РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Зусиковой Н.А.
при секретаре Хейгетьяне М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. об оспаривании решения Департамента Архитектуры и градостроительства города Ростова -на-Дону,
Установил :
Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что он является собственником помещений – квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. На собрании ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений указанного многоквартирного дома было принято решение о регистрации общей долевой собственности на общее имущество и земельный участок, на котором расположен дом, а также об обращении в соответствующий органом местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка в новых границах. Реализовать указанное решение собственников помещений было поручено именно ему. Из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ростовской области следовало, что земельный участок по <адрес> является учтенным с ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости, ему присвоен кадастровый номер 61:44:0040602:7 и обременен правами третьих лиц (общая долевая собственность). Согласно плану земельного участка в кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ№ площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> составляет 910+/-11 кв.м., то есть ограничена размерами только строений многоквартирного жилого дома, и не учтена придомовая территория, необходимая для эксплуатации жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону с заявлением, и просил устранить нарушения прав собственников помещений путем изменения границ и формирования земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по <адрес> в соответствии с нормами действующего законодательства. Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № отказал в изменении границ земельного участка. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку в нарушение Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» № от ДД.ММ.ГГГГ у многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> фактически отсутствует придомовая территория для прохода к жилому дому, расположения детской игровой площадки, размещения зеленых насаждений, временного хранения личного автотранспорта. Фактически ответчик, сформировав земельный участок по обрезу фундамента многоквартирного жилого дома по <адрес>, лишил собственников права на земельный участок площадью 581 кв.м придомовой территории, необходимой для эксплуатации жилого дома, и который длительное время находится в фактическом пользовании у собственников помещений указанного дома. На основании изложенного заявитель просит суд признать незаконным изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в изменении границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, кадастровый номер №, сформированного по обрезу фундамента здания; установить новые границы земельного участка, необходимого для эксплуатации указанного многоквартирного жилого дома, площадью 1491 кв.м. согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленной ЗАО «Городское агентство по оценке земли и недвижимости «Ареал»; обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону согласовать и утвердить земельный участок площадью 1491 кв.м по <адрес> в г.Ростове-на-Дону в новых границах, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала № от ДД.ММ.ГГГГ
г., изготовленной ЗАО «Городское агентство по оценке земли и недвижимости «Ареал», а так же обратиться в установленном законом порядке в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости на территории г.Ростова-на-Дону, с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке по <адрес><адрес>.
Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 162).
Представитель заявителя – М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила удовлетворить заявление, суду пояснила, что заявитель является собственником помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. В целях оформления в соответствии с действующим законодательством общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме собственниками помещений на общем собрании было принято решение о регистрации в регистрирующем органе общей долевой собственности на общее имущество, в том числе и на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. А так же было принято решение об обращении в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка в новых границах. В собрании приняли участие собственники квартир в указанном многоквартирном доме, результаты оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому из всех собственников помещений, обладающих площадью 829,8 кв.м. помещений в голосовании приняли участие собственники, обладающие 763,4 кв.м помещений, что составило 92 %; за принятие решения по вопросу о формировании земельного участка в новых границах проголосовали все участники собрания единогласно (92%). Реализовать принятое решение собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> было поручено Н. В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ информация о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу <адрес> отсутствует. Из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной ФГУ «ЗКП» по Ростовской области следовало, что земельный участок по <адрес> является учтенным с ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости, ему присвоен кадастровый номер № и обременен правами третьих лиц (общая долевая собственность). При этом необходимо отметить, что в ответе, который был дан другому собственнику помещений в данном доме П. указывается, что земельный участок по <адрес>, сформирован в 2007 году (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ№). Участок был сформирован органом местного самоуправления самостоятельно, без обращения собственников помещений многоквартирного дома. Согласно плану земельного участка в кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ№ площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> составляет 910+/-11 кв.