61RS0011-01-2019-002119-24
Дело № 2-1486/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2019 года ст. Тацинская.
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Брегвадзе С.Ю.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца адвоката Хлопова А.Н., ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
с участием представителя ответчика ФИО2,
при секретаре Калюля Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное), о включении периодов работы в специальный страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании ответчика включить в специальный стаж работы в сельском хозяйстве периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей, ссылаясь на то, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 21.02.2012г.
В июле 2019 года он обращался в УПФР в <адрес> РО с заявлением о включении периодов работы в его стаж работы в сельском хозяйстве для получения 25% повышения к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости. Решением № от 10.07.2019г. о не зачете периодов работы установлено, что в страховой стаж работы в сельской хозяйстве на дату назначения пенсии не включены следующие периоды работы: с 01.01.1992г. по 02.01.1993г. - <данные изъяты> стаж работы 1 год; с 15.02.1993г. по 31.12.1995г. - <данные изъяты>», стаж работы 2 года 10 мес. и 15 дней; с 01.01.1997г. по 31.12.1998г. - <данные изъяты> стаж работы 2 года,
Истец считает такие действия УПФР в <адрес> РО необоснованными и незаконными, поэтому он обратился в суд с данным исковым заявлением.
В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истца адвокат Хлопов А.Н. поддержали требования искового заявления.
Представитель ответчика на основании доверенности ФИО2 исковые требования не поддержала, просила суд в их удовлетворении отказать в полном объеме, представила суду отзыв.
Суд, выслушав стороны, изучив и проанализировав представленные суду доказательства, пришел к следующему.
ФИО1 в страховой стаж в сельском хозяйстве не были включены следующие периоды работы:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- начальник цеха электрификации и механизации трудоемких процессов в <данные изъяты>
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Работа до ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино-тракторнаястанция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельскохозяйственная артель и межколхозное предприятие], любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, а также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Период работы истца в <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ был засчитан в специальный стаж работы в сельском хозяйстве. Данный факт был подтвержден и представителем ответчика.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ небыл включен в страховой стаж в сельском хозяйстве, так как на основании Постановления Правительства РФ «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях», и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях», должность «начальник цеха электрификации и механизации трудоемких процессов» не предусмотрена Списком работ утвержденных данным Постановлением.
Но суд учел, что <данные изъяты> где работал истец, являлся сельхозпредприятием и истец являлся членом колхоза, выполнявшего функции служащего. Учитывая эти обстоятельства, работая в должности начальника цеха электрификации и механизации трудоемких процессов в колхозе «Заря Коммунизма», он фактически выполнял работу, неразрывно связанную с сельским хозяйством и соответствующую профессиям, предусмотренным Списком работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, т.е. выполнил согласно своим профессиональным обязанностям работу, дающую право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Согласно ч.4 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;
Таким образом исходя из характера и специфики, условий осуществляемой им работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности и нагрузки в указанные периоды времени, суд пришел к выводу о том, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то есть как трудовая деятельность в сельском хозяйстве.
Истец просил включить в страховой стаж периоды работы с15.02.1993г. по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> Согласно решения № УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Истцу было оказано в зачете данных периодов работы в страховой стаж.
В соответствии с положениями ст. 1 Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
Согласно ст. 25 указанного Закона глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 1). Время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (пункт 6).
Согласно Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2122-1 был утвержден Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Данным Порядком было предусмотрено внесение в ПФ РФ страховых взносов гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермерами.Утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89).
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:
взносов на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
Пунктом 5 указанных выше Правил предусмотрено, что застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - обязательные платежи), в случае, когда настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.
Положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в которых указано, что, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истец в судебном заседании пояснил, что в указанные периоды он, как Глава КФХ, взносы в пенсионный фонд не вносил, так как предприятие не имело доходы, а также не был освобожден от уплаты указанных взносов.
Согласно Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. № «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», пунктом 2 настоящих Правили в соответствии с пунктом 1 статьи 11Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что истцу в части включения в страховой стаж периоды его работы с15.02.1993г. по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> необходимо отказать в связи с неперечислением им в указанные периоды взносов в Пенсионный фонд и отсутствием у него освобождения от указанных взносов.
Взыскание расходов на оплату услуг представителя, законодатель ставит в зависимость от категории разумности пределов. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 10, 11 и 12 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснил, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Судом установлено, требование о взыскании судебных расходов предъявлено в форме заявления в рамках рассмотренного гражданского дела, по которому одним из участников процесса истцом были понесены судебные издержки.
Относимость заявленных судебных расходов к рассмотренному делу и их стоимость, у суда не вызывает сомнения, поскольку подтверждается документами касающимися рассматриваемого дела, но суд учитывает, что исходя из сложности дела, фактического объема, проделанной адвокатом работы, консультации, изучение документов, составление искового заявления и досудебная подготовка, а также участие представителя в настоящем судебном заседании, а так же соотнося размер исковых требований и расходов на представителя, суд считает, что требование о возмещении расходов на представителя в сумме 30000 рублей, согласно представленного суду соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению, с учётом разумности и справедливости, а также с учётом объёма выполненной работы адвокатом, частично. Суд считает, что требование о возмещении затрат заявителя на оплату услуг представителя, подлежит удовлетворению в размере 15 000 рублей.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу исковых требований в суд, согласно ст.103 ГПК РФ, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования по делу по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное), о включении периодов работы в специальный страховой стаж, частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж работу в сельском хозяйстве в должности <данные изъяты> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей и расходы по оплате государственной пошлины за подачу исковых требований в суд в размере 300 (триста) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Ростовский областной суд через Белокалитвинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: С.Ю. Брегвадзе