ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-148/19 от 28.01.2019 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

К делу №2-148/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тихорецк 28 января 2019 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Харченко М.Е.,

при секретаре судебного заседания Бондаренко О.В.,

с участием старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,

представителя ответчика управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район Шинтяпкиной О.В., действующей на основании распоряжения главы муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к управлению образования администрации муниципального образования Тихорецкий район об обязании устранить нарушения законодательства об охране жизни и здоровья детей,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Тихорецкий район, управлению образования администрации муниципального образования Тихорецкий район об обязании устранить нарушения законодательства об охране жизни и здоровья детей.

Иск мотивирован тем, что межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокурора края от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних и молодежи в период обучения» проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния зданий муниципальных образовательных организаций с использованием современных средств технической диагностики.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного
и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам
в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является, в том числе содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защита их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное, и нравственное развитие.

Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании,
в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания
в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь
и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 образовательная организация несет ответственность
в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из пунктов 8, 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания
в образовательной организации, а также проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Согласно части 5 статьи 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии
с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться
в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с частью 6 указанной выше нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок
и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных
и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения, надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов
в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст.55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с требованиями части 9 статьи 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Пунктом 3 Положения об организации и проведений реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)»), установлены требования к техническому обслуживанию зданий
и объектов.

Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям
и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий
и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-­культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях
в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.).
В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения
о выполненных при осмотрах ремонтах.

Как установлено статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ) строительные конструкции
и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью
и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей
в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения,
а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно пунктам 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Госстандарта от 27.12.2012 №1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).

В соответствии с пунктами 5.1.3 и 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона органами местного самоуправления не осуществляется должным образом эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий
и сооружений большинства муниципальных образовательных организаций - обследование их технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.

Так, до настоящего времени не проведены мероприятия по эксплуатационному контролю зданий и сооружений следующих образовательных организаций: МБДОУ №38 «Ромашка» ст.Алексеевской; МБОУ СОШ №4 г.Тихорецка; МБОУ СОШ №22 ст.Отрадной; МБУ ДО ЦДТТ г.Тихорецка; МБУ ДО ЦБР «Гармония» г.Тихорецка; МБУ ДО ЦВР пос. Паркового; МБУ ДО ДЮСШ «Виктория» г.Тихорецка; МБУ ДО ДЮСШ «Альтаир» г.Тихорецка; МБУ ДО ДЮСШ ст.Терновской; МБДОУ №3 «Ласточка» г.Тихорецка; МБДОУ №4 «Росинка» г.Тихорецка; МБДОУ №5 «Аленький цветочек» г.Тихорецка; МБДОУ №9 «Золотой петушок»
г.Тихорецка; МБДОУ №11 «Родничок» г.Тихорецка; МБДОУ №12 «Ладушка» г.Тихорецка; МБДОУ №14 «Колобок» г.Тихорецка; МБДОУ №17 «Журавушка» г.Тихорецка; МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка; МБДОУ №9 «Солнышко» пос.Паркового; МБОУ СОШ №1 пос.Братского; МБОУ СОШ №3 ст.Фастовецкой; МБОУ СОШ №8 ст.Новорождественской; МБОУ СОШ №11 ст.Хоперской; МБОУ СОШ №13 ст.Терновской; МБОУ ООШ №19
пос. Степного; МБОУ ООШ №20 ст.Краснооктябрьской; МБОУ СОШ №28
ст. Еремизино-Борисовской; МБОУ СОШ №33 ст.Архангельской; МБОУ СОШ №37 ст.Алексеевской; МБДОУ №15 «Вишенка» пос.Каменного; МБДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецка; МБДОУ №9 «Золотой петушок» г.Тихорецка; МБДОУ №10 «Сказка» г.Тихорецка; МБДОУ №3 «Тополёк»
ст.Фастовецкой; МБДОУ №5 «Дубок» ст.Архангельской; МБДОУ №8 «Алёнушка» ст.Терновской; МБДОУ №16 «Ласточка» ст.Новорождественской; МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского; МБДОУ №18 «Колосок» ст.Терновской; МБДОУ №21 «Красная Шапочка» ст.Новорождественской; МБДОУ №22 «Берёзка»
ст. Новорождествёнской; МБДОУ №25 «Светлячок» ст.Отрадной; МБДОУ №26 «Колосок» ст. Еремизино-Борисовской; МБДОУ №27 «Чиполлино» пос. Пригородного; МБДОУ №28 «Солнышко» ст.Архангельской; МБДОУ №30 «Берёзка» ст.Фастовецкой; МБДОУ №31 «Буратино» ст.Юго-Северной; МБДОУ №35 «Ручеёк» ст.Хопёрской; МБОУ СОШ №18 пос.Паркового; МБОУ СОШ №1 г.Тихорецка; МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка; МБОУ СОШ №3 г.Тихорецка; МБОУ гимназия №6 г.Тихорецка; МБОУ СОШ №7
г.Тихорецка; МБОУ гимназия №8 г.Тихорецка; МБОУ В(С)ОШ №12
г.Тихорецка.

