Дело № 2 -54/2021
(УИД 42RS0013-01-2020-002556-68)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Антиповой И.М.,
при секретаре Фроловой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске
17 февраля 2021 года.
дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о защите прав потребителей.
Требования, уточненные в порядке ст. 39 ГПК РФ мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк России» в Междуреченском отделении № расположенном по адресу: <адрес>, истец совершила перевод денежных средств в сумме 500 000 рублей на имя ФИО по системе перевода денег «<данные изъяты>», а также заплатила комиссию за перевод в сумме 2 000 рублей, что подтверждается приходным кассовым ордером N № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным в отделении № ПАО «Сбербанк России». Контрольный номер, вопрос и ответ никому не сообщала.
ДД.ММ.ГГГГ в первой половине дня истцу стало известно, что банк произвел выплату перевода неизвестному лицу.
В отделении ПАО «Сбербанк России», расположенное по адресу: <адрес> она и ФИО (получатель по ее денежному переводу) узнали, что сделанный перевод ФИО был выплачен неизвестному лицу, в другом городе по <данные изъяты>.
Истец потребовала заблокировать выплату денежного перевода, совершенного ею, т.к. деньги по переводу находились еще в банке. Несмотря на это, ответчик не предпринял никаких мер к приостановлению операции по выплате денежного перевода произвел выплату перевода в сумме 500 000 рублей неизвестному лицу, иностранному гражданину в другом городе. При этом и отправитель и получатель находились в это время ДД.ММ.ГГГГ в г. Междуреченске Кемеровской области в отделении Сбербанка РФ № расположенном по адресу: <адрес>.
Истец сразу ДД.ММ.ГГГГ написала заявление (претензию) в ПАО «Сбербанк России», в котором просила разобраться и возвратить денежные средства. На заявление банк выдал ответ, что у банка нет оснований для возврата денежных средств.
Считает, что выплата денежного перевода неизвестному лицу произведена по вине ответчика.
В нарушение ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 39962) ответчик не провел идентификацию лица, получившего денежный перевод истца, не получил от иностранного гражданина надлежащим образом заверенный перевод на русском языке документа, удостоверяющего его личность, не затребовал предоставление документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (виза, миграционная карта), копии указанных документов у ответчика отсутствуют.
Также, отказав ДД.ММ.ГГГГ по требованию истца приостановить операцию по осуществлению выплаты совершенного истцом денежного перевода в отделении Сбербанка РФ № расположенном по адресу: <адрес>, ответчик нарушил требования закона N 161-ФЗ, N 115-ФЗ и произвел выплату денежного перевода без согласия клиента, лицу, которое не имело права его получать, в результате чего неизвестное лицо незаконно получило денежные средства преступным путем.
В силу статъи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. В части 1, 2 статьи 7. Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях не причиняла вред имуществу потребителя. Вред, причиненный имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности услуги, подлежит возмещению в соответствии со ст.1:1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Истец предоставила банку для осуществления перевода по системе «Колибри» уникальные сведения о получателе - гражданине РФ ФИО . Кроме того, идентификационные данные получателя имелись в банке. Этих сведений достаточно для безошибочной идентификации получателя. Сама идентификация в силу требований вышеуказанные законов и нормативных актов является обязанностью банка.
Считает, что выплата перевода истца постороннему лицу (не получателю по переводу) в другом городе без идентификации личности стало возможным в результате не выполнения банком требований законов РФ. Получатель - гражданин РФ ФИО ФИО денежный перевод не получал.
Поскольку спорные правоотношения сложились между истцом, как потребителем, использующим услуги ответчика для личных нужд и ответчиком, оказывающим услугу, к данным правоотношениям подлежит применению Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей». Преамбула Закона «О защите прав потребителей» признает недостатком услуги ее несоответствие обязательным требованиям или условиям договора. При оказании услуги исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса ее оказания. В силу п.п. 1, 3 и 5 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей», вред причиненный имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению исполнителем. Таким образом, с ответчика ПАО «Сбербанк России» подлежит взысканию ущерб в размере 502 000 рублей.
Кроме того, как следует из ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» подлежат возмещению ответчиком причиненный истцу незаконными действиями моральный вред. Он выразился в том, что в результате не выполнения предписаний закона банком, она лишилась значительных денежных средств, в связи с чем, испытывает материальные трудности в части обеспеченности семьи, переживания и страдания. Особые переживания и стресс истец перенесла в тот момент, когда находясь в банке ДД.ММ.ГГГГ, уведомила сотрудника банка, что совершается незаконные операции по выплате перевода неизвестному лицу и потребовала приостановить операцию, сотрудник банка просто бездействовала, не оказав ей никакой помощи в сохранении денежных средств, в результате чего она испытала чувство безысходности, невозможности повлиять на ситуацию и чувствовала полную незащищенность как клиент банка. Компенсацию морального вреда истец оценивает в 500 000 рублей.
Также, в соответствии со ст. 13 ч. 6, ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию штраф в сумме 501 000 рублей из расчета: претензия о возврате денег была предъявлена в ПАО «Сбербанк Россию) ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истек срок удовлетворения требований. До настоящего времени ответчик не исполнил в добровольном порядке требования истца. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ просрочка составляет 299 дней. 502 000 рублей (сумма требований потребителя) х 3% (110 п. 5 ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей») х 299 дней = 4 502 940 рублей. Следовательно, неустойка за просрочку удовлетворения требования потребителя о возврате денег составляет 4 502 940 рублей.
В связи с тем, что в настоящее время истец проживает в <адрес> края, прилетала на самолете в <адрес> для участия в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Своего ребенка ФИО она брала с собой, т.к, оставить ее по месту жительства не с кем. Стоимость перелетов из <адрес> и обратно ответчик обязан возместить ей.
Также считает, что подлежат возмещению понесенные почтовые расходы согласно квитанциями об отправке заказных писем в адрес ответчика.
Просит взыскать с ответчика ПАО «Сбербанк России» сумму причиненного ущерба в размере 502 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы присужденной судом, неустойку в размере 4 502 940 рублей, расходы, связанные с рассмотрение дела в размере 53 677 рублей, почтовые расходы в сумме 352,84 рубля.
