Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело № 2-148/2022
пгт Оричи 27 апреля 2022 года
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.,
при секретаре Александровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», администрации Оричевского района Кировской области о принятии мер по строительству пешеходного моста или тоннеля через железнодорожные пути станции Марадыковский Горьковской железной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Кировский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», администрации Оричевского района Кировской области о принятии мер по строительству пешеходного моста или тоннеля через железнодорожные пути станции Марадыковский Горьковской железной дороги.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки доводов обращения жительницы пгт Мирный Оричевского района Кировской области Свидетель №3, поступившего из приемной Президента Российской Федерации в Кировской области, установлено, что поселок Мирный разделен железной дорогой на две части. В южной части поселка находятся больница и школа, в северной части - воинские части, в которых работают жители поселка. На железнодорожной станции Марадыковский, расположенной в центре пгт Мирный, имеется два места для проезда автотранспорта и перехода граждан через железнодорожные пути: железнодорожный переезд на 888 км ПК 2; санкционированный пешеходный переход на 888 км ПК 7. Данный переход построен в 2013 году за счет средств ОАО «РЖД», переход оборудован звуковой и световой сигнализацией.
За период с 1 августа 2021 года по 29 сентября 2021 года на железнодорожной станции Марадыковский зафиксировано 52 факта стоянки грузовых поездов. Максимальное время стоянки 1 час 19 минут (19.09.2021 года - грузовой поезд № 2222 стоял с 3 часов 18 минут до 4 часов 37 минут). Стоянка поездов перекрывает железнодорожный переезд и санкционированный пешеходный переход на станции.
Согласно техническо-распорядительному акту железнодорожной станции Марадыковский, утвержденному начальником Кировского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Горьковской Дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» 2 декабря 2019 года, на станции Марадыковский расположено 6 железнодорожных путей: 1 путь - протяженность 1234 метра, вместимость в условных вагонах - 84; 2 путь - протяженность 1357 метров, вместимость в условных вагонах - 93; 3 путь - протяженность 1237 метров, вместимость в условных вагонах - 84; 4 путь - протяженность 1284 метра, вместимость в условных вагонах - 84; 5 путь - протяженность 140 метров, вместимость в условных вагонах - 10; 6 путь - протяженность 820 метров, вместимость в условных вагонах - 55.
Факты остановки грузовых поездов и перекрытия железнодорожного переезда и санкционированного пешеходного перехода на станции Марадыковский зафиксированы на 1, 2, 3, 4, 6 путях (всего 6 железнодорожных путей) железнодорожной станции Марадыковский. Кроме того, проведенной проверкой вскрыт факт стоянки грузового поезда, превышающей вместимость железнодорожного пути № 2.
Случаи выставления железнодорожных составов на железнодорожные пути, которые пересекает пешеходный переход и железнодорожный переезд, подтвердились пояснениями начальника станции Марадыковский Свидетель №1, директора МОКУ СОШ пгт Мирный Свидетель №4, главы администрации Мирнинского городского поселения Оричевского района Кировской области ФИО1, а также актом осмотра от 29.09.2021 года. О постоянном внимании жителей пгт Мирный к проблеме невозможности пересечь железнодорожные пути в связи с их перекрытием железнодорожными составами говорят обращения граждан, направляемые в органы власти.
Руководство Кировского территориального управления Горьковской железной дороги в 2013 году обращалось в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области с вопросом о переносе за счет средств ОАО «РЖД» железнодорожного переезда, расположенного на 888 км ПК 2 станции Марадыковский, за пределы станции на 887 км ПК 4 + 82 метра перегона Котельнич - Марадыковский.
Согласно полученной информации от Губернатора Кировской области от 16.11.2021 года № 0943-01-12 19.10.2021 года состоялась рабочая встреча представителей Министерства транспорта Кировской области и Кировского территориального управления Горьковской железной дороги. По результатам рабочей встречи принято решение министерству транспорта Кировской области проработать вопрос о возможности реализации проекта «Строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Марадыковский 888 км ПК 7» с использованием механизма инфраструктурных бюджетных кредитов в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 года № 1189.
