ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1487/19 от 07.12.2020 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-99/2020

45RS0008-01-2019-001988-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Димовой Ю.А.,

при секретаре Прокопьевой Л.В.,

рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 07 декабря 2020 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Теплоухова Вячеслава Владимировича к администрации Кетовского района Курганской области о восстановлении срока для включения в список, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Теплоухов В.В. обратился в Кетовский районный суд Курганской области (с учетом измененных исковых требований) к администрации Кетовского района Курганской области о восстановлении срока для включения в список, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения, в обоснование иска указав, что, он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его матерью является ФИО4, отец - не известен. 17.03.1983 решением Шадринского районного народного суда Курганской области ФИО4, была лишена родительских прав в отношении ее детей: Теплоухова В.В., ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. Истец воспитывался и обучался в Курганской восьмилетней специальной школе-интернат №25 для слабослышащих детей г. Кургана, где находился на полном государственном обеспечении. В ДД.ММ.ГГГГ году закончил 8 классов и прибыл на постоянное место жительство в <адрес>, где проживает по настоящее время. Истец является инвалидом третьей группы с детства (по слуху), что подтверждается справкой сер ВТЭ-259 , выданной повторно ДД.ММ.ГГГГ без очередного переосвидетельствования. В ДД.ММ.ГГГГ году истец обратился с письменным заявлением в Администрацию с. Колташево Кетовского района Курганской области о постановке на учет в очередь на получение жилья как лицо, относящееся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент подачи указанного заявления ему исполнился 21 год. Указанное заявление было подано Истцом в одном экземпляре. Со слов работника Администрации с. Колташево, работавшей в 1998 году, истец был включен в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Однако какого- либо подтверждающего документа на момент обращения истцу на руки выдано не было. ДД.ММ.ГГГГ Теплоухов В.В. зарегистрировал брак с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ у Теплоухова В.В. родилась дочь. В связи с тем, что он был полностью уверен в том, что поставлен на очередь на получение жилья в Администрации Кетовского района Курганской области, стал активно интересоваться в Администрации с. Колташево вопросом его скорейшего получения. Но в январе 2014 года достоверно узнал, что он не включен в указанный список, хотя обратился с соответствующим заявлением в установленный законом срок. После чего истец незамедлительно собрал все необходимые документы и направил в Администрацию Кетовского района Курганской области заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения. Постановлением Администрации Кетовского района Курганской области № 673 от 19.03.2014 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было отказано. В связи с чем, Теплоухов В.В. был вынужден обратиться с исковым заявлением за восстановлением своих нарушенных прав и защитой своих законных интересов в Кетовский районный суд Курганской области. В связи с подготовкой искового заявления для Теплоухова В.В. адвокатом Курганской областной коллегии адвокатов Станкевич А.А. 14.06.2014 исх. №134 в адрес Администрации с. Колташево Кетовского района Курганской области был направлен запрос о предоставлении следующей информации: обращался ли Теплоухов В.В. в Администрацию с. Колташево Кетовского района Курганской области с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. 10.06.2014 в адрес адвоката Курганской областной коллегии адвокатов Станкевич А.А. поступил ответ на запрос, в котором указано, что Теплоухов В.В. постоянно проживает на территории Колташевского сельсовета Курганской области с 1994 года и в 1998 году обращался в сельсовет с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Соответствующие списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлялись в Администрацию Кетовского района. Сведения о принятом решении из Администрации Кетовского района не поступали. Представить копию заявления Теплоухова В.В. не представляется возможным в виду ее отсутствия. Подлинник заявления прикладывался к упомянутому списку. 17.06.2014 истец подал исковое заявление в Кетовский районный суд Курганской области, в котором просил признать за ним право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке и возложить на Ответчика обязанность по предоставлению ему жилья не ниже установленных социальных норм вне очереди. 08.08.2014 определением Кетовского районного суда Курганской области исковое заявление Теплоухова В.В. к Администрации Кетовского района Курганской области о признании права на предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение, оставлено без рассмотрения. Собственного жилья у Теплоухова В.В. до сих пор не имеется, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма он не является. В настоящее время истец вместе со своей семьей зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, но данное жилое помещение истцу на праве собственности не принадлежит. Истец полагает, что отсутствие его в упомянутых списках стало возможным по вине лица, который не включил его такой список. На основании изложенного просит о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о восстановлении срока для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности на Администрацию Кетовского района Курганской области внести его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности на Администрацию Кетовского района Курганской области предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования Кетовский район Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