Межрайонной прокуратурой по факту непроведения мероприятий по эксплуатационному контролю образовательных организаций в адрес главы муниципального образования Тихорецкий район 24.01.2018 внесено представление (), по результатам рассмотрения которого фактически указанные нарушения не устранены (ответ от ДД.ММ.ГГГГ).

При таких обстоятельствах немаловажным представляется отметить значительно возросшее за последние 3 года количество зафиксированных на территории Краснодарского края случаев обрушения конструкций зданий образовательных организаций, вызванных, как установлено проведенным прокуратурой края анализом, их физическим износом и непринятием собственниками и ответственными за эксплуатацию лицами своевременных мер по осуществлению эксплуатационного контроля с привлечением специализированных организаций.

Таким образом, неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся
и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, что, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами, права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Здания образовательных организаций, в которых осуществляется образовательный процесс, вместе с пристройками переданы образовательным организациям в оперативное управление собственником указанных объектов недвижимости - администрацией муниципального образования Тихорецкий район.

Также установлено, что учредителем - администрацией муниципального образования Тихорецкий район денежные средства
в необходимом объеме для устранения вышеуказанных нарушений не выделены.

Здания образовательных организаций в соответствии с частью 3 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежат на праве собственности администрации муниципального образования Тихорецкий район, которая в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя их содержания.

Самостоятельно устранить нарушения требований вышеуказанного законодательства, для которых требуется произвести денежные затраты, образовательные учреждения не в состоянии, поскольку финансируются учредителем в пределах установленных соответствующей сметой расходов.

Согласно статье 9 Федерального закона №273-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Федеральный закон №131-ФЗ регламентирует деятельность администрации местного самоуправления.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся
в муниципальной собственности муниципального района.

Наличие указанных нарушений создает реальную опасность возникновения травматизма, причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, что нарушает гарантированное статьей 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья, равно как и гарантированное право статьей 37 Конституции Российской Федерации на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Таким образом, вышеуказанное влечет нарушение интересов несовершеннолетних учащихся школ и воспитанников детских садов, а также педагогических коллективов и иных лиц, посещающих образовательные организации. Указанные обстоятельства дают прокурору право на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, как несовершеннолетних детей, так и трудовых коллективов, число которых постоянно меняется.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район обеспечить финансирование мероприятий по проведению обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений образовательных организаций путем заключения договора со специализированной организацией, оснащенной современной приборной базой и имеющей в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Обязать управление образования администрации муниципального образования Тихорецкий район провести обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, переданных в оперативное управление путем заключения договора со специализированной организацией, оснащенной современной приборной базой и имеющей в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. заявленные исковые требования к управлению образования администрации муниципального образования Тихорецкий район по изложенным в иске основаниям поддержала. Заявила об уточнении Тихорецким межрайонным прокурором требований к управлению образования администрации муниципального образования Тихорецкий район. Пояснила, что в связи с установленными в судебном заседании обстоятельствами, Тихорецкий межрайонный прокурор просит суд обязать управление образования администрации муниципального образования Тихорецкий район в срок до 31 декабря 2019 года провести обследование и мониторинг технического состояния переданных в оперативное управление зданий и сооружений, путем заключения договора со специализированной организацией, оснащенной современной приборной базой и имеющей в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, за исключением указанного в иске здания МБУ ДО ЦДТТ г.Тихорецка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с реорганизацией МБУ ДО ЦДТТ г.Тихорецка и передачей данного здания в управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район.