10 декабря 2021 года в 19 часов 56 минут при отправлении грузового поезда № 9717 со станции Марадыковский произошло падение давления в тормозной магистрали поезда на 0,3 кгс/см2 при скорости 1,5 км/ч, остановка поезда в 19 часов 56 минут 35 секунд. В 20 часов 07 минут при осмотре состава грузового поезда выявлен саморасцеп автосцепок между 55-м и 56-м вагонами с головы поезда. Расстояние между расцепившимися вагонами составило 3 метра. Саморасцеп был выявлен на месте пешеходного перехода через железнодорожные пути.
ОАО «РЖД» проведено расследование данного случая, по результатам которого 13.12.2021 года подготовлено техническое заключение, согласно которому непосредственной причиной саморасцепа автосцепок послужило неправомерное действие неустановленного физического лица (лиц), в части перевода рычага автосцепки из рабочего положения в положение «на полочку» во время стоянки грузового поезда. Способствующей причиной явилась остановка грузового поезда № 9717 для повторного осмотра вагона на 3-м пути станции Марадыковский, наличие пешеходного перехода через железнодорожные пути в месте остановки 55-го и 56-го вагонов. Грузовой поезд прибыл на станцию 10 декабря 2021 года в 18 часов 43 минуты, отправился в 19 часов 56 минут. В состав поезда входило 82 грузовых вагона.
Приказом Минстроя России от 12.12.2017 года № 1648/пр введен в действие СП 119.13330.2017. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95.В соответствии с пунктом 9.4 СП 119.13330.2017 при реконструкции железнодорожных линий с интенсивностью движения более 100 пар поездов в сутки в местах организованного пешеходного перехода через железнодорожные пути должно быть предусмотрено устройство пешеходных тоннелей или мостов. При пересечении пассажиропотоком путей с большой маневровой работой или отстоем вагонов строительство пешеходных мостов или тоннелей при реконструкции существующих железнодорожных линий обязательно. Согласно полученной из Кировского территориального управления Горьковской железной дороги информации интенсивность движения поездов по станции Марадыковский составляет 228 пар поездов в сутки, что свидетельствует о высоком уровне опасности для пешеходов.
Кроме того, о крайне неудовлетворительной обстановке с обеспечением безопасности граждан на данной станции свидетельствуют случаи травмирования граждан подвижным составом (с 2017 года по настоящее время травмировано 3 граждан, 1 из которых со смертельным исходом).
Таким образом, в нарушение вышеназванных норм на железнодорожной станции Марадыковский Горьковской железной дороги администрацией Оричевского муниципального района и ОАО «РЖД» не обеспечена безопасность пешеходного перехода через железнодорожные пути станции.
Ссылаясь на статьи 2, 132 Конституции Российской Федерации, подпункты 6, 11, 12 пункта 1 статьи 15, статью 70 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 2 статьи 20, часть 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пункты 4, 6, 7 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2007 года № 18, пункт 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 года № 286, пункт 9.4 СП 119.13330.2017. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95, введенный в действие приказом Минстроя России от 12.12.2017 года № 1648/пр, часть 1 статьи 45 ГПК РФ, с учетом уточненных исковых требований (л.д. 206) прокурор просит суд возложить на ОАО «РЖД», администрацию Оричевского района Кировской области, муниципальное образование Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области обязанность в срок до 1 июля 2023 года построить пешеходный мост через железнодорожные пути № 1, 2, 3, 4, 6 станции Марадыковский Горьковской железной дороги со сходами к посадочным платформам, расположенным между 1 и 3 железнодорожными путями, 2 и 4 железнодорожными путями.
В суде помощник Кировского транспортного прокурора Бородин М.А., поддерживая уточненные исковые требования, привел в их обоснование доводы, указанные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что, несмотря на распоряжение от 14.10.2021 года №ГоькД-229/р «О запрете оставления подвижного состава» 14 апреля 2022 года длительное время на 3 пути осуществлял стоянку поезд № 3801, в результате чего жители пгт Мирный, в том числе дети, вынуждены были пересекать железнодорожные пути под поездом, так и перелезая через него.
Представители ответчика - ОАО «РЖД» по доверенности ФИО2 (л.д. 156) и ФИО3 (л.д. 120) исковые требования не признали.
