70RS0001-01-2022-002144-11
Дело № 2-1488/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.08.2022 Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Л.Л.Аплиной
при секретаре Ю.А.Карповой,
помощник судьи К.А.Параскева,
с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении пенсии,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее – ГУ – ОПФ РФ по Томской области), в котором просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.09.1986 по 01.10.1987 в должности воспитателя деткомбината № 5 г. Степняка Энбекшильдерского РОНО, с 15.08.1990 по 31.08.1993 в должности кружковода станции юннатов г. Степняка, с 01.09.1993 по 29.01.1995 в должности учителя СШ №1 г. Степняка, с 30.01.1995 по 09.10.1995 в должности заместителя директора по воспитательной работе СШ № 1 г.Степняка, с 11.12.2008 по 30.12.2008, с 08.06.2009 по 27.06.2009, с 11.01.2010 по 30.01.2010, с 10.01.2011 по 30.01.2011, с 11.01.2012 по 31.01.2012 - учебные отпуска в период работы в должности учителя МКОУ «Баткатская средняя общеобразовательная школа», с 24.02.2015 по 06.03.2015, с 20.04.2015 по 30.04.2015, с 05.10.2015 по 18.10.2015 - учебные отпуска в период работы в должности директора МКОУ «Баткатская средняя общеобразовательная школа»; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.10.2021.
В обоснование требований указано, что в период с 01.09.1986 по настоящее время истец осуществляет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях для детей. По ее подсчетам на октябрь 2021 г. ее педагогический стаж составлял более 25 лет. 06.10.2021 истец обратилась в Пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона от 28.11.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-УПФ РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) /________/ от 17.01.2021 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием педагогического стажа необходимой продолжительности. Согласно указанному решению в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитано на день обращения 22 года 7 месяцев 2 дня, не засчитано 6 лет 7 месяцев 17 дней. С указанным решением истец не согласна.
Так, педагогическая деятельность истца до 09.10.1995 проходила на территории Республики Казахстан. При этом, из специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости исключен период работы с 01.09.1986 по 01.10.1987 (1 год 1 месяц 1 день) в должности воспитателя деткомбината № 5 г.Степняка Энбекшильдерского РОНО, поскольку трудовая деятельность осуществлялась в учреждении, не предусмотренном разделом «Наименование учреждений» Списков. Вместе с тем, в Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном 01.01.1976 и действовавшем до 01.01.2003, содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии. Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки. Таким образом, наименование учреждения «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения трудовой пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах.
Период работы с 15.08.1990 по 31.08.1993 (3 года 17 дней) в должности кружковода станции юннатов г.Степняка исключен, поскольку отсутствует наличие до 01.10.1993 периодов работы, подлежащих включению в стаж в соответствии с разделом 1 Перечня от 17.12.1959 № 1397, должность кружковода разделом «Наименование должностей» Списком не предусмотрена. При определении права истца на включение указанного периода, подлежат применению нормы пенсионного законодательства, действовавшего в тот период, а именно Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу с 01.10.1993). Данный правовой акт утвердил Перечень учреждений, организаций и должностей работников просвещения, которым при стаже работы по специальности не менее 25 лет назначается пенсия за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа работы для назначения пенсии за выслугу лет таким работникам (далее - Положение от 1959 г.). Согласно п.2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренной указанным Перечнем и определяющей право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе работа по специальности во внешкольных детских учреждениях (при условии наличия 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, в должностях и учреждениях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет). Применяя в указанный период времени данные нормативные положения, государственные органы пенсионного обеспечения руководствовались Инструктивным письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в п. 3.2 которого указывалось, что к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя кружка, а к внешкольным учреждениям относятся станции юных натуралистов. Кроме того, в спорный период действовала Номенклатура внешкольных учреждений, утвержденная Приказом Министерства просвещения СССР от 14.11.1986 № 227, согласно которой станции юных натуралистов относились к внешкольным учреждениям. Аналогичные положения содержались в Примерном перечне внешкольных учреждений, утвержденном приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 23.04.1990 № 280. Должность руководителя кружка предусматривалась положениями Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 07.01.1977 № 3, и считалась педагогической. Таким образом, работа истца в должности руководителя кружка станции юных натуралистов г.Степняка в спорный период полностью соответствовала требованиям действовавшего в тот период нормативного правового акта, определяющего право истца на назначение пенсии по старости в связи с наличием 25 лет стажа педагогической деятельности.