м., то есть ограничена размерами только строений многоквартирного жилого дома. Фактически земельный участок был сформирован органом местного самоуправления по обрезу фундамента жилого дома, а в некоторых местах граница была установлена прямо по жилому дому без учета необходимости придомовой территории для эксплуатации жилого дома. Заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился в МКУ ДАиГ г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором указал, что земельный участок КН № под многоквартирным домом сформирован без учета норм земельного и градостроительного законодательства, жилой дом лишился придомовой территории, которой фактически пользовался и пользуется более 30 лет, и просил устранить нарушения прав собственников помещений путем изменения границ и формирования земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по <адрес> в соответствии с нормами действующего законодательства. Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № отказался устранить возникшие по его вине нарушение действующих норм. Отказ Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права собственников помещений многоквартирного жилого дома по <адрес>. В соответствии с Методическими указаниями по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» № от ДД.ММ.ГГГГ, для эксплуатации многоквартирного жилого дома должен быть отвод земельного участка для расположения на нем проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям, открытых площадок для временного хранения автомобилей, придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей, хозяйственных площадок, физкультурных площадок, резервных территорий. При установлении границ земельного участка КН 61:44:0040602:7 вышеуказанные нормативные акты были нарушены. Фактически у многоквартирного дома по <адрес> отсутствует придомовая территория для прохода к жилому дому, для расположения детской игровой площадки, для размещения зеленых насаждений, временного хранения личного автотранспорта. Согласно п.3 Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума». Аналогичные положения содержатся и в Методических указаниях по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденных Министерством РФ по земельной политике, строительству и ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с техническим паспортом на многоквартирный жилой дом по <адрес>, изготовленным Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, указанный многоквартирный дом состоит из четырех литеров: Д, Б, Г, В и общая площадь жилых помещений составляет 829,8 кв.м. В соответствии с Приложением А Методических указаний удельный показатель земельной доли, приходящийся на 1 кв. м. общей площади жилых помещений для зданий разной этажности с учетом года постройки (также учитывается при выборе удельного показателя) данного многоквартирного дома- 1917 г., равен 2,84. Таким образом, площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации многоквартирного жилого дома по <адрес> в соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством, действовавшем на момент формирования земельного участка и установления его границ и действующим по настоящее время составляет - 2 356,63 кв.м. В соответствии с п. 2.13 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами, утвержденными приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров за счет смежных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка многоквартирного дома устанавливаются по фактически существующим границам. Действительно, предоставить земельный участок площадью 2 356,63 кв.м. не представляется возможным, поскольку со всех сторон расположены земельные участки, находящиеся либо в общем пользовании (улицы), либо у других землепользователей. Однако площадь земельного участка, которая используется по фактически существующим границам собственниками помещений многоквартирного жилого дома, составляет 1491 кв.м. И земельный участок указанной площади может быть сформирован без ущемления прав и законных интересов иных лиц. Однако это при формировании земельного участка КН № учтено не было. Заявителем изменение границ земельного участка испрашивалось за счет территории, не учтенной и не сформированной, при этом фактически используемой собственниками помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> длительное время. На всем протяжении эксплуатации данного многоквартирного дома придомовая территория не изменялась и составляла 1491 кв.м. Это подтверждается инвентарным планом всего многоквартирного жилого дома в техническом паспорте на многоквартирный дом. Из данного инвентарного плана, а так же из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленного ЗАО «Городское Агентство по оценке земли и недвижимости «АРЕАЛ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что единственным проходом к жилому дому является проход через территорию, которая фактически является придомовой, но не включена в границы земельного участка КН № Заявителем была заказана схема расположения земельного участка ЗАО «Городское Агентство по оценке земли и недвижимости «АРЕАЛ», в соответствии с которой площадь земельного участка, фактически используемая для эксплуатации многоквартирного жилого дома по <адрес>, составляет 1491 кв.м. Так, согласно схеме расположения земельного участка со стороны точек 11-15 - граница смежных землепользователей (земельный участок по <адрес>, поставлен на кадастровый учет КН №) и с этой стороны доступа к жилому дому по <адрес> нет. Отсутствует проход и доступ к жилому дому со стороны точек 16-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10: с данной стороны расположены строения по <адрес> и п<адрес>. Единственным доступом к землям общего пользования, т.