РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Таловая 06 мая 2021 года
Таловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Кондратьева М.В.,
при секретаре Швабриной М.Е.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области о взыскании недополученной денежной суммы компенсации при сокращении,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором указала, что с 19.01.1993 года она работала в Государственной налоговой инспекции по Таловскому району в должности государственного налогового инспектора. 17.08.2005 года с ней был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности гражданской службы в МИ ФНС №2 по Воронежской области. Приказом от 23.11.2020г. № служебный контракт расторгнут с 27.11.2020г. в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», с предоставлением компенсаций, предусмотренных законодательством РФ. 27.11.2020г. ей была выплачена компенсация в размере четырех месячного денежного содержания в сумме 106675,04 руб. При расчете сумм компенсации, а также при оплате отпусков ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченного в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственный гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда на текущий год, выплаченные за период с 01.11.2019 года по 31 октября 2020 года. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и других выплат, работодатель обязан выплатить их с процентами в размере не ниже одной сто пятидесятой ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день задержки. Кроме того, незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в сумме 1000 рублей. Основывая свои требования на положениях ст.ст.14, 50, 51 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», ст.ст.236, 237 ТК РФ просила взыскать с ответчика недополученную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в сумме 90646 рублей 68 копеек, недополученную компенсацию за ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 23358 рублей 13 копеек, проценты за просрочку выплаты положенных компенсаций со дня выплаты на день вынесения решения суда, а также взыскать 1000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, представила расчет процентов за просрочку выплаты положенных компенсаций, просила также взыскать с ответчика понесенные ею расходы в сумме 6000 рублей на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления и юридическое консультирование.
Ранее в судебном заседании представитель истца ФИО2 суду пояснила, что при получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, истцу стало известно о неполном исчислении выплат, а именно работодателем - МИ ФНС России № 2 по Воронежской области в расчет денежного содержания при исчислении отпускных за 2020 год, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении необоснованно не включались суммы выплаченных истцу средств материального стимулирования и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС. Из начисленных и выплаченных истцу выплат стимулирования и "разовых" премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством страховые взносы (обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве) и перечислены в соответствующие бюджеты РФ. Согласно справкам о доходах за 2019, 2020 годы по форме 2-НДФЛ, данные выплаты входят в общую сумму дохода и отнесены на коды доходов: «2002» - суммы премий, выплаченные за производственные результаты и иные подобные показатели, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами), и (или) коллективным договором; 2760" - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, определяемые согласно п. 28 ст. 217 НК РФ.
Тот факт, что выплаты стимулирования и "разовых" премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС РФ, не означает, что данные средства не являются заработком (доходом) истца и ее денежным содержанием. Полагала, что выплаты в виде материального стимулирования и «разовых» премий по своей природе являются таковыми, так как выплачивались систематически и должны входить в фонд оплаты труда государственного служащего и соответственно должны учитываться при расчете денежного содержания. В служебном контракте в разделе «Оплата труда» имелся пункт, в котором приведен перечень входящих в денежное содержание выплат, в частности - "другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами". Следовательно, слово «Другие выплаты» оставляет за собой открытый перечень выплат государственному служащему. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Поскольку, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 ФЗ №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности. Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Ф3 № 79-Ф3, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31 марта 2015 года, № 347-7 от 23 апреля 2016 года и № 228-7 от 23 февраля 2017 года). В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 апреля 2010 года № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10 июля 2008 года № 02-08/07-2248П. При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередного отпуска за 2020 год, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования, премий.