Истец Теплоухов В.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, его представитель, действующая на основании доверенности, Мустафинова О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в иском заявлении, дополнительно пояснила что, Теплоухов В.В. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. Опекун (попечитель) Теплоухову В.В. не назначался. С 18.02.1983 по 15.08.1984 Теплоухов В.В. являлся воспитанником ГКОУ «Курганский областной детский дом №2» Шадринского района Курганской области и находился на полном государственном обеспечении, в связи с тем, что Теплоухову В.В. был поставлен диагноз «<данные изъяты>», он выбыл в г. Курган в Курганскую восьмилетнюю специальную школу-интернат № 25 для слабослышащих детей для продолжения обучения, с 01.09.1984 по 20.09.1993 Теплоухов В.В. воспитывался и обучался в Курганской восьмилетней специальной школе-интернат №25 для слабослышащих детей г. Кургана, где находился на полном государственном обеспечении, проживал Теплоухов В.В. в общежитии учебного заведения, на каникулах уезжал в Ольховский детский дом. Теплоухов В.В. окончил 8 классов, однако аттестат об основном общем образовании не получил, поскольку слабослышащие обучающиеся получают основное общее образование по адаптированной программе за 10 лет. На момент окончания школы Теплоухову В.В. исполнилось 16 лет. Теплоухов В.В. ни на территории Шадринского района Курганской области, ни на территории Кетовского района Курганской области, ни на территории г. Кургана жильем не обеспечивался, и за ним жилое помещение не закреплялось. В связи с чем, после окончания специальной школы-интерната № 25 истец прибыл на постоянное место жительство к своей матери - ФИО4 в <адрес>, где с 25 февраля 1994 года Теплоухов В.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении Теплоухов В.В. проживал вместе со своей матерью и отчимом - ФИО7, данное помещение предоставлялось ФИО7 Администрацией Колташевского сельсовета как инвалиду 2 группы. ФИО4 в родительских правах не была восстановлена в отношении своего сына Теплоухова В.В. ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. Теплоухов В..В. является инвалидом третьей группы с детства (по слуху). В ДД.ММ.ГГГГ году Истец обратился с письменным заявлением в Администрацию с. Колташево Кетовского района Курганской области о постановке на учет в очередь на получение жилья как лицо, относящееся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент подачи указанного заявления Теплоухову В.В. исполнился 21 год. Указанное заявление было подано Истцом в одном экземпляре. В январе 2014 года он достоверно узнал, что не включен в указанный список, после чего Теплоухов В.В направил заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения, постановлением Администрации Кетовского района Курганской области № 673 от 19.03.2014 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было отказано. Согласно письма от 10.06.2014 Администрации Колташевского сельсовета Курганской области, Теплоухов В.В. постоянно проживает на территории Колташевского сельсовета Курганской области с 1994 года и в 1998 году обращался в сельсовет с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Соответствующие списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлялись в Администрацию Кетовского района. Сведения о принятом решении из Администрации Кетовского района не поступали. Представить копию заявления Теплоухова В.В. не представляется возможным в виду ее отсутствия. Подлинник заявления прикладывался к упомянутому списку. Данный ответ Администрации Колташевского сельсовета Кетовского района Курганской области подтверждает факт обращения Теплоухова В.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в срок, установленный законом. 17.06.2014 истец подал исковое заявление в Кетовский районный суд Курганской области, 08.08.2014 определением Кетовского районного суда Курганской области исковое заявление Теплоухова В.В. к Администрации Кетовского района Курганской области о признании права на предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение, оставлено без рассмотрения. Собственного жилья у Теплоухова В.В. до сих пор не имеется, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма он не являлся и не является. В настоящее время истец зарегистрирован так же по адресу: <адрес>, но в данном жилом помещении Теплоухов В.В. не проживает. Данное помещение состоит на балансе Администрации Колташевского сельсовета Курганской области и является не жилым, соответственно не пригодным для проживания. Теплоухов В.В. вместе со своей семьей с 05.05.2013 года проживает в съемном жилье. Таким образом, закрепленного жилья, пригодного для проживания у Теплоухова В.В. никогда не имелось и не имеется в настоящий момент, собственником какого-либо имущества ни он, ни члены его семьи не являются. Теплоухов В.В. имел право на получение жилого помещения вне очереди уже после окончания коррекционной школы-интернат №25. Однако Теплоухов В.В. не имел возможности до достижения 21 года встать на учет на получение жилья вне очереди, поскольку не знал о наличии у него такого права, данное право ему не разъяснялось, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей по защите прав истца органами опеки и попечительства, образовательным учреждением, в котором он обучался и воспитывался, поскольку органы местного самоуправления, опеки и попечительства возложенную на них в соответствии с Кодексом о браке и семье РСФСР, действующим до 1995 года обязанность защищать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не выполнили надлежащим образом. Просила удовлетворить исковые требования Теплоухова В.В. в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Кетовского района Курганской области, действующая на основании доверенности, Стародумова А.Г. в судебном заседании пояснила, что законодателем закреплены дополнительны меры по социальной защите прав лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей каким являлся Теплоухов В.В., но в 1996 – 1998 годах указанные нормы не распространялись на него, так как он на тот момент, не получал очное профессиональное образование. 18 лет Теплоухову В.В. исполнилось в 1995 году с этого времени он являлся совершеннолетним и длительный период с 1995 года по 2014 год около 19 лет зная о своих правах с обращением о нарушении своих прав он никуда не обращался и соответствующих мер не предпринимал. Письмо администрации Колташевского сельсовета от 10.06.2014 года № 138 указывающее на обстоятельство двадцатилетней давности не подтвержденное документами с формулировками не соответствующими действующему законодательству в 1998 году не является доказательством установления обстоятельств того, что Теплоуховым В.В. в 1998 году до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. Впервые Теплоухов обратился в 2014 году с заявлением о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения. Постановление администрации Кетовского района № 673 от 19.03.2014 во включение в список ему было отказано. Данное постановление в установленный законом срок истцом оспорено не было и снова длительный период с 2014 по 2019 год истец, зная о своих нарушенных правах с обращением о нарушении его прав никуда не обращался и соответствующих мер не предпринимал. Просила в удовлетворении исковых требований Теплоухова В.В. к администрации Кетовского района Курганской области отказать в полном объёме.