Представитель ФИО2 суду пояснил, что прокурором не приведено достаточное правовое обоснование исковых требований по отношению к ОАО «РЖД» в части наличия законодательно предусмотренной обязанности произвести строительство пешеходного моста для перехода жителей пгт Мирный из одной части населенного пункта в другой. Таких нормативных актов нет. Обеспечение безопасности жителей поселка не относится в обязанности ОАО «РЖД». На станции Марадыковский имеется два санкционированных места для безопасного перехода граждан через железнодорожные пути: железнодорожный переезд с пешеходным переходов на 888 км. ПК 2 с исправной световой и звуковой сигнализацией; санкционированный пешеходный переход на 888 км. ПК 7 с исправной световой и звуковой сигнализацией. Доказательств того, что расположенные на станции Марадыковский пешеходные переходы через железнодорожные пути являются небезопасными или не соответствуют предъявляемым к ним нормативным документам, в материалах дела не содержится. Реконструкция путей ранее не производилась. Указанные прокурором в иске случаи травматизма граждан не свидетельствуют о вине ОАО «РЖД». Также пояснил, что настоящее время распоряжением от 14.10.2021 года №ГоькД-229/р «О запрете оставления подвижного состава» запрещены остановки более чем на 20 минут или оставление грузовых поездов на приемо-отправочных путях станции Марадыковский.
Представитель ФИО3 пояснил также, что размеры платформ станции Марадыковский не позволяют осуществить строительство пешеходного моста со сходами на островные платформы без нарушения ГОСТ 9238-2013 «Межгосударственный стандарт. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений» и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России по 21.12.2020 года № 286.
Представитель ответчика администрации Оричевского района Кировской области по доверенности ФИО4 (л.д. 119) исковые требования не признала. Суду пояснила, что администрация Оричевского района Кировской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Подпункты 6, 11, 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не возлагают на муниципальный район обязанности по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции Марадыковский.
Определением Оричевского районного суда от 2 марта 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области (л.д. 160-163).
Глава Мирнинского городского поселения ФИО1 (л.д. 214) исковые требования прокурора не признала. Суду пояснила, что администрация Мирнинского городского поселения обязана исполнять свои полномочия в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Безопасность лиц, использующих дороги местного значения, соединяющие части пгт Мирный, при пересечении железной дороги обеспечивается за счет охраняемого железнодорожного переезда 888 км. На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела безопасность жителей пгт Мирный и пассажиров обеспечена, длительные остановки грузовых поездов на станции прекращены, светофор на пешеходном переходе работает в нормальном режиме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В силу статьи 10 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 17-ФЗ) проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам (пункт 1 статьи 15 Федерального закона № 17-ФЗ).
Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с пунктом 2 статьи 20 указанного Федерального закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 21 данного Федерального закона железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Согласно статье 80 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее - Правила).
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
Согласно пункту 7 Правил при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 286, устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
В соответствии с пунктом 29 названных Правил здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц. Для прохода на пассажирские платформы в необходимых случаях должны быть пешеходные тоннели или мосты.
При сохранении на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями эти переходы должны быть оборудованы пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости - автоматической сигнализацией (абзац 2 пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что на станции Марадыковский Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» расположено 6 железнодорожных путей: 1 путь - протяженность 1234 метра, вместимость в условных вагонах - 84; 2 путь - протяженность 1357 метров, вместимость в условных вагонах - 93; 3 путь - протяженность 1237 метров, вместимость в условных вагонах - 84; 4 путь - протяженность 1284 метра, вместимость в условных вагонах - 84; 5 путь - протяженность 140 метров, вместимость в условных вагонах - 10; 6 путь - протяженность 820 метров, вместимость в условных вагонах - 55. Указанное подтверждается копией техническо-распорядительного акта железнодорожной станции Марадыковский (л.д. 31-51)
Из сообщения заместителя начальника Горьковской железной дороги по Кировскому территориальному управлению ФИО8 от 15.09.2021 года следует, что на станции Марадыковский имеется два места для проезда автотранспорта и перехода граждан через железнодорожные пути: железнодорожный переезд на 888 км ПК 2; санкционированный пешеходный переход на 888 км ПК 7 с исправной световой и звуковой сигнализацией. Санкционированный пешеходный переход на 888 км ПК 7 оборудован предупреждающими плакатами «Берегись поезда!» -7 штук. На островной и береговой платформах станции установлены предупреждающие плакаты «Хождение по путям запрещено!» - 2 штуки, «Берегись поезда!» - 2 штуки. На островной и береговой платформах установлены предупреждающие плакаты «Переходить через пути в наушниках опасно!» -1 штука и «Стоять у края платформы не допускается!» - 2 штуки. Указанное подтверждается и представленными прокурором фотографиями (л.д. 12-14, 24-30, 58-61)
Согласно акту № 131 пешеходный переход со звуковой и световой сигнализацией на станции Марадыковский 888 км ПК 7 был построен в соответствии с программой «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» на 2013 год» и принят в эксплуатацию приемочной комиссией 12 декабря 2013 года. Приемочная комиссия пришла к выводу о том, что предъявленный к приемке объект «Устройство пешеходного перехода со звуковой и световой сигнализацией на ст. Марадыковский 888 км ПК7» выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам, подготовлен к вводу в эксплуатацию и принят приемочной комиссией (л.д. 132-136)
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жительницы пгт Мирный Оричевского района Свидетель №3 по вопросу стоянки грузовых поездов на железнодорожных путях и железнодорожном переезде пгт Мирный, поступившего в Кировскую транспортную прокуратуру из приемной Президента Российской Федерации в Кировской области, работниками Кировской транспортной прокуратуры проведена проверка.