Представитель ответчика ФИО3 ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что межрайонная инспекция ФНС России №3 по Воронежской области, считает исковые требования ФИО1 несостоятельными и необоснованными. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, которое содержит специальные правила для исчисления денежного содержания гражданских служащих в соответствии с п. п. "б" пункта 13 Указа № 763. Пунктом 2 Правил установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из:
1) Оклада месячного денежного содержания государственного гражданского служащего, который состоит из:
- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, размер которого устанавливается Указом №763 (часть 3 статьи 50 Закона № 79ФЗ);
- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы, размер которого устанавливается Указом № 763 (часть 3 статьи 50 Закона № 79-ФЗ);
2) дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере от 10 до 30 процентов в зависимости от стажа государственной гражданской службы от одного года с увеличением до 15 лет (пункт 1 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ);
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада (пункт 2 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ), размер и порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя в границах, определенных Указом № 763 (часть 7 статьи 50 Закона 79-ФЗ);
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п.3части 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ);
г) ежемесячное денежное поощрение (пункт 6 части 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ), размер которого устанавливается Указом № 763 (часть б статьи 50 Закона № 79- ФЗ);
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; максимальный размер премии не ограничивается (пункт 4 части 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ);
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих п. 6 ч.5 ст.50 Закона № 79-ФЗ), порядок выплаты которой определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (часть 8 ст.50 Закона-ФЗ);
ж) единовременная выплата при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска (ч.11 ст.46, п.6 части 5 ст.50 Закона 79-ФЗ).
Вышеуказанный перечень выплат в составе денежного содержания государственного гражданского служащего в целях применения Правил №562 является исчерпывающим, закрытым (строго ограниченным) и расширительному истолкованию не подлежит.
На основании пункта 6 Правил №562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Таким образом, при исчислении размера денежного содержания на период нахождения федерального государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются, помимо ежемесячных выплат, предусмотренных частью 2, пунктами 1,2,3 и 5 части 5 и частью 9 статьи 50 Закона № 79-ФЗ (аналогично предусмотренных абзацем первым и подпунктами «а», «б», «в» и «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил № 562), заданий (пункт 4 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, подпункт «д» только премии за выполнение особо важных и сложных пункта 2 Правил № 562) и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих (пункт 6 части 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ, подпункт «е» пункта 2 Правил № 562), в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск или дате расторжения служебного контракта.
В связи с этим, спорные по настоящему делу денежные средства материального стимулирования в данном случае учтены быть не могут как не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных составляющих денежного содержания в целях применения Правил № 562.
Положения статей 50 и 51 Закона 79-ФЗ не содержат правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в отличие от Правил № 562 упомянутые статьи Закона 79-ФЗ напрямую не регулируют данные правоотношения сторон, т.е. не могут применяться для рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела по спорному вопросу.
В соответствии с ч. 10 статьи 50 Закона 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативным правовыми актами.
Применительно к таким выплатам законодатель употребляет словосочетание «другие выплаты», а не «иные дополнительные выплаты», обособляет их в отдельный пункт под № 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ вместо включения подпунктом № 7 в пункт № 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ, определяющий перечень дополнительных выплат (ежемесячных и единовременных) как составляющих денежного содержания государственных гражданских служащих.
Согласно частям 3 и 5 статьи 51 Закона-79 ФЗ фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных на эти выплаты, однако ни положения этой статьи Закона № 79-ФЗ, ни нормы Указа №763 не расширяют состав денежного содержания, предусмотренный частями 2 и 5 статьи 50 Закона №79-ФЗ.
Вышеуказанные денежные средства материального стимулирования и разовые премии выплачивались истцу исключительно за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, что следует из содержания распорядительных документов (приказов и писем Управления и ФНС России), что опровергает утверждение истца о том, что они должны учитываться при соответствующих расчетах только потому, что нормативно - формально предусмотрены к выплате из фонда оплаты труда.
Следовательно, спорные денежные средства материального стимулирования не являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку порядок их выплаты не определяется приказом ФНС России от 02.10.2009 года №ММ-7-5/483 @.
