дело № 2-148/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Губаха 04 апреля 2014 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зюзикова А.А.,
при секретаре Авдееве А.Н., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску дело ФИО3 к администрации городского округа «<адрес>» <адрес> о признании действий по не включению истца как нанимателя <адрес> в муниципальную адресную программу от ДД.ММ.ГГГГ № по переселению в рамках программы «Ликвидация ветхих и аварийных домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году незаконным, о возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих расселению в 2013 году, заключить договор на предоставление денежной субсидии на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском администрации городского округа «<адрес>» <адрес> о признании действий по не включению истца как нанимателя <адрес> в муниципальную адресную программу от ДД.ММ.ГГГГ № по переселению в рамках программы «Ликвидация ветхих и аварийных домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году незаконным, о возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих расселению в 2013 году, заключить договор на предоставление денежной субсидии на приобретение жилого помещения. Требования мотивировал тем, что в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» на протяжении всего 2013 года ответчиком осуществляется действия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, в том числе и <адрес> края. Он является нанимателем <адрес> жилой площадью <данные изъяты> указанного дома на основании ордера <данные изъяты>
В конце лета 2013 г. он узнал от граждан, проживавших в <адрес>, что дом признан аварийным и непригодный для проживания, и будет подлежать расселению. Никакой информации о переселении на доме вывешено не было. До декабря 2013 года он проживал в <адрес>, при этом отопление на дом подано не было, водопровод замерз, из-за низкой температуры он был вынужден съехать в съемное жилье. В квартире проживал постоянно, никуда за период 2013 г. не выезжал, и при соблюдении ответчиком надлежащего исполнения своих обязанностей, известить его не составило бы труда.
При обращении к главе администрации ему предложили жилье в общежитии в пгт. Углеуральский, <адрес>. Указанный вариант его не устраивает.
По настоящее время он так и не включен в программу «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» и не обеспечен благоустроенным жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца исковые требования уточнила. Просила признать действия ответчика по не включению ФИО3, как нанимателя <адрес>, в муниципальную адресную программу от ДД.ММ.ГГГГ № по переселению в рамках программы «Ликвидация ветхих и аварийных домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году – незаконным. Обязать ответчика включить ФИО3 в программу по переселению в рамках программы «Ликвидация ветхих и аварийных домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье». Заключить с ФИО3 договор на предоставление безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилого помещения.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, передал полномочия по ведению дела своему представителю ФИО1.
Представитель истца ФИО1 просила удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель ответчика ФИО4 уточненные исковые требования не признал, представил письменные возражения.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии ч.7 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 29 Устава Пермского края, систему нормативных правовых актов Пермского края составляют: Устав Пермского края, законы Пермского края, указы губернатора Пермского края, постановления Правительства Пермского края, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Пермского края.
Устав, законы и иные нормативные правовые акты Пермского края обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Пермского края органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008 №14-П «Об утверждении порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» определены цели реализации регионального проекта: снос ветхих (аварийных) домов в целях подготовки земельных участков под комплексную застройку территорий городских округов и поселений Пермского края.
В соответствии с пунктом 1.7 указанного Порядка, переселение граждан из ветхих (аварийных) домов в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" осуществляется путем предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений на территории Пермского края, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Порядок определения размера и предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" устанавливается муниципальным проектом.
В соответствии с пунктом 2.1. данного Порядка, органы местного самоуправления осуществляют отбор объектов для включения в муниципальные адресные программы после утверждения законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из регионального фонда софинансирования расходов. Условия включения объектов в муниципальные адресные программы, принципы ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ, порядок определения объемов расходов по объектам устанавливаются муниципальными проектами.
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, органы местного самоуправления в течение 60 дней после опубликования закона Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год либо о внесении изменений и дополнений в закон Пермского края о бюджете Пермского края на текущий финансовый год и плановый период формируют и направляют на рассмотрение в уполномоченный орган по реализации подпроекта "Капитальный ремонт многоквартирных домов" либо подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" (далее - уполномоченный орган) заявки на предоставление субсидий на реализацию муниципальных проектов (далее - заявки на предоставление субсидий) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3.8. Порядка, в случае внесения изменений в муниципальную адресную программу, влекущих изменение размера субсидии на реализацию муниципального проекта, предоставленная из бюджета Пермского края субсидия может быть перераспределена в рамках муниципальной адресной программы на основании заявки муниципального образования путем внесения изменений в правовой акт Правительства Пермского края об утверждении общего объема расходов бюджета Пермского края на реализацию подпроектов регионального проекта (в разрезе муниципальных образований).
В соответствии с п.2.3. муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов», приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного решением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №49, участниками проекта являются граждане – собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, проживающие вместе с ними в жилом помещении, расположенном в объекте, включенном в муниципальную адресную программу.
В муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что, Программа направлена на создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, ликвидацию аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа. Согласно перечню аварийных многоквартирных домов (приложение № 1 к Программе) планируемая дата окончания переселения многоквартирного дома № 36 по ул. Пугачева <...> планируемая дата сноса или реконструкции – 4 квартал 2014 года.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес>7 <адрес>. Данный многоквартирный дом состоит из 8 (восьми) квартир. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия составила заключение № о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Решением ФИО6 № утвержден муниципальный проект, регулирующий проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье».
ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа «<адрес>» утвердила реестр домов, в котором указано, что <адрес> подлежит сносу, а проживающие в нем граждане <данные изъяты> в 2013 году в рамках «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году.