Проведенной проверкой установлено, что поселок Мирный Оричевского района разделен железной дорогой на 2 части. В южной части поселка находятся больница и школа, в северной части – воинские части, в которых работают жители поселка. За период с 1 августа 2021 года по 29 сентября 2021 года на железнодорожной станции Марадыковский зафиксировано 52 факта стоянки грузовых поездов. Факты остановки грузовых поездов зафиксированы на 1, 2, 3, 4, 6 путях железнодорожной станции Марадыковский. В настоящее время 117 учеников МОКУ СОШ пгт Мирный проживают в северной части поселка. Они ежедневно пользуются оборудованным пешеходным переходом. Учитывая, что переход перекрыт составами, дети вынуждены пролазить под железнодорожным составом. Возможными решениями возникшей проблемы прокурор видит в изменении графика движения грузовых поездов, запрет их остановки на станции Марадыковский, а также строительство пешеходного моста. По результатам проверки Приволжским транспортным прокурором в адрес и.о. начальника Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» внесено представление (л.д. 97-98).
Факт стоянки грузовых поездов на станции Марадыковский в период с 1 августа 2021 года по 8 сентября 2021 года длительное время подтверждается представленной ОАО «РЖД» информацией (л.д. 22)
О проблеме, вызванной длительными стоянками грузовых поездов на железнодорожной станции Марадыковский, свидетельствуют и обращения жителей пгт Мирный к Президенту Российской Федерации (л.д. 80 оборот, 81 оборот).
Согласно информации начальника Котельничской дистанции пути от 09.02.2022 года в соответствии с техническими паспортами БТИ по главным и приемоотправочным путям ст. Марадыковский был осуществлен ввод путей в постоянную эксплуатацию, а также действующая скорость для движения поездов в соответствии с распоряжением № 875р от 21.04.2021 года: 1 гл. путь – в 1952 году, скорость: пассажирские поезда – 120 км/час, грузовые поезда – 90 км/час, грузовые поезда с порожними вагонами – 80 км/час; 2 гл. путь – в 1906 году, скорость: пассажирские поезда – 110 км/час, грузовые поезда – 90 км/час, грузовые поезда с порожними вагонами – 80 км/час; 3 п/о путь – в 1906 году, скорость: пассажирские поезда – 40 км/час, грузовые поезда – 40 км/час; 4 п/о путь – в 1906 году, скорость: пассажирские поезда – 40 км/час, грузовые поезда – 40 км/час; 6 п/о путь – в 1906 году, скорость: пассажирские поезда – 40 км/час, грузовые поезда – 40 км/час (л.д. 137)
Установлено, что распоряжением начальника Горьковской дирекции управления движением ФИО9 № ГорькД-229/р от 14.10.2021 года запрещены остановки более чем на 20 минут или оставление грузовых поездов на приемо-отправочных путях станции Марадыковский.