В настоящее судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца адвокат Костычева Э.В., действующая на основании нотариальной доверенности № 23 АВ 0043803 от 28.07.2020 года, на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности № 71-ДТЛ от 01.09.2019 года возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил согласно письменных возражений и дополнений к ним: ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Банк с заявлением о совершении срочного денежного перевода «<данные изъяты>» на имя ФИО в сумме 500 000 руб. (номер перевода - № В рамках действующих тарифов на период совершения денежных переводов ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. была уплачена комиссия за оформление перевода в сумме 2 000 руб.
После получения банковским работником переводимых денежных средств был выдан приходный кассовый ордер, который приобщен истцом к материалам гражданского дела.
ФИО денежный перевод был получен ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе досудебного урегулирования спора Банком была проведена проверка обоснованности заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки Банк не установил оснований для выплаты денежных средств ФИО3.
В целях выяснения обстоятельств, характера и причин наступления рискового события, мотива и механизма про изошедшего инцидента, установление вины и степени причастности сотрудников Банка к событиям, определения размера ущерба и источников его погашения ПАО Сбербанк было проведено служебное расследование (акт служебного расследования. N № от ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам служебного расследования комиссия пришла к выводам о том, что:
- нарушений внутренних нормативных документов со стороны сотрудников Банка не выявлено;
- недостатков в бизнес-процессах или АС, спровоцировавших наступление рискового события не выявлено;
фактов внутреннего мошенничества, личной корыстной заинтересованности, причастность к схеме хищения денежных средств со стороны сотрудников Банка не установлено.
Обращаясь в Банк с заявлениями о денежном переводе «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 подтвердила, что ознакомлена и согласна с тарифами и условиями совершения ПАО Сбербанк денежного перевода.
ФИО3 обратилась с заявлениями о переводе денежных средств по форме Банка. Переводы осуществляются между структурными подразделениями Банка. Любую информацию по срочным денежным переводам <данные изъяты>» можно получить в структурных подразделениях Банка, совершающих операции по срочным денежным переводам <данные изъяты>» ( п.2. Порядка).
За совершение денежных переводов ФИО3 было уплачено ПАО Сбербанк 2 000 руб. Размер комиссии и факт ознакомления с Тарифами истцом не оспаривается.
Переводы осуществляются без открытия счета, как отправителя, так и получателя. Прием и выдача перевода, а также уплата сумм комиссионного вознаграждения Банка производятся наличными деньгами (п. 4. порядка). Прием, выплата, отмена переводов осуществляется с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность физического лица (п. 6. Порядка).
Как при приеме денежных средств от ФИО1, так и при выплате переводимой суммы ФИО ФИО. операции совершены сотрудниками Банка исключительно после предъявления документов удостоверяющих личность, а именно:
- паспорта гражданина РФ от ФИО3;
-паспорта иностранного гражданина ФИО , выданного Киевским РОУМВ Украины.
В материалы дела Банком представлена справка о совершенном денежном переводе.
При приеме перевода по желанию отправителем может быть указан контрольный вопрос и ответ. В этом случае знание получателем ответа на контрольный вопрос является обязательным условием выплаты перевода.
Принятому переводу присваивается уникальный контрольный номер, знание которого Получателем перевода является обязательным условием для его выплаты (п. 8. Порядка). Контрольный номер перевода отражается в квитанции/приходном кассовом ордере 402008, выданной (-ом) в подтверждение факта приема перевода от отправителя.
Отправитель может воспользоваться бесплатным сервисом по информированию получателя об отправленном ему переводе «<данные изъяты> для чего при заполнении заявления о переводе <данные изъяты>» указывает номер мобильного телефона получателя. Отправитель самостоятельно уведомляет получателя об отправленном ему переводе <данные изъяты>» и о контрольном номере данного перевода. В случае указания в заявлении о переводе <данные изъяты>» отправителем перевода своего номера мобильного телефона, отправителю предоставляется дополнительный бесплатный сервис по его уведомлению посредством СМС-сообщения о факте выплаты получателю данного перевода (п. 9. Порядка).
В приходном кассовом ордере (код формы №) была указана информация о получателе денежных средств (фамилия, имя, отчество), а также уникальный контрольный номер.
Перед получением денежных средств ФИО был предъявлен иностранный паспорт для идентификации получателя по ФИО, назван контрольный номер, контрольный вопрос для получения денежных средств.
ФИО3 в заявлении о денежном переводе просила Банк об СМС-информировании относительно оформления и выплаты денежного перевода.
В графе заявления «Уведомить (послать SMS) на сотовый телефон:» был указан номер телефона, на который было необходимо информировать Клиента:
- +№ об оформлении денежного перевода;
- + № о выплате денежного перевода.
На указанные номера телефонов Банком были направлены сообщения относительно оформления и выплаты денежного перевода.
К несовпадениям ФИО получателя не относятся разное написание в реквизитах перевода и реквизитах документа, удостоверяющего личность получателя, букв «Е» или «Ё» и букв «И» или (IЙ», одинаковое написание букв латиницей и кириллицей (например, «Р» (лат.) и «Р»(кир.)), а также отсутствие или наличие в реквизитах ФИО знака пробел или дефиса (п. 15. Порядка).
Считает, что основания для отказа в приеме денежных средств для осуществления перевода и выдаче денежных средств у Банка отсутствовали. Перевод был совершен в полном соответствии с установленным Порядком и требованиями Закона.
Во исполнение положений п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также п. 1.2.2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 222-П ФИО3 была ознакомлена согласна с тарифами и условиями данного денежного перевода.
Заявляя о возмещении вреда на основании ст. 1095 ГК РФ, истцом не представлено доказательств, что имеются какие-либо недостатки оказанной Банком услуги. Исходя из документов, представленных в материалы гражданского дела, Банк выполнил свою обязанность перед ФИО3 по переводу денежных средств в точном соответствии с требованиями Закона и правилами перевода. Для получения перевода было необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, указать уникальный код и контрольный ответ, присваиваемый переводу. Данная информация известна только лицу, осуществляющему перевод денежных средств.
