Дело № 2-28/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 января 2019 года Озерский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Селиной Н.Л. при секретаре Литвиненко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» к Логинову В.П. о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, У С Т А Н О В И Л : Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Маяк» (далее ФГУП «ПО «Маяк») обратилось в суд с иском к Логинову В.П. о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию. В обосновании иска указало, что 17.12.2014 г. между истцом и ИП Логиновым В.П., впоследствии утратившим данный статус, был заключен договор теплоснабжения паром №, в соответствии с которым истец как теплоснабжающая организация производил подачу через присоединенные сети тепловой энергии на объект по адресу: <адрес>. Истец надлежащим образом исполнял свои обязательства, поставив ответчику за период с июля по август 2017 г. тепловую энергию от котельной с паром в общем объеме 3,000 Гкал на сумму 2 289,78 руб., а также содержание тепловой мощности сетей в общем объеме 0,2162 Гкал/час на сумму 189 788,30 руб. Однако, потребитель оплату не произвел в полном объеме, в связи с чем, просят взыскать с Логинова В.П. задолженность за поставки тепловой энергии от котельной с паром в общем размере 183 049,31 руб. за период с июля по август 2017 г., госпошлину в сумме 4 861 руб. В судебном заседании представитель истца ФГУП «ПО «Маяк» Солонец В.В.(доверенность л.д.118) на удовлетворении иска настаивала, пояснила аналогично доводам, изложенным в иске. Ответчик Логинов В.П., представитель истца Паскарь А.М. (доверенность л.д.46) в судебном заседании иск не признали, указали, что истцом необоснованно выставлена оплата за содержание сетей, эта обязанность договором возложена на поставщика, информация об увеличении тарифа не было доведена надлежащим образом до потребителя, так же сослались на то, что оснований для выставления счетов с такими суммами не имелось, указали, что в приложении к договору указаны иная суммарная расчетная тепловая нагрузка. Просили в иске отказать. Представитель третьего лица ММПКХ в судебное заседание не явился, извещены (л.д.91). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования. В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Установлено, что 17.12.2014 г. между ФГУП «ПО «Маяк» и ИП Логиновым В.П., впоследствии утратившим статус индивидуального предпринимателя (л.д.32-36), был заключен договор теплоснабжения паром № (л.д.9-18), в соответствии с которым истец как теплоснабжающая организация обязался поставить потребителю тепловую энергию через присоединенные сети на объект по адресу: <адрес>, а ответчик обязался принять тепловую энергию с теплоносителем и оплачивать, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (п.1.1 договора). Согласно п.п.4.1.1 договора ФГУП «ПО «Маяк» обязуется производить (покупать) тепловую энергию и подавать ее Потребителю через тепловые сети в необходимом Потребителю количестве и с тепловыми нагрузками установленными настоящим договором, на отопление - в течение отопительного сезона, на горячее водоснабжение и технологические нужды - круглосуточно в течение года, а потребитель производит оплату за фактически потребленную в расчетном периоде тепловую энергию и теплоноситель в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным (п.7.3 договора). В судебном заседании установлено, что в период действия договора, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области издало постановление от 16.2016г. № 62/30 в целях корректировки долгосрочных тарифов на 2017г. внесены изменения в приложения к постановлению Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.11.2015г. № 56/30 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГУП «ПО Маяк» потребителям Озерского городского округа, и долгосрочных параметров регулирования»(л.д.62-65). Как установлено в судебном заседании, за период с июля по август 2017 года на объект по адресу: <адрес> была отпущена тепловая энергия от котельной с паром в общем объеме 3,000 Гкал на сумму 2 289,78 руб., выполнено содержание тепловой мощности сетей в общем объеме 0,2162 Гкал/час на сумму 189 788,30 руб. (в т.ч. НДС), что подтверждается счета-фактурами № от 31.07.2017 г., и № от 31.08.2017 г. (л.д.19-20). Как следует из платежного поручения от 09.08.2017 №, Логиновым ВЛ. за отпуск тепловой энергии за июль 2017 г. была перечислена сумма в размере 6361,17 руб. (л.д.22), по платежному поручению от 25.09.2017 № за отпуск тепловой энергии за август 2017 г. перечислена сумма в размере 2 667,60 руб. (л.