Дело №2-148/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2014 года г.Оса
Осинский районный суд края в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Т.Е.
с участием старшего помощника прокурора прокуратуры Осинского района Селивановой Л.И.,
представителя муниципального образования «Осинское городское поселение», в интересах которого заявлен иск, заведующей сектором правового обеспечения администрации Осинского городского поселения К., действующей по доверенности от 09.01.2014
представителя ответчика - председателя комитета имущественных отношений администрации Осинского муниципального района В., действующего по доверенности от 28.01.2014
ответчика П.
при секретаре Галкиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оса гражданское дело по иску прокурора Осинского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Осинское городское поселение» к администрации Осинского муниципального района, П., третьему лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Осинский отдел)
о признании незаконным и недействующим с момента принятия постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>», признании недействительным договора № от 05.09.2013 г. аренды земельного участка,
у с т а н о в и л :
Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Осинское городское поселение» к администрации Осинского муниципального района и П., третьему лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Осинский отдел) (далее Росреестр), в котором просил:
1. Признать незаконным и недействующим с момента принятия постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>».
2. Признать недействительным договор № от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, общей площадью 1500,0 квадратных метров.
3. Аннулировать государственную регистрацию аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 1500,0 квадратных метров, дата регистрации 20 сентября 2013 г., №, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру Осинского района обратилась Администрация Осинского городского поселения об оспаривании предоставления Администрацией Осинского муниципального района в аренду земельных участков без положительного заключения Администрации Осинского городского поселения и с нарушением «Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения».
В обоснование иска прокурором указано, что в нарушение п. 2.4 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Осинского муниципального района от 28.06.2012 года №, земельный участок предоставлен П. без заключения администрации Осинского городского поселения о возможности предоставления земельного участка, чем нарушено право муниципального образования «Осинское городское поселение» на реализацию своих полномочий в области градостроительной деятельности и земельного законодательства. Оспариваемым актом нарушено право неопределенного круга лиц на использование оспариваемого участка в рекреационных целях в соответствии с генеральным планом г. Оса.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении своих исковых требований настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель истца муниципального образования «Осинское городское поселение», в интересах которого заявлен иск, К. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Пояснила, что в администрацию города никто не обращался по вопросу даче заключения о возможности предоставления спорного земельного участка и такое заключение администрацией Осинского городского поселения не давалось.
Представитель ответчика администрации Осинского муниципального района В. иск не признал, ссылаясь на то, что земельный участок предоставлен П. в соответствии с нормами действующего законодательства. П. обратился на имя главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в г. Оса для размещения автостоянок (для целей не связанных со строительством) и за свой счет обеспечил выполнение кадастровых работ и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка. 05.09.2013 года с П. был заключен договор аренды спорного земельного участка и данный договор зарегистрирован в регистрирующем органе. Государственными регистраторами была проведена правовая экспертиза акта органа местного самоуправления, никаких нарушений выявлено не было. Кроме того, П. внес за 2013 год арендную плату в сумме 6 541, 73 руб. Также лист согласования о предоставлении спорного земельного участка был подписан главой городского поселения Ш. Таким образом, поскольку администрация Осинского городского поселения в лице Ш. подписала лист согласования о предоставлении спорного земельного участка в аренду без торгов П., а законодателем не определено, в какой именно форме должно быть дано заключение, то подпись главы в листе согласования следует считать заключением, которое было дано администрацией городского поселения.
Ответчик П. иск не признал по аналогичным доводам, приведенным в судебном заседании представителем администрации Осинского муниципального района.
Представитель третьего лица Управления Росреестра Осинский отдел в судебном заседании не присутствовал. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреетра. Согласно поступившему отзыву на исковое заявление Управление Росреестра Осинский отдел отмечает, что государственная регистрация договора аренды спорного земельного участка проведена в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав прокурора, представителя муниципального образования «Осинское городское поселение», в интересах которого заявлен иск, К., представителя ответчика- администрации Осинского муниципального района В., ответчика П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к выводу, что иск прокурора, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Осинское городское поселение», подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Постановлением администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>» П. предоставлен в аренду без торгов на три года земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общая площадь 1500,0 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, целевое использование - земельный участок для размещения автостоянки (для целей, не связанных со строительством) (л.д. 17).