е. к улице, которую никто не имеет права приватизировать или любым иным способом ограничить пользование неограниченного круга лиц, через которые возможен проход к жилому дому по <адрес> является проход со стороны точек 15-16. Фактически орган местного самоуправления, сформировав земельный участок по обрезу фундамента многоквартирного жилого дома по <адрес>, лишил собственников права на земельный участок площадью 581 кв.м. придомовой территории, необходимой для эксплуатации жилого дома, и который длительное время находится в фактическом пользовании у собственников помещений указанного дома. Данный участок площадью 581 кв.м. придомовой территории не имеет самостоятельной потребительской ценности, поскольку предназначен, и фактически используется собственниками на протяжении многих лет, исключительно для эксплуатации многоквартирного дома, так как именно только через этот земельный участок осуществляется подход и подъезд к жилому дому, и с иных сторон подход к дому не возможен. Если этот земельный участок будет предоставлен третьим лицам в аренду или в собственность, собственность, то собственники помещения многоквартирного дома по <адрес> вообще не будут иметь выхода к улице, и не будет подхода и подъезда к самому жилому дому. Таким образом, при формировании земельного участка ДАиГ не было принято во внимание фактически сложившееся землепользование в отношении земельного участка по <адрес>, так же не было учтено, что по данному земельному участку проходят инженерные коммуникации, которые относятся только к многоквартирному жилому дому. МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону» является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону. В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону ДАиГ разрабатывает, утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровых картах соответствующих территорий. Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным согласовывать и утверждать границы земельных участков, а так же обращаться с заявлением в соответствующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости является ДАиГ г. Ростова-на-Дону. МКУ ДАиГ нарушило нормы, согласно которым формируется земельный участок в границах, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома, и заявитель просит восстановить нарушенное право.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону – Е., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, просил в удовлетворении заявления отказать, суду пояснил, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес> уже сформирован и поставлен на кадастровый учет. Межевание земельного участка производилось специальной межевой организацией по заказу МУ «ДМИБ Кировского района», и МКУ ДАиГ не может дать пояснения по поводу применения или не применения определенных норм при формировании участка под домом. Единственной причиной отказа согласования новых границ явилось то, что земельный участок на сегодняшний день уже сформирован и поставлен на кадастровый учет и МКУ ДАиГ не несет ответственности за то, что ранее могли быть не правильно сформированы границы земельного участка. МКУ ДАиГ не может изменять границы земельного участка, т.к. он уже поставлен на учет. Согласование схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом входит в компетенцию МКУ ДАиГ, но заявителем не доказано, что спорный участок сформирован с нарушениями. Согласование схемы границ уже сформированных земельных участков входит в компетенцию ДАиГ только при наличии оснований, предусмотренных законом. Земельный участок, испрашиваемый заявителем, является муниципальной собственностью и никому не передавался. Необходимо отметить, что к заявлению гр. Н., поданному в Департамент, не прилагался ни межевой план, ни схема расположения земельного участка. В этой связи, следует обратить внимания на то, что в соответствии с нормами действующего законодательства - ч. 4 ст. 30, ч. 4 ст. 34, ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории исключительно при формировании земельных участков ранее несформированных и не стоящих на государственном кадастровом учете, подлежащих предоставлению физическим или юридическим лицам в собственность, либо в пользование. В ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре указывается, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. Таким образом, очевидно, что при наличии намерения уточнить границы земельного участка, заявителю, как сособственнику земельного участка, необходимо было обратиться в соответствующую организацию, имеющую лицензию на проведение межевых работ, на предмет изготовления межевого плана, после чего самостоятельно обратиться в ФГУ «Кадастровую палату по РО» с заявлением об учете изменений границ земельного участка. Согласно представленных в материалы дела документов, площадь земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, составляет 910 кв.м. При этом заявитель имеет намерение уточнить границы указанного земельного участка таким образом, чтобы площадь земельного участка составила 1491 кв.м. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. В п. 1 ст. 27 Закона о кадастре указывается на то, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок находится в зоне многофункциональной общественно-жилой застройки — ОЖ, максимальная и минимальная площадь земельных участков в которой не нормируется. То есть уточнение границ спорного земельного участка возможно только в случае, если его площадь в результате изменения границ изменится не более чем на десять процентов от площади сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка. Таким образом, уточнение границ спорного земельного участка согласно предоставленной заявителем схемы, невозможно. На основании изложенного, а также учитывая отсутствие доказательств нарушения Департаментом норм закона и прав заявителя, действия Департамента по отказу в уточнении границ земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>, законны, а заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. Собственники помещений в многоквартирном доме должны обратиться в Земельную кадастровую палату по Ростовской области с заявлением и уточненным планом для изменения границ своего земельного участка. Поскольку земельный участок уже сформирован, МКУ ДАиГ не имеет полномочий уточнять его границы.