Ответчик не согласен с доводом истца относительно того, что Банком не была проведена идентификация получателя денежных средств. При этом перевод денежных средств без открытия счета позволяет при наличии условий, установленных п.1.11 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001№-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», производить упрощенную идентификацию для которой достаточно фамилии, имени и отчества лица, получающего перевод.
В условиях, когда банку известны полные данные (в том числе паспортные) отправителя денежных средств, необходимость полной идентификации получателя отсутствует, поскольку банком установлено лицо, осуществляющее перевод денежных средств (перевод осуществляется другому физическому лицу в пределах Российской Федерации, не связан с перемещением денежных средств за рубеж, и не требует дополнительного про ведения идентификации в общем порядке).
Между тем, как было установлено в ходе служебного расследования, при выплате перевода:
получателем денежных средств был предъявлен паспорт иностранного гражданина;
проведена идентификация клиента, визуальная оценка представленного документа, фотография в документе была сличена с обратившимся клиентом;
проведена проверка паспорта с использованием прибора «Ультрамаг» (проверка подлинности документа);
подпись в РКО сравнивалась с подписью в паспорте.
В ходе судебного разбирательства было установлено, выдача денежных средств по переводам Истца произведена при установлении соответствия фамилии, имени и отчества получателей, указанных в заявлении ФИО1, с фамилией, именем и отчеством лица, обратившегося за выдачей денежных средств - ФИО , а также на основании контрольного номера перевода, сообщение которого получателю является обязанностью отправителя, что подтверждается заявлениями о выплате денежного перевода «Колибри». ФИО также перед получением перевода был дан верный контрольный ответ (<данные изъяты>) на контрольный вопрос (КАКОЕ ИМЯ).
Доводы истца о том, что ответчик в нарушение ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ N 115-ФЗ не провел полную идентификацию получателя денежных средств, а именно не затребовал миграционную карту, не проверил действительность и перевод представленного паспорта, что привело к причинению убытков истцу, считает не обоснованными, поскольку согласно ст.7 ФЗ N 115, рассматриваемые переводы денежных средств без открытия счета позволяют при наличии предусмотренных условий производить упрощенную идентификацию, для которой достаточно фамилии, имени и отчества, лица, получающего перевод.
В условиях, когда банку известны полные данные (в том числе паспортные) отправителя денежных средств, необходимость полной идентификации получателя отсутствует, поскольку банком установлено лицо, осуществляющее перевод денежных средств (перевод осуществляется другому физическому лицу в пределах Российской Федерации, не связан с перемещением денежных средств за рубеж, и не требует дополнительного про ведения идентификации в общем порядке).
В данной ситуации при выдаче денежных средств Банком проведена упрощенная идентификация ФИО в установленном порядке, что не является нарушением ФЗ N 115-ФЗ.
Ссылку Истца на Положение Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 499-П (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк видит также неуместной, так как в силу требования ФЗ N 115-ФЗ Банком проведена упрощенная идентификация при принятии на обслуживание.
В заявлении о денежном переводе «<данные изъяты>» ФИО1 подтвердила, что с тарифами и условиями совершения ПАО Сбербанк денежного перевода она ознакомлена и согласна.
Денежные переводы были совершены в строгом соответствии с Порядком и условиями осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов <данные изъяты>". На основании указанного порядка достаточно указания ФИО получателя платежа. На момент оформления заявлений о денежных переводов Истец знал и был согласен с тем, что идентификация получателя проводится по ФИО, так как в заявлении иных сведений относительно получателя не указывается.
В рамках данного продукта не имеет значения какая именно Банком проводилась идентификация. Без уникального контрольного номера, который формируется в автоматическом режиме в приходном кассовом ордере (код формы №) и контрольного ответа (в случае указания) невозможно получить денежный перевод.
В материалы гражданского дела представлено Заявление физического лица от ДД.ММ.ГГГГ при формировании данных заявлений автоматически формируется дата и время обращения Клиента в Банк. На 2 странице заявления указано, что ФИО по спорным переводам обратилась ДД.ММ.ГГГГ в 17.29. Согласно представленному расходному ордеру, информации из АС Инфобанк, Акта служебного расследования, выписки из Мобильного банка перевод в размере 500000руб. был получен ФИО ДД.ММ.ГГГГ в 11.21 по МСК (15.21 по местному времени).
Таким образом, Истец обратился в Банк уже после фактического получения переводов, что опровергает ее пояснение относительно того, что Банком не предприняты меры по отмене перевода после ее обращения.
По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 6 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") 1.
Банком представлены все подтверждающие документы исполнения своих обязательств в рамках данного ФИО1 поручения в заявлении на перевод денежных средств. Более того, сразу же после обращения потребителя ДД.ММ.ГГГГ в Банк в 17.29 по местному времени было сформировано обращение от имени физического лица. Идентичный текст обращений также был сформирован от имени ФИО и ФИО , что заняло незначительный отрезок времени у специалиста Банка.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, поэтому в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела № СО ОМВД России по <адрес>, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 150 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам и в пределах заявленных исковых требований в силу ст. 196 ГПК РФ.
В соответствии с п.1,2 ст. 8 Федерального закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги) (п. 2 ст. 10 Закона).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В силу ст.7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях использования не причиняла имущественный вред.
Согласно п.п. 1,3 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Безналичные расчеты осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями (далее - банки) с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором.
Согласно п. 1 ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Согласно п.9 ч.1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся: осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента) (ч.1). Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (ч.2). Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств (ч. 3). Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ч. 7). В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств (ч.9). При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности (ч. 11).
Положениями ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено, что распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода) (ч.1), распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде (ч.2), при приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений клиентов, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч. 4).
Согласно ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента. Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что распоряжение клиента может быть отозвано до наступления безотзывности перевода денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
Правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации установлены Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Правила переводов) (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 24667).
Пунктом 1.1. Правил переводов предусмотрено, что банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.
Согласно п.1.4. Правил переводов, кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством: приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу.
Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом (п. 1.7. Правил переводов).
Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие: порядок составления распоряжений; порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений; порядок исполнения распоряжений; иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.
Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению (п. 1.8. Правил переводов).
Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях (п. 1.9. Правил переводов).
На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке (п. 1.15. Правил переводов).