Представитель третьего лица УНО Администрации Кетовского района Курганской области, действующая на основании доверенности, Альканова Л.В. в судебном заседании пояснила, что на момент, когда истец обратился в 2014 году с заявлением о включении в список, ему было 37 лет, он представил не полный пакет документов, не было справки о том, что он является ребенком или лицом из числа детей-сирот, так же он обратился позднее 23 лет. Его личного дела в опеке не было, потому что на учете в Кетовском районе он никогда не состоял, когда его выпустили в 15 лет не проконтролировав, что он действительно поступил на работу. Нет информации, что истцу действительно был присвоен статус ребенка или лица из числа детей-сирот. Истец в 15 лет вернулся к маме, которая лишена родительских прав, и с ней проживал, при этом, личное дело было у него на руках. Если бы его отправили на учебу и личное дело отправили в Кетовский район, то органы опеки видели бы, что такой ребенок находится на территории Кетовского района и соответственно его бы нашли и проконтролировали что он проживает с матерью, которая лишена родительских прав, что в принципе не должно быть. Статус у истца был «ребенок-инвалид». В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Представитель третьего лица Администрации Колташевского сельсовета <адрес> курганской области, ФИО10 в судебном заседании пояснила, что она работает в сельсовете с 2011 года, за период работы видела истца в сельсовете один раз, помещение, в котором зарегистрирован истец, по адресу <адрес>, стоит на балансе сельсовета, так как это бывшее здание ФАПа, в одной половине живет гражданин с маленькими детьми, во второй половине были прописаны мама истца ФИО14, ее сожитель и ее дети Светлана и сам истец, они там были зарегистрированы давно, помещение нежилое, так как является административным зданием, это здание не состоит на кадастровом учете, права не зарегистрированы. В сельсовете имеются самые поздние списки детей сирот, нуждающихся в жилье с 2005 года, там Теплоухова нет, но кроме него есть все эти граждане, которые в списках на них есть документы, заявления от них, что они желают встать на учет. Так же имеется Постановление № 36 от 1998 года о закреплении жилья за несовершеннолетними, о назначении опекунов, акты обследования, в отношении Теплоухова документов нет. Разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Третьи лица прокурор Кетовского района, представители Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области, Администрации Шадринского района Курганской области, Финансового управление Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями истца Теплоухова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО14 (Жиделева) Т.А., Теплоухов В.В., что подтверждается свидетельством о рождении № от 03.09.1997.