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 разъяснено, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В судебном заседании установлено, что Н. является собственником жилых помещений в <адрес> в <адрес>, а именно: квартиры № №, общей площадью 54,5 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 37,3 кв.м.; квартиры № № общей площадью 37,6 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 45,4 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 88,3 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 29,6 кв.м.; квартиры № № общей площадью 18,1 кв.м.; 379/1000 долей в праве общей долевой собственности на квартиру № № общей площадью 60 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 38,6 кв.м.; 54/125 долей в праве общей долевой собственности на квартиру № № общей площадью 61,4 кв.м.; 284/1000 долей в праве общей долевой собственности на квартиру № №, общей площадью 61,4 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 120,7 кв.м.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№, ДД.ММ.ГГГГ серия №№.
Собственником жилого помещения – квартиры № №, общей площадью 30,7 кв.м. в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> является С. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права серия №№.
Собственником жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> является П.: квартиры № №, общей площадью 52,3 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 87,5 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 25,2 кв.м.; квартиры № №, общей площадью 30,9 кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ серия № № №, ДД.ММ.ГГГГ серия № № №, ДД.ММ.ГГГГ серия № № №, ДД.ММ.ГГГГ серия № № №.
ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> было проведено собрание по вопросу необходимости формирования земельного участка по фактически существующим границам и определения пределов использования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, <адрес> и оформления в регистрационном органе в общую долевую собственность собственников жилого дома общего имущества, в том числе земельного участка.
На собрании присутствовали собственники, обладающие 92% голосов от общего числа голосов, в том числе: С. – 30,7 кв.м. – 3,7% голосов; П. – 195,9 кв.м. – 23,6 голосов; Н. – 536,8 кв.м. – 64,7% голосов. Общая площадь помещений в многоквартирном доме 829,8 кв.м. – 100%.
На собрании было установлено, что земельный участок для эксплуатации жилого дома по <адрес> был сформирован органом местного самоуправления в 2007 году (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ№) площадью 910 кв.м. При этом, фактически границы земельного участка были установлены по обрезу фундамента жилого дома. Тогда как для эксплуатации жилого дома необходим земельный участок большего размера. Жильцами дома фактически на протяжении более 30 лет используется земельный участок большего размера. Для эксплуатации многоквартирного жилого дома должен быть отведен земельный участок для расположения на нем проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям, открытых площадок для временного хранения автомобилей, придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей, хозяйственных площадок, физкультурных площадок, резервных территорий. В удовлетворении заявления о переформировании земельного участка было отказано.
Собственниками помещений многоквартирного дома принято решение (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) поручить Н. обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону по вопросу устранения нарушений при формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> и отвода земельного участка для эксплуатации указанного дома в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства. В случае получения отказа от органа местного самоуправления в устранении нарушений поручить Н. обратиться в суд лично или через представителя для восстановления нарушенных пав по вопросу отвода земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по <адрес><адрес> в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГН. обратился к Главному архитектору г. Ростова-на-Дону МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону» с заявлением, в котором указал, что при установлении границ земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный <адрес> в <адрес>, в нарушение Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» № от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка были ограничены размерами многоквартирного жилого дома (910+/-11 кв.м.), в связи с чем у многоквартирного дома отсутствует придомовая территория для прохода к жилому дому, для расположения детской игровой площадки, для размещения зеленых насаждений, хранения личного автотранспорта, что нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме. Н. просил уточнить границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, и сформировать земельный участок для эксплуатации указанного многоквартирного жилого дома в соответствии с действующим законодательством и с учетом прилегающего к нему земельного участка, который фактически является придомовой территорией, и используется более 15 лет собственниками квартир, и именно через этот земельный участок осуществляется проезд и проход к многоквартирному дому, и на котором расположены относящиеся к многоквартирному дому вспомогательные объекты.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 17) Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону отказал в уточнении границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, указав, что согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № является учтенным в государственном кадастре недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ и обременен правами третьих лиц (общая долевая собственность).