В распоряжениях указывается уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк получателя средств осуществляет контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, установленных договором с получателем средств. В случае осуществления перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа, формирование и контроль уникального идентификатора платежа осуществляются в порядке, установленном в приложении 12 к настоящему Положению (п. 1.21.1. Правил переводов).
В распоряжении, требующем выполнения условий перевода денежных средств (далее - условия перевода), указывается признак, определяющий наличие условий перевода денежных средств (далее - признак условий перевода), если он предусмотрен договором (п. 1.21.2. Правил переводов).
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков (п. 1.25. Правил переводов).
Порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму с реестрами, устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур приема к исполнению распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов (п. 2.2. Правил переводов).
В поступившем распоряжении банк плательщика указывает дату поступления распоряжения в банк плательщика.
При положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения на бумажном носителе, переданного в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, кредитная организация принимает распоряжение к исполнению и незамедлительно после выполнения процедур приема к исполнению распоряжения представляет отправителю распоряжения экземпляр распоряжения на бумажном носителе или документ кредитной организации на бумажном носителе, подтверждающий прием распоряжения к исполнению, с проставлением даты приема и отметок банка, включая подпись уполномоченного лица банка (п. 2.13. Правил переводов).
Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств.
Составление заявления об отзыве и процедуры его приема к исполнению осуществляются банком в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего Положения.
Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об отзыве, направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде или на бумажном носителе об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения и проставлением на распоряжении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.
Заявление об отзыве служит основанием для возврата (аннулирования) банком распоряжения (п. 2.14. Правил переводов).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк России» в Междуреченском отделении № расположенном по адресу: <адрес>, истец совершила перевод денежных средств в сумме 500 000 рублей на имя ФИО по системе перевода денег «<данные изъяты> что подтверждается заявлением о денежном переводе (т.1 л.д. 113) и приходным кассовым ордером N № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.7). Переводу был присвоен контрольный номер №, указан контрольный вопрос: «Какое имя» и контрольный ответ: «<данные изъяты>
Порядок и условия осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов «<данные изъяты>» (далее Порядок перевода <данные изъяты>) (том 1 л.д. 62), разработаны во исполнение и в соответствии п. 1.8. Правил переводов ПАО «Сбербанк», согласно которым:
1.ПАО Сбербанк (далее - Банк) осуществляет срочные денежные переводы <данные изъяты>» в валюте Российской Федерации по поручению физических лиц - граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, резидентов и нерезидентов Российской Федерации, на основании заявления о переводе <данные изъяты>», установленной Банком формы.
2. Переводы осуществляются между структурными подразделениями Банка. Любую информацию по срочным денежным переводам «<данные изъяты>» можно получить в структурных подразделениях Банка, совершающих операции по срочным денежным переводам «Колибри».
3. За выполнение операций по переводу денежных средств, за отмену перевода взимается плата (комиссионное вознаграждение) в соответствии с тарифами Банка.
С тарифами по осуществлению Банком срочных денежных переводов <данные изъяты>» можно ознакомиться на Сайте Банка www.sberbank.ru
4. Переводы осуществляются без открытия счета, как отправителя, так и получателя. Прием и выдача перевода, а также уплата сумм комиссионного вознаграждения Банка производятся наличными деньгами.
5. Общая сумма переводов, принимаемых через один территориальный банкот имени одного физического лица в течение одного операционного дня, не должна превышать 500000 (Пятьсот тысяч) рублей.
6. Прием, выплата, отмена переводов осуществляется с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность физического лица.
При приеме перевода по желанию отправителем может быть указан контрольный вопрос и ответ. В этом случае знание получателем ответа на контрольный вопрос является обязательным условием выплаты перевода.
7. Переводы не могут быть связаны с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности.
8. Принятому переводу присваивается уникальный контрольный номер, знание которого Получателем перевода является обязательным условием для его выплаты.
9. Контрольный номер перевода отражается в квитанции/приходном кассовом ордере №, выданной (-ом) в подтверждение факта приема перевода от отправителя.
Отправитель может воспользоваться бесплатным сервисом по информированию получателя об отправленном ему переводе «<данные изъяты>», для чего при заполнении заявления о переводе «<данные изъяты>» указывает номер мобильного телефона получателя. Отправитель самостоятельно уведомляет получателя об отправленном ему переводе «<данные изъяты>» и о контрольном номере данного перевода. В случае указания в заявлении о переводе <данные изъяты>» отправителем перевода своего номера мобильного телефона, отправителю предоставляется дополнительный бесплатный сервис по его уведомлению посредством СМС-сообщения о факте выплаты получателю данного перевода.
10. Отправитель имеет право на отмену невостребованного получателем перевода и возврат денежных средств, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и Квитанции/приходного кассового ордера № с контрольным номером перевода.
11. Отмена перевода осуществляется в любом структурном подразделении Банка.
Комиссионное вознаграждение, ранее уплаченное за его отправление, не возвращается.
12. В случае утраты квитанции/приходного кассового ордера № содержащей (-его) контрольный номер перевода, выдача дубликатов и копий не производится. Для выплаты (возврата) перевода отправителю, квитанция/приходный кассовый ордер № по которому утерян, отправителю необходимо оформить письменное заявление в произвольной форме на имя руководителя структурного подразделения Банка.
Выплата денежных средств отправителю осуществляется с разрешения руководителя структурного подразделения Банка:
- в случае если отправитель помнит контрольный номер перевода - в любом структурном подразделении Банка;
- в случае если отправитель не помнит контрольный номер перевода - только в структурном подразделении Банка, принявшем перевод, после проверки первичных документов.
13. Отправитель имеет право на внесение поправок в невостребованный получателем перевод в части изменения фамилии, и/или имени, и/или отчества получателя, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и квитанции/приходного кассового ордера № с контрольным номером перевода, выданной ( -ого) при оформлении перевода, или, в случае отсутствия квитанции/приходного кассового ордера № с контрольным номером перевода, при правильном указании контрольного номера перевода, а также при совпадении данных документа, удостоверяющего личность отправителя, с данными клиента, указанными в реквизитах перевода при его отправлении. Ошибка! Закладка не определена.