Актами осмотра станции Марадыковский работниками ОАО «РЖД» и администрации Мирнинского городского поселения от 21 марта 2022 года, 24 марта 2022 год, 28 марта 2022 года, 30 марта 2022 года подтверждено, что за время осмотров стоянок (остановок) грузовых поездов не было. Жители пгт Мирный проходят через пешеходный переезд в обоих направлениях. Установлено, световая и звуковая сигнализация пешеходного перехода 888 км ПК7 горит все время запрещающим (л.д. 208-209, 210-211, 212, 213)
По ходатайству прокурора судом в адрес Лянгасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки вынесено частное определение, обращено внимание на выявленные при рассмотрении судом гражданского дела недостатки в работе световой сигнализации на пешеходном переходе на 888 км ПК 7 железнодорожной станции Марадыковский.
В ответ на частное определение начальник Лянгасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ФИО10 указал, что для усовершенствования работы пешеходной сигнализации на 888 км ПК7 железнодорожной станции Марадыковский Лянгасовской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки проведена корректировка технических решений железнодорожной автоматики на пешеходном переходе. После проведенной работы сигнализация пешеходного перехода работает в нормальном режиме, то есть работа осуществляется в автоматическом и ручном режимах вне зависимости от режима управления (станционное управление, диспетчерское управление). При занятии рельсовых цепей участков приближения горит запрещающий сигнал светофора «красный» и включена звуковая сигнализация, при отсутствии поездов горит разрешающий сигнал светофора «зеленый».
Свидетель Свидетель №3 в суде пояснила, что она проживает в северной части пгт Мирный, которая отделена от остальной части поселка железной дорогой. Её дом находится рядом с железной дорогой. На протяжении последних восьми лет на железнодорожных путях станции Марадыковский стояли грузовые поезда, которые на длительное время перекрывали пешеходный переход и переезд. Из-за стоянки поездов жители не могли перейти из одной части поселка в другую, а также не могли проехать машины скорой помощи и пожарные машины. Однако с конца прошлого года она не видела, чтобы грузовые поезда стояли подолгу на железнодорожных путях. В текущем году проблем со стоящими поездами также не было.
Свидетель ФИО11 суду пояснил, что с декабря 2017 года по март 2022 года работал начальником станции Марадыковский. Станция оборудована регулируемым пешеходным переходом. Несколько раз к нему на улице подходили граждане и спрашивали, почему поезда стоят на железнодорожных путях. Сам он повлиять на остановку поездов не мог. С декабря 2021 года поезда перестали стоять на станции в светлое время суток с длительным перекрытием железнодорожных путей.
Свидетель ФИО12 пояснила, что раньше работала на железной дороге. Тогда наблюдала, как жители пгт Мирный пролазят под поездами. Однако в настоящее время поезда на железнодорожных путях не стоят.
Оценив представленные сторонами доказательства как относимые, допустимые и достоверные, а в совокупности достаточные для принятия решения, суд, разрешая спор, оставляет исковые требования Кировского транспортного прокурора без удовлетворения по следующим основаниям.
В настоящее время на станции Марадыковский имеется два места для перехода граждан через железнодорожные пути: железнодорожный переезд на 888 км ПК2 и санкционированный пешеходный переход на 888 км ПК7, оборудованные исправной световой и звуковой сигнализацией, предупреждающими знаками. Суд считает доказанным, что пешеходный переход на 888 км ПК7 обеспечивает безопасность как пассажиров, так и жителей пгт Мирный, проживающих в разных частях пгт Мирный, при условии соблюдения ими обязательных требований и правил нахождения в зонах повышенной опасности и соблюдения личной безопасности при пересечении железнодорожных путей.
При этом, как следует из актов служебного расследования транспортного происшествия три случая травмирования граждан подвижным составом на станции Марадыковский (4 сентября 2017 года, 5 сентября 2017 года и 17 января 2021 года) не свидетельствуют об обратном (л.д. 16, 17, 18-19).
Установлено, что проблемы, связанные с пересечением жителями пгт Мирный железнодорожных путей, были вызваны длительными стоянками грузовых поездов на железнодорожных путях станции Марадыковский, а не несоответствием пешеходного перехода на 888 км ПК7, предъявляемым к нему нормативным требованиям. Кроме того, судом было установлено, что световая сигнализация на пешеходном переходе на 888 км ПК7 железнодорожной станции Марадыковский работала некорректно запрещающим сигналом светофора «красный».