Отец истца - Теплоухов В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решению Шадринского районного народного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГФИО4 была лишена родительских прав в отношении детей: Теплоухова Вячеслава Владимировича ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из ответа Шадринского районного суда Курганской области № 14672 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 в родительских правах не была восстановлена в отношении своего сына Теплоухова В.В.

22.10.2014 ФИО4 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о назначении Теплоухову В.В. опекуна (попечителя) в материалах дела не имеется.

Согласно справке отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района № 22/2 от 17.02.2020, Теплоухов В.В. в период с 1984 год (дата точно не указана) по 1984 год (дата точно не указана) был воспитанником ГКОУ «Курганский областной детский дом №2» и находился на полном государственном обеспечении, выбыл в 1984 году в г. Курган (вспомогательная школа) для продолжения обучения.

Согласно информации отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района № 22/1 от 17.02.2020 Теплоухов В.В. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории Шадринского района, не обращался и в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не включен. Жилое помещение не закреплялось.

Из представленной ГКОУ «Курганская специальная (коррекционная) школа- интернат № 25» информации вх. № 5 от 16.01.2020 и № 114 от 10.06.2020 следует, что в алфавитной книге имеется запись о дате поступления в школу Теплоухова В.В. в 1 класс 01.09.1984 и выбытия 20.09.1993 из 9 класса в Кетовский район с. Глинки для дальнейшего трудоустройства. Документ (аттестат) об основном общем образовании не получал, так как слабослышащие обучающиеся получают основное общее образование по адаптированной программе за 10 лет.

Из ответа Департамента образования и науки Курганской области от 15.06.2020 № 184-3/16 следует, что ГКОУ «Курганская школа-интернат №25» не являлось учреждением для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведениями о назначении Теплоухову В.В. опекуна (попечителя) и закреплении (предоставлении) жилого помещения Департамент не располагает.

Исходя из искового заявления, Теплоухов В.В. после выбытия из ГКОУ «Курганская специальная (коррекционная) школа-интернат № 25» приехал в с. Колташево по месту жительства матери, зарегистрирован с 25.02.1994 по адресу <адрес>, что подтверждается паспортными данными Теплоухов В.В.

Согласно материалам представленного истцом находящегося у него личного дела (литер «Т» №6 ученика специальной школы-интернат №25 города Кургана) по решению №45 от 18.02.1983 исполнительного комитета Шадринского районного совета народных депутатов Курганской области, Теплоухов В.В помещен в Ольховский детский дом. По путевке от ДД.ММ.ГГГГ Теплоухов В.В. направлен в Курганскую спец школу-интернат №25. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ Курганской областной больницы следует, что ему был установлен диагноз «Неврит слуховых нервов. Тугоухость II-III степени».

При этом, в личном деле отсутствуют сведения об отце Теплоухова В.В.

Согласно письму Отдела социальной защиты населения Кетовского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ, находящемуся в материалах личного дела Теплоухова В.В., адресованному директору Профтехучилища г. Куртамыш Кетовский отдел соцзащиты населения направил на учебу инвалида III группы Теплоухова В.В. для учебы в профтехучилище.

Между тем, сведений, о том, что Теплоухов В.В. состоял на учете на территории Колташевского сельсовета и Кетовского района как ребенок-сирота суду не представлено.

Из пояснений представителя Администрации Колташевского сельсовета Кетовского района Курганской области, в архиве сельского совета имеется папка, в которой хранятся все документы по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также в отношении лиц, нуждающихся в улучшении или предоставлении жилых помещений, в которых имеются сведения, в том числе за период до 1998 года, однако сведений в отношении Теплоухова В.В. не имеется. Также в архиве сельского совета не имеется списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечение родителей, в том числе за 1998 году, в которых был включен Теплоухов В.В., отсутствуют сведения об обращении Теплоухова В.В. в 1998 году за предоставлением ему жилого помещения.

Согласно справке , выданной повторно ДД.ММ.ГГГГ без очередного переосвидетельствования, Теплоухов В..В. является инвалидом третьей группы с детства (по слуху).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.01.2020. сведения о правах на объекты недвижимости отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждают нуждаемость Теплоухова В.В. в жилом помещении и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, вопрос об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На момент совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

На основании ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Исходя из приведенных норм, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ в редакции от 08.02.1998, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм, регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья), снятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 "О практике применения судами жилищного законодательства", дети, возвратившиеся из детских учреждений либо от родственников, опекунов, попечителей (п. 3 ст. 60 ЖК РСФСР), должны обеспечиваться вне очереди жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов, если жилое помещение, в котором они проживали, заселено другими гражданами или вселение в него стало невозможным по иным причинам.