Период работы с 01.09.1993 по 29.01.1995 (1 год 4 месяца 29 дней) в должности учителя СШ № 1 г.Степняка исключен, поскольку не подтверждена работа в учреждении, предусмотренном разделом «Наименование учреждений» Списков, в архивной справке от 05.08.2021 № /________/ отсутствует расшифровка аббревиатуры СШ. Вместе с тем, в соотношении с другими данными трудовой книжки, записями № 4 «переведена учителем по биологии», № 5 «переведена заместителем директора», оттиском печати «отдел образования» следует, что речь идет об образовательном учреждении, данная запись не может быть расшифрована иначе как «средняя школа». То обстоятельство, что учреждение, в котором работал истец в спорный период, не было поименовано в соответствии с нормативными требованиями, не может ущемлять ее права на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ, по сравнению с другими работниками, выполнявшими трудовые функции, аналогичные трудовым функциям истца, и проработавшим в учреждениях, поименованных в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Период работы с 30.01.1995 по 09.10.1995 (8 месяцев 10 дней) в должности заместителя директора по воспитательной работе СШ № 1 г.Степняка исключен, поскольку не подтверждена работа в учреждении, предусмотренном разделом «Наименование учреждений» Списков, в архивной справке от 05.08.2021 № /________/ отсутствует расшифровка аббревиатуры СШ, а также согласно имеющимися сведениям работа в указанной должности не учитывалась при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством республики Казахстан». В оспариваемый период действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее Список № 463). В списке № 463 указано образовательное учреждение «школа» и должность «заместитель директора» за исключением «заместителя директора по административно-хозяйственной работе». Следовательно, работа в должности заместителя директора по воспитательной работе дает право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Также исключены периоды с 11.12.2008 по 30.12.2008, с 08.06.2009 по 27.06.2009, с 11.01.2010 по 30.01.2010, с 10.01.2011 по 30.01.2011, с 11.01.2012 по 31.01.2012 (3 месяца 12 дней) - учебные отпуска в период работы в должности учителя МКОУ «Баткатская средняя общеобразовательная школа», с 24.02.2015 по 06.03.2015, с 20.04.2015 по 30.04.2015, с 05.10.2015 по 18.10.2015 (1 месяц 8 дней) учебные отпуска в период работы в должности директора МКОУ «Баткатская средняя общеобразовательная школа» с общей формулировкой «в соответствие с п. 4,5 Правил от 11.07.2002 № 516». Вместе с тем, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Истцом представлены доказательства (дипломы и приложения к дипломам, приказы о предоставлении учебных отпусков, расчетные бухгалтерские листы), что она в спорные периоды обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении, в эти периоды ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы, из которой производились установленные законодательством отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что начала педагогическую деятельность в Казахстане с 1986 г. в должности воспитателя детского сада, работала полный рабочий день. На тот момент имела только среднее образование, в связи с чем, в 1987 г. поступила на учебу в педагогический институт, в котором окончила 3 курса и ушла в академический отпуск. В 1990 г. работала в должности кружковода «Биология» на станции юннатов г.Степняка, которая относилась к учебно-производственному комбинату школы № 1, где осуществлялось обучение различным профессиям. До октября 1995 г. она занимала должность учителя биологии, затем заместителя директора по воспитательной работе, совмещая данную должность с должностью учителя биологии. В обязанности заместителя директора по воспитательной работе входили воспитательный процесс, проведение мероприятий на уровне школы, организация дежурств по школе, организация и проведение родительских общешкольных собраний. Высшее образование получила в 2013 г., окончила ТГПУ по направлению «История».