14. Получатель имеет право истребовать причитающийся ему перевод в любом структурном подразделении Банка, осуществляющем выплату переводов. Выплата перевода совершается в часы операционного обслуживания клиентов.
15. В случае несовпадения ФИО получателя с данными, указанными отправителем в заявлении о переводе «<данные изъяты>», выплата перевода не производится.
К несовпадениям ФИО получателя не относятся разное написание в реквизитах перевода и реквизитах документа, удостоверяющего личность получателя, букв «Е» или «Ё» и букв «И» или «Й», одинаковое написание букв латиницей и кириллицей (например, «Р» (лат.) и «Р» (кир.)), а также отсутствие или наличие в реквизитах ФИО знака пробел или дефиса.
16. Суммы переводов, не востребованные получателем и отправителем в течение трех лет со дня осуществления перевода, выплачиваются отправителю в структурном подразделении Банка, принявшем перевод, после подачи отправителем письменного заявления в произвольной форме, проверки Банком первичных документов по принятым переводам.
Изучив данные документы, суд признает установленным, что Банк уведомил истца обо всех условиях оказываемой услуги, ознакомив с указанными Порядком и условиями осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов «<данные изъяты> о чем указано в заявлении о денежном переводе «<данные изъяты> принятом от истца (том 1 л.д. 113), в том числе о стоимости услуги, о том, что переводы осуществляются без открытия счета (как отправителя, так и получателя), прием и выдача перевода, а также уплата сумм комиссионного вознаграждения Банка производятся наличными деньгами (п. 4. порядка), прием, выплата, отмена переводов осуществляется с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность физического лица (п. 6. Порядка), защита операции обеспечена присвоением уникального контрольного номера, знание которого получателем перевода является обязательным условием для его выплаты, который отражается в квитанции/приходном кассовом ордере № выданной (-ом) в подтверждение факта приема перевода от отправителя (п. 8. Порядка), а также мерой дополнительной защиты совершаемой операции в виде контрольного вопроса и ответа.
Тем самым, истец воспользовалась своим правом на выбор данной услуги, действуя осознанно и по доброй воле.
Согласно искового заявления и как пояснила в суде истец, ДД.ММ.ГГГГ истец, находясь в отделение ПАО «Сбербанк России», расположенном по адресу: <адрес>, узнала, что банк произвел выплату перевода неизвестному ей лицу. Она требовала отменить выплату денежного перевода, совершенного ею, либо выдать получателю денежные средства.
ДД.ММ.ГГГГ в 17.29 банком принято от ФИО1 заявление (претензия) в ПАО «Сбербанк России» по факту выдачи переведенных денежных средств третьим лицам в другом городе (т.1 л.д. 8-9). Дан ответ с рекомендацией обратиться в правоохранительные органы (т.1 л.д. 10-11).
По рассматриваемому факту банком было проведено служебное расследование (акт служебного расследования. N № от ДД.ММ.ГГГГ) (т.1 л.д. 63-72), которым установлено, что оформление перевода № состоялось при следующих обстоятельствах:
Согласно данным ФП Аудит АС «Филиал Сбербанк» в ВСП № Сибирского банка:15:27 СМО ФИО оформила денежный перевод от имени клиента ФИО1, контрольный № на сумму 500 000рублей, комиссия составила 2 000рублей, получатель ФИО .
15:30 операция подтверждена банковской картой ФИО1№******№ с вводом ПИН-кода.
15:39 СМО ФИО погасила жетон № и приняла денежные средства от клиента ФИО1
Согласно заявления оформленного при отправке денежного перевода Колибри № в поле и контрольный вопрос указано-«Какое имя», в поле контрольный ответ <данные изъяты>».Номер телефона для направления смс-сообщений об оформлении /выплате перевода указаны следующие
№ уведомить об оформлении денежного перевода «Колибри», +№ Уведомить о выплате денежного перевода <данные изъяты>».
По данным АС Мобильный Банк ДД.ММ.ГГГГ в 15:39 на номер +№ клиенту ФИО ,ДД.ММ.ГГГГ г.р., поступило смс-уведомление с текстовым сообщением : <данные изъяты>» (т.1 л.д.66).
Выплата перевода состоялась при следующих обстоятельствах:
Согласно данным ФП Аудит АС «Филиал Сбербанк» в ВСП № Поволжского банка:
11.06 ЗРВСП ФИО сформировала запрос на выплату денежного перевода ФИО , ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сумме 500 000рублей по документу клиента: паспорт иностранного гражданина №
11.20 кассир СМО ФИО погасила жетон № операции (т.1 л.д.67).
С сотрудников банка были взяты объяснения. Были просмотрены материалы ТСВ по ВСР.
По результатам служебного расследования комиссия пришла к выводам о том, что: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ денежные переводы Колибри были выплачены третьим лицам ФИО (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО1 ММ.ГГГГр,), ФИО (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), (совпадение ФИО) на основании паспортов иностранных граждан, уникальных контрольных номеров и контрольного ответа на вопрос для получения-перевода, т.к.:
• клиенты владели информацией о контрольных номерах переводов и контрольных ответах на вопросы для получения переводов, которые должны быть известны только отправителю денежных средств и получателю;
Сотрудники ВСП №№<данные изъяты> при обслуживании получателей переводов провели идентификацию клиентов, проверку предъявленного ДУЛ с помощью прибора ультрафиолетового излучения. У сотрудников никаких подозрений не возникло, денежные средства были выплачены клиентам;
Причастность сотрудников ВСП №№,№ к схеме хищения денежных средств ПО переводу Колибри не установлена,
Кроме того, установлено, что переводы <данные изъяты>, оформленные ФИО , ФИО1, и ФИО носят сомнительный характер, так как переводы Колибри были оформлены на имя родственников, в присутствии получателей переводов. ФИО4 осуществлены 2 телефонных звонка в Банк с целью уточнения информации о возможности получения перевода <данные изъяты> 3-м лицом по известному ему контрольному номеру и поддельному паспорту. Первый звонок был осуществлен в КЦ до выплаты всех переводов, второй звонок после получения всех переводов;
Перевод № № оформленный ДД.ММ.ГГГГ в 15:53 в ВСП № № г.Междуреченск был выплачен через 2 часа после оформления в <адрес>. В связи с вышеизложенным, с высокой долей вероятности банк может утверждать, что отправители переводов ФИО ФИО4, ФИО самостоятельно разгласили сведения о денежных переводах Колибри, нарушив тем самым условия перевода денежных средств по системе Колибри. Комиссия также не исключает возможный сговор между отправителем и получателем в отношении ПАО Сбербанк.