Следуя логике, выплата спорных средств материального стимулирования осуществлялась в соответствии с абзацем десятым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», согласно которому Правительству Российской Федерации было предписано обеспечить реализацию следующего мероприятия до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Истец ссылается на положения письма Минфина России от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.20 14 года № 238-7. Разъяснения Минфина России, изложенные в форме письма, в том числе относительно формирования денежного содержания государственных гражданских служащих не определяет конкретного порядка расчета применительно к денежным средствам материального стимулирования, значит не позволяет использовать его в правоприменительной практике и разрешении судебных споров.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Воронежской области также считает необоснованным взыскание морального вреда с инспекции в размере 1000 рублей. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, утверждение истца о том, что материальное стимулирование и так называемые «разовые» премии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы с выплатой в размере четырехмесячного денежного содержания, является ошибочным. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований. Возражения третьего лица аналогичны по основаниям возражениям ответчика.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, их представителей, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 17 августа 2020 г. № 02-05-05/106@ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Воронежской области реорганизована путем присоединения к МИ ФИС России №3 по Воронежской области и установлено, что МИ ФИС России №3 по Воронежской области является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИ ФИС России №2 по Воронежской области (л.д.41-55).
В МИ ФНС России №2 по Воронежской области ФИО1 занимала должность главного государственного налогового инспектора (л.д.22).
Приказом № от 23 ноября 2020 года заключенный с ней служебный контракт №К-61 от 17 августа 2005 года расторгнут с 27 ноября 2020 года, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе (л.д.21).
На основании данного приказа истцу подлежала выплате компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с ч.3.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.
При увольнении ФИО1 была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 106675 рублей 04 копейки, что не оспаривается сторонами.
В рассматриваемый период ФИО1 производились выплаты средств материального стимулирования и премий за 2019 год, 2020 год.
Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от 21.03.2019г. №, от 08.05.2019г. №, от 24.05.2019г. №, от 06.06.2019г. №, от 08.07.2019г. № – за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России; от 23.04.2019г. № – за 4 квартал 2018 года, от 17.07.2019г. № - за 1 квартал 2019 года; от 29.07.2019г. №, от 08.08.2019г. №, от 04.09.2019г. № - за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России; от 27.09.2019г. № – за 2 квартал 2019 года; от 23.12.2019г. № – за 3 квартал 2019 года; от 23.12.2019г. №, от 23.03.2020г. № - за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России; от 27.04.2020г. № – за 4 квартал 2019 года, от 22.05.2020г. №, от 15.06.2020г. №, 01.09.2020 года № - за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России; 08.07.2020г. № – за 1 квартал 2020 года; от 29.09.2020г. № – за 2 квартал 2020 года; от 26.10.2020г. №, от 17.11.2020г. №, от 23.11.2020г. № - за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России.
Выплаты материального стимулирования производились в учетом всех установленных надбавок и в соответствии с Положением от 18.02.2010 №02-03-02/37 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №2 по Воронежской области» и письмами УФНС России по Воронежской области от 29.12.2018 №, от 24.04.2019 №, от 23.03.2020 №, от 28.08.2020 № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России».
Выплаты материального стимулирования осуществлялись на основании соответствующих приказов ФНС России и УФНС России по Воронежской области о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих ИФНС России: приказы ФНС России от 08.04.2019г. №, от 10.04.2019г., от 03.12.2019г., 12.12.2019г., от 18.03.2020г., 06.04.2020г., от 25.06.2020г., от 06.08.2020г., от 18.09.2020г.;
приказы УФНС России по Воронежской области от 22.04.2019г. №, от 12.07.2019г. №, от 26.09.2019г. №, от 19.12.2019г. №, от 23.04.2020 №, от 07.07.2020 №, от 28.09.2020 №.
Во исполнение указанных приказов ФНС и приказов УФНС России по Воронежской области издавались соответствующие приказы руководителем МИ ФНС №2 по Воронежской области, и на основании решения Комиссии по оценке эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих налогового органа, в том числе ФИО1.
Факт получения указанных сумм и их размер сторонами не оспаривался и подтверждается справками о доходах и суммы налога физического лица за 2019 год, 2020 год. Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 07.09.2020 года по 22.09.2020 года, с 16.04.2020 года по 18.04.2020 года, с 06.04.2020 года по 15.04.2020 года, а также при расчете компенсаций при увольнении ФИО1 в связи с сокращением замещаемой ею должности.
