Дело № 2-148/2014
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием прокурора Селивановой Ю.С.,
ответчика- представителя Администрации Кизеловского муниципального района, действующего на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кизеловского муниципального района о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и возложении обязанности принять меры по устранению нарушений действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Кизела обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кизеловского муниципального района в части непринятия мер к ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и возложении обязанности на администрацию района принять меры по устранению нарушений действующего законодательства.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в ходе проведенной прокуратурой города Кизела проверки исполнения градостроительного законодательства было установлено, что в администрации Кизеловского муниципального района не ведется информационная система градостроительной деятельности, чем нарушаются права физических и юридических лиц на обладание достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Кизеловского муниципального района было направлено представление об устранении действующего законодательства. Однако, как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ года, требования прокурора города Кизела не были удовлетворены. В связи с чем, прокурор обратился в суд с указанным заявлением..
В судебном заседании прокурор участвующий в деле Селиванова Ю.С. на удовлетворении исковых требований настаивает, пояснила, что в соответствии со ст. 57 Градостроительного Кодекса РФ ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Согласно п. 5 ст. 57 Градостроительного Кодекса РФ порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологии и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства постановлением Правительства РФ № 363 от 09.06.2006 года утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности. Данное постановление определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. При этом информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района, она представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а»- «з» пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного Кодекса РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
Документы, которые приняты и выданы органы местного самоуправления, подлежат размещению в информационной системе в течение 7 суток со дня принятия, утверждения или выдачи документа с направлением их в органы местного самоуправления которые ведут систему обеспечения градостроительной деятельности. В связи с тем, что данная система ответчиком не ведется, поселения лишены возможности исполнять требования действующего законодательства, а граждане и юридические лица лишены возможности получать информацию из данной системы. Считает, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности должна быть администрацией района создана и доступна для получения из нее информации.
Представитель ответчика - администрации Кизеловского муниципального района ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился в полном объеме, пояснил, что данная система обеспечения градостроительной деятельности необходима и администрация района начала работу по ее созданию, определяет разработчика программного комплекса. Для создания указанной системы, с учетом объема работы, проведения конкурса, обучения специалистов, необходимы порядка 400 тысяч рублей, которыми администрация района не располагает, в бюджете они не заложены, но данный вопрос будет решаться. Одновременно, представитель ответчика считает что создание данной системы обеспечения градостроительной деятельности лишняя трата денежных средств, так как существует федеральная государственная информационная система территориального планирования, где также размещаются все документы, связанные с градостроительной деятельностью.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела и оценив совокупность имеющихся по делу доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 1 июля 2006 года проводят мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ( ч.1 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 6 части 2 статьи 8 данного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится, в том числе ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
Пунктом 15 ч.I ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относит ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
В силу ч.1 ст.37 указанного Закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 10 Устава муниципального образования Кизеловский муниципальный район к вопросам местного значения Кизеловского муниципального района относит утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд ( ч. 1 п. 13).
Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что обязанность и полномочия по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Кизеловского муниципального района, является компетенцией администрации Кизеловского муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 56 Градостроительного Кодекса РФ, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - это организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.
Часть 3 и часть 8 ст.56 Кодекса гласят, что целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства; сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.
В соответствии с частью 1 ст. 57 Градостроительного Кодекса РФ, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Часть 6 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся сведения, подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.
Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.
Частью 5 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ определено, что порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В этой связи, постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, которое определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе по запросам органов государственной власти органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 № 40 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министерством регионального развития РФ издан приказ от 30.08.2007 № 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», которым в целях реализации положений статей 8 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждены Положение о системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (Приложение N 1), и Положение о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров (Приложение N 2).
В соответствии с п.5 ст.2 Градостроительного кодекса, одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности, является принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что законодатель возложил обязанность по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на органы местного самоуправления городского округа или муниципального района.
В тоже время, согласно результатам проведенной прокуратурой города Кизела проверки, информационная система обеспечения градостроительной деятельности, соответствующая требованиям действующего законодательства, на территории муниципального образования - Кизеловский муниципальный район в настоящее время не создана.
Данные обстоятельства представителем ответчика ФИО1 в судебном заседании не оспаривались.
Бездействие органов местного самоуправления Кизеловского муниципального района, выраженное в отсутствии информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, нарушает права и интересы физических и юридических лиц, которые имеют право получать сведения из указанных систем. В связи с невозможностью получения такого рода сведений, отсутствие данных информационных систем, препятствует реализации принципа участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, а поскольку круг граждан, обладающих вышеназванными правами законом не ограничен, определить круг лиц, чьи права затрагиваются бездействием органов местного самоуправления Кизеловского муниципального района невозможно.
В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в части бесполезности данной системы при наличии федеральной государственной информационной системы территориального планирования, поскольку законодатель обязывает органы местного самоуправления городского округа или муниципального района разработать информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и не ставит ее создание в зависимость от наличия других федеральных или краевых программ и систем.
Кроме того, суд считает, что отсутствие у администрации Кизеловского муниципального района денежных средств ( отсутствие их в бюджете) на введение данной информационной системы, не освобождает ответчика от исполнения обязанности по введению и разработке данной программы. Каких-либо доказательств того, что администрацией района принимались какие-либо активные действия по выделению денежных средств на разработку информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, принятия мер к ее ведению на территории Кизеловского муниципального района суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, учитывая признание исковых требований ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города Кизела в пределах заявленных требований. У суда имеются достаточные основания для признания незаконным бездействия Администрации района в части непринятия мер по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и возлагает на администрации Кизеловского муниципального района обязанность разработать информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на территории Кизеловского муниципального района.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Кизела к администрации Кизеловского муниципального района - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кизеловского муниципального района в части не принятия мер к ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Обязать администрацию Кизеловского муниципального района принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а именно разработать информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на территории Кизеловского муниципального района в соответствии с требованиями норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий:
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Н.Ю. Ибрагимова