ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-148/14 от 03.02.2014 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

 Дело № 2-148/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г. Оренбург 03 февраля 2014 года                       

 Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:

 председательствующего судьи Чукановой Л.М.

 при секретаре Гайсиной Ю.М.

 с участием истца Стахиева А.Н.

 представителя ответчика представителя ответчика ЗАО «<данные изъяты>» Мячиной М.Ю.

 представителя третьего лица <данные изъяты> Каныгиной М.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по передаче полномочий и признании недействительными пунктов соглашения,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор <данные изъяты> действуя в интересах прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>», указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>» заключено соглашение № о взаимном сотрудничестве и информационном обмене, предметом которого является установление долгосрочных партнёрских отношений о сотрудничестве.

 Согласно условиям данного соглашения, содержащимся в пунктах 1.1-1.5, в рамках соглашения ЗАО «<данные изъяты>» и в пределах своей компетенции обязуется осуществлять приём от граждан документов, необходимых для регистрации по месту жительства (пребывания), в жилых помещениях многоквартирных домов, снятии с регистрационного учёта по месту жительства (месту пребывания), формирование таких документов, а также вести картотеки и базы данных.

 Порядок регистрационного учёта граждан РФ регулируется Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В силу ст.6 названного закона граждане, изменившие место жительства, обязаны не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и соответствующими документами для регистрации.

 Согласно п.4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Указанными Правилами также предусмотрен Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. Управляющие компании жилищным фондом наряду с другими лицами, указанными в Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с указанными выше нормами права, осуществляют полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.

 Если уведомление гражданами органа регистрационного учёта о сроке и месте своего пребывания производится по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», должностные лица, ответственные за регистрацию, обязаны передать необходимые для регистрации документы в органы регистрационного учёта.

 Приём, первичная обработка, проверка правильности оформления документов, необходимых для регистрации, доставка документов в соответствующие компетентные органы, а также хранение карточек регистрации и поквартирных карточек должны производиться должностными лицами, ответственными за регистрацию.

 Пунктом 37 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённого Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 № 208, предусмотрено, что регистрация и снятие граждан с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно, тогда как сотрудники ЗАО «<данные изъяты>» оказывают такие услуги на платной основе согласно утверждённого прейскуранта цен.

 Таким образом, права граждан на получение бесплатной государственной услуги по постановке на регистрационный учёт и снятию с такого учёта по месту жительства и месту проживания нарушаются.

 Согласно нормам Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828, ответственными за приём документов для получения и замены паспортов граждан являются указанные в Правилах регистрации должностные лица, которые и осуществляют приём от граждан необходимых документов. Именно на них возложена обязанность по предоставлению переданных гражданами документов в органы внутренних дел в установленный срок.

 Следовательно, в силу действующей редакции Положения о паспорте акционерные общества не имеют полномочий на приём от граждан документов, необходимых для получения или замены паспорта гражданина РФ. Таким образом, условие Соглашения о взаимном сотрудничестве, указывающее на обязательство ЗАО «<данные изъяты>» осуществлять приём и представление в территориальные органы ФМС документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены паспорта граждан РФ, нарушает действующее законодательство.

 Постановлением <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено Положение об универсальной электронной карте, согласно которому место подачи гражданином заявления о выдаче УЭК являются пункты приёма заявлений и выдачи УЭК (ППВ), которые определяются уполномоченной организацией по согласованию с уполномоченным органом.

 Согласно Постановлению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченной организацией по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в <данные изъяты> определено ОАО «<данные изъяты>».

     Действующим законодательством не предусмотрена передача вышеуказанных функций от должностных лиц, ответственных за регистрацию, иным юридическим лицам и коммерческим организациям. Передача коммерческой организации, не имеющей право хранить документы, содержащие сведения, содержащие персональные данные собственников помещений многоквартирного дома, а также сведения о документах, удостоверяющих личность, создаёт возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Нарушаются конституционные права граждан.

 В этой связи п.п. 1.1-1.5 соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о взаимном сотрудничестве и информационном обмене, заключённого между ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>», не соответствует требованиям федерального законодательства.

 Просил признать незаконными действия ООО «<данные изъяты>» по передаче полномочий по регистрационному учёту и снятию с регистрационного учёта по месту жительства и (или) месту пребывания граждан Российской Федерации ЗАО «<данные изъяты>»; признать п.п. 1.1-1.5 соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о взаимном сотрудничестве и информационном обмене, заключённого между ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>», недействительными.