По обращению ФИО в ОМВД России по <адрес> (заявление от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 5 уголовного дела № №) было возбуждено уголовное дело от ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159.3 УК РФ, проводилось расследование, в ходе которого неоднократно допрашивались ФИО , ФИО1. Постановлением СО от ДД.ММ.ГГГГ предварительное следствие по уголовному делу приостановлено по п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В ходе предварительного расследования по судебному поручению были опрошены сотрудники офиса ПАО «Сбербанк» № в <адрес>ФИО и ФИО
Так, опрошенная по материалам уголовного дела в качестве свидетеля ФИО (уголовное дело № л.д. 99-100), предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснила, что в занимаемой должности работает с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ примерно в 12.00час. она находилась в окне №, подошел клиент 30-35 лет, рост 176 см. худощавого телосложения, славянской внешности, разговаривал без акцента, одежда: похожая на спецовку серого цвета. Предоставил паспорт гражданина <данные изъяты> на ФИО , и приготовленный лист бумаги с информацией: ФИО-отправителя, контрольный номер и контрольная информация. Данный паспорт она проверила сначала визуально, потом с помощью прибора «<данные изъяты>» паспорт признаков подделки не имел. Когда она ставила вводить в базе «Сбербанк» его данных в базе не было, он сказал, что не был клиентом «Сбербанка», она его завела как нового клиента. На голове у него была кепка. Она его спросила, что он делает в <адрес>, он сказал, что он на машине и сейчас проездом и показал лист временной регистрации в <адрес>, в <адрес>. Для его идентификации она спросила номер телефона, чтобы отправить СМС через базу, он назвал номер, но сказал, что забыл дома. Потом назвал другой номер ему на телефон пришло смс-сообщение. После оформления, она его отправила в кассу к ФИО При получении перевода <данные изъяты>», при подтверждении смс-кодом, оформление ведется в электронном виде, бумажных носителей нет. По данному факту была проведена внутренняя проверка.
Опрошенная по материалам уголовного дела в качестве свидетеля ФИО (уголовное дело № л.д. 99-100), предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 12.00час. она находилась в кассе, кабинет №, к ней был направлен клиент для получения денежного перевода <данные изъяты>» в сумме 500 000рублей. Перед выдачей денег, она проверила паспорт визуально, потом прибором <данные изъяты>», а также визуально сверила фотографию с клиентом. Паспорт был гражданина <данные изъяты> на ФИО Признаков подделки паспорта она не выявила. Она ввела номер талона у нее высветилась его анкета и сумма перевода 500 000рублей. Она вручила деньги и он ушел.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО , показал, что является гражданского супругом истца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ он получил СМС о снятии денежных средств по первому переводу, но его не прочитал, спал. СМС заметил только ДД.ММ.ГГГГ днем во втором часу. Позвонил М., спросил, снимала ли она деньги, она ответила, что нет. Они проехали в отделение банка в <адрес>, где им пояснили, что снято было 500 000 рублей, а миллион еще остался на счету. Они попросили приостановить выплату денежных средств, еще на протяжении получаса деньги лежали на счету, потом их сняли. Сотрудница банка вызвала второго работника, которая пояснила, что деньги действительно снимают в другом городе по украинским паспортам. Сотрудник посоветовала ФИО1 снять оставшиеся деньги. М. взяла талон и ушла в кассу, через минут десять вернулась и сказала, что денег на счету уже нет, их сняли, тут же ей на телефон пришла СМС о снятии денежных средств. После этого они обратились с заявлением в полицию. Они собирались приобрести недвижимость в <адрес>, сотрудники банка предложили перевод с помощью системы <данные изъяты>», чем они и воспользовались. За недвижимость он отдал задаток в размере 50 000 рублей, а остальную сумму должен был выплатить в конце месяца. Недостающую сумму в размере 1 000 000 рублей пришлось занимать, занял у ФИО Все подтверждающие документы имеются в материалах уголовного дела. При переводе денежных средств им выдали коды и контрольные слова, они никому их не сообщали, у него лично эти чеки были в машине. Они договорились, что когда будут снимать деньги, будут снимать по звонку, сообщат коды друг другу. ДД.ММ.ГГГГ он должен был лететь в <адрес> потом в <адрес> и М. туда должна была прилететь, снять деньги и приобрести недвижимость. Карточкой не мог воспользоваться, поскольку с карточки один миллион снять сразу нельзя, нужно заранее заказывать. Документы с кодом и секретным словом находились у него в кошельке, кошелек в машине, машина в гараже, кроме него туда никто не попадет. Машиной никто не пользуется, только он. Информацию по данным переводам никому не сообщал.