Истец ФИО3 до декабря 2013 года проживал в указанном жилом помещении, надлежаще сотрудниками администрации о проведении мероприятий по расселению собственников и нанимателей жилых помещений не извещен. Ввиду отключения дома от коммунальных ресурсов был вынужден переехать в другое жилое помещение.
Ответчиком составлен Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году. Согласно данному Списку, расселению в рамках подпроекта подлежат <данные изъяты>, причем из них четырем семьям нанимателей предоставлено право на получение субсидии. Истец в указанный Список не включен.
При обращении в администрацию городского округа «<адрес>» <адрес>, ему предложено переехать в другой населенный пункт <адрес>, где ему будет предоставлено место в общежитии.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании кроме объяснения представителя истца, показаниями свидетеля.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что в мае 2013 года она лично проводила собрание жильцов <адрес>, так как это дом был включен в муниципальную программу по расселению их аварийных (ветхих) домов. Все они знали, что их дом подлежит расселению. Она лично ФИО3 о расселении не предупреждала, на собрании он отсутствовал, о предстоящем расселении его должны были оповестить соседи, так как с их слов следовало, что ФИО3 не совсем адекватный человек. Переселению подлежит <данные изъяты> Почему в переселение не участвуют две квартиры, пояснить затруднилась.
Также указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: - копией ордера № от ДД.ММ.ГГГГ выданного ФИО3;
-справкой МАУ «Дирекция единого заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ года;
- копией паспорта на имя ФИО3;
- копией заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией акта № от ДД.ММ.ГГГГ года;
- копией списка граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году;
- реестром многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городскому округу «<адрес>», в перечень которых входит <адрес>;
- муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013-2017 годы»; перечнем аварийным многоквартирных домов (Приложение № к муниципальной адресной программе); реестром аварийных многоквартирных домов по способам переселения (Приложение № к региональной адресной программе).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец ФИО3 является нанимателем <адрес>, который в установленном законом порядке, компетентным органом, признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку ответчик принял решение об изъятии жилых помещений в указанном доме, путем включения в муниципальную адресную программу, в соответствии с требованием ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, истец ФИО3, являющийся нанимателем жилого помещения в данном многоквартирном доме, также как и другие собственники и наниматели указанного многоквартирного дома, с ДД.ММ.ГГГГ вправе стать участником программы. Для этого ему не нужно становиться на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, не нужно решения органа местного самоуправления о признании его нуждающимся, как ошибочно полагает представитель ответчика в представленных им возражениях.
Доводы представителя ответчика о том, что сотрудниками администрации принимались необходимые меры к извещению ФИО3 для привлечения к участию в адресной программе и истец сам не проявлял должной заинтересованности к реализации данной программы, не соответствуют установленным в ходе судебного разбирательства фактическим обстоятельствам. Так, свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что ФИО3 на собрании жильцов не присутствовал, ею лично не извещался. Согласно требованиям ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представителем ответчика доказательств, с достоверность подтверждающих факт, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен о расселении многоквартирного дома в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов», приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», не представлено. Так же суд не может согласиться с мнением представителя ответчика о том, что требования истца не могут быть удовлетворены, так как отсутствует его заявление о включение его в программу по расселению, поскольку пояснения истца о том, что он в декабре 2013 года обращался в администрацию с просьбой о решении его жилищного вопроса, и ему было предложено место в общежитии в другом населенном пункте, что противоречит требованиям ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации, стороной ответчика не опровергнуты. Обращение истца в суд с заявленными требованиями напротив опровергает доводы представителя ответчика, так как истец намеревается реализовать свои жилищные права через участие в программе с получением субсидии, как и другие наниматели жилых помещений многоквартирного дома. Истец ФИО3 от участия в муниципальной программе не отказывался.
Довод ответчика о том, что ввиду утверждения с ДД.ММ.ГГГГ новой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013-2017 годы», которой не предусмотрена возможность предоставления нанимателям жилых помещений денежных субсидий для приобретения жилья, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку способы переселения граждан определены нормативным актом <адрес>: Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №14-П «Об утверждении порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье». Аналогичный способ переселения граждан установлен Решением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении муниципального проекта, регулирующий проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье». Данные нормативные акты предусматривают переселение граждан из ветхих (аварийных) домов в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" путем предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений на территории <адрес>, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Указанные нормативные акты применяются на территории Губахинского городского округа, данные акты в установленном законом порядке не признаны утратившими силу. Таким образом, муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения предоставления безвозмездной субсидии нанимателям жилых помещений, признанных аварийными, противоречит указанным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к администрации городского округа «<адрес>» <адрес> о признании действий по не включению истца как нанимателя <адрес> в муниципальную адресную программу от ДД.ММ.ГГГГ № по переселению в рамках программы «Ликвидация ветхих и аварийных домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году незаконным, о возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих расселению в 2013 году, заключить договор на предоставление денежной субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Признать бездействие по не включению ФИО3, как нанимателя <адрес> в муниципальную адресную программу от ДД.ММ.ГГГГ № по переселению в рамках программы «Ликвидация ветхих и аварийных домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году - незаконным
Возложить на администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края обязанности:
- включить ФИО3 в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году».
- заключить с ФИО3 договор предоставления безвозмездной субсидий на условиях «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2014 года.
Судья А.А. Зюзиков