Центральный районный суд города Твери
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд города Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-1485/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июня 2010 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего - судьи Кадочниковой Е.В.
при секретаре Бойковой Т.В.
с участием представителя прокуратуры по доверенности Тушинка В.К.
в отсутствии представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Фортуна - ХХ1 век» о возложении обязанности по демонтажу незаконно построенных береговых укреплении и освобождении незаконно занятой акватории реки Тьмака
установил:
Прокурор обратился в суд с требованиями к ООО «Фортуна - ХХ1 век» о возложении обязанности по демонтажу незаконно построенных береговых укреплении и освобождении незаконно занятой акватории реки Тьмака, мотивируя их тем, что ответчик, не имея на то разрешения, полученного в установленном Законом порядке, самовольно производит строительные работы по планировке земельного участка в береговой полосе и акватории реки Тьмака для дальнейшего использования территории под летнее кафе. В ходе выполнения указанных работ происходит изменение дна и берегов реки, а именно: осуществляется строительство подпорной стенки с засыпкой пазух грунтом, что подтверждается письмом Росприроднадзора, актом обследования Верхневолжского территориального управления Росрыболовства, расчетом ущерба, причиненного рвбным запасам при проведении строительных работ в водоохраной зоне и акватории реки Тьмака произведенного ФГУ «Центррыбвод» № 05-19/690 от 30.04.2010 г., объяснениями генерального директора ООО «Фортуна - XXI век» ФИО1 от 14.04.2010 г. и рабочего ФИО2 от 14.04.2010 г. Поскольку у ООО отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в Государственном водном реестре, прокурор полагает указанную деятельность незаконной и просит о возложении на ответчика обязанности по демонтажу незаконно построенных береговых укреплении и освобождении незаконно занятой акватории реки Тьмака.
В судебном заседании представитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора полностью поддержал заявленные требования, пояснил, что такая деятельность фактически является самовольным строительством. Связанным с задействованием акватории и берега реки, что нарушает законодательство в области охраны окружающей среды. Просит удовлетворить заявленные требования.
Ответчик - ООО «Фортуна- ХХ1 век» в судебное заседание не обеспечила явку своего представителя, направленное по адресу государственной регистрации ООО извещение возвратилось без получения адресатом. В соответствии со ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Неявку ответчика в отделение связи за получением извещений о рассмотрении настоящего дела суд расценивает как нежелание принять данные судебные извещения, в связи с чем рассмотрение дела производится в отсутствии ответчика с признанием извещения его надлежащим.
Выслушав представителя истца, исследовав и проанализировав представленные суду материалы, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проведения проверки исполнения природоохранного законодательства ООО «Фортуна- ХХ1 век» при проведении строительных работ в акватории р.Тьмака напротив ТЦ «Олимп» Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что с апреля 2010 года ООО производит строительные работы по планировке земельного участка в береговой полосе в акватории р.Тьмака. В ходе выполнения указанных работ происходит изменение дна и берегов реки, а именно: осуществляется строительство подпорной стенки с засыпкой пазух грунтом, что подтверждается письмом Росприроднадзора, актом обследования Верхневолжского территориального управления Росрыболовства, расчетом ущерба, причиненного рыбным запасам при проведении строительных работ в водоохраной зоне и акватории реки Тьмака произведенного ФГУ «Центррыбвод» № 05-19/690 от 30.04.2010 г., объяснениями генерального директора ООО «Фортуна - XXI век» ФИО1 от 14.04.2010 г. и рабочего ФИО2 от 14.04.2010 г.
В соответствии со ст. 9, ч. 7 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для проведения работ связанных с изменением их дна и берегов на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном водном реестре, и начинает действовать с момента его регистрации.
Частью 1 ст. 61. ВК РФ установлено, что проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 50 Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Под строительством понимается деятельность по созданию зданий, строений, сооружений (часть 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с частью 9 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность (в том числе и строительство) должна осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, часть 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что для строительства, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта, если при их проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В нарушение указанных требований ООО «Фортуна-XXI век» производит строительные работы в границах береговой полосы и акватории реки Тьмака (в том числе по укреплению береговой полосы), напротив торгового центра «Олимп» на территории Центрального района г. Твери в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на строительство, а также в отсутствие согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что подтверждается письмом отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления № 561 от 28.04.2010 г., письмом Верхневолжского территориального управления Росрыболовства № 07-24/245 от 19.05.2010 г., объяснением генерального директора ООО «Фортуна - XXI век» ФИО1 от 14.04.2010 г., 15.04.2010 г.
Согласно ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Одной из мер воздействия за нарушение природоохранных требований, предусмотренных ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является, ограничение, приостановление или прекращение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации деятельности.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотрен в статье 78 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», частью 2 названной нормы предусмотрено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В статье 80 Закона сказано, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии ч.2 ст.4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии ст. 8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Из указанной нормы закона следует, что река Тьмака находится в собственности Российской Федерации.
На основании ст. 304 ГПК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, действия ООО «Фортуна - XXI век» по проведению строительных работ направленных на изменение дна и берегов реки Тьмака в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также без разрешения на строительство и согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства причиняют вред водному объекту, нарушают права собственника - Российской Федерации.
Таким образом, прокурор в данном случае правомерно обратился с требованиями к ООО «Фортуна-ХХ1 век» об устранении нарушений действующего законодательства.
Отсутствие каких-либо разрешений на использование при строительстве водного объекта дополнительно подтверждается представленными в судебное заседание объяснениями архитектора Центрального района, а также постановлениями по делам об административных нарушениях по данному факту в отношении ООО и директора ООО «Фортуна-ХХ1 век».
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 12 ГК РФ
На основании ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора (в интересах Российской Федерации) удовлетворить.
В целях пресечения нарушения действующего законодательства и восстановления нарушенного права обязать ООО «Фортуна - ХХ1 век» произвести демонтаж незаконно построенных береговых укреплений, освободив сомовольно занятую часть акватории реки Тьмака напротив ТЦ «Олимп» в городе Твери. Обязать ООО «Фортуна-ХХ1 век» разработать проект работ по восстановлению нарушенной части береговой полосы и акватории реки Тьмака, на основании которого восстановить положение, существовавшее до нарушения права.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента провозглашения в Тверской областной суд подачей жалобы через Центральный районный суд.
Председательствующий: