пути движения ВС; отпугивание птиц, скапливающихся на аэродромах, с помощью специальных технических средств. Эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц (п.4.1.1.). Для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия (п.4.1.2). Маршруты для обследования приаэродромной территории прокладываются с таким расчетом, чтобы были осмотрены все участки местности. Каждый участок осматривается в утренние, околополуденные и вечерние часы для выявления суточных изменений орнитологической обстановки (п.4.1.8.) Для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц: зимний (конец ноября- февраль)- характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой; весенний (март- май) - период массовой миграции птиц; раннелетний (середина мая - первая половина июля) - период гнездования до появления летающих птенцов; позднелетний (вторая половина июля- август) - период массового вылета птенцов; осенний (сентябрь- ноябрь)- период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы (п.4.1.12). Примерно 1 раз в 2- 3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее "птицеопасные" участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно (4.1.14).

Проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение установленных требований эколого-орнитологическое обследование на аэродроме Воркута не проводилось.

Бездействие ответчика и непринятие им мер к обеспечению безопасности полетов, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.

Доводы ответчика, указанные в отзыве на иск о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений в сфере авиационной безопасности, о наличии оснований к отказу в иске не свидетельствуют.

Выявленные в деятельности ответчика нарушения до настоящего времени в полнмо объеме не устранены.

При установленных обстоятельствах в соответствии с приведенными правовыми нормами заявленные требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем требование о признании незаконным бездействия Акционерного общества «Комиавиатранс» по сути является основанием иска, а потому не требует указания в резолютивной части решения суда.

Названный истцом срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает разумным и достаточным.

Удовлетворение иска в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика в доход бюджета госпошлины в размере 300 руб. (подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Комиавиатранс»в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэропорта Воркута и прилегающей к нему территории в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п.8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ № 128 от 31.07.2009 и п.4.1.1, п.4.1.2, п.4.1.12, п.4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР № 209 от 26.12.1988.

Взыскать с Акционерного общества «Комиавиатранс» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме-<дата>.

Председательствующий Н.Г. Старовойтова