Дело № 2-1484/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Абрамовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сторожук П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах ФИО1 к администрации г.Тамбова о возложении обязанности по предоставлению места для строительства гаража или стоянки транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г.Тамбова в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г.Тамбова о предоставлении вне очереди вблизи места её жительства места для строительства гаража или стоянки транспортного средства.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района проведена дополнительная проверка по обращению депутата Тамбовской областной Думы в интересах ФИО1 по вопросу непредоставления земельного участка под размещение гаража. Прокуратурой района ранее в деятельности должностных лиц администрации города выявлены нарушения требований действующего законодательства и прав ФИО1 В адрес и.о. главы города Тамбова внесено представление, требования прокурора признаны обоснованными и сделаны организационные выводы. Проверка показала, что ФИО1 использовала земельный участок площадью 24 кв.м. в районе школы *** по *** под металлический гараж с марта 2009 года на основании постановления администрации г.Тамбова от 12.03.2009 № 1756 «О предоставлении в аренду земельного участка инвалиду *** ФИО1 под установку металлического гаража, переносимого со строительной площадки, в районе школы *** по ***». В октябре 2017 года ФИО1 обратилась в комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова по вопросу продления использования указанного земельного участка. В предоставлении земельного участка ФИО1 отказано. Установлено, что ФИО1 является инвалидом ***. Имеет транспортное средство и право на его вождение. Письмом комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова от 09.04.2018г. ФИО1 отказано в выдаче разрешения на использование земель под благоустройство (площадка - закрытая автостоянка) в
районе школы *** по ***. Отказан мотивирован тем, что предназначенный для использования под благоустройство (площадка - закрытая автостоянка) земельный участок расположен в охранной зоне тепловых сетей, принадлежащих ПАО «Квадра» -Тамбовская генерация». В соответствии с п. 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197, в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается, в том числе, возводить временные строения, устраивать стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи. Однако указанное основание для отказа в использовании земель под размещение установленных постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 объектов ни в утвержденном постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2015 № 351 Порядке, ни в Административном регламенте, утвержденном постановлением администрации г.Тамбова от 19.11.2015 № 8545, не содержится. Решения по другим обращениям ФИО1 принималось лишь по вопросу размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, при этом вопрос предоставления земельного участка в собственность или аренду, с целью реализации прав, закрепленных ст. 15 Федерального закона 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не рассматривался, заявителю такая процедура не разъяснялась.
По мнению прокурора, указанные обстоятельства свидетельствовали о нарушении прав заявителя со стороны должностных лиц администрации города Тамбова. По результатам дополнительной проверки по вопросу непредставления земельного участка под размещение гаража установлено, что ФИО1 реализовано право на технической средство передвижения в порядке ст.11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», значит, администрация г.Тамбова обязана предоставить ей вне очереди вне очереди вблизи места жительства место для строительства гаража или стоянки транспортного средства.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца помощник прокурора Ленинского района г.Тамбова Татаринов С.Г. поддержали предъявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Тамбова ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в представленных возражениях на иск (л.д.83-85). Пояснила, что в настоящее время гараж истицы находится на земельном участке, который относится к территориальной зоне размещения объектов транспортной инфраструктуры Т1, в которой размещение гаражей не предусмотрено Правилами землепользования и застройки городского округа-города Тамбов, утв.постановлением администрации Тамбовской области от 28.09.2017г. №943. Кроме того, гараж расположен в охранной зоне тепловых сетей. Считает, что гараж подлежит сносу. Администрация г.Тамбова было подано в Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области обращение о внесении изменений в правила землепользования, но в удовлетворении обращения отказано письмом от 22.10.2019г. По действующим правилам землепользования, гаражи могут находиться в территориальных зонах Ж4.1 и П2. Сотрудниками администрации г.Тамбова в устном порядке предлагалось ФИО1 выехать и согласовать место предоставления участка в границах данных зон (Пролетарская/ФИО3 Набежерная, Куйбышева/ФИО4 в районе ул.Московской, Новосеверная/4Шацкая, в районе мясокомбината, Магистральная/Пахотная), от чего истица отказалась; в письменной форме каких-либо предложений, уведомлений ответчиком истице не направлялось.