Представитель ответчика управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район Шинтяпкина О.В. исковые требования не признала. В возражениях пояснила, что управление образования администрации муниципального образования Тихорецкий район с требованиями истца не согласно по следующим основаниям.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч.6 ст.55.22 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса РФ в 58 образовательных организациях приказом назначен ответственный за безопасность эксплуатируемых зданий, систем инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с требованиями ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального
и социально-­культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года №312,
в образовательных учреждениях проводятся обследования строительных конструкций, оснований зданий, кровель, инженерных сетей
с периодичностью два раза в год (в весенний и осенний периоды). Комиссией учреждения, по результатам проведенных осмотров, составляется акт технического состояния зданий (копии прилагаются). Результаты осмотров также отражаются в журналах учета технического состояния зданий (копии прилагаются).

В необходимых случаях для проведения общего осмотра, подготовке
к сезонной эксплуатации зданий в целом и его элементов и систем привлекаются специалисты организаций, имеющих лицензии на ведение указанной деятельности, в том числе и для ремонта инженерных сетей.
В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду специализированной организацией МУП ТР «Тихорецктепло» выполняются работы
в образовательных учреждениях по гидравлическому испытанию внутренней системы отопления. Ежегодно в рамках требований Постановления Правительства от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме» выполняется огнезащитная обработка деревянных конструкций крыш и путей эвакуации, устанавливаются противопожарные двери, осуществляются работы по испытанию водопроводных сетей на водоотдачу (испытание пожарного гидранта на водоотдачу) и пожарных кранов, что контролируется Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Тихорецкого района.

В 2017 году в полном объеме был выполнен капитальный ремонт электросетей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназия №8 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район, общей стоимостью <данные изъяты>.

При проведении строительно-монтажных работ обязательным условием является составление дефектного акта, разработка проектной, сметной документации с проведением экспертизы специализированными организациями, что позволяет избежать нарушений норм порядка эксплуатации зданий и сооружений, установленных Градостроительным кодексом РФ ( муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 станицы Алексеевской муниципального образования Тихорецкий район; муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район).

В целях выполнения требований действующего законодательства для комплексного обследования образовательных учреждений, предусмотренного требованиями ГОСТ 31937-2011 (обследование фундаментов, стен, столбов, перекрытия, покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связывающие конструкции между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания) предусматривается поэтапное привлечение специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, выполнены следующие мероприятия.

В 2017 году по итогам комиссионного обследования с привлечением специализированной организации <данные изъяты> МБДОУ №39 «Березка» пос.Паркового прекратило образовательный процесс в связи
с аварийностью здания.

В 2018 году в пределах выделенного финансового обеспечения
в нескольких образовательных учреждениях было проведено обследование технического состояния зданий и сооружений, а именно: в рамках формирования проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция зданий МБДОУ №38 «Ромашка» ст.Алексеевской» выполнены работы по обследованию фундамента, стен, перекрытий, покрытий здания вышеуказанного учреждения; выполнено обследование и получено заключение по зданию прачечной в МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского. Заключения выданы <данные изъяты>; выполнено обследование и устройство систем водоснабжения и водоотведения в 19 образовательных учреждениях на сумму более <данные изъяты>.

В планах финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений на 2019 год предусмотрены необходимые денежные средства на выполнение вышеуказанных работ.

В январе 2019 года 6 образовательными учреждениями заключены муниципальные контракты на выполнение работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений с <данные изъяты>. Период выполнения работ по 31.01.2019.

Для остальных образовательных учреждений, указанных в иске, составлен и согласован с подрядчиком <данные изъяты> примерный график проведения обследования технического состояния зданий и сооружений на 2019 год, в соответствии с которым будут заключены муниципальные контракты на выполнение работ.

Утверждение истца об отсутствии эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций - обследование их технического состояния с привлечением специализированных организация является необоснованным.

Просила суд в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства в материалах дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокурора Краснодарского края от 11.08.2016 №135/21 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних и молодежи в период обучения» проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния зданий муниципальных образовательных организаций с использованием современных средств технической диагностики.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является, в том числе, содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защита их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное, и нравственное развитие.

Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании,
в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания
в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь
и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 образовательная организация несет ответственность
в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из пунктов 8, 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания
в образовательной организации, а также проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Согласно части 5 статьи 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии
с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться
в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Согласно части 6 статьи 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок
и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных
и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения, надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов
в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст.55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с требованиями части 9 статьи 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Пунктом 3 Положения об организации и проведений реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)»), установлены требования к техническому обслуживанию зданий
и объектов.

Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям
и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий
и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-­культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях
в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.).
В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения
о выполненных при осмотрах ремонтах.

Как установлено статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ) строительные конструкции
и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью
и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей
в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения,
а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно пунктам 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Госстандарта от 27.12.2012 №1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).

В соответствии с пунктами 5.1.3 и 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона органами местного самоуправления не осуществляется должным образом эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий
и сооружений большинства муниципальных образовательных организаций - обследование их технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.

До настоящего времени не проведены мероприятия по эксплуатационному контролю зданий и сооружений следующих образовательных организаций: МБДОУ №38 «Ромашка» ст.Алексеевской; МБОУ СОШ №4 г.Тихорецка; МБОУ СОШ №22 ст.Отрадной; МБУ ДО ЦБР «Гармония» г.Тихорецка; МБУ ДО ЦВР пос. Паркового; МБУ ДО ДЮСШ «Виктория» г.Тихорецка; МБУ ДО ДЮСШ «Альтаир» г.Тихорецка; МБУ ДО ДЮСШ ст.Терновской; МБДОУ №3 «Ласточка» г.Тихорецка; МБДОУ №4 «Росинка» г.Тихорецка; МБДОУ №5 «Аленький цветочек» г.Тихорецка; МБДОУ №9 «Золотой петушок» г.Тихорецка; МБДОУ №11 «Родничок» г.Тихорецка; МБДОУ №12 «Ладушка» г.Тихорецка; МБДОУ №14 «Колобок» г.Тихорецка; МБДОУ №17 «Журавушка» г.Тихорецка; МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка; МБДОУ №9 «Солнышко» пос.Паркового; МБОУ СОШ №1 пос.Братского; МБОУ СОШ №3 ст.Фастовецкой; МБОУ СОШ №8 ст.Новорождественской; МБОУ СОШ №11 ст.Хоперской; МБОУ СОШ №13 ст.Терновской; МБОУ ООШ №19 пос. Степного; МБОУ ООШ №20 ст.Краснооктябрьской; МБОУ СОШ №28 ст. Еремизино-Борисовской; МБОУ СОШ №33 ст.Архангельской; МБОУ СОШ №37 ст.Алексеевской; МБДОУ №15 «Вишенка» пос.Каменного; МБДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецка; МБДОУ №9 «Золотой петушок» г.Тихорецка; МБДОУ №10 «Сказка» г.Тихорецка; МБДОУ №3 «Тополёк» ст.Фастовецкой; МБДОУ №5 «Дубок» ст.Архангельской; МБДОУ №8 «Алёнушка» ст.Терновской; МБДОУ №16 «Ласточка» ст.Новорождественской; МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского; МБДОУ №18 «Колосок» ст.Терновской; МБДОУ №21 «Красная Шапочка» ст.Новорождественской; МБДОУ №22 «Берёзка»
ст. Новорождествёнской; МБДОУ №25 «Светлячок» ст.Отрадной; МБДОУ №26 «Колосок» ст. Еремизино-Борисовской; МБДОУ №27 «Чиполлино» пос. Пригородного; МБДОУ №28 «Солнышко» ст.Архангельской; МБДОУ №30 «Берёзка» ст.Фастовецкой; МБДОУ №31 «Буратино» ст.Юго-Северной; МБДОУ №35 «Ручеёк» ст.Хопёрской; МБОУ СОШ №18 пос.Паркового; МБОУ СОШ №1 г.Тихорецка; МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка; МБОУ СОШ №3 г.Тихорецка; МБОУ гимназия №6 г.Тихорецка; МБОУ СОШ №7
г.Тихорецка; МБОУ гимназия №8 г.Тихорецка; МБОУ В(С)ОШ №12
г.Тихорецка.

