Дело № 2 -55/2021
(УИД 42RS0013-01-2020-002557-65)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Антиповой И.М.,
при секретаре Фроловой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске
17 февраля 2021 года
дело по иску Трофименко С.А. к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Трофименко С.А. обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о защите прав потребителей, и просит, с учетмо уточнения иска, взыскать с ответчика ПАО «Сбербанк России» в ее пользу сумму причиненного ущерба в размере 502 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы присужденной судом, неустойку в размере 4 502 940 рублей.
Требования, уточненные в порядке ст. 39 ГПК РФ мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк России» в Междуреченском отделении №, расположенном по адресу: <адрес>, истец совершила перевод денежных средств в сумме 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей на имя Т.М.А. по системе перевода денег <данные изъяты>», а также заплатила комиссию за перевод в сумме 2 000 рублей, что подтверждается приходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным в отделении № ПАО «Сбербанк России».
ДД.ММ.ГГГГ истец получила из банка сообщение, что совершенный ею перевод получают. Поскольку она - отправитель и получатель перевода Т.М.А. находились в г. Междуреченске Кемеровской области, она знала, что Т.М.А. еще не получала перевод, они поехали в отделение ПАО «Сбербанк России», где сообщили сотруднику банка, что незаконно совершается операция по выдаче перевода неизвестному ей лицу и потребовала заблокировать выплату денежного перевода. Несмотря на то, что и отправитель и получатель находились ДД.ММ.ГГГГ в отделении «Сбербанка России» в г. Междуреченске Кемеровской области и более того операция по выплате перевода производилась ответчиком неизвестному лицу в момент когда они находились непосредственно в банке в <адрес> и она уведомила сотрудника банка об осуществлении незаконной операции по выдаче денежных средств и требовала прекратить операцию по выдаче денег постороннему лицу. сотрудник ответчика бездействовал и в результате ответчик произвел выплату перевода в сумме 500 000 рублей неизвестному ей лицу в другом городе.
ДД.ММ.ГГГГ она написала заявление (претензию) в ПАО «Сбербанк России», в котором просила разобраться и возвратить ей переданные ответчику денежные средства. На ее заявление банк выдал ответ, что у банка нет оснований для возврата денежных средств.
Считает, что выплата денежного перевода неизвестному лицу произведена по вине ответчика.
Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» ст. 9 предусмотрена обязанность банков возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента, в случаях нарушений указанных в данной статье. Осуществление переводов денежных средств регулируется главой 2 Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Кроме того, перевод денежных средств в ее случае аналогичен расчету чеком. Поэтому считает, что по аналогии в данной ситуации банк должен руководствоваться абзацем 1 п.3 ст. 879 ГК РФ.
Истец предоставила банку для осуществления перевода по системе «Колибри» уникальные сведения о получателе - гражданке РФ Т.М.А.. Этих сведений достаточно для безошибочной идентификации получателя. Сама идентификация является обязанностью банка.
Таким образом, выплата ее перевода постороннему лицу (не получателю по переводу) в другом городе без идентификации личности стало возможным в результате не обеспечения ответчиком безопасности процесса оказания услуги и допущенных нарушений ФЗ «О национальной платежной системе» и ГК РФ. Т.М.А. денежный перевод не получала.
Поскольку спорные правоотношения сложились между ею, как потребителем, использующим услуги ответчика для личных нужд и ответчиком, оказывающим услугу, к данным правоотношениям подлежит применению Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей». Преамбула Закона «О защите прав потребителей» признает недостатком услуги ее несоответствие обязательным требованиям или условиям договора. При оказании услуги исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса ее оказания. В силу п.п. 1, 3 и 5 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей», вред причиненный имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению исполнителем. Таким образом, с ответчика ПАО «Сбербанк России» подлежит взысканию в мою пользу ущерб в размере 502000 рублей.
Кроме того, как следует из ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» подлежат возмещению ответчиком причиненный незаконными действиями моральный вред. Он выразился в том, что в результате не выполнения предписаний закона банком, истец лишилась значительных денежных средств, в связи с чем испытывает материальные трудности в части обеспеченности семьи, переживания и страдания. Особые переживания и стресс она перенесла в тот момент, когда находясь в банке ДД.ММ.ГГГГ, уведомила сотрудника банка, что совершается незаконная операция по выплате перевода неизвестному лицу и просила остановить операцию, сотрудник банка просто бездействовала, не оказав ей никакой помощи в сохранении денежных средств, в результате чего она испытала чувство безысходности, невозможности повлиять на ситуацию и чувствовала полную незащищенность как клиент банка. Компенсацию морального вреда оценивает в 500 000 рублей.
В соответствии со ст. 13 ч.6 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца.. . ) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Таким образом с ответчика подлежит взысканию штраф в сумме 501 000 рублей.
В правоотношениях с ПАО «Сбербанк России» Трофименко С.А. действовала в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, она являлась потребителем услуг ОАО «Сбербанк России» по переводу денежных средств по системе перевода денег <данные изъяты>», следовательно, к отношениям сторон, возникшим из указанного договора, подлежит применению Закон «О защите прав потребителей».
В определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску гражданина к ОАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей указано, что Закон «О защите прав потребителей» предоставляет гражданину-потребителю право взыскивать неустойку за нарушение предусмотренных сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) в размере, установленном пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Согласно ст. 22 Закона РФ«О защите прав потребителей» требование потребителя о возврате денег подлежит удовлетворению в течение 10 календарных дней со дня предъявления соответствующего требования.
Претензия о возврате денег была предъявлена в ПАО «Сбербанк России» ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истек срок удовлетворения моих требований. До настоящего времени ответчик не исполнил в добровольном порядке требования истца. Считает, что ответчик обязан уплатить неустойку за нарушение предусмотренных законом сроков удовлетворения требований потребителя в размере, установленном пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Размер неустойки рассчитывается следующим образом.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ просрочка составляет 299 дней. 502 000 рублей (сумма требований потребителя) х 3%
(по п. 5 ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей») х 299 дней = 4 502 940 рублей. Следовательно, неустойка за просрочку удовлетворения требования потребителя о возврате денег составляет 4 502 940 рублей.
В судебное заседание истец Трофименко С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца адвокат Костычева Э.В., действующая на основании нотариальной доверенности № 23 АВ 0043803 от 28.07.2020 года, на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Чернов И.Г., действующий на основании доверенности № 71-ДТЛ от 01.09.2019 года возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил согласно письменных возражений: возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил согласно письменных возражений и дополнений к ним: ДД.ММ.ГГГГ Трофименко обратилась в Банк с заявлением о совершении срочного денежного перевода «<данные изъяты>» на имя Т.М.А. в сумме 500 000 руб. (номер перевода - №). В рамках действующих тарифов на период совершения денежных переводов Трофименко ДД.ММ.ГГГГ. была уплачена комиссия за оформление перевода в сумме 2 000 руб.