д.23). Факт потребления тепловой энергии подтверждается счетами фактурами, актами приема-передачи. Счета-фактуры содержат сведения о количестве переданной энергии и стоимости услуг (л.д.19-20). Между тем, представленные документы свидетельствуют о том, что ответчик обязательства надлежащим образом не исполнил. Как следует из акта сверки (л.д.21), с учетом частичной оплаты, задолженность ответчика по поставкам тепловой энергии от котельной с паром по счетам-фактурам № от 31.07.2017 и № от 31.08.2017 составляет - 183 049, 31 руб. (в т.ч. НДС), за июль 2017 г. - 90 059,50 руб., за август 2017 г. 92 989,81 руб. Тарифы, отраженные в счетах-фактурах, по которым произведен расчет стоимости услуги, соответствуют постановлениям о тарифах на тепловую энергию, а именно постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.12.2016 г. № 62/30 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.11.2015 г. № 56/30», поставляемую ФГУП «ПО «Маяк» потребителям Озерского городского округа (л.д. 62-65, 99-103). Таким образом, Логинов В.П. принимая тепловую энергию, оплату за потребленный товар не произвел. Довод ответчика и его представителя о том, что истцом до ответчика не была доведена информация об увеличении тарифа, не обоснован, исходя из следующего. В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» на регулируемые организации (к ним относится ФГУП «ПО «Маяк») и органы регулирования (на территории Челябинской области к ним относится Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области) возложена обязанность по раскрытию информации в области теплоснабжения. Законодатель устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию. Так, регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (п.3 постановления). Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) информация раскрывается путем опубликования на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации, а также по решению этого органа на его официальном сайте в сети «Интернет» или в официальных печатных изданиях, в которых публикуются акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.5 постановления). Согласно пункту 43 постановления орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) раскрывает, в частности, информацию о принятых органом тарифного регулирования решениях об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В соответствии с пунктом 15 постановления регулируемая организация обязана, в частности, раскрывать информацию о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги). Во исполнение указанных норм на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области как органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) по адресу: \www.tагif74.ru размещены решения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, действовавшие и действующие в период действия договора теплоснабжения паром от 17.12.2014 г. №, заключенного с ответчиком: -постановление государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 28.11.2014 г. № 50/116 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГУП «ПО «Маяк» по сетям Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства потребителями Озерского городского округа»; -постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.11.2015 г. № 56/30 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГУП «ПО «Маяк» потребителями Озерского городского округа, и долгосрочных параметров регулирования»; -постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.12.2016 г. №62/30 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.11.2015 г. № 56/30». Указанные постановления размещены на главной странице сайта в разделе «Постановления Министерства» в подразделе «Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, принятые до 1 ноября 2017 года». Их поиск возможен по дате принятия и/или номеру и/или типу постановления. Постановления, принятые после 1 ноября 2017 года, размещены на главной странице сайта в разделе «Постановления Министерства» в подразделе «Постановления Министерства». Их поиск осуществляется по многим критериям, в том числе по сфере тарифного регулирования, виду тарифа, наименованию муниципального образования, наименованию теплоснабжающей организации. Таким образом, информация о действующих тарифах на тепловую энергию доведена надлежащим образом до потребителя. Вместе с тем, у ФГУП «ПО «Маяк» как у теплоснабжающей организации отсутствует обязанность публиковать тарифы на тепловую энергию в СМИ. Раскрытие в печатных изданиях регулируемыми организациями информации в области теплоснабжения является обязанностью лишь в том случае, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, отсутствует доступ к сети «Интернет». Несмотря на довод истца об отсутствии информации о тарифах, ответчик Логинов ВЛ. в период с января по декабрь 2015 года добросовестно в полном объеме оплачивал тепловую энергию по тарифам, установленным постановлением от 28.11.2014 г. № 501116, в период с января 2016 года по июнь 2017 года ответчик Логинов ВЛ. оплачивал тепловую энергию по тарифам, установленным постановлениями от 26.11.2015 № 56/30 и от 16.12.2016 г. № 62/30. С июля 2017 года, т.