Гр. дело № 2-148/2014 (Решение вступило в законную силу 11.02.2014)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2014 года г.Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.Е.,
при секретаре Кутрюмовой Н.В.,
с участием прокурора Каношкиной О.М.,
представителя администрации г. Апатиты ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Апатиты Мурманской области в защиту интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации города Апатиты по исполнению требований законодательства о противодействии коррупции в части ограничений и обязанностей, налагаемых на муниципальных служащих и обязании разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими администрации г. Апатиты,
Ус т а н о в и л:
Прокурор г.Апатиты Мурманской области в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Апатиты по исполнению требований законодательства о противодействии коррупции в части ограничений и обязанностей, налагаемых на муниципальных служащих и обязании разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими администрации г. Апатиты.
В обоснование требования указывает, что прокуратурой г.Апатиты проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при прохождении муниципальной службы, в ходе которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, касающегося вопросов противодействия коррупции Администрацией г.Апатиты не разработаны и не утверждены нормативно правовые акты, регламентирующие порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, а также распоряжение подарками муниципальными служащими Администрации г.Апатиты. Вместе с тем, одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Таким образом, бездействие Администрации г.Апатиты противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции.
Просил признать бездействие Администрации города Апатиты в виде неисполнения требований законодательства о противодействии коррупции в части ограничений и обязанностей, налагаемых на муниципальных служащих незаконным и обязать Администрацию города Апатиты разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими Администрации г. Апатиты в течение десяти дней с момента вступления решения суд в законную силу.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении, уточнив при этом срок в течение которого Администрация г. Апатиты обязана разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими Администрации г. Апатиты, просит обязать Администрацию города Апатиты исполнить заявленное требование о разработке и принятии указанного правового акта в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Дополнительно пояснил, что обязанность органов местного самоуправления по разработке и принятию правового акта, регламентирующего порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, хотя прямо и не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом, однако вытекает из совокупности и анализа норм, приведенных в исковом заявлении. Необходимость в разработке и принятии подобного акта обусловлена ограждением муниципального служащего от совершения коррупционных правонарушений. Отметил, что, несмотря на отсутствие типового нормативного акта, разработанного и изданного Правительством РФ, Правительством Мурманской области уже разработано и принято положение о порядке приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками, утвержденное постановлением Правительства Мурманской области № 313-ПП от 26.06.2012.
Представитель Администрации г.Апатиты ФИО1 в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам изложенным в письменном отзыве, в судебном заседании пояснила, что в соответствии с подпунктом «г» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 297 от 13.03.2012 Правительству Российской Федерации необходимо в срок до 01.10.2012 издать типовой нормативный акт, обязывающий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных служащих, муниципальных служащих, служащих Центрального банка Российской Федерации, работников организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. В указанном акте определить такие понятия, как "получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей", "подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями", установить срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка, и определить порядок сдачи подарка, порядок его оценки, реализации и зачисления средств, вырученных от его реализации, в соответствующий бюджет, а также порядок выкупа подарка. В настоящее время Министерством труда Российской Федерации разработан только проект постановления Правительства РФ «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, его сдачи и оценки, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.
Муниципалитеты при принятии муниципальных правовых актов должны руководствоваться типовым нормативным актом, принятым Правительством Российской Федерации, который до настоящего времени не разработан и не издан.
Обращает внимание суда на то, что ст. 48 Устава городского округа Апатиты, принятого Апатитским городским Советом 23 июня 2005 года, которой установлены запреты, связанные с муниципальной службой, в том числе получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц исключена из Устава решением Совета депутатов г. Апатиты от 27.12.2011 № 477.
Просит учесть, что императивные нормы обязывающие органы местного самоуправления разработать и принять указанный правовой акт отсутствуют, как и нормы регламентирующие сроки принятия такого акта, в связи с этим считает, что никакого бездействия со стороны Администрации г. Апатиты нет, просит отказать в удовлетворении заявления прокурора г. Апатиты.