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд и просит признать незаконным отказ в изменении границ земельного участка и восстановить нарушенное право путем установления новых границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, и согласования и утверждения границ земельного участка, указанных в схеме расположения земельного участка, изготовленной ЗАО «Городское агентство по оценке земли и недвижимости «Ареал», и обращения в установленном законом порядке в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке.
Как следует из письма ДАиГ от ДД.ММ.ГГГГ № №, единственной причиной отказа согласования новых границ явилось то, что земельный участок уже сформирован и поставлен на кадастровый учет. Однако отказ органа местного самоуправления в согласовании границ земельного участка по данному основанию не основан на законе.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок считается сформированным, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если вышеуказанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Согласно ст. 16 этого же Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 17 Закона датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:
1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);
2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);
3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 21-24), земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, участку присвоен кадастровый номер №. Площадь земельного участка составляет 910+/-11 кв.м., разрешенное использование: многоквартирный жилой дом. Правообладатели- собственники помещений многоквартирного дома.
Согласно пункту 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.
Порядок предоставления земельных участков, на которых находится многоквартирный дом, в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На кадастровый учет земельный участок был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета является собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей статье документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 2 п. 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно выписке из кадастрового паспорта площадь земельного участка под многоквартирным домом- 910+/-11 кв.м. Однако землеустроительное дело за 2002 год отсутствует, и определить на основании каких документов была установлена площадь земельного участка равной 910 кв.м. и на основании каких документов осуществлялась постановка земельного участка на кадастровый учет, не представляется возможным. Учитывая, что землеустроительное дело за 2002 года отсутствует, суд полагает, что при постановке земельного участка на кадастровый учет его границы определены не были, в реестре указана только площадь земельного участка, фактически занимаемая строениями без учета придомовой территории, на местности границы земельных участков не устанавливались, межевыми знаками не закреплялись.
ДД.ММ.ГГГГ между МУ «ДМИБ Кировского района г. Ростова-на-Дону» и ООО Кадастровая служба «Дон-Земля-Сервис» был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по землеустройству с целью получения документированных сведений для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, занимаемых многоквартирными домами на территории Кировского района г. Ростова-на-Дону.
Во исполнение указанного муниципального контракта ООО Кадастровая служба «Дон-Земля-Сервис» ДД.ММ.ГГГГ был выполнен проект границ земельного участка по <адрес>, который согласован с главным архитектором Кировского района ДД.ММ.ГГГГ, начальником территориального отдела № по г. Ростову-на-Дону Управления Роснедвижимости по РО, и утвержден главным архитектором г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ
Согласно проекту границ земельного участка по <адрес>, площадь земельного участка составляет 910 кв.м., т.е. по обрезу фундамента строений без учета придомовой территории для эксплуатации жилого дома.
Между тем границы земельного участка, указанные в проекте границ, выполненном ООО Кадастровая служба «Дон-Земля-Сервис», не соответствуют фактическим границам земельного участка, используемого на протяжении длительного времени собственниками строений, расположенных по <адрес>, и площадь земельного участка не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах.
При этом в пояснительной записке указано, что в качестве исходных документов при выполнении работ использовались копии правоудостоверяющих документов и копии выкопировок МУПТИиОН. И в качестве правоудостоверяющего документа в землеустроительном деле № по межеванию земельного участка по <адрес>, содержится постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правовой регистрации земельных участков, занимаемых жилыми домами МУФЗ ЖКХ Кировского района» на основании материалов инвентаризации Кировского района (кварталы 04 06 01-05), утвержденных постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ, Земельного кодекса РФ, положительного заключения межведомственной комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) МУФЗ ЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону в аренду сроком на 49 лет были предоставлены земельные участки для эксплуатации жилых домов, в том числе земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 0,1533 га.
