Дело № 2-1487/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2016 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,
при секретаре Марченковой ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего помощника Кингисеппского городского прокурора Трофимовой ФИО10, представителя ответчика администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Окуневой ФИО12, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на три года, представителя ответчика МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» Трофимовой ФИО14, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, к администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» об обязании оборудовать здание общеобразовательной школы приборами учета тепловой энергии,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (далее администрация МО Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» (далее – МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова») о возложении обязанности оборудовать учреждение приборами учета тепловой энергии, в обоснование указывая, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории МО Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области установлено отсутствие в нежилом помещении здании МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» приборов учета тепловой энергии. Отсутствие приборов учета тепловой энергии является нарушением требований закона об энергосбережении и причиной повышенных затрат бюджетных средств на отопление здания образовательного учреждения, которое в свою очередь влечет неэффективное использование бюджетных средств, а также ведет к несоблюдению интересов Российской Федерации на эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов.
Просит обязать ответчиков оборудовать здание МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» расположенное по адресу: <адрес>, приборами учета тепловой энергии.
В судебном заседании старший помощник Кингисеппского городского прокурора Трофимова ФИО11 исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержала и пояснила, что в ходе проведенной проверки было выявлено нарушение закона в МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова», где не установлены приборы учета тепловой энергии, просила обязать ответчиков произвести вышеуказанные действия в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области Окунева ФИО13, представив возражение на исковое заявление (л.д. 33-34), в судебном заседании не оспаривала заявленные прокурором требования, пояснила, что приборы учета тепловой энергии в МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» не установлены в связи с отсутствием финансовой возможности, при определении срока для оборудования здания школы приборами учета тепловой энергии просила учесть недостаток бюджетных средств и установить срок до 31 декабря 2019 года.
Представитель ответчика МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» Трофимова ФИО15 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в исковом заявлении не оспаривала, пояснила, что, несмотря на изготовленный проект по установке приборов учета тепловой энергии, указанные приборы учета установлены не были из-за отсутствия финансирования со стороны администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 1 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года регламентировано, что указанный Федеральный закон регулирует отношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного Федерального закона, под энергоснабжением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 4 статьи 13 указанного Федерального закона, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5, 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из положения пункта 2 части 3 статьи 28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктами 3 и 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу частей 1 и 3 статьи 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются эти имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом, распоряжаются эти имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» является бюджетным учреждением. Учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрации МО «Кингисеппский муниципальный район».
Собственником нежилого помещения с кадастровым (условным) номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, нежилое помещение передано в оперативное управление МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № (л.д. 72).
Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» как собственник МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова», обязана содержать образовательное учреждение в соответствии с требованиями законодательства.
Постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области 25 декабря 2012 года № 2974 утверждена долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления МО «Кингисеппский муниципальный район» на 2013-2015 годы» в новой редакции (л.д. 11).
Согласно паспорту Программы в 2015 году на установку автоматизированных тепловых пунктов в муниципальных учреждениях органах местного самоуправления, в том числе в МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» планируется выделение 32 400 тыс. рублей. Ответственным исполнителем программы является администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, отдел по строительству, транспорту, связи и жилищно-коммунальной инфраструктуре (л.д. 11-14).
Во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области о проведении проверки в сфере энергосбережения и энергетической эффективности, Кингисеппской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ из администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области испробована информация об оснащении образовательных учреждений приборами учета использования воды и тепловой энергии, а также документации, подтверждающей ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (л.д. 8).
Согласно данным, представленным в Кингисеппскую городскую прокуратуру у МБОУ «Ивангородская основная общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова», расположенного по адресу: <адрес>, нет подводки горячей воды, прибором учета тепловой энергии образовательное учреждение не оснащено. ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления МО «Кингисеппский муниципальный район» на 2013-2015 годы» заключен контракт № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на установку узлов учета тепловой энергии, автоматизированные тепловые пункты и диспетчерскую систему контроля теплоснабжения в муниципальных учреждениях Ленинградской области, в том числе в МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова». По мере поступления финансовых средств в рамках программы учреждения будут оснащаться приборами учета тепловой энергии и автоматизированными индивидуальными тепловыми пунктами (л.д. 9-10, 15-21).
ДД.ММ.ГГГГ Кингисеппским городским прокурором в адрес главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому предложено принять меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих, провести служебную проверку по факту отсутствия до настоящего времени приборов учета тепловой энергии, в том числе в МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» (л.д. 22-23).
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на представление первый заместитель главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» ФИО6 подтвердила необходимость обустройства указанных в представлении объектов, однако указала, что завершить работы по оснащению образовательных учреждений, в том числе в МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» приборами учета в срок не представилось возможным в связи с отсутствием финансирования (л.д. 24-25).
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области осуществляющая полномочия собственника в отношении здания образовательного учреждения, находящегося в муниципальной собственности, была обязана в силу закона оснастить указанный объект приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, однако до настоящего времени приборы учета в здании МБОУ в МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» не установлены, доказательств обратного суду не предоставлено.
Не оснащенность администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» приборами учета противоречит принципам государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что ведет к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, а также к нарушению прав работников, предусмотренных частью 3 статьи 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поэтому суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Отсутствие в образовательном учреждении приборов учета тепловой энергии ведет к неэффективному и нерациональному использованию энергетических ресурсов Российской Федерации, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов Российской Федерации.
Относительно доводов представителей ответчиков об отсутствии достаточных средств на устранение указанных нарушений со ссылкой на ограниченное бюджетное финансирование, суд отмечает, что отсутствие достаточных денежных средств не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанности по оснащению здания школы приборами учета тепловой энергии, а может быть лишь учтено при установлении срока исполнения решения суда.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывая сложность организации и объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, финансовые затраты, а также мнения прокурора и представителей ответчиков, считает достаточным установить срок для оснащения здания образовательного учреждения приборами учета тепловой энергии – до 31 декабря 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, к администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» об обязании оборудовать здание общеобразовательной школы приборами учета тепловой энергии – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова» в срок до 31 декабря 2018 года оборудовать приборами учета тепловой энергии здание общеобразовательной школы «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.П. Наумова», расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Судья Дунькина Е.Н.