Выслушав прокурора, представителя Администрации г.Апатиты, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора г. Апатиты подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закона) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Правовую основу противодействия коррупции, составляют, в том числе, и муниципальные правовые акты (статья 2 Закона от 25.12.2008).
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой основным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения борьбы с коррупцией (раздел 2 пункт 38).
В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 N 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы.
В соответствии со статьей 4 данного Плана на руководителей федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами возложена обязанность по каждому случаю несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, нарушения ограничений, касающихся получения подарков, и порядка сдачи подарка осуществлять проверку в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и применять соответствующие меры юридической ответственности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Апатиты проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при прохождении муниципальной службы, в ходе которой установлено, что Администрацией города Апатиты не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, а также распоряжение подарками муниципальными служащими Администрации г.Апатиты.
Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением Администрации г.Апатиты от 07 ноября 2013 года за №3358-01/131, составленным по запросу прокуратуры г.Апатиты и не оспариваются в судебном заседании представителем Администрации г.Апатиты.
Учитывая тот факт, что Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом «г» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 297 от 13.03.2012 до настоящего времени не издан типовой нормативный акт, обязывающий в том числе муниципальных служащих, сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, не определены такие понятия, как "получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей", "подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями", не установлен срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка, не определен порядок сдачи подарка, его оценки, реализации и зачисления средств, вырученных от его реализации, в соответствующий бюджет и порядок выкупа подарка, а органы местного самоуправления при принятии муниципальных правовых актов должны руководствоваться типовым нормативным актом, принятым Правительством Российской Федерации, а также учитывая отсутствие императивных норм обязывающих органы местного самоуправления разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими, суд соглашается с доводами представителя Администрации г. Апатиты об отсутствии со стороны Администрации г. Апатиты незаконного бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства о противодействии коррупции в части ограничений и обязанностей, налагаемых на муниципальных служащих и отказывает прокурору г. Апатиты в удовлетворении данного требования.
Вместе с тем, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией является обязанностью органа местного самоуправления, в полномочия которого входит принятие муниципальных правовых актов.
Отсутствие правового акта, регламентирующего порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими Администрации г. Апатиты противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными принципами противодействия коррупции, в том числе являются публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей …. лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим,…, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. При этом, запрет на дарение не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими, муниципальные должности, муниципальными служащими, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Статьей 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрен перечень запретов, связанных с муниципальной службой, в том числе муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (п.п. 5 ч.1 статьи 14).
Аналогичную норму содержит ст. 14 Закона Мурманской области от 29.06.2007 № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области».
Таким образом, анализируя выше изложенные нормы, предусматривающие передачу муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность полученных подарков, суд приходит к выводу о том, что отсутствие разработанного и принятого соответствующего правового акта, регламентирующего порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, а также распоряжение подарками муниципальными служащими Администрации г.Апатиты создает условия для роста коррупционных правонарушений со стороны муниципальных служащих, что нарушает интересы Российской Федерации.
В связи с чем, суд считает заявление прокурора в части обязания Администрации г. Апатиты разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими Администрации г. Апатиты подлежащим удовлетворению.
Суд соглашается со сроком устранения нарушения закона, предложенным прокурором в судебном заседании (в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу), поскольку он является разумным и достаточным для разработки и принятия ответчиком правового акта, регламентирующего порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими Администрации г.Апатиты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора г.Апатиты Мурманской области в защиту интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации города Апатиты по исполнению требований законодательства о противодействии коррупции в части ограничений и обязанностей, налагаемых на муниципальных служащих и обязании разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими администрации г. Апатиты– удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Апатиты разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок приобретения и распоряжения подарочной и сувенирной продукцией, распоряжения подарками муниципальными служащими Администрации г. Апатиты в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требования о признании бездействия Администрации г.Апатиты по исполнению требований законодательства о противодействии коррупции в части ограничений и обязанностей, налагаемых на муниципальных служащих незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Мурманского областного суда через Апатитский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.Е.Борисова