Однако данное постановление противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселении, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленных на основе генеральных планов документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство и др.
В соответствии с ч. 1 ст.16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Согласно ч. 10 ст.3 Федерального закона от 26.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствие с пунктом 1 ст. 34 (абзац 1, 2) Земельного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Во исполнение требований данной нормы закона Земским Собранием Осинского муниципального района принято решение от 28.06.2012 г. №, которым утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района (далее Порядок).
Согласно п. 1.2. настоящий Порядок определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.
Пунктом 2.4. Порядка установлено, что Комитет имущественных отношений в течение 5 календарных дней с момента получения заявления направляет письмо в администрацию поселения, входящего в состав Осинского муниципального района, для подготовки заключения о возможности предоставления земельного участка. Администрация поселения в течение 10 календарных дней с момента регистрации письма осуществляет подготовку заключения.
П. 23 июля 2013 г., ссылаясь на указанный выше Порядок, Правила землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденные решением Думы Осинского городского поселения от 22.06.2010 г. № 214, обратился в администрацию Осинского муниципального района с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в г. Оса для размещения автостоянок (для целей, не связанных со строительством), приложил схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Однако Комитет имущественных отношений в нарушении пункта 2.4. Порядка после получения заявления П. не направил письмо в администрацию Осинского городского поселения для подготовки соответствующего заключения.
Вышеуказанным Порядком предусмотрены полномочия администрации поселения дать заключение, в том числе и о невозможности предоставления земельного участка. Согласно п. 2.6. в случае получения от администрации поселения заключения о невозможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок Комитет в течение 3 календарных дней направляет в адрес заявителя соответствующее извещение (мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований).
Исходя из положений п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, п. 1 ст. 34 ЗК РФ, пунктов 2.4., 2.5., 2.6. Порядка наличие заключения администрации поселения о возможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок, является обязательным условием для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Несмотря на отсутствие заключения Осинского городского поселения о возможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок при обращении 20.08.2013 г. в администрацию Осинского муниципального района П. с заявлением о предоставлении ему на праве аренды сроком на три года земельных участков для размещения автостоянки, в том числе и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и предоставлении кадастрового плана земельного участка, администрацией Осинского муниципального района в нарушение норм действующего законодательства принято постановление № от 05.09.2013 г. о предоставлении указанного земельного участка в аренду без торгов.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления (в данном случае представительным органом - Земским собранием Осинского муниципального района), подлежат обязательном исполнению на всей территории муниципального образования. Таким образом, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - Администрацией Осинского муниципального района при издании и реализации правоприменительного акта нарушен установленный муниципальным нормативным правовым актом района (Решением Земского Собрания от 28.06.2012 г. №) порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством и незаконно заключен договор аренды земельного участка.
По смыслу ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан предоставлять гражданам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством с учетом зонирования территорий.
В соответствие с генеральным планом г. Оса, утвержденным решение Думы Осинского городско поселения от 27.06.2010 г. № земельный участок, расположенный на <адрес>, расположен в рекреационной зоне (зона естественного ландшафта). Согласно Решению Думы Осинского городского поселения от 22.06.2010 г. № 214 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения» в зоне естественного ландшафта (Р-2) расположение автостоянок не предусмотрено.
Проанализировав вышеизложенное, совершенно очевидно, что незаконное - с нарушением земельного, градостроительного законодательства и муниципальных нормативных актов предоставление указанного в исковом заявлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования «Осинское городское поселения» и Российской Федерации.