Перечень иных оснований предоставления жилья несовершеннолетним во внеочередном порядке изложен в Законе от 27.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями от 8 февраля 1998 г.).

В Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", предусматривается первоочередной порядок выделения жилья семьям, имеющим детей - инвалидов (принятых на учет на основании льгот, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Из искового заявления следует, что в 1998 году истец обратился с письменным заявлением, в Администрацию с. Колташево Кетовского района Курганской области о постановке на учет в очередь на получение жилья как лицо, относящееся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент подачи указанного заявления Теплоухову В.В. исполнился 21 год. Указанное заявление было подано Истцом в одном экземпляре.

В материалах гражданского дела № 2-1241/2014 по иску Теплоухова В.В. к Администрации Кетовского района о предоставлении право на представление жилого помещения в внеочередном порядке, имеется копия запроса от 04.06.2014 адвоката Станкевич А.А. в Администрацию Колташевского сельсовета Кетовского района о том, обращался ли Теплоухов В.В. с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по внеочередном порядке, также просил указать в каком году было такое обращение, сведения о принятом решении по его заявлению, а также приложить заверенную копию заявления. Также имеется копия ответа Администрации Колташевского сельсовета № 138 от 10.06.2014, подписанного Главой Колташевского сельсовета Поповой Р.В., о том, что Теплоухов В.В. в 1998 году обращался в сельсовет с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Соответствующие списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлялись в администрацию Кетовского района. Сведения о принятом решении по заявлению Теплоухова В.В. из районной администрации в сельсовет не поступали. Предоставить копию заявления Теплоухова В.В. нет возможности ввиду ее отсутствия. Подлинник заявления прикладывается к упомянутому списку.

Вместе с тем, оригиналы указанных запроса и ответа Колташевского сельского совета Кетовского района Курганской области истцом представлены не были. В ответе Колташевского сельсовета Кетовского района отсутствуют сведения об основаниях выдачи такой справки, на основании каких документов была предоставлена данная информация. Также не указано, по каким основаниям Теплоухов В.В. обращался о предоставлении ему жилого помещения вне очереди, какие документы были им предоставлены.

Администрацией Колташевского сельсовета Кетовского района Курганской области была предоставлена информация от 27.10.2020 № 292, согласно которой в делах сельсовета имеются за 1998-2003 годы постановления Администрации Колташевского сельсовета о закреплении жилья за несовершеннолетними, постановление Администрации Колташевского сельсовета о назначении опекунов несовершеннолетним, заявления несовершеннолетних о постановке на очередь для получения жилья, копия распоряжения Администрации Кетовского района № 115р от 31.01.2005 «О передаче списков учета очередников, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий», список детей, находящихся в детских домах и других учреждениях по Колташевскому сельсовету на 01.04.2006. В данных документах отсутствует какая-либо информация по Теплоухову В.В. На данный момент в очереди на жилье в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Теплоухов В.В. не значится.

Согласно письма Администрации Кетовского района на запрос юридического отдела исх. № 828 от 07.12.2020 г. в документах Колташевского сельсовета Кетовского района и Администрации Кетовского района за 1998-1999 гг., которые переданы в архив, информации по Теплоухову В.В. нет.

В судебном заседании представителем Администрации Колташевского сельсовета указывалось, что в сельском совете имеется дело о лицах, нуждающихся в предоставлении жилья, в которых имеется Постановление о предоставлении жилья за 1998 год в отношении иных лиц. Однако, документов о направленных в Администрацию Кетовского района списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 1998 год, списков лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений за 1998 год и документов, в отношении Теплоухова В.В. нет.

Истцом не представлены оригиналы ответа Администрации Колташевского сельсовета, сведения, содержащиеся в предоставленной ранее по иному делу копии данного документа, каким либо иными материалами дела не подтверждены. Кроме того, на территории Кетовского района Теплоухов В.В. был зарегистрирован в феврале 1994 года по месту проживания своей матери. При этом, сведениями о том, что Теплоухов В.В. является лицом, из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, Администрация Колташевского сельсовета и Администрация Кетовского района не обладала.

При таких обстоятельствах, в отсутствии оригиналов документов, подтверждающих обращение Теплоухов В.В. в Администрацию Кетовского сельсовета Курганской области за предоставлением ему жилого помещения вне очереди и даты такого обращения, а также отсутствием иных достоверных сведений о таких обращениях, суд приходит к выводу, что объективных доказательств обращения Теплоухова В.В. в 1998 году в Администрацию Колтешевского сельсовета Кетовского района Курганской области по вопросу предоставления ему жилого помещения вне очереди, как лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено.

