Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-85/2014
Аскизский районный суд Республики Хакасия
В составе:
председательствующего судьи Т.Э. Булавиной,
при секретаре К.А. Топоевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ответчик» о признании незаконными действий по предъявлению платы за водоотведение на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет потребителям которым предъявлена плата за водоотведение на общедомовые нужды,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Ответчик», в котором просил признать незаконными действия ООО «Ответчик» по предъявлению платы за водоотведение на общедомовые нужды с <дата> и возложить обязать на ООО «Ответчик» произвести перерасчет коммунальной услуги по водоотведению всем потребителям, которым предъявлена плата за водоотведение на общедомовые нужды с <дата>, мотивировав требования тем, что являясь ресурсоснабжающей организацией ООО «Ответчик» предоставляет жителям многоквартирных жилых домов <адрес> коммунальную услугу - водоотведение. Представление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым в редакции от <дата> было установлено, что собственники, пользователи помещений оплачивают две составляющие за потребленные коммунальные ресурсы в индивидуальном жилом, нежилом помещении и на общедомовые нужды. Пунктом № Правил установлены виды коммунальных ресурсов, которые могут быть предоставлены потребителю. В соответствии с подпунктом «в» указанного пункта, в указанной редакции, было установлено, что водоотведение -это отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в, состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 были внесены изменения, в соответствии с которыми из пп. «в» п. 4 Правил с <дата> исключены слова «а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме», т.е. начисление платы возможно лишь за водоотведение в индивидуальном жилом, нежилом помещении, тем самым, исключено понятие коммунальной услуги- водоотведение на общедомовые нужды. Вместе с тем, как установлено ООО «Ответчик» после вступления в законную силу указанных изменений предъявляет жителям <адрес> плату за водоотведение на общедомовые нужды, в связи с чем, прокурором <адрес><дата> директору ООО «Ответчик» внесено представление. Внесенное представление директором ООО «Ответчик» отклонено, что в свою очередь явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском т.к. ООО «Ответчик» предъявляет плату за указанную коммунальную услугу в нарушение действующего законодательства.
Определением от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция РХ.
В судебном заседании представитель истца Веселый А.Н., действующий на основании распоряжения, исковые требования поддержал, по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика -директор ООО « Ответчик» ФИО2, действующий на основании Устава, выписки из ЕГРЮЛ, исковые требования не признал, суду пояснил, что ответчик является коммерческой ресурсоснабжающей организацией оказывающей населению <адрес> коммунальную услугу -водоотведение с <дата> по настоящее время. В связи с отсутствием в <адрес> управляющей организации по обслуживанию многоквартирных домов ООО «Ответчик» производит расчеты за оказанную услугу водоотведения непосредственно с абонентами в многоквартирных домах. Так как вмногоквартирных домах <адрес> отсутствуют общедомовые приборы учёта сточных вод, то в соответствии с п.11. ст.20 Федеральным законом от 07.12.2011 №416-03 «О водоснабжении и водоотведении», при отсутствии общедомовых приборов учета сточных вод, объём отведенных сточных вод принимается равным объёму воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, т.е. сумма показаний общедомовых приборов учёта холодного и горячего водоснабжения составляет объём потреблённой коммунальной услуги «водоотведение» в многоквартирном доме. В силу ст.153, ст.157 ЖК РФ собственники в многоквартирном доме обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги исходя из объёмов потребляемых коммунальных услуг. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. №354, в действующей редакции, водоотведение-это отвод бытовых сточных вод из жилого дома, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (п.п. «в» п.4 Правил). Потребителями (абонентами) в данном случае являются лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании помещениями в многоквартирном доме, потребляющие коммунальные услуги. В соответствии со ст.210 ГК РФ, со ст.39 ЖК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе на праве общей долевой собственности общего имущества в многоквартирном доме, что указано и в п.40 названных Правил. Таким образом, ООО «Ответчик» считает, что абоненты (собственники) многоквартирных домов оборудованных общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения, обязаны в полном объеме оплачивать получаемую коммунальную услугу «водоотведение», в том числе на общедомовые нужды, расчет которой производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 № 344, п.п.42,44 Правил предоставления коммунальных услуг с использованием формул 10,12 приложения № к указанным Правилам, в связи с чем, взимаемая также с <дата> плата за водоотведение на общедомовые нужды в многоквартирных домах оборудованных общедомовыми приборами учёта холодного и горячего водоснабжения не противоречит действующему законодательству. Ответчик в соответствии с приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от 29.05.2013 №79-п, которым отменен норматив по водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах не оборудованных ОДПУ, не взимает плату с абонентов таких домов за оказываемую услугу водоотведения на обще домовые нужды. В этих многоквартирных домах ответчик произвел перерасчет платы по водоотведению на общедомовые нужды потребителям. Также указал, что ссылка истца, на то что в связи с внесёнными изменениями в пп. «в» п.4 Постановление Правительства от 06.05.2011 №354 было исключено понятие водоотведения на общедомовые нужды необоснованна, так как