Представитель третьего лица комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Анализ данного законоположения во взаимосвязи со статьей 11.1 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 23 октября 2003г. N 132-ФЗ) показал, что "технические и иные средства передвижения инвалидов" - это относящиеся к числу технических и иных средств реабилитации инвалидов средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением, лошадей с упряжью и соответствующими гужевыми транспортными средствами), которые предоставляются инвалидам по месту их жительства соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и иными органами), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 63) в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым с 1 января 2005г. из перечня технических средств реабилитации инвалидов средства для передвижения инвалидов исключены.
Разъясняя практику разрешения судебных споров по применению части шестой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13 сентября 2006г. N 5-Г06-84 указал, что данная норма распространяется лишь на инвалидов, вставших до 1 января 2005г. на учет в органах социальной защиты населения для получения автомобиля, и применяется с учетом требований, установленных статьей 11.1 данного Федерального закона для инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование при установлении медицинских показаний в целях компенсации и устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Согласно п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Постановлением администрации г.Тамбова от 29.04.2014 № 3348 "О категории граждан, для которых допускается размещение гаражей - объектов некапитального строительства на территории городского округа - город Тамбов" предусмотрено, что для инвалидов I и II групп, имеющих транспортное средство и право на его вождение, допускается размещение гаражей - объектов некапитального строительства на территории г.Тамбова.
Согласно п.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом ***. Имеет транспортное средство и право на его вождение. При этом письмом комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова от 09.04.2018 ФИО1 отказано в выдаче разрешения на использование земель под благоустройство (площадка – закрытая автостоянка) в районе школы *** по ***, что подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.08.2018г.
Данным решением суда признан незаконным отказ администрации г.Тамбова от 09.04.2018 в выдаче разрешения на использование земель под благоустройство (площадка – закрытая автостоянка) в районе школы *** по ***. На администрацию г. Тамбова возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос предоставления ФИО1 земельного участка под благоустройство (площадка – закрытая автостоянка) в районе школы *** по ***, и сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение решения суда, 30.11.2018г. администрацией г.Тамбова вынесено постановление №6212 (л.д.10-11), которым повторно отказано ФИО1 в разрешении использования земель под благоустройство (площадка – закрытая автостоянка) в районе школы *** по ***, в связи с тем, что цель использования земель не соответствует видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 28.05.2020г. (л.д.90-92) исковые требования комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова к ФИО1 о возложении обязанности освободить земельный участок примерной площадью 22 кв.м. в районе *** в *** от металлического гаража – оставлены без удовлетворения.
Как указано в данном решении суда, ФИО1 установлен металлический гараж в районе школы *** по *** с разрешения органа местного самоуправления как инвалидом ***. Само по себе ненадлежащее оформление органом местного самоуправления необходимых документов не может свидетельствовать об отсутствии права ответчика пользоваться спорным гаражом при отсутствии нарушения законодательства, действовавшего на момент его установки. Отсутствие механизма предоставления земельных участков не может ограничивать права ФИО1, гарантированные федеральным законодательством. Кроме того, суд полагает, что до реализации права ФИО1, предусмотренного статьей 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исковые требования являются преждевременными.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова, суд исходит из того, что ФИО1 относится к категории лиц, которым в силу ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется место для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм; до настоящего времени льготное право истца как инвалида не реализовано.
Суд отклоняет доводы представителя администрации г.Тамбова об обратном, поскольку они вопреки требованиям ст.12, ч.1 ст.56 ГПК РФ не подтверждены доказательствами.
При таких обстоятельствах, предъявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Администрацию города Тамбова предоставить ФИО1 вне очереди вблизи места её жительства место для строительства гаража или стоянки транспортного средства с учетом градостроительных норм.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.
Судья С.А.Абрамова
Решение суда в окончательной форме составлено 09 декабря 2020 года.
Судья С.А.Абрамова