е. еще в период действия постановления от 16.12.2016 г. № 62/30, ответчик Логинов ВЛ. прекратил оплачивать тепловую энергию в полном объеме. Довод ответчика и его представителя о том, что истцом необоснованно выставлена оплата за содержание сетей, также не состоятелен, ввиду следующего. В соответствии с пунктом 1.1 договора теплоснабжения паром № от 17.12.2014 г. Теплоснабжающая организация - ФГУП «ПО «Маяк» обязуется поставить Потребителю - Логинову ВЛ. тепловую энергию через присоединенные сети Теплоснабжающей организации, а Потребитель обязуется принимать тепловую энергию с теплоносителем и оплачивать, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Пункт 1.2 договора закрепляет, что понятие «тепловые сети Теплоснабжающей организации» включает в себя тепловые сети Теплоснабжающей организации и теплосетевой организации. В пункте 1.4 договора стороны предусмотрели положение о том, что в целях исполнения обязательств по подаче тепловой энергии и теплоносителя Теплоснабжающая организация заключила договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя с теплосетевой организацией. Таким договором выступил договор на выполнение услуг по передаче тепловой энергии в паре от 01.01.2011г. № (л.д.69-80),согласно которому Исполнитель (ММПКХ) обязуется оказывать Заказчику (ФГУП «ПО «Маяк») услуги по передаче тепловой энергии в паре через тепловые сети, находящиеся на балансе Исполнителя, а Заказчик обязуется оплатить оказываемые услуги (п. l договора). В пункте 2 договора указано, что перечень потребителей Заказчика и сторонних организаций, осуществляющих пользование тепловой энергией через сети Исполнителя, определен в Приложении № 1, в котором в подпункте 14 ИП Логинов значится как сторонний потребитель ФГУП «ПО «Маяк». Как следует из акта о разграничении балансовой принадлежности магистральных теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 3 к Договору) (л.д.79), отпуск теплоэнергии с паром от котельной № 1 на город, ДСК и гаражи осуществляется исключительно по тепловым сетям ММПКХ. Из подпункта 4.1.3 договора видно, что содержать тепловые сети в состоянии, обеспечивающем надежное теплоснабжение потребителей, обеспечивать безопасную эксплуатацию, исправность используемых приборов и оборудования, связанных с передачей тепловой энергией, входит в обязанность ММПКХ как владельца тепловых сетей. Согласно договору на Логинова ВЛ. как потребителя возложена обязанность поддерживать технически исправное состояние своих систем теплопотребления (п.5.1.10); обязанность содержать тепловые сети теплоснабжающей организации (в частности, ММПКХ) у Логинова ВЛ. отсутствует и ответчику не вменяется. Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая мощность (далее - мощность) - количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени. В соответствии с пунктами 84 и 85 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг по передаче тепловой энергии в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на производство тепловой энергии, в том числе расходы на содержание установленной тепловой мощности источника (источников) тепловой энергии, принадлежащего регулируемой организации и включенного в схему теплоснабжения. Одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии включает в себя полную стоимость единицы тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии. Двухставочный тариф включает в себя ставку за тепловую энергию и ставку за содержание включенной в схему теплоснабжения установленной тепловой мощности источника тепловой энергии (в том числе в форме резерва, включающего законсервированную мощность). Ставка за содержание тепловой мощности определяется на единицу тепловой нагрузки потребителей в соответствии с договорами (с учетом мощности, поддерживаемой для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей, приобретающих услуги по поддержанию резервной тепловой мощности). Порядок, условия и особенности установления и утверждения регулируемых тарифов на тепловую энергию определяются нормами Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. № 300 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области». Согласно постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.11.2015 г. № 56/30 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГУП «ПО «Маяк» потребителями Озерского городского округа, и долгосрочных параметров регулирования», для регулируемой организации ФГУП «ПО «Маяк» (по сетям ММПКХ) тариф на тепловую энергию, отпускаемую всем потребителям Озерского городского округа в паре (теплоноситель - отборный пар давлением от 2,5 до 7,0 кг/кв.