Свидетель ФИО опрошенная в судебном заседании пояснила, что она работает в ПАО «Сбербанк России» отделение № по <адрес> в <адрес>, отделение по решению проблем клиентов. Последнего клиента перед данной ситуацией она обслужила в 16.02 час., минут через 10-15 к ней обратились клиенты, а именно ФИО1 с тем, что шел перевод «<данные изъяты>», ФИО3 получила СМС-уведомление, была в расстроенных чувствах, она начала смотреть с ФИО , так как перевод ФИО3 уже проверяли в другом окне. С ФИО зашли в программу и начали оформление отмены, сделала запрос на отмену, запрос был успешен, далее она перенаправила талон в кассу, по перенаправлению клиент в общей очереди не находится, вызывается в первое освободившееся окно. Вызвали ФИО и начали завершать операцию, операция завершена не успешно, т.е. перевод оказался уже выплачен. После того, как выяснилось, что ни одного перевода уже нет, снова проследовали к ней в кабинет для составления обращения, претензии. ФИО3 с ФИО сначала были вдвоем, ФИО не было, потом она приехала, но уже не было ФИО . Сначала претензии составили ФИО1 и ФИО , позже подъехал ФИО подписал претензию и они зарегистрировали все три претензии. Запрос на отмену перевода ФИО1 она не делала, делала запрос в отношении ФИО . Точное время известно из программы, где фиксируются все действия поминутно. Перед судебным заседанием она просмотрела время обращения клиентов. Первый вариант, который она предложила клиентам, это отменить операцию. В своей программе не может посмотреть имеются ли денежные средства на счету или нет, поскольку она не завершает операцию, это делает кассир в кассе, она только принимает заявления, обращения, претензии, а денежные средства выдаются и принимаются в кассе. Запрос она направила, завершали операцию уже у операционно-кассового работника. Ошибка ее была в том, что оформив запрос, она посчитала, что денежные средства на месте, не убедившись и не завершив операцию, хотя по факту уже в кассе увидели, что денежных средств на счету нет. Претензии все три по времени оформляли часа полтора, с 16-30 час. Примерно до 18-00 час. На обслуживание каждого клиента выделяется по 30 минут, но бывают ситуации, когда клиента обслуживают и больше часа. ФИО1 к ней обращалась, но она не делала запрос на её отмену. За отменой она обращалась к другому сотруднику Банка в 16-00 час. Время ей известно из программы Банка. Фамилия сотрудника Банка, который изначально обслуживал ФИО1, ей тоже известна. Во сколько ФИО1, точно обратилась сказать не может, поскольку она её перевод не проверяла, примерно минут через 10-15 после 14-02 час. У первого сотрудника она была в 16-00 час., она сама это просматривала по программе. Перед тем как ФИО3 обратилась к ней, она её в отделении Банка не видела, так как находилась в другом кабинете.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что к моменту обращения истца ФИО1 в отделение банка в <адрес> по вопросу отмены банковской операции по переводу денежных средств, а также ФИО по их получению, их заявления не могли быть удовлетворены сотрудниками банка, поскольку к указанному моменту денежные средства были выданы получателю, тем самым перевод был окончен. Согласно сведений банка с заявлением ФИО обратилась ДД.ММ.ГГГГ в 17.54. (т.1 л.д. 206), в то время как перевод получен ДД.ММ.ГГГГ в 11.20 (московского времени).
Таким образом, проанализировав все собранные по делу доказательства, сопоставив пояснения всех допрошенных по делу свидетелей, суд приходит к выводу, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 как отравитель и ФИО как получатель действительно обращались в отделение ПАО Сбербанк <адрес>, однако к моменту их обращения денежные переводы уже были выплачены получателям в другом городе на основании паспортов граждан Украины. При этом суд не усматривает каких-либо противоречий относительно информации о наличии денежных средств по переводам в момент нахождения истца и членов его семьи в отделении банка, поскольку пояснения свидетеля ФИО в указанной части согласуются с остальными документами по делу, о том, что она ошибочно сообщила ФИО1 и ФИО о наличии денежных средств.
На основании изложенного, изучив представленные доказательства в их совокупности судом установлено, что выдача денежных средств по переводу истца произведена в соответствии с Порядком и условиями осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов «Колибри» при установлении соответствия фамилии, имени и отчества получателя, указанных в заявлении отправителем ФИО1, с фамилией, именем и отчеством лица, обратившегося за выдачей денежных средств, а также на основании контрольного номера перевода, сообщение которых получателю является обязанностью отправителя. Таким образом, списание денежных средств было санкционировано предусмотренным Порядком и условиями осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов «Колибри» способом.
Доказательств обратному истцом в ходе рассмотрения дела не представлено. По результатам проверки, проведенной банком нарушений внутренних нормативных документов со стороны сотрудников Банка не выявлено, недостатков в бизнес-процессах или АС, спровоцировавших наступление рискового события не выявлено, фактов внутреннего мошенничества, личной корыстной заинтересованности, причастность к схеме хищения денежных средств со стороны сотрудников Банка не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что банк предоставил истцу услуги надлежащего качества.
Доводы истца о ненадлежащем качестве предоставленной услуги в связи с нарушением Федерального закона № 115-ФЗ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – закон о противодействии легализации доходов) суд признает несостоятельнымы по следующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлена обязанность кредитных организаций до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Случаи, когда идентификация выгодоприобретателя не проводится, определены указанной нормой федерального закона, а также пунктами 1.3, 1.4, 4.1, 4.2 Положения N 499-П.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации доходов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в том числе до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 данной статьи, установив в отношении физических лиц следующие сведения - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 данной статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Пунктом 1.1 статьи 7 Указанного выше закона о противодействии легализации доходов идентификация клиента - физического лица не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Согласно п 1.11. ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа, при осуществлении и получении почтового перевода денежных средств на сумму, не превышающую 15 000 рублей
Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:
операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона и в отношении клиента - физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию указанного клиента в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Закона о противодействии легализации доходов предусмотрено, что операция с денежными средствами, в частности открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей.
Таким образом, учитывая, что ФИО1 совершались операции по переводу денежных средств на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей, у банка отсутствовала обязанность проводить идентификацию клиента, достаточно было упрощенной идентификации, проводимой в порядке, установленном п. 1.12 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов.
Кроме того, согласно пунктам 1.12-1 – 1.12-3 применение положений пунктов 1.11 и 1.12 настоящей статьи к операциям, совершенным ФИО1 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 499-П (далее - Положение об идентификации клиентов), кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее - выгодоприобретатель).
Пунктом 2.1 Положения об идентификации клиентов предусмотрено, что при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к данному Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок.
Согласно пункту 3.2 Положения об идентификации клиентов для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии.
В соответствии с приложением 1 к указанному выше Положению сведениями, получаемыми в целях идентификации клиентов - физических лиц, представителей клиента - физических лиц, выгодоприобретателей - физических лиц и бенефициарных владельцев, являются: 1.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего); 1.2. Дата и место рождения; 1.3. Гражданство, 1.4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (при наличии).
В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются: для иностранных граждан: паспорт иностранного гражданина (п. 1.4.2.);
Данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации. Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если необходимость наличия у них миграционной карты предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 1.5);
Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).
Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если необходимость наличия у них документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 1.6); Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания (п. 1.7).
Согласно п.2 сведения, получаемые в целях упрощенной идентификации клиентов - физических лиц. Сведения, определенные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ, в зависимости от выбранного способа упрощенной идентификации.