После получения банковским работником переводимых денежных средств был выдан приходный кассовый ордер, который приобщен истцом к материалам гражданского дела.
Т.М.А. денежный перевод был получен ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе досудебного урегулирования спора Банком была проведена проверка обоснованности заявления Трофименко от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки Банк не установил оснований для выплаты денежных средств Трофименко.
В целях выяснения обстоятельств, характера и причин наступления рискового события, мотива и механизма про изошедшего инцидента, установление вины и степени причастности сотрудников Банка к событиям, определения размера ущерба и источников его погашения ПАО Сбербанк было проведено служебное расследование (акт служебного расследования. № от ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам служебного расследования комиссия пришла к выводам о том, что:
- нарушений внутренних нормативных документов со стороны сотрудников Банка не выявлено;
- недостатков в бизнес-процессах или АС, спровоцировавших наступление рискового события не выявлено;
фактов внутреннего мошенничества, личной корыстной заинтересованности, причастность к схеме хищения денежных средств со стороны сотрудников Банка не установлено.
Обращаясь в Банк с заявлениями о денежном переводе <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ Трофименко подтвердила, что ознакомлена и согласна с тарифами и условиями совершения ПАО Сбербанк денежного перевода.
Трофименко обратилась с заявлениями о переводе денежных средств по форме Банка. Переводы осуществляются между структурными подразделениями Банка. Любую информацию по срочным денежным переводам <данные изъяты>» можно получить в структурных подразделениях Банка, совершающих операции по срочным денежным переводам <данные изъяты>» ( п.2. Порядка).
За совершение денежных переводов Трофименко было уплачено ПАО Сбербанк 2 000 руб. Размер комиссии и факт ознакомления с Тарифами истцом не оспаривается.
Переводы осуществляются без открытия счета, как отправителя, так и получателя. Прием и выдача перевода, а также уплата сумм комиссионного вознаграждения Банка производятся наличными деньгами (п. 4. порядка). Прием, выплата, отмена переводов осуществляется с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность физического лица (п. 6. Порядка).
Как при приеме денежных средств от Трофименко С.А.., так и при выплате переводимой суммы Т.М.А. операции совершены сотрудниками Банка исключительно после предъявления документов удостоверяющих личность, а именно:
- паспорта гражданина РФ от Трофименко;
-паспорта иностранного гражданина Трофименко, выданного <данные изъяты>
В материалы дела Банком представлена справка о совершенном денежном переводе.
При приеме перевода по желанию отправителем может быть указан контрольный вопрос и ответ. В этом случае знание получателем ответа на контрольный вопрос является обязательным условием выплаты перевода.
Принятому переводу присваивается уникальный контрольный номер, знание которого Получателем перевода является обязательным условием для его выплаты (п. 8. Порядка). Контрольный номер перевода отражается в квитанции/приходном кассовом ордере 402008, выданной (-ом) в подтверждение факта приема перевода от отправителя.
Отправитель может воспользоваться бесплатным сервисом по информированию получателя об отправленном ему переводе <данные изъяты>», для чего при заполнении заявления о переводе <данные изъяты>» указывает номер мобильного телефона получателя. Отправитель самостоятельно уведомляет получателя об отправленном ему переводе «<данные изъяты> и о контрольном номере данного перевода. В случае указания в заявлении о переводе «Колибри» отправителем перевода своего номера мобильного телефона, отправителю предоставляется дополнительный бесплатный сервис по его уведомлению посредством СМС-сообщения о факте выплаты получателю данного перевода (п. 9. Порядка).
В приходном кассовом ордере (код формы №) была указана информация о получателе денежных средств (фамилия, имя, отчество), а также уникальный контрольный номер.
Перед получением денежных средств Т.М.А. был предъявлен иностранный паспорт для идентификации получателя по ФИО, назван контрольный номер, контрольный вопрос для получения денежных средств.
Трофименко в заявлении о денежном переводе просила Банк об СМС-информировании относительно оформления и выплаты денежного перевода.
В графе заявления «Уведомить (послать SMS) на сотовый телефон:» был указан номер телефона, на который было необходимо информировать Клиента:
- № об оформлении денежного перевода;
На указанные номера телефонов Банком были направлены сообщения относительно оформления и выплаты денежного перевода.
К несовпадениям ФИО получателя не относятся разное написание в реквизитах перевода и реквизитах документа, удостоверяющего личность получателя, букв «Е» или «Ё» и букв «И» или (IЙ», одинаковое написание букв латиницей и кириллицей (например, «Р» (лат.) и «Р»(кир.)), а также отсутствие или наличие в реквизитах ФИО знака пробел или дефиса (п. 15. Порядка).
Считает, что основания для отказа в приеме денежных средств для осуществления перевода и выдаче денежных средств у Банка отсутствовали. Перевод был совершен в полном соответствии с установленным Порядком и требованиями Закона.
Во исполнение положений п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также п. 1.2.2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 222-П Трофименко была ознакомлена согласна с тарифами и условиями данного денежного перевода.
Заявляя о возмещении вреда на основании ст. 1095 ГК РФ, истцом не представлено доказательств, что имеются какие-либо недостатки оказанной Банком услуги. Исходя из документов, представленных в материалы гражданского дела, Банк выполнил свою обязанность перед Трофименко по переводу денежных средств в точном соответствии с требованиями Закона и правилами перевода. Для получения перевода было необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, указать уникальный код и контрольный ответ, присваиваемый переводу. Данная информация известна только лицу, осуществляющему перевод денежных средств.
Ответчик не согласен с доводом истца относительно того, что Банком не была проведена идентификация получателя денежных средств. При этом перевод денежных средств без открытия счета позволяет при наличии условий, установленных п.1.11 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001№-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», производить упрощенную идентификацию для которой достаточно фамилии, имени и отчества лица, получающего перевод.
В условиях, когда банку известны полные данные (в том числе паспортные) отправителя денежных средств, необходимость полной идентификации получателя отсутствует, поскольку банком установлено лицо, осуществляющее перевод денежных средств (перевод осуществляется другому физическому лицу в пределах Российской Федерации, не связан с перемещением денежных средств за рубеж, и не требует дополнительного про ведения идентификации в общем порядке).
Между тем, как было установлено в ходе служебного расследования, при выплате перевода:
получателем денежных средств был предъявлен паспорт иностранного гражданина;
проведена идентификация клиента, визуальная оценка представленного документа, фотография в документе была сличена с обратившимся клиентом;
проведена проверка паспорта с использованием прибора «Ультрамаг» (проверка подлинности документа);
подпись в РКО сравнивалась с подписью в паспорте.
