РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Чаа-Холь 26 октября 2016 года
Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Серенмаа Р.А., с участием истца – заместителя прокурора ФИО2 района РТ Лудуп А.С., представителя ответчика ФИО1, в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора ФИО2 района Республики Тыва к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» о признании бездействия незаконным и об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет с соблюдением требований Национального стандарта Российской Федерации «Интернет-ресурсы. Требования доступности инвалидов по зрению ГОСТ Р 52872-2012» утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 года № 1789-ст., а именно с установлением «версии для слабовидящих» и разместить в официальном сайте информацию о деятельности учреждения в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и приказом Министерства труда России от 17 ноября 2014 года № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ФИО2 района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» (далее по тексту – ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна») о признании бездействия незаконным и обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет с соблюдением требований Национального стандарта Российской Федерации «Интернет-ресурсы. Требования доступности инвалидов по зрению ГОСТ Р 52872-2012» утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 года № 1789-ст., а именно с установлением «версии для слабовидящих» и разместить в официальном сайте информацию о деятельности учреждения в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и приказом Министерства труда России от 17 ноября 2014 года № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)», указывая на то, что прокуратурой ФИО2 района проведена проверка исполнения законодательства о социальном обслуживании граждан, а также законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей инвалидов в части обеспечения условий для беспрепятственного доступа к информации. Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации). Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. К числу таких гарантий относятся положения ст.14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на получение необходимой информации и на условия беспрепятственного пользования средствами связи и информации. Согласно ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов – информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, или организациями, подведомственными государственным органам, (далее – подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов относятся также законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления согласно ст. 4 указанного федерального законодательства является свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом. Согласно статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания. Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации: 1) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при их наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; 2) о структуре и об органах управления организации социального обслуживания; 3) о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на социальные услуги; 4) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц; 5) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы); 6) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличие оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, наличие средств обучения и воспитания, условия питания и обеспечение охраны здоровья получателей социальных услуг, доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»); 7) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц; 8) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц; 9) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; 10) о финансово-хозяйственной деятельности; 11) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре; 12) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний; 12.1) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, которая определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 13) об иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления) утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации социального обслуживания, указанные в части 5 статьи 23.1 настоящего Федерального закона, обеспечивают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» техническую возможность выражения мнений получателями социальных услуг о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания. Согласно статье 3 Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» под социальным обслуживанием граждан (далее – социальное обслуживание) понимается – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Также Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 886н утвержден Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)». Настоящий порядок определяет правила размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг (в том числе содержание указанной информации и форму ее предоставления) на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно – сеть «Интернет», официальный сайт). Размещению на официальном сайте подлежит следующая информация о поставщике социальных услуг: 1) о дате государственной регистрации в качестве поставщика социальных услуг с указанием числа, месяца и года регистрации; 2) об учредителе (учредителях) поставщика социальных услуг – организации социального обслуживания с указанием наименования, места его (их) нахождения, контактных телефонов и адресов электронной почты; 3) о месте нахождения поставщика социальных услуг, его филиалах (при их наличии) с указанием адреса и схемы проезда; 4) о режиме, графике работы с указанием дней и часов приема, перерыва на обед; 5) о контактных телефонах с указанием кода населенного пункта, в котором расположен поставщик социальных услуг, и об адресах электронной почты; 6) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии у поставщика социальных услуг) с указанием контактных телефонов и адресов электронной почты; 7) о структуре и об органах управления организации социального обслуживания с указанием наименований структурных подразделений (органов управления), фамилий, имен, отчеств и должностей руководителей структурных подразделений, места нахождения структурных подразделений, адресов официальных сайтов структурных подразделений (при наличии), адресов электронной почты структурных подразделений (при наличии); о положениях о структурных подразделениях организации социального обслуживания (при их наличии); о персональном составе работников организации социального обслуживания с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы; о попечительском совете организации социального обслуживания; 8) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»); 9) о форме социального обслуживания, в которой поставщик социальных услуг предоставляет социальные услуги (стационарной, полустационарной, на дому); 10) о видах социальных услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, срочные социальные услуги); 11) о порядке и об условиях предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе о перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг; о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания; о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания; размере платы за предоставление социальных услуг, а также о возможности получения социальных услуг бесплатно; 12) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц; 13) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц; 14) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц; 15) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов); 16) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности); 17) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре (с приложением электронного образа документов); 18) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний; 19) об иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации социального обслуживания также размещают на своем официальном сайте информацию о проведении независимой оценки качества оказания ими социальных услуг. Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление функций, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Кроме того. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1789-ст. утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (далее – ГОСТ). Согласно п.3.1.1. ГОСТ, под доступностью Интернет0ресурсов для инвалидов по зрению понимается возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. В соответствии с указным ГОСТ предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версия сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта, на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку. В нарушение вышеуказанных требований закона в ходе проверки деятельности ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» установлено следующее. Согласно Уставу ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна», является государственным учреждением, предназначенным для оказания социальной помощи семье и детям, детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также детей нуждающихся в социальном обслуживании. Согласно п. 1.6-1.7 Устава учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, штампы, бланки, Учреждение имеет право самостоятельно выступать истцом и ответчиком в суде от своего имени. В ходе проверки установлено, что государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» официального сайта не имеет, имеется только информационная страница в социальной сети «в контакте». Несоблюдение ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» вышеуказанных требований законодательства, а также ГОСТ по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов всех возрастов и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на получение необходимой информации и на условия беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО2 района РТ Лудуп А.С. исковые требования по изложенным в нем основаниям поддержала полностью.
Представитель ответчика - ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» ФИО1 исковые требования признала полностью, о чем представила суду соответствующее заявление.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании ст.173 ГПК РФ представителю ответчика - ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» были разъяснены последствия признания иска.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна», так как это не затрагивает права и законные интересы третьих лиц и не противоречит закону.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей.
При обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, прокурор в силу п.14 ч.1 ст.89 ГПК РФ и пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.
По этим основаниям с ответчика ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» в пользу бюджета муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора ФИО2 района Республики Тыва удовлетворить.
Признать бездействие Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» незаконным.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет с соблюдением требований Национального стандарта Российской Федерации «Интернет-ресурсы. Требования доступности инвалидов по зрению ГОСТ Р 52872-2012» утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 года № 1789-ст., а именно установить «версию для слабовидящих», и разместить в официальном сайте информацию о деятельности учреждения в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и приказом Министерства труда России от 17 ноября 2014 года № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления).
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям ФИО2 кожууна» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий Монгуш К.К.