     В судебном заседании старший помощник прокурора <данные изъяты> Стахиев А.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что требования о признании незаконными действия ООО «<данные изъяты>» по передаче полномочий по регистрационному учёту и снятию с регистрационного учёта по месту жительства и (или) месту пребывания граждан Российской Федерации ЗАО «<данные изъяты>» не связаны только соглашением от ДД.ММ.ГГГГ г., следует признать любые действия ответчиков незаконными. Не смотря на то, что срок действия соглашения истёк, ответчики исполняют соглашение и осуществляют деятельность, предусмотренную данным соглашением. Согласно ответу ООО «<данные изъяты>» регистрационный учёт граждан по месту жительства и месту пребывания будет осуществляться ЗАО «<данные изъяты>» до получения от них уведомления о прекращении партнёрских отношений. Просил исковые требования удовлетворить в полном объёме.

 Представитель ответчика ЗАО «<данные изъяты>» Мячина М.Ю., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., требования прокурора не признала и пояснила, что срок действия соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ истёк ДД.ММ.ГГГГ Заключать новое соглашение они не планируют. ДД.ММ.ГГГГ данный вид деятельности прекращён. Просила в иске отказать.

 Представитель ООО «<данные изъяты>» Валюженич В.С., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать прокурору в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия предмета и основания иска.

 В судебном заседании представитель <данные изъяты> Каныгина М.В., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., пояснила, что <данные изъяты> стороной оспариваемого соглашения не является, в связи с чем решение суда не повлияет на права и обязанности <данные изъяты>.

 Представитель <данные изъяты> извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.

 Выслушав пояснения старшего помощника прокурора Стахиева А.Н.,, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» («УК») и ЗАО «<данные изъяты>» (ЗАО «<данные изъяты>») заключено соглашение № №, в соответствии с которым «<данные изъяты>» определяет ЗАО «<данные изъяты>» уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении «<данные изъяты>» и даёт поручение, а ЗАО «<данные изъяты>» принимает на себя обязательство:

 1.1. в соответствии с «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» осуществлять приём и представление в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов, необходимых для регистрации по месту жительства (пребывания) в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении «УК», при этом формировать и вести необходимые картотеки и базы данных;

 1.2. в соответствии с п.14 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» осуществлять приём и представление в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены паспорта граждан РФ, зарегистрированных по месту жительства, по месту пребывания в помещениях, находящихся в управлении «<данные изъяты>»;

 1.3. в соответствии с «Правилами выпуска универсальной электронной карты» осуществлять приём и представление в уполномоченную организацию <данные изъяты> документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены универсальной электронной карты граждан РФ, зарегистрированных по месту жительства, по месту пребывания в помещениях, находящихся в управлении «<данные изъяты>»;

 1.4. осуществлять предоставление документов и информации, которые находятся в распоряжении ЗАО «<данные изъяты>» в связи с выполнением настоящего соглашения, непосредственно субъектам, владеющим жилыми помещениями, либо зарегистрированных (подлежащих регистрации) по месту жительства (пребывания), а также снятым с регистрационного учёта в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении «<данные изъяты>», в виде справок, копий и других необходимых заявителю документов;

 1.5. в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 01.07.2011 г. осуществлять предоставление документов и информации, которые находятся в распоряжении ЗАО «<данные изъяты>» в связи с выполнением настоящего соглашения, непосредственно в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, в том числе в электронной форме, а в иные государственные органы и органы местного самоуправления – в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

 Согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

 В соответствии с положениями ст.4 указанного Закона в городах, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

 Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ (ст.3 вышеуказанного Закона).

 Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

 Согласно п.4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

 Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. Согласно п.2 Перечня к должностным лицам, ответственным за регистрацию, относятся, в том числе, собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда. Управляющие компания жилищным фондом наряду с другими лицами, указанными в Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, осуществляют полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.

 Административные процедуры выполнения функции регламентированы Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённым Приказом ФМС

 Согласно п.37 Административного регламента регистрация и снятие граждан с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

     Пунктами 57, 82 предусмотрено заполнение должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан, поквартирных карточек, адресных листков, листков статистического учёта при осуществлении административной процедуры по приёму документов у граждан и передаче их в орган регистрационного учёта.   

 Порядок предоставления документов для получения либо замены паспорта гражданина РФ регламентирован Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828.

 Согласно данному Положению, действовавшему в редакции постановления Правительства РФ от 20.12.2006 г. № 779, граждане для получения или замены паспорта могли представлять необходимые документы и личные фотографии соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд.

 Правовыми актами предусмотрен закрытый перечень субъектов, относящихся к должностным лицам, ответственным за регистрационный учёт граждан. Из буквального толкования п.2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённого постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, следует, что к должностным лицам, ответственным за регистрацию граждан, относятся уполномоченные лица управляющих компаний жилищным фондом (далее УК ЖФ), а не уполномоченные управляющей компанией лица.

 Должностные лица акционерных обществ в данном перечне не указаны. Напротив, должностные лица управляющих компаний жилищным фондом прямо указаны в данном перечне, из чего следует, что УК ЖФ обязано обеспечить гражданам – собственникам помещений в многоквартирных домах возможность обращения к должностным лицам УК ЖФ по вопросам регистрационного учёта. Соответственно, обеспечение кадровой, технической, финансовой возможностей исполнения функции является обязанностью УК ЖФ.