В ходе судебного разбирательства было установлено, выдача денежных средств по переводам истца произведена при установлении соответствия фамилии, имени и отчества получателей, указанных в заявлении Трофименко С.А., с фамилией, именем и отчеством лица, обратившегося за выдачей денежных средств – Т.М.А., а также на основании контрольного номера перевода, сообщение которого получателю является обязанностью отправителя, что подтверждается заявлениями о выплате денежного перевода «<данные изъяты>». Т.М.А. также перед получением перевода был дан верный контрольный ответ <данные изъяты>) на контрольный вопрос (КАКОЕ ИМЯ).
Доводы истца о том, что ответчик в нарушение ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ N 115-ФЗ не провел полную идентификацию получателя денежных средств, а именно не затребовал миграционную карту, не проверил действительность и перевод представленного паспорта, что привело к причинению убытков истцу, считает не обоснованными, поскольку согласно ст.7 ФЗ N 115, рассматриваемые переводы денежных средств без открытия счета позволяют при наличии предусмотренных условий производить упрощенную идентификацию, для которой достаточно фамилии, имени и отчества, лица, получающего перевод.
В условиях, когда банку известны полные данные (в том числе паспортные) отправителя денежных средств, необходимость полной идентификации получателя отсутствует, поскольку банком установлено лицо, осуществляющее перевод денежных средств (перевод осуществляется другому физическому лицу в пределах Российской Федерации, не связан с перемещением денежных средств за рубеж, и не требует дополнительного про ведения идентификации в общем порядке).
В данной ситуации при выдаче денежных средств Банком проведена упрощенная идентификация Т.М.А. в установленном порядке, что не является нарушением ФЗ N 115-ФЗ.
Ссылку Истца на Положение Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 499-П (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк видит также неуместной, так как в силу требования ФЗ N 115-ФЗ Банком проведена упрощенная идентификация при принятии на обслуживание.
В заявлении о денежном переводе <данные изъяты>» Трофименко С.А. подтвердила, что с тарифами и условиями совершения ПАО Сбербанк денежного перевода она ознакомлена и согласна.
Денежные переводы были совершены в строгом соответствии с Порядком и условиями осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов <данные изъяты>". На основании указанного порядка достаточно указания ФИО получателя платежа. На момент оформления заявлений о денежных переводов Истец знал и был согласен с тем, что идентификация получателя проводится по ФИО, так как в заявлении иных сведений относительно получателя не указывается.
В рамках данного продукта не имеет значения какая именно Банком проводилась идентификация. Без уникального контрольного номера, который формируется в автоматическом режиме в приходном кассовом ордере (код формы №) и контрольного ответа (в случае указания) невозможно получить денежный перевод.
В материалы гражданского дела представлено Заявление физического лица от ДД.ММ.ГГГГ при формировании данных заявлений автоматически формируется дата и время обращения Клиента в Банк. Истец обратилась в Банк уже после фактического получения переводов, что опровергает ее пояснение относительно того, что Банком не предприняты меры по отмене перевода после ее обращения.
По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 6 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") 1.
Банком представлены все подтверждающие документы исполнения своих обязательств в рамках данного Трофименко С.А. поручения в заявлении на перевод денежных средств.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, поэтому в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела № СО ОМВД России по <адрес>, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 150 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам и в пределах заявленных исковых требований в силу ст. 196 ГПК РФ.
В соответствии с п.1,2 ст. 8 Федерального закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги) (п. 2 ст. 10 Закона).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В силу ст.7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях использования не причиняла имущественный вред.
Согласно п.п. 1,3 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Безналичные расчеты осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями (далее - банки) с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором.
Согласно п. 1 ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Согласно п.9 ч.1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся: осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента) (ч.1). Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (ч.2). Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств (ч. 3). Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ч. 7). В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств (ч.9). При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности (ч. 11).
Положениями ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено, что распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода) (ч.1), распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде (ч.2), при приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений клиентов, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч. 4).
Согласно ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента. Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что распоряжение клиента может быть отозвано до наступления безотзывности перевода денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
Правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации установлены Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Правила переводов) (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 24667).
Пунктом 1.1. Правил переводов предусмотрено, что банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.
Согласно п.1.4. Правил переводов, кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством: приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу.
Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом (п. 1.7. Правил переводов).
Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие: порядок составления распоряжений; порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений; порядок исполнения распоряжений; иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.
Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению (п. 1.8. Правил переводов).
Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях (п. 1.9. Правил переводов).
На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке (п. 1.15. Правил переводов).
В распоряжениях указывается уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк получателя средств осуществляет контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, установленных договором с получателем средств. В случае осуществления перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа, формирование и контроль уникального идентификатора платежа осуществляются в порядке, установленном в приложении 12 к настоящему Положению (п. 1.21.1. Правил переводов).
В распоряжении, требующем выполнения условий перевода денежных средств (далее - условия перевода), указывается признак, определяющий наличие условий перевода денежных средств (далее - признак условий перевода), если он предусмотрен договором (п. 1.21.2. Правил переводов).
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков (п. 1.25. Правил переводов).
Порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму с реестрами, устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур приема к исполнению распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов (п. 2.2. Правил переводов).
В поступившем распоряжении банк плательщика указывает дату поступления распоряжения в банк плательщика.
При положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения на бумажном носителе, переданного в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, кредитная организация принимает распоряжение к исполнению и незамедлительно после выполнения процедур приема к исполнению распоряжения представляет отправителю распоряжения экземпляр распоряжения на бумажном носителе или документ кредитной организации на бумажном носителе, подтверждающий прием распоряжения к исполнению, с проставлением даты приема и отметок банка, включая подпись уполномоченного лица банка (п. 2.13. Правил переводов).
Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств.
Составление заявления об отзыве и процедуры его приема к исполнению осуществляются банком в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего Положения.
Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об отзыве, направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде или на бумажном носителе об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения и проставлением на распоряжении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.
Заявление об отзыве служит основанием для возврата (аннулирования) банком распоряжения (п. 2.14. Правил переводов).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк России» в Междуреченском отделении №, расположенном по адресу: <адрес>, истец совершила перевод денежных средств в сумме 500 000 рублей на имя Т.М.А. по системе перевода денег <данные изъяты>», что подтверждается заявлением о денежном переводе (т.1 л.д. 119) и приходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.5). Переводу был присвоен контрольный номер №, указан контрольный вопрос: «Какое имя» и контрольный ответ: «Ульяна».
Порядок и условия осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов «<данные изъяты> (далее Порядок перевода <данные изъяты>) (том 1 л.д. 25), разработаны во исполнение и в соответствии п. 1.8. Правил переводов ПАО «Сбербанк», согласно которым:
1.ПАО Сбербанк (далее - Банк) осуществляет срочные денежные переводы «<данные изъяты> в валюте Российской Федерации по поручению физических лиц - граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, резидентов и нерезидентов Российской Федерации, на основании заявления о переводе «<данные изъяты>», установленной Банком формы.