В силу ч. 1 ст. 34 ГК РФ (в ред. Федерального закона N 51-ФЗ от 30.11.1994 года), органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

В новой редакции ч. 1 ст. 34 ГК РФ изложена следующим образом, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

Согласно информации, представленной в отзыве отделом опеки и попечительства Управления народного образования Администрации Кетовского района, указанный отдел был образован и утвержден распоряжением Администрации Кетовского района от 09.01.2008 года «Об образовании отдела по опеке и попечительству управления народного образования администрации Кетовского района». Изначально в функции отдела не входило формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, а так же предоставление лицам из данной категории жилых помещений. Решением Кетовской районной думы от 24.02.2016 года № 61 были внесены изменения в приложение к решению Кетовской районной Думы от 27.02.2008 г. № 338 «Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кетовском районе», в функции отдела стали входить однократное обеспечение ремонта жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на праве собственности, а так же осуществление контроля за использованием жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма, либо собственниками которых являются дети-сироты. Решением Кетовской районной думы от 27.04.2016 года № 87 «О внесении изменений в приложение к решению Кетовской районной Думы от 27.02.2008 г № 338 «Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кетовском районе» отделу по опеке и попечительству бы ли добавлены следующие функции: однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенных жилых помещений за счет средств бюджета Курганской области, формирование на территории Кетовского района списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Из материалов дела следует, что в 2014 году Теплоухов В.В. обратился с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения. Постановлением Администрации Кетовского района № 673 от 19.03.2014 во включении в список ему было отказано, постановление в установленный законом срок истцом оспорено не было. При этом, в судебном заседании представитель органа опеки и попечительства пояснила, что Теплоуховым В.В. при обращении в 2014 году не было представлено документов, о том, что он является сиротой, так же не были представлены сведения об отце, в материалах его личного дела такие сведения также отсутствовали.

Обращаясь в суд с иском к Администрации Кетовского района о предоставлении права на представление жилого помещения во внеочередном порядке, документы, о том, что Теплоухов В.В. является сиротой, и сведения об отце так же не были представлены.

Определением Кетовского районного суда 08.08.2014 исковое заявление Теплоухова В.В. к Администрации Кетовского района Курганской области о признании права на предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение, оставлено без рассмотрения.

На протяжении длительного периода времени истец свое право на обеспечение жильем не реализовал, доказательств более раннего обращения с заявлениями о постановке на учет и отказа в такой постановке в материалы дела не представлено.

Из материалов дела видно, что истец впервые обратился с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения 10.03.2014. Сведений о том, что истец принимал меры для постановки его на учет для целей предоставления ему жилого помещения, как лицу, имеющему статус лица из числе детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, либо о включении его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по данному основанию. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган, в том числе с учетом его состояния здоровья после достижения совершеннолетия до достижения 23 лет, то есть с 23.05.1995 по 23.05.2000 по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением.

На момент обращения с заявлением в Администрацию Кетовского района Курганской области в марте 2014 года истец не относился к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с вышеназванным Федеральным законом N 159-ФЗ, поэтому на него не распространялись меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, истцу и было отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения.

С учетом того, что Теплоухов В.В. длительный период с 1995 г. по 2014 год (около 19 лет) не предпринимал мер, для предоставления ему жилого помещения вне очереди по указанному им основанию, а также о постановке его на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затем с 2014 по 2019 год (более 5 лет) истец по вопросу о нарушении своих прав также не обращался и соответствующих мер не предпринимал, суд считает, что после достижения 23-летнего возраста истец утратил статус лица, имеющего право на получение вне очереди жилого помещения либо благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и в настоящее время не имеет права на предоставление ему такого жилого помещения, а соответственно, на постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отсутствуют уважительные причины для восстановления срока для обращения за постановкой его на учет, в качестве нуждающегося в получении такого жилого помещения, как лицу из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в иске к администрации Кетовского района Курганской области о восстановлении срока для включения в список и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Теплоухова Вячеслава Владимировича к администрации Кетовского района Курганской области о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о восстановлении срока для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности на Администрацию Кетовского района Курганской области внести его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности на Администрацию Кетовского района Курганской области предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования Кетовский район Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность - отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд.

Судья Ю.А. Димова