Согласно выкопировок МУПТИиОН площадь территории фактического землепользования составляет 1 500,8 кв.м., а согласно реестру земельных участков, который является приложением к муниципальному контракту, и который также содержится в землеустроительном деле, площадь спорного земельного участка составляет 1430,00 кв.м.
Каких-либо актов органа местного самоуправления об изменении площади земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес>, после принятия постановления г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому площадь земельного участка под указанным многоквартирным домом, составляет 1533 кв.м., суду не представлено.
В силу ст. 38 ФЗ РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Поскольку в 2002 году на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 910 кв.м., вероятно в проекте границ, выполненном ООО Кадастровая служба «Дон-Земля-Сервис» в 2007 году и были воспроизведены сведения о площади земельного участка 910 кв.м., содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, без учета площади земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, указанной в Постановлении Мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№, реестре земельных участков, являющемся приложением к муниципальному контракту, техническом паспорте на домовладение, и без учета фактически используемой площади земельного участка. Но с достоверность определить это не представляется возможным, т.к. отсутствует первичная документация, на основании которой осуществлялась постановка земельного участка на кадастровый учет в 2002 году, а в пояснительной записке специалиста ООО Кадастровая служба «Дон-Земля-Сервис» отсутствуют какие-либо разъяснения по этому вопросу.
Исследовав материалы настоящего дела и землеустроительного дела №, суд считает, что межевание земельного участка под многоквартирным домом было произведено с нарушением установленного порядка.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с ч. 6 и ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно техническому паспорту многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> состоит из четырех литеров: лит.лит. «Д», «Б», «В», «Г». Литер «Д» является кирпичным 2-этажным зданием, площадью 491,0 кв.м., количество квартир – 10 квартир, и состоит из строений: лит. «Д» - многоквартирный жилой дом, лит.лит. «Д1», «Д2», «Д3», «д1», «д2», «д11» - пристройки, лит. «д3» - тамбур 2-го этажа. Литеры: «Б» - многоквартирный жилой дом, «Г» - многоквартирный жилой дом, «В» - многоквартирный жилой дом. Площадь территории фактического землепользования составляет 1 500,8 кв.м., при этом застроенная площадь составляет 663,3 кв.м.
Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ МУФЗ ЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону в аренду сроком на 49 лет были предоставлены земельные участки для эксплуатации жилых домов, в том числе земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 0,1533 га.
Согласно реестру земельных участков, являющемся Приложением № к муниципальному контракту №, площадь земельного участка – составляет 1 430 кв.м.
По какой причине при проведении землеустроительных работ площадь земельного участка была определена равной 910 кв.м., материалы землеустроительного дела не содержат. Представитель ДАиГ в судебном заседании также не смог объяснить, по какой причине при проведении землеустроительных работ площадь земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> была значительно уменьшена.
Из плана границ земельного участка усматривается, что въезд и вход на земельный участок по <адрес> через земельный участок, прилегающий к земельному участку по <адрес>. Иной возможности осуществлять вход и въезд на территорию домовладения не имеется.
Указанный земельный участок не отмежеван и не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него ни за кем не зарегистрировано, что не оспаривается и представителем ДАиГ г. Ростова-на-Дону.
На испрашиваемом земельном участке расположены хозяйственные постройки лит. «МН», «К», «Н». Наличие на спорном земельном участке хозяйственных построек подтверждается и техническим паспортом, и копиями планом домовладения по состоянию на 1992 год и на 2011 год, и проектом границ земельного участка, выполненным ООО Кадастровая служба «Дон-Земля-Сервис», содержащимися в материалах землеустроительного дела и материалах настоящего гражданского дела. Указанные хозяйственные постройки находятся в пользовании собственников жилых помещений многоквартирного дома по <адрес>. И фактически собственники помещений многоквартирного дома по <адрес> пользуются этим земельным участком длительного время, используя его под размещение хозяйственных построек и для прохода и проезда к жилым домам, в которых находятся принадлежащие им квартиры, т.е. свободная территория, не имеющая какого-либо официального статуса, фактически используется для свободного прохода и проезда жителями <адрес> и размещения подсобных строений.