2. Переводы осуществляются между структурными подразделениями Банка. Любую информацию по срочным денежным переводам «Колибри» можно получить в структурных подразделениях Банка, совершающих операции по срочным денежным переводам «<данные изъяты>».
3. За выполнение операций по переводу денежных средств, за отмену перевода взимается плата (комиссионное вознаграждение) в соответствии с тарифами Банка.
С тарифами по осуществлению Банком срочных денежных переводов «<данные изъяты>» можно ознакомиться на <адрес>
4. Переводы осуществляются без открытия счета, как отправителя, так и получателя. Прием и выдача перевода, а также уплата сумм комиссионного вознаграждения Банка производятся наличными деньгами.
5. Общая сумма переводов, принимаемых через один территориальный банкот имени одного физического лица в течение одного операционного дня, не должна превышать 500000 (Пятьсот тысяч) рублей.
6. Прием, выплата, отмена переводов осуществляется с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность физического лица.
При приеме перевода по желанию отправителем может быть указан контрольный вопрос и ответ. В этом случае знание получателем ответа на контрольный вопрос является обязательным условием выплаты перевода.
7. Переводы не могут быть связаны с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности.
8. Принятому переводу присваивается уникальный контрольный номер, знание которого Получателем перевода является обязательным условием для его выплаты.
9. Контрольный номер перевода отражается в квитанции/приходном кассовом ордере № выданной (-ом) в подтверждение факта приема перевода от отправителя.
Отправитель может воспользоваться бесплатным сервисом по информированию получателя об отправленном ему переводе «<данные изъяты>», для чего при заполнении заявления о переводе «<данные изъяты>» указывает номер мобильного телефона получателя. Отправитель самостоятельно уведомляет получателя об отправленном ему переводе «<данные изъяты>» и о контрольном номере данного перевода. В случае указания в заявлении о переводе «<данные изъяты> отправителем перевода своего номера мобильного телефона, отправителю предоставляется дополнительный бесплатный сервис по его уведомлению посредством СМС-сообщения о факте выплаты получателю данного перевода.
10. Отправитель имеет право на отмену невостребованного получателем перевода и возврат денежных средств, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и Квитанции/приходного кассового ордера № с контрольным номером перевода.
11. Отмена перевода осуществляется в любом структурном подразделении Банка.
Комиссионное вознаграждение, ранее уплаченное за его отправление, не возвращается.
12. В случае утраты квитанции/приходного кассового ордера № содержащей (-его) контрольный номер перевода, выдача дубликатов и копий не производится. Для выплаты (возврата) перевода отправителю, квитанция/приходный кассовый ордер 0402008 по которому утерян, отправителю необходимо оформить письменное заявление в произвольной форме на имя руководителя структурного подразделения Банка.
Выплата денежных средств отправителю осуществляется с разрешения руководителя структурного подразделения Банка:
- в случае если отправитель помнит контрольный номер перевода - в любом структурном подразделении Банка;
- в случае если отправитель не помнит контрольный номер перевода - только в структурном подразделении Банка, принявшем перевод, после проверки первичных документов.
13. Отправитель имеет право на внесение поправок в невостребованный получателем перевод в части изменения фамилии, и/или имени, и/или отчества получателя, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и квитанции/приходного кассового ордера 0402008 с контрольным номером перевода, выданной ( -ого) при оформлении перевода, или, в случае отсутствия квитанции/приходного кассового ордера № с контрольным номером перевода, при правильном указании контрольного номера перевода, а также при совпадении данных документа, удостоверяющего личность отправителя, с данными клиента, указанными в реквизитах перевода при его отправлении. Ошибка! Закладка не определена.
14. Получатель имеет право истребовать причитающийся ему перевод в любом структурном подразделении Банка, осуществляющем выплату переводов. Выплата перевода совершается в часы операционного обслуживания клиентов.
15. В случае несовпадения ФИО получателя с данными, указанными отправителем в заявлении о переводе «Колибри», выплата перевода не производится.
К несовпадениям ФИО получателя не относятся разное написание в реквизитах перевода и реквизитах документа, удостоверяющего личность получателя, букв «Е» или «Ё» и букв «И» или «Й», одинаковое написание букв латиницей и кириллицей (например, «Р» (лат.) и «Р» (кир.)), а также отсутствие или наличие в реквизитах ФИО знака пробел или дефиса.
16. Суммы переводов, не востребованные получателем и отправителем в течение трех лет со дня осуществления перевода, выплачиваются отправителю в структурном подразделении Банка, принявшем перевод, после подачи отправителем письменного заявления в произвольной форме, проверки Банком первичных документов по принятым переводам.
Изучив данные документы, суд признает установленным, что Банк уведомил истца обо всех условиях оказываемой услуги, ознакомив с указанными Порядком и условиями осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов «<данные изъяты> о чем указано в заявлении о денежном переводе <данные изъяты>», принятом от истца (том 1 л.д. 112), в том числе о стоимости услуги, о том, что переводы осуществляются без открытия счета (как отправителя, так и получателя), прием и выдача перевода, а также уплата сумм комиссионного вознаграждения Банка производятся наличными деньгами (п. 4. порядка), прием, выплата, отмена переводов осуществляется с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность физического лица (п. 6. Порядка), защита операции обеспечена присвоением уникального контрольного номера, знание которого получателем перевода является обязательным условием для его выплаты, который отражается в квитанции/приходном кассовом ордере №, выданной (-ом) в подтверждение факта приема перевода от отправителя (п. 8. Порядка), а также мерой дополнительной защиты совершаемой операции в виде контрольного вопроса и ответа.
Тем самым, истец воспользовалась своим правом на выбор данной услуги, действуя осознанно и по доброй воле.
Согласно искового заявления и как пояснила в суде истец, ДД.ММ.ГГГГ истец узнала, что банк произвел выплату перевода неизвестному ей лицу.
ДД.ММ.ГГГГ в 17.54 банком принято от Трофименко С.А. заявление (претензия) в ПАО «Сбербанк России» по факту выдачи переведенных денежных средств третьим лицам в другом городе (т.1 л.д. 6-7). Дан ответ с рекомендацией обратиться в правоохранительные органы (т.1 л.д. 8-9).
По рассматриваемому факту банком было проведено служебное расследование (акт служебного расследования. № от ДД.ММ.ГГГГ) (т.1 л.д. 67-75), которым установлено, что оформление перевода № состоялось при следующих обстоятельствах:
Согласно данным ФП Аудит АС «Филиал Сбербанк» в ВСП № Сибирского банка:10:55 СМО ФИО оформила денежный перевод от имени клиента Трофименко С.А., контрольный № на сумму 500 000рублей, комиссия составила 2 000рублей, получатель Т.М.А..
