ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-148/2016 от 15.02.2016 Котельничского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-148/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Котельнич Кировской области 15 февраля 2016 года

Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой Н.В.,

с участием старшего помощника Плотникова А.А.,

при секретаре Усатиновой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котельничского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, проживающих в <адрес> к ООО «Юдинка» об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Котельничский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, проживающих в <...> к ООО «Юдинка» об обязании совершить действия. В обоснование требований указав, что в соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года № 190-ФЗ при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии. Утверждение данных нормативов отнесено к компетенции департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, реорганизованного в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. В ходе проведенной Котельничской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о теплоснабжении в деятельности ООО «Юдинка» установлено, что ответчик в нарушение указанного законодательства не исполнил обязанность по обращению в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии. Указанное бездействие препятствует установлению экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию и нарушает право граждан на качественную, своевременную, бесперебойную, в необходимых объемах поставку коммунальных услуг, что может повлечь перебои с поставкой теплоэнергии, привести в условиях эксплуатации к реальной угрозе жизни и здоровью граждан, а также возникновению аварийных ситуаций в системе теплоснабжения.

Просит обязать ответчика в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением и предусмотренным законодательством пакетом документов в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, в порядке ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В судебном заседании помощник Котельничского межрайонного прокурора Плотников А.А. требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Федеральный закон от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с п.п. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с ч.3 ст.9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

Согласно п.п. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.

В силу ч. 1 и ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.

Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Под нормативом удельного расхода топлива понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин, на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть (пункт 3 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии).

Для утверждения нормативов удельного расхода топлива, согласно п. 48 и п.63 порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323, применяются в расчете нормативы технологических потерь тепловой энергии при ее транспортировке.

Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя утвержден приказом Минэнерго России №325 от 30.12.2008 (далее по тексту – Порядок). Согласно пункту 1 Порядка нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям.

Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.

Нормативы технологических потерь учитываются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения (часть 3 статьи 9 ФЗ).

Таким образом, для обеспечения готовности теплоснабжающих организаций к отопительному сезону и его безаварийного прохождения должны быть определены все три вида нормативов (нормативы технологических потерь, нормативы удельного расхода топлива, нормативы запасов топлива) в не зависимости от срока предоставления коммунальной услуги по отоплению.

Согласно п.п. 3.1.14.3., 3.1.14.5., 3.1.14.6. Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.07.2015 № 51/417, к полномочиям министерства в рамках функции предоставления государственных услуг относится: утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям; утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии; утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Постановлением Правительства Кировской области от 28.07.2015 года №51/417 утверждено Положение «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области», в соответствии с которым данное министерство является правопреемником департамента строительства и архитектуры Кировской области и департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области по всем правам и обязанностям. В соответствии с п.п.1.1 п.1 Положения данное министерство является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление, в т.ч. в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно материалам дела, ООО «Юдинка» является теплоснабжающей организацией для многоквартирных домов г. Котельнича.

В ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о теплоснабжении в деятельности ООО «Юдинка» установлено, что материалы для утверждения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области не представлялись.

Данные факты нашли отражение в справке помощника прокурора от 03.12.2015 (л.д.9-12).

Приведенное обстоятельство свидетельствует о нарушении конституционных, жилищных прав граждан - потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.

Учитывая установленные обстоятельства и представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание признание заявленных требований представителем ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учётом обстоятельств дела, суд полагает срок исполнения решения суда, предложенный прокурором, разумным и достаточным для выполнения вышеуказанных действий.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере <...> рублей в доход муниципального образования городского округа города Котельнич Кировской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Котельничского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, проживающих в <...> к ООО «Юдинка» об обязании совершить действия удовлетворить.

Возложить обязанность на ООО «Юдинка» обратиться с заявлением и предусмотренным законодательством пакетом документов в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Юдинка» в доход муниципального образования городского округа города Котельнич Кировской области государственную пошлину в сумме <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий судья Н.В. Перминова