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 01.10.2021 сроком по 31.12.2022 в суде возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа от 11.01.2022 /________/. Представила письменные возражения на иск и дополнение к ним, доводы которых поддержала. Пояснила, что в специальный стаж включается работа только в должностях и учреждениях, специально указанных в Перечне, утвержденном постановлением от 17.12.1959 № 1397.
Изучив доказательства по делу в их совокупности, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (ст.1 Закона).
Согласно части 1 статьи 4 закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 2 названного закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 (далее-Список N 1067);
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 (далее Список- N 463);
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее - Перечень N 1397).
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования /________/.
06.10.2021 ФИО1 обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Томской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – ОПФ РФ по Томской области от 11.01.2022 /________/ ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, дающего право на назначение страховой пенсии.
Согласно указанному решению, в стаж ФИО3, дающий право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитано 22 года 8 месяцев 2 дня. Не учтен стаж общей продолжительностью 6 лет 7 месяцев 17 дней.
Так, при оценке пенсионного права ФИО3 пенсионным органом не зачтены в стаж, дающий право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:
- с 01.09.1986 по 01.10.1987 (1 год 1 месяц 1 день) в должности воспитателя деткомбината № 5 г.Степняка Энбекшильдерского РОНО, так как трудовая деятельность осуществлялась в учреждении, не предусмотренном разделом «Наименование учреждений» Списков;
- с 15.08.1990 по 31.08.1993 (3 года 17 дней) в должности кружковода станции юннатов г.Степняка, так как отсутствует наличие до 01.10.1993 периодов работы, подлежащих включению в стаж в соответствии с разделом I Перечня от 17.12.1959 № 1397, должность кружковод разделом «Наименование должностей» Списков не предусмотрена;
- с 01.09.1993 по 29.01.1995 (1 год 4 месяца 29 дней) в должности учителя СШ №1 г.Степняка, так как не подтверждена работа в учреждении, предусмотренном разделом «Наименование» учреждений Списков, в архивной справке от 05.08.2021 № 10Л/А-2/04-11 отсутствует расшифровка аббревиатуры «СШ»;
- с 30.01.1995 по 09.10.1995 (8 месяцев 10 дней) в должности заместителя директора по воспитательной работе СШ № 1 г. Степняка, так как не подтверждена работа в учреждении, предусмотренном разделом «Наименование учреждений» Списков, в архивной справке от 05.08.2021 № 10Л/А-2/04-11 отсутствует расшифровка аббревиатуры «СШ», а также согласно имеющимся сведениям работа в указанной должности не учитывалась при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- с 11.12.2008 по 30.12.2008, с 08.06.2009 по 27.06.2009, с 11.01.2010 по 30.01.2010, с 10.01.2011 по 30.01.2011, с 11.01.2012 по 31.01.2012 (3 месяца 12 дней) учебные отпуска в период работы в должности учителя МКОУ «Баткатская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с п.4, 5 Правил от 11.07.2002 № 516;
- с 24.02.2015 по 06.03.2015, с 20.04.2015 по 30.04.2015, с 05.10.2015 по 18.10.2015 (1 месяц 8 дней) учебные отпуска в период работы в должности директора МКОУ «Баткатская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с п.4, 5 Правил от 11.07.2002 № 516.
Оценивая правомерность требований о включении спорных периодов работы истца с 01.09.1986 по 01.10.1987, с 01.09.1993 по 29.01.1995, суд приходит к следующему.
В 1992 году странами-участниками Содружества Независимых Государств подписано Соглашение в области пенсионного обеспечения, согласно которому пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет государств их постоянного проживания. Соглашение подписано, в том числе, Республикой Казахстан.
В соответствии с положениями ст. 6 Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Согласно п. 5 Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. п. 1 и 2 приведенных выше Рекомендаций предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (ст. 1 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 1 ФЗ от 15.12.2000 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации»). К числу международных договоров относится, в том числе, и Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Таким образом, исходя из необходимости защиты прав в области пенсионного обеспечения, а также сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, стороны согласились, что пенсионное обеспечение граждан будет осуществляться в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Периоды работы после 01.01.2002 включаются в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации предусмотрен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
С учетом положений ст.39 Конституции Российской Федерации, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же процессиям, должны разрешаться одинаковым образом.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П предусмотрено, что в целях реализации пенсионных прав при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001.
Условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации до 01.01.2002 регулировались Законом от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2005 - Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно п. 2 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 21.05.1959 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских школьных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, было принято решение об объединении с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение с присвоением объединенному детскому учреждению наименования «ясли-сад».
На основании Постановления была принята Инструкция о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сады», утвержденная Министерством просвещения РСФСР 22.08.1959 и Временное положение о дошкольном детском учреждении - яслях-сад, утвержденное постановлением Совета министров РСФСР от 08.03.1960 N 327.
Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 № 103 утверждены Типовые штаты детских садов и яслей-садов.
Вместе с тем, ни в одном нормативном акте, регламентирующем работу детских дошкольных учреждений, которые действовали в спорный период, нет определения «детский комбинат» и не предусматривались условия оплаты труда в дошкольных учреждениях с наименованием «детский комбинат». Под наименованием «детский комбинат» подразумевалось комбинированное детское учреждение. В работе, независимо от наименования детского дошкольного учреждения, педагогический коллектив руководствовался нормативными актами Министерства просвещения СССР, а затем Министерства образования Российской Федерации. Штатное расписание составлялось в соответствии с типовыми штатами.
Как следует из Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, утвержденного Госкомстатом, Госпланом и Госстандартом СССР 01.01.1976, детский комбинат являлся дошкольным воспитательным учреждением (код 62400) и разновидностью детских садов, яслей, садов-яслей. Впоследствии согласно принятому Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454, названия учреждений «ясли-сад» и «комбинат», а также «ясли-детский сад» и «комбинат» являются тождественными.
В этой связи, спорный период работы ФИО1 с 01.09.1986 по 01.10.1987 в должности воспитателя деткомбината № 5 г.Степняка Энбекшильдерского РОНО подлежит включению в специальный стаж.
Согласно статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Аналогичная позиция содержится в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, в постановлении Совета Министров СССР от 24 августа 1990 года № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190.
Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа, принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
В соответствии с пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19 па, к заявлению гражданина обратившегося за назначением пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в необходимых случаях, в дополнение к документам (к трудовой книжке) должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах.
По данным трудовой книжки ФИО1 серии /________/, заполненной 14.08.1990, истец 15.08.1990 назначена кружководом станции юннатов г.Степняка (приказ /________/ от 13.08.1990), 01.09.1993 переведена учителем биологии СШ № 1 г.Степняка (приказ /________/ т 13.09.1993), 30.01.1995 переведена заместителем директора по воспитательной работе СШ №1 (приказ /________/ от 30.01.1995).
Указанные сведения также подтверждаются архивной справкой КГУ «Государственный архив района Биржан Сал» Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области от 05.08.2021 /________/, которая также содержит сведения о размере заработной платы истца.
Из справки ГУ «Отдел образования района Биржан Сал Акмолинской области» от 06.06.2022 /________/ следует, что согласно постановлению акимата Акмолинской области от 05.01.2021 № /________/ государственной учреждение «Средняя школа № 1 г.Степняка» отдела образования района Биржан сал изменено на коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 1 г.Степняк отдела образования по району Биржан сал управления образования Акмолинской области».
Из справки ГУ «Отдел образования по району Биржан Сал» от 13.07.2022 /________/ следует, что согласно техническому паспорту здание ГУ «Средняя школа № 1 города в Степняке» введено в эксплуатацию в 1978 году и действует по настоящее время.
Из вышеизложенного следует, что несмотря на тот факт, что в трудовой книжке истицы допущено сокращение наименования учреждения «СШ», представленными документами подтверждено, что ФИО1 действительно работала в средней школе, к тому же в трудовой книжке имеется оттиск печати, где указано «Казахстан отдел образования».
