ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1485/18 от 07.08.2018 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 августа 2018 года г. Воркута

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Шелыгиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1485/2018 по иску Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Комиавиатранс» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов,

установил:

Воркутинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на нарушение АО «Комиавиатранс» требований законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов, обратился в суд с вышеуказанным иском. Просит признать незаконным бездействие ответчика и возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить аэропорт Воркута средствами борьбы с птицами в соответствии с табелем оснащения аэропортов гражданской авиации приложения №5 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР № 209 от 26.12.1988.

В судебном заседании процессуальный истец в лице Воркутинского транспортного прокурора Абрамова А.Ю. исковые требования поддержал.

Ответчик АО «Комиавиатранс» в представленном суду письменном отзыве против удовлетворения исковых требований возражал, полагая их необоснованными, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч.4 ст.84 Воздушного кодекса РФ).

Приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

Согласно п.1.2 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации. Орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов (п.8.24 ФАП №128)

Осуществление орнитологического обеспечения полетов регулируется Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 №209.

В соответствии с п.п. 2.4, 2,5 РООП ГА-89 орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах; Орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий. Основными из этих мероприятий являются в том числе: выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах и прилегающей к ним территории; визуальный и радиолокационный контроль за скоплениями и массовыми перелетами птиц на пути движения ВС; отпугивание птиц, скапливающихся на аэродромах, с помощью специальных технических средств. Отпугивание птиц от аэродромов может производиться с помощью большого числа различных средств: биоакустических установок, ружей, ракетниц, газовых пушек, трещоток, зеркальных шаров, сетей, тушек мертвых птиц и т.д. (п.4.7.1.1.). Выбор и применение наиболее целесообразных средств отпугивания птиц осуществляются на каждом аэродроме исходя из местных особенностей орнитологической обстановки. При этом учитывается следующее: непрерывное или слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность ввиду привыкания к нему птиц (п.4.7.1.3.).

Приложением №5 к РООП ГА-89 утвержден Типовой табель оснащения аэропортов ГА средствами борьбы с птицами (с изменениями и дополнениями) которым предусмотрено обязательное оснащение аэропортов в том числе: биоакустическая установка «Беркут»; пистолет-ракетница; сигнальные патроны типа СПБО и СПЖО; проволока с флажками из фольги; капроновые сети.

Проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что аэропорт Воркута не оснащен биоакустическими установками; пистолетом-ракетницей; сигнальными патронами; проволокой с флажками из фольги; капроновыми сетями, что не позволяет надлежащим образом производить орнитологические мероприятия по отпугиванию птиц от аэродрома.

Бездействие ответчика и непринятие им мер к обеспечению безопасности полетов, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.

Доводы ответчика, указанные в отзыве на иск о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений в сфере авиационной безопасности о наличии оснований к отказу в иске не свидетельствуют.

Выявленные в деятельности ответчика нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены. При установленных обстоятельствах в соответствии с приведенными правовыми нормами заявленные требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем требование о признании незаконным бездействия Акционерного общества «Комиавиатранс» по сути является основанием иска, а потому не требует указания в резолютивной части решения суда.

Названный истцом срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает разумным и достаточным.

Удовлетворение иска в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика в доход бюджета госпошлины в размере 300 руб. (подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Комиавиатранс» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить аэропорт Воркута средствами борьбы с птицами в соответствии с табелем оснащения аэропортов гражданской авиации приложения №5 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР № 209 от 26.12.1988.

Взыскать с Акционерного общества «Комиавиатранс» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме-<дата>.

Председательствующий Н.Г. Старовойтова