Однако выявленные недостатки являются устранимыми и не влекут острой необходимости в возложении на ОАО «РЖД», администрацию Оричевского района Кировской области, муниципальное образование Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области обязанности в срок до 1 июля 2023 года построить пешеходный мост через железнодорожные пути № 1, 2, 3, 4, 6 станции Марадыковский Горьковской железной дороги со сходами к посадочным платформам, расположенным между 1 и 3 железнодорожными путями, 2 и 4 железнодорожными путями.
Установлено, что распоряжением № ГоркД-229/р от 14.10.2021 года запрещены остановки более чем на 20 минут или оставление грузовых поездов на приемо-отправочных путях станции Марадыковский, а световая сигнализация на пешеходном переходе на 888 км ПК7 работает в настоящее время в нормальном режиме.
14 апреля 2022 года было допущено перекрытие пешеходного перехода на 888 км ПК7 в результате остановки грузового поезда № 3801. По данному случаю руководством Горьковской железной дороги проведен разбор. Установлено, что основной причиной стоянки поезда явилась неправильная оценка поездным диспетчером поездной обстановки, неудовлетворительная регулировка движением поездов на вверенном ему диспетчерском участке и невыполнение требований распоряжения № ГорькД-229/р от 14.10.2021 года.
Согласно пункту 9.4 Своду правил 119.13330.2017 Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95 (утвержден и введен в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 декабря 2017 года № 1648/пр) на новых линиях, а также при реконструкции железнодорожных линий со скоростями движения поездов свыше 140 км/ч или с интенсивностью движения более 100 пар поездов в сутки в местах организованного пешеходного перехода через железнодорожные пути должно быть предусмотрено устройство пешеходных тоннелей или мостов.
На новых железных дорогах всех категорий и подъездных путях с организованным пассажирским движением, на станциях и остановочных пунктах, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждается железнодорожными путями, следует предусматривать переходы в различных уровнях.
На реконструируемых железнодорожных линиях со скоростями движения до 140 км/ч включительно и с интенсивностью движения не более 100 пар поездов в сутки допускается сохранение или строительство новых пешеходных переходов в одном уровне. При этом переходы в одном уровне должны быть ограждены, а при интенсивности движения более 20 пар поездов в сутки - оборудованы сигнализацией автоматического действия и световыми указателями.
При пересечении пассажиропотоком путей с большой маневровой работой или отстоем вагонов строительство пешеходных мостов или тоннелей при реконструкции существующих железнодорожных линий обязательно.
Однако согласно разделу 1 настоящий Свод правил распространяется на проектирование, строительство новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых и последующих) главных путей, реконструкцию и капитальный ремонт существующих путей общего пользования колеи 1520 мм.
Исходя из вышеизложенного, указанные нормы не могут распространятся на уже существующие железнодорожные пути станции Марадыковский, поскольку ни строительство новых железнодорожных путей, ни их реконструкция на станции Марадыковский не проводилась.
Заслуживают внимание и доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что существующие размеры платформ и путевое развитие станции Марадыковский не позволяют осуществить строительство пешеходного моста со сходами на островные платформы без нарушения ГОСТ 9238-2013 «Межгосударственный стандарт. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений» и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 года № 286.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В то же время прокурором не представлено доказательств технической возможности построить пешеходный мост через железнодорожные пути № 1, 2, 3, 4, 6 станции Марадыковский Горьковской железной дороги со сходами к посадочным платформам, расположенным между 1 и 3 железнодорожными путями, 2 и 4 железнодорожными путями с обеспечением при его эксплуатации безопасности граждан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области, суд также исходит из того, что на них не может быть возложена обязанность по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути, поскольку закон предусматривает только согласование проектирования работ по строительству объекта железнодорожного транспорта с органом местного управления и возможность финансирования строительства из средств местного бюджета.
Указанный вывод вытекает из анализа положений Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пункта 4 раздела IV приложения № 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кировскому транспортному прокурору к ОАО «РЖД», администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области о возложении обязанности в срок до 1 июля 2023 года построить пешеходный мост через железнодорожные пути № 1, 2, 3, 4, 6 станции Марадыковский Горьковской железной дороги со сходами к посадочным платформам, расположенным между 1 и 3 железнодорожными путями, 2 и 4 железнодорожными путями, отказать.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.
Судья Васильев С.В.
Мотивированное решение изготовлено 6 мая 2022 года
Решение19.05.2022