см), на период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017г. установлен в размере 2 695,41 руб./Гкал, на период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. - в размере 2 829,83 руб./Гкал (приложение № 2). Вид тарифа - одноставочный. 16.12.2016г. постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.12.2016 г. № 62/30 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.11.2015 г. № 56/30» в вышеуказанное постановление, в частности, в Приложение № 2, были внесены изменения, согласно которым тариф на тепловую энергию, отпускаемую в паре в период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г., оставлен без изменения (2695,41 руб./Гкал), в то время как тариф на тепловую энергию, отпускаемую в паре в период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г., изменился. Так, для всех потребителей Озерского городского округа, использующих тепловую энергию с теплоносителем «отборный пар давлением от 2,5 до 7,0 кг/кв.см», отпускаемую по сетям ММПКХ, в том числе и для Логинова В.Л., введен двухставочный тариф, включающий в себя ставку за тепловую энергию (646,83 руб. Гкал) и ставку за содержание тепловой мощности (743,6542 тыс.руб./Гкал/ч в мес.). Таким образом, установлено, что изменение тарифа с одноставочного на двухставочный произошло на основании постановления тарифного органа. Доводы ответчика и его представителя о не соответствии показателей суммарной расчетной тепловой нагрузки, предусмотренной в приложении № 2 к договору, имеющей значение 0,014 Гкал/час и показателей, используемых при расчете задолженности - 0,10814 Гкал/час, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не является. В судебном заседании установлено, что при расчетах между сторонами до введения с 01.07.2017г. нового тарифного регулирования и применении двухставочного тарифа, данный показатель при расчетах не использовался. При переходе с 01.07.2017г. на двухставочный тариф данный параметр - расчетная тепловая нагрузка был использован при определении стоимости потребленной тепловой энергии в паре (расчет л.д.66). Как указано в расчете задолженности и в пояснениях представителя истца в ходе рассмотрения заявленных требований, размер расчетной тепловой нагрузки потребителя 0,014 Гкал/час указан ошибочно, поскольку данный параметр определен с теплосетевой организацией ММПКХ договором на выполнение услуг по передаче пара в размере 0,10814 Гкал/час. Суд соглашается с доводами истца. В соответствии со ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, расчет с энергоснабжающей организацией основан на принципе расчета за фактически потребленную энергию. Ошибочное указание в приложении к договору с ответчиком параметров расчетной тепловой нагрузки потребителя 0,014 Гкал/час не влияет на реально существующие технические характеристики данного показателя в размере 0,10814 Гкал/час, что нашло свое отражение с договоре между теплоснабжающей организацией ФГУП ПО «Маяк» и балансодержателем тепловых сетей ММПКХ (л.д.69-80) и отражено в приложении № 1 под п. 14(л.д.77). Таким образом, заявленные требования суд признает обоснованными. Как следует из материалов дела, ФГУП «ПО «Маяк» обратилось в суд с иском к Логинову В.П. о взыскании задолженности по поставкам тепловой энергии от котельной с паром по счетам-фактурам № от 31.07.2017 и № от 31.08.2017 г. в размере - 183 049, 31 руб. (в т.ч. НДС), за июль 2017 г. - 90 059,50 руб., за август 2017 г. 92 989,81 руб. Учитывая изложенное, с ответчика подлежит взысканию задолженность по поставке тепловой энергии от котельной с паром за период с июля по август 2017 года в размере 183 049,31 руб. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, с Логинова В.П. в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в сумме 4 861 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» удовлетворить. Взыскать с Логинова В.П. в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» задолженность по поставке тепловой энергии от котельной с паром по договору теплоснабжения паром № от 17.12.2014 г. за период с июля по август 2017 года в размере 183 049,31 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 861 руб., а всего 187 910 (сто восемьдесят семь тысяч девятьсот десять) руб. 31 коп. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий - Н.Л. Селина |