Граждане и юридические лица лишаются права на свободное безвозмездное использование оспариваемого земельного участка, в том числе, в рекреационных целях. Незаконное (с нарушением градостроительных норм) размещение в непосредственной близости от жилых домов автостоянки также нарушает права собственников и нанимателей жилых помещений на комфортные условия проживания в данной зоне жилой застройки.
Муниципальное образование «Осинский муниципальный район» было лишено возможности реализации своих полномочий при решении вопросов местного значения в области градостроительной деятельности и земельного законодательства в части дачи «заключения о невозможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок», предоставленное п. 2.6 «Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района», утвержденного Решением Земского Собрания Осинского муниципального района от 28.06.2012 г. №.
Утверждение представителя ответчика, что подпись главы городского поселения в листе согласования и есть заключение, несостоятельно, поскольку из материалов дела не усматривается, что Комитет имущественных отношений, как предусмотрено Пунктом 2.4. вышеназванного Порядка направлял письмо в администрацию Осинского городского поселения для подготовки соответствующего заключения, а администрация поселения дала это заключение или отказалась дать такое заключение. Кроме того, лист согласования был подписан 04 сентября 2013 года Ш. в то время, когда Ш. не имел полномочий подписывать какие - либо документы, в связи с тем, что ему в соответствии с законом Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», Уставом Осинского городского поселения, Регламентом Думы Осинского городского поселения и в связи с личным участием в выборах депутатов Думы Осинского городского поселения был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 22 июля 2013 года по 08 сентября 2013 года включительно и обязанность главы городского поселения на этот период была возложена на Ф., что подтверждается Распоряжением главы городского поселения - председателя Думы Осинского городского поселения Пермского края от 26.06.2013 № 34.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Пунктом 2.4. вышеуказанного Порядка установлено, что Комитет имущественных отношений в течение 5 календарных дней с момента получения заявления направляет письмо в администрацию поселения, входящего в состав Осинского муниципального района, для подготовки заключения о возможности предоставления земельного участка а Администрация поселения в течение 10 календарных дней с момента регистрации письма осуществляет подготовку заключения, но указанный Порядок был нарушен, то оспариваемое постановление администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>» в зоне рекреации - в зоне естественного ландшафта (Р-2), где расположение автостоянок не предусмотрено, следует признать незаконным и недействующим с момента его принятия.
Российская Федерация, как собственник земельного участка, наделяя органы местного самоуправления полномочиями по его распоряжению, вправе предполагать, что данный земельный участок предоставляется физическим и юридическим лицам на законных основаниях.
05.09.2013 г. между администрацией Осинского муниципального района и П. заключен договор № аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер участка №, общей площадь. 1500,0 кв. м. предоставленного П. в соответствие с указанным выше постановлением №. В соответствие с уведомлением Осинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 20.09.2013 г. произведена государственная регистрация аренды на данный земельный участок по заявлению П. (дата регистрации 20.09.2013 г., №).
Согласно cт. 166 ГК РФ сделка недействительная по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствие со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
И поскольку сделка, то есть заключение договора аренды № спорного земельного участка, произведено на основании незаконного постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>», то договор № от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, общей площадью 1500,0 квадратных метров, следует признать недействительным, поскольку при заключении договора была нарушена определенная законом процедура -- не было получено заключение от администрации Осинского городского поселения о возможности предоставления спорного земельного участка в аренду.
Так как в соответствие с уведомлением Осинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 20.09.2013 г. произведена государственная регистрация аренды на данный земельный участок по заявлению П. (дата регистрации 20.09.2013 г., №), но договор № от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, общей площадью 1500,0 квадратных метров является недействительным, то это является основанием для аннулирования государственной регистрации аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 1500,0 квадратных метров, дата регистрации 20 сентября 2013 г., №.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
1. Признать незаконным и недействующим с момента принятия постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>».
2. Признать недействительным договор № от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, общей площадью 1500,0 квадратных метров.
3. Аннулировать государственную регистрацию аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 1500,0 квадратных метров, дата регистрации 20 сентября 2013 г., №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья Т.Е. Дьячкова