Исходя из факта наличия записи в трудовой книжке истца, подтверждения факта работы архивной справкой, а также исходя из того, что работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем, учитывая позицию ст. 66 ТК РФ, п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, суд считает необходимым расценивать период работы ФИО1 с 01.09.1993 по 29.01.1995 в средней школе г.Степняк.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что неполное наименование учреждения можно отнести к небрежному ведению делопроизводства в указанной школе и не может повлиять на пенсионные права истицы, а потому указанный спорный с 01.09.1993 по 29.01.1995 подлежит включению в специальный стаж истца.
По периоду работы ФИО1 в должности кружковода станции юннатов г.Степняка с 15.08.1990 по 31.08.1998, суд приходит к следующему.
Указанный период работы истца подтвержден записью в трудовой книжке и архивной справкой КГУ «Государственный архив района Биржан Сал» Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области от 05.08.2021 /________/.
В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:
работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах;
время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В Перечне, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 не поименованы руководители кружков.
Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма от 30 июня 1986 г. N 63-1-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в соответствии с абз. 2 пункта 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа во внешкольных детских учреждениях в качестве руководителя кружка.
При этом из смысла пункта 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 следует, что периоды деятельности, перечисленные в данном пункте засчитываются в педагогический стаж, при наличии стажа работы в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно пункту 4 данного Положения время такой работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает работникам просвещения право на льготную пенсию.
Учитывая, что в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а также на 1 января 2001 г. у истца отсутствовал стаж работы в должностях и учреждениях, поименованных в Перечне, утвержденном данным Постановлением, законных оснований для удовлетворения требований о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы качестве кружковода (руководителя кружка) со 15.08.1990 по 31.08.1993, не имеется.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода работы с 30.01.1995 по 09.10.1995 в должности заместителя директора по воспитательной работе в СШ № 1 г.Степняка, суд приходит к следующим выводам.
Указанный период работы истца также подтвержден записью в трудовой книжке и архивной справкой КГУ «Государственный архив района Биржан Сал» Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области от 05.08.2021 /________/.
В соответствии со ст.4 ст.37 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991 «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе - при стаже указанной работы не менее 25 лет.
С 01.01.1998 институт досрочной пенсии педагогическим работникам в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136-1.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.01.2017 разъяснил Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, что в случае, если условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в государствах-участниках Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (отмены института досрочной пенсии), то рассматриваемые периоды в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до 01.01.2013 либо до даты отмены института досрочной пенсии.
В соответствии со статьей 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. При этом, согласно ст. 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Поскольку условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Казахстан, как в государстве - участнике Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (институт досрочных пенсий педагогическим работникам отменен), то стаж работы истицы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости может быть учтен только до даты отмены института досрочных пенсий в Республике Казахстан.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") имеют, в числе прочих, учителя, заместители директора, деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом, воспитатели, старшие воспитатели, воспитатели - методисты, организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, педагоги - воспитатели, работающие в Общеобразовательных учреждениях, в том числе: в школах всех наименований.
Согласно п.4 Правил от 29.10.2002 № 781 периоды работы, выполняющиеся до 01.09.2000 в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), и, начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Поскольку в период с 30.01.1995 по 09.10.1995 истец работала в должности и в учреждении, предусмотренных Списком № 781, до 01 сентября 2000 года выполнение нормы рабочего времени не требовалось, суд приходит к выводу о включении указанного периода в специальный стаж истца.
Рассматривая периоды нахождения истца в учебных отпусках: с 11.12.2008 по 30.12.2008, с 08.06.2009 по 27.06.2009, с 11.01.2010 по 30.01.2010, с 10.01.2011 по 30.01.2011, с 11.01.2012 по 31.01.2012, с 24.02.2015 по 06.03.2015, с 20.04.2015 по 30.04.2015, с 05.10.2015 по 18.10.2015, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила от 11.07.2002 N 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (части 1, 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 17.12.2009, действовавшего до 01.09.2013) педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
На основании пункта 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в действие с 01.09.2013, педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Согласно требованиям пункта 7 части 1 статьи 47 названного Федерального закона педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
В силу ст. 173 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2001 года "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Нахождение истца ФИО1 в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации в периоды с 11.12.2008 по 30.12.2008, с 08.06.2009 по 27.06.2009, с 11.01.2010 по 30.01.2010, с 10.01.2011 по 30.01.2011, с 11.01.2012 по 31.01.2012, с 24.02.2015 по 06.03.2015, с 20.04.2015 по 30.04.2015, с 05.10.2015 по 18.10.2015, подтверждаются приказами /________/ от 10.12.2008, /________/ от 29.05.2009, /________/ от 11.01.2010, /________/ от 24.02.2015, /________/а от 17.04.2015, /________/ от 02.10.2015.