11:00 операция подтверждена банковской картой Трофименко С.А.№ с вводом ПИН-кода.
11:30 СМО ФИО погасила жетон № и приняла денежные средства от клиента Трофименко С.А.
Согласно заявления оформленного при отправке денежного перевода Колибри № в поле и контрольный вопрос указано-«Какое имя», в поле контрольный ответ –«<данные изъяты>». Номер телефона для направления смс-сообщений об оформлении /выплате перевода указаны следующие
+№ уведомить об оформлении денежного перевода «Колибри», Уведомить о выплате денежного перевода <данные изъяты>».
По данным АС Мобильный Банк ДД.ММ.ГГГГ в 11:13 на номер +№ клиенту Т.М.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., поступило смс-уведомление с текстовым сообщением : <данные изъяты>» (т.1 л.д.70).
Выплата перевода состоялась при следующих обстоятельствах:
Согласно данным ФП Аудит АС «Филиал Сбербанк» в ВСП № Поволжского банка:
10:23 СМО ФИО сформировала запрос на выплату денежного перевода №Т.М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сумме 500 000рублей по документу клиента: паспорт иностранного гражданина №
10:24 кассир СМО ФИО сформировала запрос на выплату денежного перевода №Т.М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сумме 500 000 рублей по документу клиента: паспорт иностранного гражданина №.
10:31 кассир СМО ФИО погасила жетон № операции РКО №.
10:32 кассир СМО ФИО погасила жетон № операции РКО № (т.1 л.д.71).
С сотрудников банка были взяты объяснения. Были просмотрены материалы ТСВ по ВСР.
По результатам служебного расследования комиссия пришла к выводам о том, что: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ денежные переводы <данные изъяты> были выплачены третьим лицам П.В.П. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Т.М.Ю. (23.05.1997г.р,), Трофименко С.А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), (совпадение ФИО) на основании паспортов иностранных граждан, уникальных контрольных номеров и контрольного ответа на вопрос для получения-перевода, т.к.:
• клиенты владели информацией о контрольных номерах переводов и контрольных ответах на вопросы для получения переводов, которые должны быть известны только отправителю денежных средств и получателю;
Сотрудники ВСП №№ Поволжского банка при обслуживании получателей переводов провели идентификацию клиентов, проверку предъявленного ДУЛ с помощью прибора ультрафиолетового излучения. У сотрудников никаких подозрений не возникло, денежные средства были выплачены клиентам;
Причастность сотрудников ВСП №№ к схеме хищения денежных средств ПО переводу <данные изъяты> не установлена,
Кроме того, установлено, что переводы <данные изъяты>, оформленные П.В.П., Т.М.А., и Трофименко С.А. носят сомнительный характер, так как переводы <данные изъяты> были оформлены на имя родственников, в присутствии получателей переводов. Трофименко M.Ю. осуществлены 2 телефонных звонка в Банк с целью уточнения информации о возможности получения перевода <данные изъяты> 3-м лицом по известному ему контрольному номеру и поддельному паспорту. Первый звонок был осуществлен в КЦ до выплаты всех переводов, второй звонок после получения всех переводов;
В связи с вышеизложенным, с высокой долей вероятности банк может утверждать, что отправители переводов П.В.П., ТрофименкоФИО., Трофименко С.А. самостоятельно разгласили сведения о денежных переводах <данные изъяты> нарушив тем самым условия перевода денежных средств по системе <данные изъяты>. Комиссия также не исключает возможный сговор между отправителем и получателем в отношении ПАО Сбербанк.
По обращению П.В.П. в ОМВД России по <адрес> (заявление от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 5 уголовного дела № №) было возбуждено уголовное дело от ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159.3 УК РФ, проводилось расследование, в ходе которого неоднократно допрашивались П.В.П., Т.М.А.,Трофименко С.А. Постановлением СО от ДД.ММ.ГГГГ предварительное следствие по уголовному делу приостановлено по п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В ходе предварительного расследования по судебному поручению были опрошены сотрудники офиса ПАО «Сбербанк» № в <адрес>ФИО и ФИО
Так, допрошенная по материалам уголовного дела в качестве свидетеля ФИО (уголовное дело № л.д. 99-100), предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснила, что в занимаемой должности работает с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ она находилась в окне №, подошел клиент девушка 20-30 лет, средний рост, худощавое телосложение, славянской внешности, говорила без акцента. Она предоставила паспорт <данные изъяты> на Т.М.А. Данный паспорт она проверила прибором «Ультрамаг» а также сверила визуально. Она получала два перевода «<данные изъяты>» по 500 000 рублей. В базе «Сбербанка» ее не было. Она ее внесла в базу, та дала два номера переводов, которые она внесла в базу, при получении одобрения она распечатала расходно- кассовые ордера на 2 перевода в двух экземплярах, в которых та расписалась. По одному экземпляру она отдала кассиру, где клиент также расписался в кассе. Один экземпляр отдается клиенту, второй направляется в архив. При осмотре паспорта признаков подделки не выявлено. Клиент приходила и уходила одна. Вела себя спокойно.
Допрошенная по материалам уголовного дела в качестве свидетеля ФИО (уголовное дело № л.д. 101-102), предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ работала на кассе, к ней была направлена женщина Т.М.А. у которой был паспорт <данные изъяты>. Она по своему паспорту получила 2 перевода <данные изъяты>» по 500 000рублей и ушла. Данную женщину она не помнит, так как в тот день была большая проходимость народа. Ничего подозрительного тона не заметила.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля П.В.П., показал, что ему не хватало 500 000 рублей, он попросил в долг деньги у Трофименко С.А.. С. сделала перевод <данные изъяты>» на свою дочь Т.М.А. – его гражданскую жену. Т.М.А. эту сумму должна была снять в <адрес>. А он в свою очередь тоже сделал перевод на имя Т.М.А. в сумме 500 000 рублей. Ему вечером пришла СМС, которую он сразу не увидел, увидел только на следующий день. СМС содержала информацию о снятии денежного перевода, он её перенаправил Т.М.А.. Т.М.А. сразу поехала в Банк, чтобы выяснить ситуацию, он подъехал позже. В Банке обратился к сотрудникам и попросил заблокировать операцию по выдаче денежного перевода, ему пояснили, что 500 000 рублей уже сняли, 1 000 000 рублей еще остался и операцию остановить они не могут, поскольку необходимо писать заявление. Другая сотрудница Банка сказала, что деньги снимают по украинским паспортам и чтобы не отменять операцию по выдаче перевода, Т.М.А. должна пойти в кассу и снять их здесь сама, что она и сделала. В этот момент подъехала Трофименко С.А., Т.М.А. вышла из кассы и сказала, что деньги снять не успела, их сняли в другом месте. По их просьбе сотрудники Банка переводы денежных средств не заблокировали. Они обратились в полицию с заявлением, документы Банк по запросу полиции предоставил только через полгода. Из материалов уголовного дела они увидели фотографии тех людей, которые снимали денежные средства за Т.М.А. и С., это была одна и та же женщина. Во сколько именно С. подъехала в отделение Банка сказать точно не может, примерно до двух часов дня. В этот же день написали претензии в Банк, все это длилось очень долго. Сначала поехала Т.М.А. в банк, так как он ей позвонил и сказал, что на телефон пришла смс о снятии денежного перевода, она поехала выяснять. Выяснила, позвонила ему, он сразу поехал в Банк, вскоре подъехала С., это было во втором часу. СМС ему пришла 17 марта вечером, примерно часов в девять, он прочитал её на следующий день.Он поехал в Банк, чтобы выяснить, что происходит с деньгами, поскольку это были его деньги и он тоже отправлял перевод на имя Т.М.А.. Он просил сотрудников Банка заблокировать свой перевод, сотрудники долго дискутировали, ничего не предпринимали, потом отправили Т.М.А. в кассу за деньгами.