противоречит действующим нормативно-правовым актам, приведенным выше, учитывая, что в состав общего имущества многоквартирного дома входят не только помещения, но инженерное оборудование и инженерные сети, которые обслуживают несколько жилых помещений (ст.36 ЖК РФ) и истцом не оспаривается факт и объем оказанной ООО «Ответчик» услуги по водоотведению в многоквартирных домах <адрес>, оборудованных общедомовыми приборами учета горячей и холодной водоснабжения. Кроме того полагает, что в Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011 внесены изменения, связанные с введением предельных нормативов на общедомовые нужды, в остальной части данное Постановление действует без изменений. Считает неверным суждение третьего лица Государственной жилищной инспекции о том, что Постановлением Правительства №344 от 16.04.2013 исключена обязанность оплаты коммунальной услуги водоотведения, предоставленной на общедомовые нужды, т.к. по его мнению, в Постановлении отсутствует данное утверждение. На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции РХ- ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора, пояснив, что поскольку в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения, а именно с <дата> исключена обязанность потребителя по оплате коммунальной услуги водоотведения, предоставленной на общедомовые нужды, то взимание ответчиком данной платы противоречит действующему законодательству, в связи с чем исковые требования прокурора являются обоснованными.Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.210 ГК РФ, ст.39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее Правила), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.
В соответствии с п.4 данных Правил (в ред. от 19.09.2013) потребителю могут быть предоставлены шесть видов коммунальных услуг, в том числе коммунальная услуга водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (п.п. «в»).
Данная редакция подпункта вступила в силу с 1 июня 2013 года, в соответствии с внесенными в Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 изменениями Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которым в подпункте «в» пункта 4 Правил исключены слова « а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме», т.е. в недействующей редакции до 01.06.2013 подпункт «в» имел следующее содержание: водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам. В соответствии с п.40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, исключенные из пп. «в» п.4 Правил слова « а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме»-тождественны понятию общедомовые нужды, определение состава общего имущества в многоквартирном доме содержится в Постановлении Правительства РФ от13.08.2006 № 491(ред.от14.05.2013).
Из чего следует, что внесенными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 в Правила предоставления коммунальных услуг изменениями исключена обязанность оплаты коммунальной услуги водоотведения, предоставленной на общедомовые нужды, что также видно из приказа Государственного комитета по тарифами энергетике РХ от 29.05.2013 №79-п "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 08.08.2012 N 86-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" которым отменен норматив по водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах не оборудованных общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов.
Ответчик в соответствии с Уставом является коммерческой ресурсоснабжающей организацией оказывающей населению <адрес> коммунальную услугу -водоотведение, что не оспаривается участниками процесса.
Как следует из пояснений представителя ответчика, имеющихся в материалах дела счетов-квитанций на оплату коммунальных услуг жителей многоквартирных домов <адрес>, ответчик взимает, в том числе с <дата> плату за оказанную коммунальную услугу водоотведение на общедомовые нужды в многокрвартиных домах оборудованных общедомовыми приборами учёта холодного и горячего водоснабжения.
Кроме того, согласно пояснениям предстателя ответчика ни один из обслуживаемых ответчиком многоквартирных домов не оборудован общедомовым прибором учета сточных вод и в соответствии с приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от <дата> №№, которым отменен норматив по водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах не оборудованных ОДПУ, не взимает плату с абонентов таких домов за фактически оказываемую услугу водоотведения на обще домовые нужды. В этих многоквартирных домах ответчик произвел перерасчет платы по водоотведению на общедомовые нужды потребителям.
Согласно ст.19 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории.
В данном случае, в виду действий ответчика по взиманию платы за водоотведение на общедомовые нужды с собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах оборудованных общедомовыми приборами учёта холодного и горячего водоснабжения ставить их в неравные условия по сравнению с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах не оборудованных общедомовыми приборами учёта, с которых данная плата ответчиком не взимается, чем нарушается указанный конституционный принцип.
Таким образом, возражения ответчика относительно исковых требований истца обусловлены неправильным толкованием норм закона.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по предъявлению платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставляемую на общедомовые нужды с <дата>, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Ответчик» по предъявлению платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставляемую на общедомовые нужды с <дата>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ответчик» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу водоотведения потребителям, которым предъявлена плата за оказание коммунальной услуги водоотведения на общедомовые нужды с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ.
Председательствующий Т.Э.Булавина
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Т.Э.Булавина