 С учётом изложенного суд приходит в выводу о том, что передача ООО «<данные изъяты>» полномочий должностного лица, ответственного за регистрационный учёт граждан, ЗАО «<данные изъяты>» (п. 1.1., 1.4, 1.5 Соглашения о взаимном сотрудничестве и информационном обмене) не соответствует действующему законодательству.

 В соответствии с п.14 Положения о паспорте в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 612 документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Федеральной миграционной службой, и личная фотография могут быть представлены гражданином в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Указанные должностные лица обязаны представить в 3-дневный срок переданные гражданами документы и личные фотографии в территориальные органы Федеральной миграционной службы для оформления паспорта.

 Таким образом, согласно действующей редакции Положения о паспорте, акционерные общества не имеют полномочий на приём от граждан документов, необходимых для получения или замены паспорта гражданина РФ.

 Следовательно, условие Соглашения о взаимном сотрудничестве, указывающее на обязательство ЗАО «<данные изъяты>» осуществлять приём и представление в территориальные органы ФМС документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены паспорта граждан РФ, нарушает действующее законодательство.

 Постановлением <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено Положение об универсальной электронной карте. Приложением № 1 к названному Положению является Порядок выдачи универсальной электронной карты (далее – Порядок выдачи УЭК).

 Согласно п.п.1,4 Порядка выдачи УЭК место подачи гражданином заявления о выдаче УЭК являются пункты приёма заявлений и выдачи УЭК (ППВ), которые определяются уполномоченной организацией по согласованию с уполномоченным органом.

 Постановлением <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ. уполномоченной организацией по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Оренбургской области определено ОАО «<данные изъяты>».

 Доказательств того, что ЗАО «<данные изъяты>» определено в качестве Пункта приёма заявлений и выдачи УЭК суду не предоставлено.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ЗАО «<данные изъяты>» не вправе осуществлять полномочия ППВ, а пункты 1.1-1.5 Соглашения о взаимном сотрудничестве и информационном обмене не соответствует законодательству.

 Частью 1 ст.3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 Срок действия соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ истёк ДД.ММ.ГГГГ г.

 Пункт 3.1 соглашения предусматривает, что настоящее соглашение подлежит перезаключению на новый срок при взаимной заинтересованности сторон.

 Приказом ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № приказано в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ закрыть вид деятельности по оказанию услуг паспортистами-документоведами по приёму от граждан документов, необходимых для регистрации по месту жительства (месту пребывания), в жилых помещениях многоквартирных домов, снятия с регистрационного учёта по месту жительства (пребывания), формирование таких документов, ведение картотеки.

 Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» уведомило руководителей Управляющих компаний и ТСЖ о том, что не планирует продление или перезаключение соглашения о взаимном сотрудничестве с Управляющими компаниями и ТСЖ, осуществляющими обслуживание жилого фонда <данные изъяты> на 2014 год.

 Реестр подтверждает направление указанного уведомления Управляющим компаниям и ТСЖ.

 Поскольку срок действия соглашения от ДД.ММ.ГГГГ истёк, ЗАО «<данные изъяты>» прекратило деятельность по оказанию паспортистами-документоведами услуг по приёму от граждан документов для регистрации по месту жительства (месту пребывания), в жилых помещениях многоквартирных домов, снятия с регистрационного учёта по месту жительства (пребывания), формирование таких документов, ведение картотеки, не планирует продление или перезаключение соглашения о взаимном сотрудничестве с Управляющими компаниями и ТСЖ, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц действиями ответчиков.

 Доводы истца об осуществлении до настоящего времени ЗАО «<данные изъяты>» своей деятельности суд признаёт несостоятельными? поскольку доказательства в подтверждение указанных доводов истцом не представлены. Письмо ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому регистрационный учёт граждан по месту жительства и месту пребывания будет осуществляться ЗАО «<данные изъяты>» до получения от них уведомления о прекращении партнёрских соглашения, не является допустимым доказательством доводов истца, исходя из следующего.

 Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оно подлежит перезаключению на новый срок при взаимной заинтересованности сторон. Из письма ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЗАО «<данные изъяты>» с предложениями о перезаключении соглашения № на новый срок не обращалось. Следовательно, отсутствие предложения ЗАО «<данные изъяты>» о перезаключении соглашения на новый срок свидетельствует об отсутствии заинтересованности в заключении нового соглашения. Кроме того, данное письмо ООО «<данные изъяты>» подписано главным инженером ФИО7 Его полномочия на подписание указанного сообщения не подтверждены.

 Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении исковых требований прокурора <данные изъяты> в интересах прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по передаче полномочий и признании недействительными пунктов соглашения отказать.

 Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Судья - Л.М. Чуканова

 Решение суда в окончательной форме принято 07.02.2014 года.

 Судья -