Межрайонной прокуратурой по факту непроведения мероприятий по эксплуатационному контролю образовательных организаций в адрес главы муниципального образования Тихорецкий район 24.01.2018 внесено представление (), по результатам рассмотрения которого фактически указанные нарушения не устранены (ответ от ДД.ММ.ГГГГ).

Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, что, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами, права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Наличие указанных нарушений создает реальную опасность возникновения травматизма, причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, что нарушает гарантированное статьей 41 Конституции РФ право граждан на охрану здоровья, равно как и гарантированное право статьей 37 Конституции РФ на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Таким образом, вышеуказанное влечет нарушение интересов несовершеннолетних учащихся школ и воспитанников детских садов, а также педагогических коллективов и иных лиц, посещающих образовательные организации.

При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Обязать управление образования администрации муниципального образования Тихорецкий район в срок до 31 декабря 2019 года провести обследование и мониторинг технического состояния переданных в оперативное управление следующих зданий и сооружений: МБДОУ №38 «Ромашка» станицы Алексеевской; МБОУ СОШ №4 города Тихорецка; МБОУ СОШ №22 станицы Отрадной; МБУ ДО ЦБР «Гармония» города Тихорецка; МБУ ДО ЦВР поселка Паркового; МБУ ДО ДЮСШ «Виктория» города Тихорецка; МБУ ДО ДЮСШ «Альтаир» города Тихорецка; МБУ ДО ДЮСШ станицы Терновской; МБДОУ №3 «Ласточка» города Тихорецка; МБДОУ №4 «Росинка» города Тихорецка; МБДОУ №5 «Аленький цветочек» города Тихорецка; МБДОУ №9 «Золотой петушок» города Тихорецка; МБДОУ №11 «Родничок» города Тихорецка; МБДОУ №12 «Ладушка» города Тихорецка; МБДОУ №14 «Колобок» города Тихорецка; МБДОУ №17 «Журавушка» города Тихорецка; МБДОУ №18 «Радуга» города Тихорецка; МБДОУ №9 «Солнышко» поселка Паркового; МБОУ СОШ №1 поселка Братского; МБОУ СОШ №3 станицы Фастовецкой; МБОУ СОШ №8 станицы Новорождественской; МБОУ СОШ №11 станицы Хоперской; МБОУ СОШ №13 станицы Терновской; МБОУ ООШ №19 поселка Степного; МБОУ ООШ №20 станицы Краснооктябрьской; МБОУ СОШ №28 станицы Еремизино-Борисовской; МБОУ СОШ №33 станицы Архангельской; МБОУ СОШ №37 станицы Алексеевской; МБДОУ №15 «Вишенка» поселка Каменного; МБДОУ №8 «Алёнушка» города Тихорецка; МБДОУ №9 «Золотой петушок» города Тихорецка; МБДОУ №10 «Сказка» города Тихорецка; МБДОУ №3 «Тополёк» станицы Фастовецкой; МБДОУ №5 «Дубок» станицы Архангельской; МБДОУ №8 «Алёнушка» станицы Терновской; МБДОУ №16 «Ласточка» станицы Новорождественской; МБДОУ №17 «Колокольчик» поселка Малороссийского; МБДОУ №18 «Колосок» станицы Терновской; МБДОУ №21 «Красная Шапочка» станицы Новорождественской; МБДОУ №22 «Берёзка» станицы Новорождественской; МБДОУ №25 «Светлячок» станицы Отрадной; МБДОУ №26 «Колосок» станицы Еремизино-Борисовской; МБДОУ №27 «Чиполлино» поселка Пригородного; МБДОУ №28 «Солнышко» станицы Архангельской; МБДОУ №30 «Берёзка» станицы Фастовецкой; МБДОУ №31 «Буратино» станицы Юго-Северной; МБДОУ №35 «Ручеёк» станицы Хопёрской; МБОУ СОШ №18 поселка Паркового; МБОУ СОШ №1 города Тихорецка; МБОУ СОШ №2 города Тихорецка; МБОУ СОШ №3 города Тихорецка; МБОУ гимназия №6 города Тихорецка; МБОУ СОШ №7 города Тихорецка; МБОУ гимназия №8 города Тихорецка; МБОУ В(С)ОШ №12 города Тихорецка, путем заключения договора со специализированной организацией, оснащенной современной приборной базой и имеющей в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья