ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-148/20 от 29.06.2020 Новолялинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-148/2020.

УИД: 66RS0041-01-2020-000199-11.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Новая Ляля. 29 июня 2020 года.

Новолялинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Новиковой Т.Л.,

при секретаре Кветинской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» и акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» о признании действий по взиманию платы за потребленную тепловую энергию, при наличии индивидуального прибора учета тепловой энергии, по нормативу потребления незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет потребленной тепловой энергии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новолялинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» (далее МУП НГО «Газовое хозяйство») о признании действий по взиманию платы за потребленную тепловую энергию, при наличии индивидуального прибора учета тепловой энергии, по нормативу потребления незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет потребленной тепловой энергии.

В обоснование иска прокурор Новолялинского района Свердловской области указал, что в ходе проверки надзорных мероприятий по обращению ФИО1 на действия МУП НГО «Газовое хозяйство» по факту предъявления к оплате за потребленную тепловую энергию начислений, произведенных по нормативу потребления при наличии индивидуального прибора учета тепловой энергии, установлено, что 15.09.2013 в жилом помещении ******* (адрес обезличен) установлен прибор учета тепловой энергии Эльф-01 (далее тепловой счетчик). В соответствии с актом ресурсоснабжающей организации муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа «Теплоцентраль» (далее МУП НГО «Теплоцентраль»), узел учета тепловой энергии потребителя ФИО1 допущен в эксплуатацию, между МУП НГО «Теплоцентраль» и ФИО1 заключен договор теплоснабжения № 94. С февраля 2017 года деятельность в сфере теплоснабжения на территории п. Лобва Новолялинского городского округа осуществляет МУП НГО «Газовое хозяйство». В сентябре 2017 года проведена поверка теплового счетчика, установленного в жилом помещении ФИО1, он допущен к эксплуатации, о чем составлен акт от 20.09.2017. С сентября 2019 года, при наличии у ФИО1 технически исправного и введенного в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии, начисления за потреблённую тепловую энергию производятся ФИО1 по нормативу. МУП НГО «Газовое хозяйство» указанные действия мотивируются отсутствием в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учета. Указанные действия являются незаконными, поскольку действующее правовое регулирование придает приоритетное значение приборам учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы. МУП НГО «Газовое хозяйство», являясь в силу жилищно-коммунального законодательства исполнителем предоставления коммунальной услуги – «отопление», не имея законного основания, требует плату по нормативу потребления при наличии индивидуальных приборов учета тепловой энергии, чем нарушает действующее законодательство и права потребителей коммунальных услуг. Просит признать действия МУП НГО «Газовое хозяйство» по взиманию платы за потребленную тепловую энергию, при наличии индивидуального прибора учета тепловой энергии, по нормативу потребления, незаконными. Обязать МУП НГО «Газовое хозяйство» произвести перерасчет потребленной тепловой энергии в соответствии с показаниями прибора учета, установленного в жилом помещении ФИО1, начиная с сентября 2019 года (л.д. 4-7).

28.05.2020 в ходе подготовки дела к участию в деле в качестве ответчика акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее АО «ЭнергосбыТ Плюс»), поскольку начислением платы за коммунальную услугу отопление в интересах МУП НГО «Газовое хозяйство» на основании агентского договора осуществляет АО «ЭнергосбыТ Плюс» (л.д. 53-56).

В судебном заседании старший помощник прокурора Новолялинского района Валитова Е.А. полностью поддержала требования, указанные в исковом заявлении, по предмету и основаниям иска.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 58), просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 59), её интересы в суде представляла старший помощник прокурора Новолялинского района Свердловской области Валитова Е.А.

В связи с чем и в соответствие с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1

Из возражений ответчика МУП НГО «Газовое хозяйство» следует, что начислением платы за потребленную тепловую энергию на основании агентского договора № 08/288-КРЦ от 01.10.2010 занимается АО «ЭнергосбыТ Плюс». В соответствии с п. 2.1.2 договора Агент производит начисление платы за жилищно-коммунальные услуги в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Полагает, что расчеты платы за коммунальную услугу отопление осуществляется Агентом в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 37-39).

Представитель ответчика МУП НГО «Газовое хозяйство» ФИО2 полностью поддержал доводы, указанные в возражениях, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Из возражений ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» следует, что ******* (адрес обезличен) начисление платы по услуге «отопление» АО «ЭнергосбыТ плюс» производится на основании агентского договора № 08/288-КРЦ от 01.10.2010, заключенного между АО «ЭнергосбыТ Плюс» (в качестве Агента) и МУП НГО «Газовое хозяйство» (в качестве Принципала). В соответствии с агентским договором, Агент от имени Принципала производит начисления за жилищно-коммунальные услуги, оказанные Принципалом потребителям, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Многоквартирный дом ******* (адрес обезличен) никогда не был оборудован общедомовым прибором учета. Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Отделом контроля по Северному управленческому округу Свердловской области неоднократно проводились проверки законности и правильности производимых начислений. В том числе поступал запрос о необходимости предоставления информации о начислении платы по коммунальной услуге «отопление» в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...> Департаментом установлено, что порядок начислений соответствует Правилам 354, нарушений не выявлено. Таким образом, АО «ЭнергосбыТ Плюс» производит расчеты в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Поскольку общедомовой прибор учёта на многоквартирном доме отсутствует, начисления производятся в соответствии с абз. 2 п. 42(1), исходя из установленных нормативов. Истец оспаривает законность положений, закрепленных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354), предлагая производить расчет, не предусмотренный утвержденными данным постановлением Правилами. Полают, что истцом выбран неверный способ защиты своих прав. Просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО3 полностью поддержала доводы, указанные в возражениях, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее Правила № 1034), количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Согласно пунктам 80, 81 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.

Согласно пункту 5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 № 309-ЭС19-18164, с соответствии с положениями пунктов 80, 81 Правил № 354, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным. Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.

Иное регулирование данных правоотношений привело бы к не отвечающему общественным интересам росту потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах и тем самым к их перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что, в конечном счете, препятствует, вследствие отсутствия экономических стимулов для установки приборов учета энергетических ресурсов потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке, достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.

В судебном заседании установлено, что 15.09.2013 в жилом помещении ФИО1 ******* (адрес обезличен) установлен прибор учета тепловой энергии Эльф-01 (далее тепловой счетчик) (л.д. 10-11).

15.09.2013 между МУП НГО «Теплоцентраль» и ФИО1 заключен договор теплоснабжения № 94 (л.д. 12).

В соответствии с актом, составленным и подписанным представителем ресурсоснабжающей организации (МУП НГО «Теплоцентраль»), узел учета тепловой энергии Потребителя (ФИО1) допущен в эксплуатацию (л.д. 13).

С февраля 2017 года деятельность в сфере теплоснабжения на территории п. Лобва Новолялинского городского округа осуществляет МУП НГО «Газовое хозяйство» (л.д. 20-23).

В сентябре 2017 года МУП НГО «Газовое хозяйство» проведена поверка теплового счетчика, установленного в жилом помещении ФИО1, он допущен к эксплуатации, о чем составлен соответствующий акт от 20.09.2017 (л.д. 14).

С момента осуществления деятельности в сфере теплоснабжения в п. Лобва, с февраля 2017 года, МУП НГО «Газовое хозяйство» производила начисления за потреблённую тепловую энергию ФИО1 по тепловому счетчику, что подтверждается выставленными счетами за коммунальные услуги (л.д. 15, 16) и не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчиков МУП НГО «Газовое хозяйство» и АО «ЭнергосбыТ Плюс».

С сентября 2019 года, при наличии у ФИО1 технически исправного и введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии, начисления за потреблённую тепловую энергию производятся ФИО1 по нормативу, что подтверждается выставленными счетами за коммунальные услуги (л.д. 17).

На основании агентского договора № 08/288-КРЦ от 01.10.2010, заключенного между АО «ЭнергосбыТ Плюс» (в качестве Агента) и МУП НГО «Газовое хозяйство» (в качестве Принципала), Агент от имени Принципала производит начисления за жилищно-коммунальные услуги, оказанные Принципалом потребителям (л.д. 41-46).

18.11.2019 директор МУП НГО «Газовое хозяйство» обратился в АО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением, в котором просил производить расчет за коммунальную услугу отопление в жилых помещениях многоквартирных домов, в которых установлены индивидуальные приборы учета, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а также произвести перерасчет начислений за коммунальную услугу отопление в указанных жилых помещениях многоквартирных домов, начиная с отопительного сезона 2019-2020 гг. (л.д. 68-69).

Согласно ответу АО «ЭнергосбыТ Плюс» от 11.12.2019, в соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Применение в расчетах схем начислений, не соответствующих действующему законодательству, невозможно, так как влечен за собой санкции со стороны контрольно-надзорных органов в адрес как агента, так и исполнителя коммунальных услуг (л.д. 47).

Из ответа МУП НГО «Газовое хозяйство» от 09.04.2020 № 284 прокурору Новолялинсокго района следует, что начислением платы за потребленную тепловую энергию на основании агентского договора занимается АО «ЭнергосбыТ Плюс», которое с сентября 2019 года, в связи с тем, что в многоквартирном доме ******* (адрес обезличен) отсутствует общедомовой (коллективный) прибор учета, осуществляет начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, исходя из норматива потребления коммунальной услуги в соответствии с п. 42(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (л.д. 24).

Таким образом, в судебном заседании установлено и из материалов дела усматривается, что на объекте МУП НГО «Газовое хозяйство» ******* (адрес обезличен) имеется технически исправный и введенный в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии.

В материалы дела ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии установленного на указанном объекте МУП НГО «Газовое хозяйство» прибора учета технической документации, требованиям действующего законодательства, равно как и сведений о неработоспособности данного прибора учета.

Вместе с тем, исходя из установленного приоритета учетного способа определения объема поставленных и подлежащих оплате энергоресурсов, основанного на измерении приборами учета, наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного индивидуального прибора учета предполагает необходимость исчисления количества потребленной тепловой энергии, используя показания такого прибора, вне зависимости от наличия либо отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2018 № 30-П указал на необходимость поощрения добросовестного, законопослушного поведения собственников и пользователей помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета, выражающегося в обеспечении их сохранности, своевременной замене и надлежащей эксплуатации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

Однако отсутствие утвержденных Правительством Российской Федерации правил определения нормативов потребления на общедомовые нужды обязывает собственников помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению на основании нормативов потребления, тем самым понуждая таких лиц оплачивать фактически завышенную стоимость предоставленных им услуг.

Поэтому исковое заявление прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах ФИО1 к МУП НГО «Газовое хозяйство» и АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании действий по взиманию платы за потребленную тепловую энергию, при наличии индивидуального прибора учета тепловой энергии, по нормативу потребления незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет потребленной тепловой энергии подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поэтому суд взыскивает с ответчика МУП НГО «Газовое хозяйство» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 600 рублей, в том числе по 300 рублей за два требования неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» и акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» о признании действий по взиманию платы за потребленную тепловую энергию, при наличии индивидуального прибора учета тепловой энергии, по нормативу потребления незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет потребленной тепловой энергии удовлетворить.

Признать действия муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» по взиманию платы за потребленную тепловую энергию, при наличии индивидуального прибора учета тепловой энергии, по нормативу потребления, незаконными.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» произвести перерасчет потребленной тепловой энергии в соответствии с показаниями прибора учета, установленного в жилом помещении ФИО1, начиная с сентября 2019 года

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Новолялинский районный суд Свердловской области.

Мотивированное решение изготовлено 03.07.2020.

Судья: Новикова Т.Л.