Свидетель ФИО опрошенная в судебном заседании пояснила, что она работает в отделении «Сбербанк» № по <адрес> в <адрес>. Перед Трофименко, последнего клиента она обслужила в 16-02 ч., что зарегистрировано в банковской программе. После 16-02 час. минут через 10-15 к ней обратились Т.М.А. и П.В.П.. Сначала обратилась Т.М.А., была в возбужденном состоянии, пояснила, что ушел перевод «<данные изъяты> ей пришла СМС, о выплаченном переводе. Подошел П.В.П., по его данным зашли в программу, она оформила запрос в программе, поскольку отменить операцию, либо выплатить денежные средства можно только через программу. Первыми ее действиями было, это зайти в программу и оформить запрос на отмену. Запрос на отмену был оформлен, но так как она не кассовый работник, завершить данную операцию самостоятельно не может, она перенаправила талон и пошли в кассу. Перенаправленные талоны вызываются в первую очередь в первое освободившееся окно, в живой очереди данные клиенты не стоят. Минуты через 4-7 нас вызывали к операционно-кассовому работнику, которая начала совершать подтверждение отмены и у неё в программе высветилось, что перевод выплачен. Дальше с клиентами вернулись к ней в кабинет оформлять претензию, Трофименко С.А. при этом еще не было, позже она подъехала, но уехал П.В.П., они остались регистрировать претензии с Трофименко С.А. и Т.М.А.. При регистрации и оформлении претензии выясняем все обстоятельства, кто оформлял перевод, кому отправлял, для чего, где выплачен и т.д. Когда всё выяснили, только после этого регистрируется претензия. Сначала зарегистрировали претензию Трофименко С.А., потом Т.М.А., и последним был П.В.П., он долго не приезжал, ему звонили, приехал, подписал и все три претензии были направлены в работу.
Она работала конкретно на талоне «Решить проблему», т.е. принимала претензии по мошенничеству, претензии к Банку и т.д., находилась в отдельном кабинете. Точное время обращений клиентов известно с программы Банка, она посмотрела. Т.М.А. взяла талон, обратилась с тем, что потерялся денежный перевод, кто-то снял денежные средства, просила разобраться. Таких фраз от Т.М.А., как «прошу отменить перевод» не помнит, в данном случае она сама знает, что необходимо делать. Предпринимает сначала действия по отмене либо выплате денежного перевода и только потом регистрирует обращение, при котором выясняет обстоятельства. После обращения сразу заходят в программу, регистрируют отмену, либо выплату, в данном случае пробовали регистрировать отмену перевода П.В.П., так как отмену Т.М.А. регистрировали до этого в другом окне. К ней она пришла уже с готовым вопросом, что перевода нет. В какое время, к какому сотруднику и в какое окно изначально подходила Т.М.А. в 16-00 ч. Обратилась Т.М.А. к ней одна или с П.В.П., не помнит. Она проверяла два перевода П.В.П., а у операционно-кассового работника проверяли уже все четыре перевода. Ее работа заключается в составлении запроса на операцию, а завершается операция полностью в кассе, сама она операцию завершить и выдать либо получить денежные средства не может, поскольку она не кассовый работник. При отмене операции по переводу денежных средств П.В.П. должен был получить денежные средства назад, т.е. Банк должен был вернуть ему перевод. В отношении получения и перевода денежных средств Т.М.А., она ничего не оформляла, от неё только принимала претензию. Оформить запрос на отмену денежного перевода мог любой операционно-кассовый работник Банка. Работа сотрудников фиксируется в программе поминутно. Она по П.В.П. заходила в программу в 16-18 час. Информацию по времени сама предоставить не может, необходимо сделать запрос. Перед судебным заседанием она проверила программу и посмотрела время обращения клиентов. На память она точно помнит, но до обеда и во время обеда данных клиентов в отделении Банка не было, поэтому чтобы убедиться, она зашла в программу и еще раз посмотрела время обращения. В кассе по оформленному запросу завершается операция по отмене, кассир заходит в запрос, если высвечивается «Успешно», выдается чек и наличные средства. В программе можно посмотреть, когда произошло снятие денежных средств, снятие произошло раньше, чем они были в банке. Сама она программе увидеть выдачу денежного перевода не может, это можно увидеть только при завершении операции в кассе. Единственное, что она не так сделала, это обнадежила клиентов, так как не убедившись, не завершив операцию в кассе и не проверив наличие денежных средств, а только увидев ответ на запрос «Успешно», сообщила им что деньги на счету. Прежде чем что-то сообщать клиентам, необходимо было завершить операцию, уточнить в кассе, а потом обнадеживать клиентов.
Чтобы отменить денежный перевод, необходима явка человека, паспорт, контрольный номер. В отношении П.В.П. проверку личности осуществили.
После того как сделан запрос на операцию, необходимо пройти к кассовому сотруднику для завершения операции, поскольку в одну руку она завершить операцию не может. Блокирует ли ее запрос на выдачу денежного перевода в другом регионе страны затрудняется ответить, скорее всего да, блокировка происходит. Когда производили все запросы, все операции по обращению данных клиентов, денежные средства уже были сняты, просто она это в своей программе не увидела, технически невозможно увидеть, то что видит кассир. Кроме отмены перевода и составления претензии, С., Т.М.А. и П.В.П. к ней ни с чем больше не обращались.
При оформлении перевода «<данные изъяты>» клиент приходит в отделение Банка с паспортом, сообщает только страну, куда направляет денежные средства, ФИО и всё, проверяет данные, подтверждает, подписывает заявление, выдается чек, вносит денежные средства. На чеке указан контрольный номер и ФИО получателя и отправителя. При выплате перевода, так же к ним обращается клиент с документом удостоверяющим личность, сообщает номер контрольного перевода. Заходим в переводы «<данные изъяты>», вводим контрольный номер, оформляем запрос, далее заходим в созданный запрос и завершаем операцию. Заявление на отправку перевода формируется программой, заявление, чек и ордер. Заявление распечатывается, подписывается, либо подписывается картой на терминале. Если сумма перевода не большая, то все может оформить кассовый работник, если сумма большая то заведующий кассой. На какой стадии выходит чек с контрольным номером, ответить затрудняюсь, не помнит. Если клиент при оформлении перевода подтвердил картой, то все документы отдают ему, и у них ничего остается, а если клиент подтверждал собственноручной подписью, то документы вечером уходят в архив, заявление и чек. Информацию на чеке, сотрудник, оформивший перевод, конечно видит. Если при получении перевода клиент предъявляет иностранный паспорт, то дополнительных требований к идентификации личности нет. Миграционная карта необходима только при открытии счета и карты. На украинских паспортах есть вся необходимая информация на русском языке, этой информации нам достаточно для установления личности. Все паспорта без исключений проверяются на специальном оборудовании «УЛЬТРАМАГ».
Фамилия оператора, к которому изначально обратилась Т.М.А., известна, но ее фамилию без согласования со службой безопасности назвать не может. К данному сотруднику Т.М.А. обратилась в 16-00 час., время известно из программы, и сейчас эти данные имеются в программе. При обращении клиента она оформляет запрос в Банке на операцию и направляется он в программное обеспечение. Виден ли данный запрос по всей России ответить затрудняется. Слово «Успешно» означает, что запрос сформирован успешно, не операция прошла успешно, а просто сформирован запрос. На основании этого она и ввела клиентов в заблуждение, расценив это так что деньги можно получить, но к сожалению ошиблась. Как оказалось запрос успешно формируется в любом случае, но при завершении он может дать выплатить, а может написать, что перевода уже нет. В настоящий момент перевода «<данные изъяты>» не существует, но документ, которым сотрудники Банка должны были руководствоваться при оформлении перевода, наверняка был и называется он Порядок выплаты переводов. При идентификации личности при получении перевода, сотрудник Банка вводит данные паспорта в программу, если клиент заведен в программе, то все данные появляются на экране, если нет, то сотрудник самостоятельно вводит все данные и заводит как нового клиента, при этом проверив паспорт и убедившись, что фотография совпадает, так же указывается адрес регистрации. В некоторых иностранных паспортах проставлен штамп регистрации, если не проставлен, то по документу временной регистрации. Именно при переводе <данные изъяты>» место регистрации не требуется. У всех сотрудников Банка имеется инструкция по работе с клиентами по разным операциям, но наизусть мы её знать не обязаны. Конкретно она не выясняла, по каким документам были выданы переводы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что к моменту обращения получателя перевода Т.М.А., а также истца Трофименко С.А. в отделение банка в <адрес> с претензиями по вопросам выплаты денежных средств иным лицам, их заявления не могли быть удовлетворены сотрудниками банка, поскольку к указанному моменту денежные средства были выданы получателю, тем самым перевод был окончен. Согласно сведений банка с заявлением Трофименко С.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в 17.54. (т.1 л.д. 206), в то время как перевод получен ДД.ММ.ГГГГ в 11.20 (московского времени).
Таким образом, проанализировав все собранные по делу доказательства, сопоставив пояснения всех допрошенных по делу свидетелей, суд приходит к выводу, что ДД.ММ.ГГГГ Трофименко С.А. как отравитель и Т.М.А. как получатель действительно обращались в отделение ПАО Сбербанк <адрес>, однако к моменту их обращения денежные переводы уже были выплачены получателем в другом городе на основании паспорта гражданина Украины. При этом суд не усматривает каких-либо противоречий относительно информации о наличии денежных средств по переводам в момент нахождения истца и членов его семьи в отделении банка, поскольку пояснения свидетеля ФИО в указанной части согласуются с остальными документами по делу, о том, что она ошибочно сообщила Т.М.А. о наличии денежных средств.
На основании изложенного, изучив представленные доказательства в их совокупности судом установлено, что выдача денежных средств по переводу истца произведена в соответствии с Порядком и условиями осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов «<данные изъяты>» при установлении соответствия фамилии, имени и отчества получателя, указанных в заявлении отправителем Трофименко С.А., с фамилией, именем и отчеством лица, обратившегося за выдачей денежных средств, а также на основании контрольного номера перевода, сообщение которых получателю является обязанностью отправителя. Таким образом, списание денежных средств было санкционировано предусмотренным Порядком и условиями осуществления в ПАО Сбербанк срочных денежных переводов «Колибри» способом.
Доказательств обратному истцом в ходе рассмотрения дела не представлено. По результатам проверки, проведенной банком нарушений внутренних нормативных документов со стороны сотрудников Банка не выявлено, недостатков в бизнес-процессах или АС, спровоцировавших наступление рискового события не выявлено, фактов внутреннего мошенничества, личной корыстной заинтересованности, причастность к схеме хищения денежных средств со стороны сотрудников Банка не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что банк предоставил истцу услуги надлежащего качества.
Доводы истца о ненадлежащем качестве предоставленной услуги в связи с нарушением Федерального закона № 115-ФЗ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – закон о противодействии легализации доходов) суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлена обязанность кредитных организаций до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Случаи, когда идентификация выгодоприобретателя не проводится, определены указанной нормой федерального закона, а также пунктами 1.3, 1.4, 4.1, 4.2 Положения N 499-П.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации доходов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в том числе до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 данной статьи, установив в отношении физических лиц следующие сведения - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 данной статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Пунктом 1.1 статьи 7 Указанного выше закона о противодействии легализации доходов идентификация клиента - физического лица не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Согласно п 1.11. ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа, при осуществлении и получении почтового перевода денежных средств на сумму, не превышающую 15 000 рублей
Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:
операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона и в отношении клиента - физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию указанного клиента в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Закона о противодействии легализации доходов предусмотрено, что операция с денежными средствами, в частности открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей.
Таким образом, учитывая, что Т.М.А. совершались операции по переводу денежных средств на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей, у банка отсутствовала обязанность проводить идентификацию клиента, достаточно было упрощенной идентификации, проводимой в порядке, установленном п. 1.12 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов.
Кроме того, согласно пунктам 1.12-1 – 1.12-3 применение положений пунктов 1.11 и 1.12 настоящей статьи к операциям, совершенным Т.М.А. не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 499-П (далее - Положение об идентификации клиентов), кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее - выгодоприобретатель).
Пунктом 2.1 Положения об идентификации клиентов предусмотрено, что при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к данному Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок.
Согласно пункту 3.2 Положения об идентификации клиентов для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии.
В соответствии с приложением 1 к указанному выше Положению сведениями, получаемыми в целях идентификации клиентов - физических лиц, представителей клиента - физических лиц, выгодоприобретателей - физических лиц и бенефициарных владельцев, являются: 1.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего); 1.2. Дата и место рождения; 1.3. Гражданство, 1.4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (при наличии).
В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются: для иностранных граждан: паспорт иностранного гражданина (п. 1.4.2.);
Данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации. Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если необходимость наличия у них миграционной карты предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 1.5);
Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).
Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если необходимость наличия у них документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 1.6); Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания (п. 1.7).
Согласно п.2 сведения, получаемые в целях упрощенной идентификации клиентов - физических лиц. Сведения, определенные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ, в зависимости от выбранного способа упрощенной идентификации.
Абзацем 5 п. 3.2 Положение Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личность физического лица, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются кредитной организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Исходя из изложенного, суд признает возражения ответчика законными и обоснованными, что требования закона о необходимости предоставления перевода на русский язык предоставляемых в банк документов не распространяются на документы, удостоверяющие личность физического лица, выданные компетентными органами иностранных государств, составленные на нескольких языках, включая русский язык, к которым относится паспорт гражданина иностранного государства. Более того, согласно указанным выше правилам идентификации, кредитная организация производит идентификацию на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, при этом каких-либо ограничений по национальной принадлежности данные правила не содержат. В связи с чем, суд находит несостоятельным довод стороны истца о том, что банк, при получении от получателя перевода паспорта гражданина иностранного государства, не имел право выдавать ему перевод в связи с несовпадением ФИО получателя, отличного от указанного отправителем перевода ФИО на русском языке.
Как следует из порядка и условий рассматриваемого перевода «<данные изъяты>» сведения о паспортных данных и гражданстве данных лица - получателе перевода, не являются обязательными. Как следует из материалов дела, при обращении получателя перевода Трофименко С.А. банком была надлежащим образом произведена упрощенная идентификация клиентов, сведения о паспортных данных обратившихся лиц зафиксированы банковскими работниками, равно как и сведения о месте жительства указанных лиц.
Как указано в письме Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 12-4-4/2375 в соответствии с абзацем 12 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность кредитных организаций до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Случаи, когда идентификация выгодоприобретателя не проводится, определены указанной нормой федерального закона, а также пунктами 1.3, 1.4, 4.1, 4.2 Положения N 499-П.
Так как при зачислении на счет клиента денежных средств, поступивших из другого банка (вне зависимости от того, является ли плательщик одновременно клиентом кредитной организации, обслуживающей получателя денежных средств), получателем не осуществляются действия к выгоде третьего лица, то обязанность по выявлению и идентификации выгодоприобретателя у кредитной организации, обслуживающей получателя, не возникает.
В данном случае обязанность по идентификации выгодоприобретателя возникает у кредитной организации, обслуживающей плательщика при совершении данной операции. Из материалов дела следует, что указанная обязанность ответчиком выполнена надлежащим образом при оформлении истцом совершенного ею перевода.
Вместе с этим, суд признает состоятельными возражения ответчика, что у банка отсутствовали основания для отказа в выдаче перевода в связи с предоставлением получателями паспортов иностранных граждан. Указанный довод представитель истца мотивировал тем, что в паспортах иностранных граждан фамилия имя и отчество указываются на иностранном языке, представила сведения о переводах паспорта Т.М.А. (том 1 л.д. 218-220). Однако в соответствии с указанными Правилами переводов Колибри для осуществления перевода были указаны ФИО получателя без указания их гражданства и иных идентифицирующих данных. Правилами переводов Колибри также не предусмотрено указание иных данных получателей переводов, для выплаты перевода требуется лишь предоставление документа, удостоверяющего личность получателя, знание уникального номера перевода и при необходимости контрольного слова. Для идентификации иностранных граждан, представивших паспорт иностранного гражданина, перевод указанного документа, удостоверяющего личность не требуется. Довод представителя истца, что в данном случае, поскольку в паспортах написание фамилии имени и отчества получателей выполнены на иностранном языке, что не совпадает с данными, указанными отправителем перевода, а именно фамилия имя и отчество указаны на русском языке, суд находит несостоятельным, поскольку банком получатели были идентифицированы в соответствии с установленными процедурами идентификации клиента, на основании надлежащего документа, удостоверяющего личность. Требования к написанию данных ФИО получателей переводов, предусмотренные в п. 15 Правил осуществления переводов «Колибри» допускают указание ФИО на латинице и кириллице, что не является несовпадением данных получателей переводов.
Согласно ответу начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> (уголовное дело № л.д. 131) гражданка Т.М.А., иностранный паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> гражданка Трофименко С.А., иностранный паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, П.В.П., иностранный паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на миграционном (регистрационном) учете в <адрес> не состояли. При проведении проверки по данным ЦБДУИГ (центральной базы данных учета иностранных граждан) сведения на граждан Т.М.А., Трофименко С.А., П.В.П. отсутствуют.
При этом, Банк не наделен полномочиями запрашивать миграционные сведения, равно как сведения о выданных паспортах. Обязанности банка по проверке представленных подлинных документов, удостоверяющих личность клиентов, на предмет их подделки, сотрудниками ПАО Сбербанк были выполнены в соответствии с предусмотренными ПАО Сбербанк процедурами, алгоритм проверки паспорта (том 1 л.д. 246-251).
При таких обстоятельствах, суд полагает в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в результате некачественного оказания услуг следует отказать, поскольку в действиях банка отсутствуют нарушения прав истца как потребителя, поскольку установлено, что операции по услуге денежного перевода <данные изъяты> совершены в соответствии с Правилами перевода <данные изъяты> без открытия счета, после проведения всех необходимых действий по идентификации и аутентификации клиента, на основании предъявленного документа, удостоверяющего личность получателя, с сообщением контрольного номера перевода и знания ответа на контрольный вопрос. Сотрудниками банка была оказана услуга в соответствии с действующими правилами. Доводы истца о неисполнении требований отправителя об отмене перевода и возврат денежных средств в соответствии с п. 10.11 Правил перевода Колибри, либо выплате его получителю Т.М.А. в <адрес> не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку на момент обращения Трофименко С.А. и Т.М.А.. в отделение банка перевод был окончен, денежные средства выплачены получателю.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в результате некачественного оказания услуг, поскольку в действиях банка отсутствуют нарушения прав истца как потребителя.
Так как в ходе рассмотрения спора не был установлен факт нарушения прав истца как потребителя действиями ответчика в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества, суд не усматривает и оснований для удовлетворения производных требований истца о взыскании компенсации морального вреда, штрафа, неустойки.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Трофименко С.А. к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.М.Антипова
Полный текст мотивированного решения изготовлен 22 февраля 2021 года.
Судья: И.М. Антипова