Абзацем 5 п. 3.2 Положение Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личность физического лица, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются кредитной организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Исходя из изложенного, суд признает возражения ответчика законными и обоснованными, что требования закона о необходимости предоставления перевода на русский язык предоставляемых в банк документов не распространяются на документы, удостоверяющие личность физического лица, выданные компетентными органами иностранных государств, составленные на нескольких языках, включая русский язык, к которым относится паспорт гражданина иностранного государства. Более того, согласно указанным выше правилам идентификации, кредитная организация производит идентификацию на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, при этом каких-либо ограничений по национальной принадлежности данные правила не содержат. В связи с чем, суд находит несостоятельным довод стороны истца о том, что банк, при получении от получателя перевода паспорта гражданина иностранного государства, не имел право выдавать ему перевод в связи с несовпадением ФИО получателя, отличного от указанного отправителем перевода ФИО на русском языке.
Как следует из порядка и условий рассматриваемого перевода «Колибри» сведения о паспортных данных и гражданстве данных лица - получателе перевода, не являются обязательными. Как следует из материалов дела, при обращении получателя перевода ФИО банком была надлежащим образом произведена упрощенная идентификация клиентов, сведения о паспортных данных обратившихся лиц зафиксированы банковскими работниками, равно как и сведения о месте жительства указанных лиц.
Как указано в письме Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 12-4-4/2375 в соответствии с абзацем 12 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность кредитных организаций до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Случаи, когда идентификация выгодоприобретателя не проводится, определены указанной нормой федерального закона, а также пунктами 1.3, 1.4, 4.1, 4.2 Положения N 499-П.
Так как при зачислении на счет клиента денежных средств, поступивших из другого банка (вне зависимости от того, является ли плательщик одновременно клиентом кредитной организации, обслуживающей получателя денежных средств), получателем не осуществляются действия к выгоде третьего лица, то обязанность по выявлению и идентификации выгодоприобретателя у кредитной организации, обслуживающей получателя, не возникает.
В данном случае обязанность по идентификации выгодоприобретателя возникает у кредитной организации, обслуживающей плательщика при совершении данной операции. Из материалов дела следует, что указанная обязанность ответчиком выполнена надлежащим образом при оформлении истцом совершенного ею перевода.
Вместе с этим, суд признает состоятельными возражения ответчика, что у банка отсутствовали основания для отказа в выдаче перевода в связи с предоставлением получателями паспортов иностранных граждан. Указанный довод представитель истца мотивировал тем, что в паспортах иностранных граждан фамилия имя и отчество указываются на иностранном языке, представила сведения о переводах паспорта ФИО (том 1 л.д. 241-243). Однако в соответствии с указанными Правилами переводов Колибри для осуществления перевода были указаны ФИО получателя без указания их гражданства и иных идентифицирующих данных. Правилами переводов Колибри также не предусмотрено указание иных данных получателей переводов, для выплаты перевода требуется лишь предоставление документа, удостоверяющего личность получателя, знание уникального номера перевода и при необходимости контрольного слова. Для идентификации иностранных граждан, представивших паспорт иностранного гражданина, перевод указанного документа, удостоверяющего личность не требуется. Довод представителя истца, что в данном случае, поскольку в паспортах написание фамилии имени и отчества получателей выполнены на иностранном языке, что не совпадает с данными, указанными отправителем перевода, а именно фамилия имя и отчество указаны на русском языке, суд находит несостоятельным, поскольку банком получатели были идентифицированы в соответствии с установленными процедурами идентификации клиента, на основании надлежащего документа, удостоверяющего личность. Требования к написанию данных ФИО получателей переводов, предусмотренные в п. 15 Правил осуществления переводов <данные изъяты>» допускают указание ФИО на латинице и кириллице, что не является несовпадением данных получателей переводов.
Согласно ответу начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> (уголовное дело № л.д. 131) гражданка ФИО1, иностранный паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> гражданка ФИО , иностранный паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ФИО , иностранный паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на миграционном (регистрационном) учете в <адрес> не состояли. При проведении проверки по данным ЦБДУИГ (центральной базы данных учета иностранных граждан) сведения на граждан ФИО1, ФИО , ФИО отсутствуют.
При этом, Банк не наделен полномочиями запрашивать миграционные сведения, равно как сведения о выданных паспортах. Обязанности банка по проверке представленных подлинных документов, удостоверяющих личность клиентов, на предмет их подделки, сотрудниками ПАО Сбербанк были выполнены в соответствии с предусмотренными ПАО Сбербанк процедурами, алгоритм проверки паспорта (том 1 л.д. 247-252).
При таких обстоятельствах, суд полагает в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в результате некачественного оказания услуг следует отказать, поскольку в действиях банка отсутствуют нарушения прав истца как потребителя, поскольку установлено, что операции по услуге денежного перевода Колибри совершены в соответствии с Правилами перевода Колибри без открытия счета, после проведения всех необходимых действий по идентификации и аутентификации клиента, на основании предъявленного документа, удостоверяющего личность получателя, с сообщением контрольного номера перевода и знания ответа на контрольный вопрос. Сотрудниками банка была оказана услуга в соответствии с действующими правилами. Доводы истца о неисполнении требований отправителя об отмене перевода и возврат денежных средств в соответствии с п. 10.11 Правил перевода Колибри не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку на момент обращения ФИО1 в отделение банка перевод был окончен, денежные средства выплачены получателю.
На основании изложенного, суд приходит к вывод об отказе в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в результате некачественного оказания услуг следует, поскольку в действиях банка отсутствуют нарушения прав истца как потребителя.
Так как в ходе рассмотрения спора не был установлен факт нарушения прав истца как потребителя действиями ответчика в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества, суд не усматривает и оснований для удовлетворения производных требований истца о взыскании компенсации морального вреда, штрафа, неустойки и судебных расходов, в том числе по оплате проезда из <адрес> края в размере 53 677 рублей, почтовых расходов в размере 352,84 руб. по отправке заказных писем в адрес ответчика.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о защите прав потребителей, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.М.Антипова
Полный текст мотивированного решения изготовлен 22 февраля 2021 года.
Судья: И.М. Антипова