Спорный земельный участок и в настоящее время находится в пользовании собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, и ни в каких иных целях как самостоятельный объект недвижимого имущества не используется.
На момент проведения межевания и постановки земельного участка на кадастровый учет в 2002 году отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений, регулировались Федеральным законом от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», согласно ст. 19 которого для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Оформление межевых дел, их проверка, приемка и хранение осуществлялись в соответствии с требованиями Инструкции по межеванию, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, прошедшей правовую экспертизу и согласно письму Минюста России от 28.06.1996 N 07-02-516-96 не нуждающейся в государственной регистрации.
Согласно указанной Инструкции межевание земель включает: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; формирование межевого дела.
В процессе подготовительных работ осуществляют сбор и анализируют следующие исходные материалы: проект землеустройства, материалы инвентаризации земель; постановление районной, городской (поселковой) или сельской администрации о предоставлении гражданину или юридическому лицу земельного участка; договоры купли - продажи и сведения о других сделках с земельным участком; выписки из книги регистрации земельного участка; чертеж границ или кадастровые карты (планы) с границами земельного участка; топографические карты и планы;
В силу п.8.1., 8.2 Инструкции собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.
Извещения (Приложение 3.3) вручаются под расписку (Приложение 3.4) с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
Как усматривается из землеустроительного дела, в нарушение указанных требований Инструкции собственники размежевываемого и смежных с ним земельных участков не извещались о проведении межевых работ.
Согласно п.9.1. и 9.2. Инструкции установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
В нарушение этих требований Инструкции установление границ земельного участка производилось без участия представителя органа местного самоуправления, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков и их представителей. В акте согласования границ имеются только подписи директора ООО Кадастровая служба «Дон-Земля-Сервис» и директора МУ «ДМИБ Кировского района», отсутствуют подписи собственников земельных участков, и акт никем не утвержден.
В силу ст. 11.1 Инструкции площадь земельного участка вычисляют в основном аналитическими методами по координатам межевых знаков, полученным геодезическими и фотограмметрическими методами при выполнении требований раздела 3 Инструкции. Вычисленную площадь земельного участка Рвыч сравнивают с площадью, указанной в правоустанавливающем документе Рдок (постановлении администрации, свидетельстве на право собственности, договоре купли - продажи и т.д.), для чего вычисляют разность дельта Р = Рвыч - Рдок, которую сравнивают с допустимой погрешностью определения площади дельта Рдоп, вычисляемой по формуле: дельта Рдоп = 2 x mp, где mp - средняя квадратическая погрешность определения площади земельного участка, вычисленная по формулам, приведенным в Приложении 2.
При дельта Р < дельта Рдоп за окончательное значение площади принимается площадь, указанная в правоустанавливающем документе.
При дельта Р > дельта Рдоп материалы межевания земель направляют для внесения изменений в правоустанавливающий документ (постановление администрации, свидетельство на право собственности, договор купли - продажи и т.д.).
В землеустроительном деле отсутствует расчет площади земельного участка, и в проекте границ земельного участка указана площадь, не соответствующая площади, указанной в правоустанавливающем документе.
В силу п.14.1. и 14.2 Инструкции Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждает следующие документы: технический проект или техническое задание на межевание земельного участка; акт установления и согласования границ земельного участка на местности; чертеж границ земельного участка; акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.
Из указанных документов утвержден был только проект границ земельного участка, остальные документы в нарушение требований Инструкции не утверждались.