Из расчетных листков о получении заработной платы за октябрь 2008 г., июнь 2009 г., январь 2010 г., январь 2011 г., январь 2012 г., февраль 2015 г., март 2015 г., апрель 2015 г., октябрь 2015 г. следует, что учебные отпуска предоставлялись ФИО1 с сохранением средней заработной платы.
Из представленного в материалы дела диплома серии /________/ следует, что 25.12.2013 истцу ФИО1 выдан диплом ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» о получении высшего образования, ей присуждена квалификация учитель истории по специальности «История».
Согласно диплому о профессиональной переподготовке /________/, с 24.02.2015 по 16.10.2015 ФИО1 прошла профессиональную переподготовку в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Менеджмент в образовательной организации».
Поскольку периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации являлись периодом работы истца с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный орган, он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с положениями ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Для определения права истца на досрочное назначение пенсии необходимо установить наличие 25 летнего специального стажа педагогической деятельности.
Из решения ГУ – ОПФ РФ по Томской области от 11.01.2022 /________/ следует, что в специальный стаж педагогической деятельности ФИО1 засчитано 22 года 8 месяцев 2 дня.
При включении в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01.09.1986 по 01.10.1987 (1 год 1 месяц 1 день) в должности воспитателя деткомбината № 5 г.Степняка Энбекшильдерского РОНО, с 01.09.1993 по 29.01.1995 (1 год 4 месяца 29 дней) в должности учителя СШ №1 г.Степняка, с 30.01.1995 по 09.10.1995 (8 месяцев 10 дней) в должности заместителя директора по воспитательной работе СШ № 1 г.Степняка, с 11.12.2008 по 30.12.2008, с 08.06.2009 по 27.06.2009, с 11.01.2010 по 30.01.2010, с 10.01.2011 по 30.01.2011, с 11.01.2012 по 31.01.2012, с 24.02.2015 по 06.03.2015, с 20.04.2015 по 30.04.2015, с 05.10.2015 по 18.10.2015 (4 месяца 16 дней) нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации и установленный Пенсионным органом специальный стаж по состоянию на 06.10.2021 составит более 25 лет, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 06.10.2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче искового заявления, в размере /________/ руб., что подтверждается извещением об осуществлении операции с использованием электронного средства платежа от 18.04.2022 (индекс /________/).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении пенсии, удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанность включить в специальный страховой стаж ФИО1 периоды работы с 01.09.1986 по 01.10.1987 (1 год 1 месяц 1 день) в должности воспитателя деткомбината № 5 г.Степняка Энбекшильдерского РОНО, с 01.09.1993 по 29.01.1995 (1 год 4 месяца 29 дней) в должности учителя СШ №1 г.Степняка, с 30.01.1995 по 09.10.1995 (8 месяцев 10 дней) в должности заместителя директора по воспитательной работе СШ № 1 г.Степняка, с 11.12.2008 по 30.12.2008, с 08.06.2009 по 27.06.2009, с 11.01.2010 по 30.01.2010, с 10.01.2011 по 30.01.2011, с 11.01.2012 по 31.01.2012, с 24.02.2015 по 06.03.2015, с 20.04.2015 по 30.04.2015, с 05.10.2015 по 18.10.2015 (4 месяца 16 дней) нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере /________/ руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья подпись Л.Л.Аплина
Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2022.
ВЕРНО
Судья Л.Л.Аплина
Секретарь Ю.А.Карпова