Обосновывая свою позицию, представитель ответчика ссылался на положения Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 года №562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений ФНС, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности. При этом руководствовался положениями частей 2, 5, 9, 10 статьи 50, статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктами 8,9, подпункта «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», пункта 2, 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем, пришел к выводу о том, что эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания ФИО1 для исчисления компенсаций при ее увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Ответчик также сослался на то, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7» не определяет конкретного порядка расчета применительно к денежным средствам материального стимулирования, а значит, не позволяет использовать его в правоприменительной практике и разрешении судебных споров.
Представитель третьего лица в своих возражениях также указал, что такая форма материальной и моральной мотивации практиковалась в системе территориальных органов ФНС России с 2007 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 года №1104, от 26.01.2012 года №31, от 05 июня 2013 года, №475) и изданного в соответствии с ним Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.2007 года №90н, согласно которому предусмотренное Постановлением №611 материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС России.
Вместе с тем, суд считает, что правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 этого Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 ФЗ №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).
Также согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года №562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске производится в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных, в том числе пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания.
Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также, в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 года №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год.
Материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с 2015 по 2017 годы за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от 31 марта 2015 года №302-12, от 23 апреля 2016 года №347-7 и от 23 февраля 2017 года №228-7. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).
Ссылка ответчика и третьего лица на постановление Правительства РФ «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25 сентября 2007 года №611 и вынесенный на его основании приказ МФ РФ от 17 октября 2007 года №90н не состоятельна, поскольку выплата дополнительного материального стимулирования данными нормативно-правовыми актами предусматривалась лишь в периоды с 2007 по 2013 годы, то есть за пределами спорного периода, после чего, с 2014 года, выделение денежных средств на эти цели осуществляется ежегодно соответствующими Постановлениями, указанными выше.
Таким образом, доводы ответчика о том, что спорные выплаты за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, лишь нормативно-формально предусмотрены к выплате из фонда оплаты труда и не подлежат включению в состав денежного содержания государственных гражданских служащих, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31 марта 2015 года, № 347-7 от 23 апреля 2016 года и № 228-7 от 23 февраля 2017 года).
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения).
Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, суд учитывает данные в вышеназванном письме Министерства разъяснения.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 апреля 2010 года № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10 июля 2008 года № 02-08/07-2248П.
При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередного отпуска в 2020 году, и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования.
Согласно расчету истца, не вызывающему у суда сомнений в своей правильности, и который не оспорен ответчиком, сумма недоплаты ФИО1 по отпускным выплатам составила 23358 рублей 13 копеек, недоплата четырехмесячного денежного содержания составила 90646 рублей 68 копеек (л.д.29,30).
На основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения, в связи с чем ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.
Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в заявленном размере 1000 рублей.
В соответствии со ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
Такая ответственность предусмотрена ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации в виде денежной компенсации, представляющей собой уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Проверяя расчёт сумм денежной компенсации за задержку выплат, представленный истцом, суд приходит к выводу, что расчет истца является верным. Контррасчета суду не представлено.
Поскольку при рассмотрении гражданского дела судом было установлено нарушение работодателем установленного срока выплаты взысканных в пользу истца сумм, взысканию подлежит компенсация за задержку указанных выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты. Суд не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о взыскании указанной компенсации. Учитывая требования истицы, денежная компенсация составила 6268 рублей 13 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика в ее пользу.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в сумме 6000 рублей, а в подтверждение оплаты услуг суду представлена квитанция к приходному кассовому ордеру адвокатской консультации Павловского района об оплате ФИО1 за консультацию и составление искового заявления 6000 руб.. Суд принимает во внимание характер спора, значимость полученной юридической помощи для истца, стоимость услуг по оплате представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги в Воронежской области, находит разумным взыскать с ответчика понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области в пользу ФИО1 недополученную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в сумме 90646 (девяносто тысяч шестьсот сорок шесть) рублей 68 копеек, недополученную компенсацию за ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 23358 (двадцать три тысячи триста пятьдесят восемь) рублей 13 копеек, проценты за задержку выплаты положенных компенсаций в сумме 6268 (шесть тысяч двести шестьдесят восемь) рублей 13 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Таловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – с 13.05.2021г.
Судья М.В. Кондратьев
1версия для печатиДело № 2-148/2021 ~ М-127/2021 (Решение)