Межевое дело сформировано в нарушение раздела 16 Инструкции, а именно в деле отсутствуют : справки о вкрапленных земельных участках, списки координат пунктов ОМС, скт проверки состояния ранее установленных границ земельного участка, извещения о вызове собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков для участия в действиях по межеванию земель, доверенности лицам, уполномоченным собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на участие в установлении, согласовании и закреплении на местности границ размежевываемого земельного участка, ведомость вычисления площади земельного участка.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» № от ДД.ММ.ГГГГ, для эксплуатации многоквартирного жилого дома должен быть отвод земельного участка для расположения на нем проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям, открытых площадок для временного хранения автомобилей, придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей, хозяйственных площадок, физкультурных площадок, резервных территорий. При установлении границ земельного участка КН 61:44:0040602:7 вышеуказанные нормативные акты были нарушены, поскольку межевание проведено таким образом, что отсутствует придомовая территория, необходимая для прохода и проезда к дому, а также для расположения детской игровой площадки, для размещения зеленых насаждений, временного хранения личного автотранспорта.
В соответствии с п. 3 Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (действовавшего на момент формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка КН 61:44:0040602:7), размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки городов и других поселений, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Границы земельных участков в кондоминиумах устанавливаются по красным линиям, границам смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам отвода магистральных инженерно - транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума.
Во исполнение Постановления Правительства РФ № 1223 от 26.09.1997 г. Министерством РФ по земельной политике, строительству и ЖКХ был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Порядок определения нормативного размера земельного участка в кондоминиуме регламентируется пунктом п.3.4. указанных Методических указаний, и в основу определения порядка положен принцип выявления удельного показателя земельной доли для зданий разной этажности, рассчитывается путем умножения общей площади жилых помещений в данном кондоминиуме на удельный показатель земельной доли по установленной формуле.
В соответствии с Приложением А Методических указаний удельный показатель земельной доли, приходящийся на 1 кв. м. общей площади жилых помещений для зданий разной этажности с учетом года постройки (также учитывается при выборе удельного показателя) данного многоквартирного дома- 1917 г., равен 2,84.
В соответствии с техническим паспортом на многоквартирный жилой дом по <адрес>, изготовленным Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, указанный многоквартирный дом состоит из четырех литеров: Д, Б, Г, В и общая площадь жилых помещений составляет 829,8 кв.м.
Таким образом, площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации многоквартирного жилого дома по <адрес> в соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством, действовавшем на момент формирования земельного участка и установления его границ и действующим по настоящее время составляет - 2 356,63 кв.м.
В соответствии с п. 2.13 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами, утвержденными приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров за счет смежных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка многоквартирного дома устанавливаются по фактически существующим границам.
Предоставить земельный участок нормативных размеров площади - 2356,63 кв.м. за счет смежных участков не представляется возможным, следовательно, границы передаваемого земельного участка многоквартирного дома должны быть установлены по фактически существующим границам.
В п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону» является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону. В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону ДАиГ разрабатывает, утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровых картах соответствующих территорий.
В соответствии с Уставом Муниципального учреждения «Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону», утвержденным Постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону от 14.08.2001 г. № 2300, в цели и предмет деятельности ДАиГ входит в том числе согласование и утверждение схем расположения земельного участка, его границ для дальнейшей постановки земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии с Постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону от 02.02.2009 г. № 45 Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону осуществляет мероприятия по обращению в установленном законом порядке в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости на территории г.Ростова-на-Дону, с заявлением о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным согласовывать и утверждать границы земельных участков, а так же обращаться с заявлением в соответствующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости является ДАиГ г. Ростова-на-Дону.
В соответствии с ч.1 и ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.28 Постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
В данном случае суд считает, что оспариваемое решение не соответствует закону, нарушает права и свободы заявителя, а поэтому имеются основания для удовлетворения заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова –на-Дону в изменении границ земельного участка кадастровый номер №, расположенного по адресу : <адрес><адрес>, сформированного по обрезу фундамента здания.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова –на-Дону согласовать и утвердить земельный участок площадью 1491 кв.м. по <адрес> в <адрес> в новых границах, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленной ЗАО «Городское агентство по оценке земли и недвижимости «Ареал» и обратиться в установленном законом порядке в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости на территории г. Ростова-на-Дону с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке по <адрес> в <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья