ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1490/20 от 27.01.2021 Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

УИД 37RS0019-01-2020-002501-40

Дело № 2-161/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2021 года г. Иваново

Советский районный суд г.Иваново

в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.

при секретаре Копиной Ю.М.,

при участии помощника прокурора Степановой Я.С.,

с участием представителя истца – третьего лица Крутовой Ю.П.,

ответчика Луконькиной Н.В.,

представителя ответчика Луконькина К.В. - Коровина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Администрации города Иванова к Луконькиной Нине Васильевне, Луконькину Константину Викторовичу об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Иваново обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к Луконькиной Нине Васильевне, Луконькину Константину Викторовичу об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением. Требования мотивированы тем, что Луконькина Н.В. является собственником 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ. Луконькина Нина Васильевна с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Луконькиным Константином Викторовичем. На регистрационном учете в указанном жилом помещении по лицевому счету никто не состоит. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение жилого <адрес> осуществляется в рамках специальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения города», утвержденной постановлением Администрации города Иванова от 13.11.2018 № 1492, за счет средств бюджета города Иванова, со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ. В региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Ивановской области от 09.04.2019 № 131-п (далее - Региональная адресная программа), указанный дом не включен, поскольку в силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ) в региональную адресную программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией города Иванова 20.01.2020 года в адрес Луконькиной Н.В. было направлено требование о сносе многоквартирного <адрес> требование было получено Луконькиной Н.В. на руки ДД.ММ.ГГГГ. Луконькина Н.В. ДД.ММ.ГГГГ представила письменный отказ от самостоятельного сноса указанного аварийного многоквартирного дома. В связи с тем, что собственники остальных жилых помещений, расположенных в аварийном доме по адресу: <адрес>, не осуществили снос указанного многоквартирного дома в установленный срок, постановлением Администрации города Иванова от 22.04.2020 № 475 принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений по <адрес> для муниципальных нужд. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Иванова в адрес Л.И.В. были направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, подписанный от имени Администрации города Иванова и соответствующие документы. В проекте соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд указано, что возмещение за 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, составляет — 723 900 рублей, в том числе: рыночная стоимость 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом их доли в праве общей собственности на такое имущество - 495 000 рублей, сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома - 180 100 рублей и убытки, причиненные Луконькиной Н.В. изъятием 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение - 48 800 рублей, согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз». Луконькиной Н.В. было предложено подписать соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные документы были получены Луконькиной Н.В. на руки ДД.ММ.ГГГГ. В указанный срок подписанный проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд Луконькиной Н.В. в управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова представлен не был. Письмом управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ Луконькиной Н.В. даны разъяснения относительно процедуры расселения собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах, а также было предложено повторно рассмотреть проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и подписать указанное соглашение в срок до ДД.ММ.ГГГГ В указанный срок подписанный проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд Луконькиной Н.В. в управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова представлен не был. В связи с чем, письмом управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ Луконькиной Н.В. было предложено повторно рассмотреть проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и подписать указанное соглашение до ДД.ММ.ГГГГ. По настоящее время Луконькина Н.В. не представила подписанное соглашение, поскольку соглашение об изъятии 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение для муниципальных нужд, подлежит нотариальному удостоверению и для совершения сделки необходимо нотариально удостоверенное согласие Луконькина К.В., который отказывается от предоставления согласия Луконькиной Н.В. на заключение с Администрацией города Иванова такого соглашения, в связи с чем заключить соглашение об изъятии 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение во внесудебном порядке не представляется возможным. На основании изложенного, руководствуясь статьей 32 ЖК РФ, главой VII. 1. ЗК РФ, пунктом 2 статьи 292 ГК РФ, статьями 30,131,132 ГПК РФ, Администрация города Иванова просит: изъять у Луконькиной Н.В., Луконькина К.В. 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выплаты Л.И.В., Луконькину К.В. возмещения в размере рыночной стоимости 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом их доли в праве общей собственности на такое имущество - 495 000 рублей, суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома - 180 100 рублей, согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке рыночной стоимости 42/100 долей в праве общей собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 60,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с учетом общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество, а также размера убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием для муниципальных нужд», выполненному ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз», после государственной регистрации перехода права собственности на указанные 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение к городскому округу Иваново на лицевой счет Луконькиной Н.В., Луконькина К.В., а также в размере убытков, причиненных Луконькиной Н.В., Луконькину К.В. изъятием жилого помещения 48 800 (сорок восемь тысяч восемьсот) рублей 00 копеек, согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке рыночной стоимости 42/100 долей в праве общей собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 60,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с учетом общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество, а также размера убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием для муниципальных нужд», выполненному ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз», после предоставления документов, подтверждающих фактически понесенные расходы, связанные с изъятием жилого помещения; прекратить право собственности Луконькиной Н.В., Луконькина К.В. на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признать право собственности на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за городским округом Иваново; внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о переходе права собственности на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, к городскому округу Иваново; обязать Л.Н.А,, Луконькина К.В. предоставить реквизиты лицевых счетов для перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение; признать Луконькину Н.В., Луконькина К.В. утратившими право пользования 42/100 долями в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по истечении месяца со дня поступления на лицевой счет Л.И.В., Луконькина К.В. денежных средств в общей сумме 675100 рублей от Администрации города Иванова.

В судебном заседании представитель истца Администрации г.Иваново и третьего лица Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново, Крутова Ю.П., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик Луконькина Н.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала. Выводы, содержащиеся в отчете об оценке, не оспаривала. Однако пояснила, что доля в праве общей долевой собственности приобретена ею хоть и в период брака, но на личные средства, вырученные от продажи квартиры в <адрес>. В этой связи полагает, что компенсация подлежит взысканию только в ее пользу.

Представитель ответчика Луконькина К.В. - Коровин Д.В. действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований Администрации г.Иваново. Выводы, содержащиеся в отчете об оценке подготовленном ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз», не оспаривал. Пояснил, что денежные средства должны быть выплачены в равных долях, поскольку указанное имущество является совместно нажитым имуществом супругов.

Выслушав пояснения сторон и их представителей, представителя третьего лица, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Луконькина Н.В. является собственником 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 60,9 кв.м, жилой площадью 18,3 кв.м. (л.д.22-23).

По состоянию на 21.10.2020 года в указанном жилом помещении по лицевому счету никто не зарегистрирован (л.д.18).

Указанное обстоятельство подтверждается справкой «Многофункционального центра предоставления муниципальных услуг в городе Иваново» от 21.10.2020 года (л.д.19).

Луконькина Н.В. является собственником 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> на основании договора купли- продажи доли в праве общей долевой собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Р.А.П. и Луконькиной Н.В. (л.д.21).

Постановлением Администрации города Иваново от 24.01.2017 года № 63 на основании заключения межведомственной комиссии от 14.12.2016 № 395 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.20).

20.01.2020 года Администрацией города Иванова в адрес Луконькиной Н.В. было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.25).

24.01.2020 года Луконькиной Н.В. представлен письменный отказ от самостоятельного сноса указанного аварийного многоквартирного дома (л.д.26).

На основании постановления Администрации г. Иваново от 22.04.2020 года №475, земельный участок и жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд (л.д.27).

В соответствии с представленным Администрацией г.Иваново отчетом ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз» от 15.07.2020 № 09/06/20-9, «Об оценке рыночной стоимости 42/100 долей в праве общей собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 60,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с учетом общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество, а также размера убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием для муниципальных нужд»(л.д.28-90), был составлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд(л.д.92-93).

21.07.2020 года Администрацией города Иванова в адрес Л.И.В. были направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, подписанный от имени Администрации города Иванова с приложенными документами.

В указанном проекте Луконькиной Н.В. было предложено подписать соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.91).

Указанный проект с приложенными документами получен Л.И.В.ДД.ММ.ГГГГ (л.д.95).

Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова посредством почтового отправления от ДД.ММ.ГГГГ Луконькиной Н.В. разъяснена процедура расселения собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах, а также предложено повторно рассмотреть проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и подписать указанное соглашение в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96-97).

Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ Луконькиной Н.В. было предложено повторно рассмотреть проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и подписать указанное соглашение до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98-99).

До настоящего времени ответчик Луконькина Н.В. не представила в управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова подписанное соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

В этой связи Администрация г. Иваново обратилась в суд с настоящим иском.

Суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии с ч.1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.32 ЖК РФ, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч.3 ст. 32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В соответствии с ч.6 ст.32 ЖК РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч.7 ст.32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из ч.10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), разъяснено, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривает, что соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и органом местного самоуправления. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, направляется заказным письмом с уведомлением о вручении для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма (п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 8 ст. 56.10 ЗК РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (п. 9 ст. 56.10 ЗК РФ).

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).

В региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Ивановской области от 09.04.2019 года № 131-п, указанный дом не включен, поскольку в силу ч.2 ст. 16 Закона Фонде содействия реформированию ЖКХ в региональную адресную программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2017 года.

Спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу только 24.01.2017 года.

Согласно отчету от 15.07.2020 года № 09/06/20-9 «Об оценке рыночной стоимости 42/100 долей в праве общей собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 60,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с учетом общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество, а также размера убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием для муниципальных нужд», выполненному ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз», в проекте соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд указано, что возмещение за 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, составляет - 723 900 рублей 00 копеек, в том числе: рыночная стоимость 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом их доли в праве общей собственности на такое имущество - 495 000 рублей 00 копеек, сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома - 180 100 рублей 00 копеек и убытки, причиненные Луконькиной Н.В. изъятием 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение - 48 800 рублей 00 копеек.

До настоящего времени ответчик Луконькина Н.В. не представила подписанное соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Заключение ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз» ответчиками не оспорено.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и объяснения сторон, суд приходит к выводу, что порядок изъятия земельного участка и находящейся на нем недвижимости не нарушен, распоряжение об изъятии недвижимого имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству и, учитывая, что стороны не пришли к общему соглашению, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Администрации г.Иваново к Луконькиной Н.В. о принудительном изъятии принадлежащих ответчику долей в праве собственности на спорное имущество.

Согласно ч.2 ст.292 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

С учетом вышеизложенного изложенного, подлежат удовлетворению требование истца к Луконькиной Н.В. прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании Луконькиной Н.В. утратившей право пользования жилым помещением.

Оснований для удовлетворения исковых требований к Луконькину К.В. суд не усматривает в силу следующего.

В ходе рассмотрения дела установлено и сторонами не оспаривалось, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчики состоят в зарегистрированном браке.

В настоящее время семейные отношения между ответчиками фактически прекращены.

В силу п.1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Пунктом 1 ст.33 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) установлено, что законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Согласно п. 2 ст. 34 СК РФ общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Как следует из объяснений ответчика Луконькиной Н.В. и представителя ответчика Луконькина К.В. в настоящее время между сторонами фактически имеется спор о характере 42/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, а именно о том, является ли данное имущество совместно нажитым или является личным имуществом ответчика Луконькиной Н.В.

Вместе с тем, в производстве какого-либо суда спор о разделе совместно нажитого имущества отсутствует, что ответчиком Луконькиной Н.В. и представителем ответчика Луконькина К.В. не отрицалось.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что разрешив требование истца о выплате компенсации в пользу обоих ответчиков, суд фактически разрешит требование о разделе имущества, которое в настоящем деле не заявлено.

В этой связи, суд полагает, что поскольку лицом, на которое зарегистрировано право собственности на изымаемое имущество является ответчик Луконькина Н.В., исковые требования подлежат удовлетворению именно в отношении данного ответчика.

Одновременно суд обращает внимание на то, что взыскивая компенсацию в пользу одного из ответчиков, настоящим решением не разрешается вопрос о природе спорного имущества.

В этой связи ответчик Луконькин К.В. вправе обратиться с отдельным иском о разделе совместно нажитого имущества - выплаченной в пользу ответчика Луконькиной Н.В. компенсации за изъятое жилое помещение.

Что касается требования истца о признании ответчика Луконькина К.В. утратившим право пользования 42/100 долями в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, то поскольку на момент рассмотрения настоящего дела ответчик по спорному адресу не зарегистрирован, оснований для удовлетворения иска в указанной части не имеется.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Судом фактически было удовлетворено четыре требования к ответчику Луконькиной Н.В.: об изъятии имущества, прекращении права собственности, признании права собственности, признании утратившей право пользования имуществом, в связи с чем с Луконькиной Н.В. в доход бюджета городского округа Иваново подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1200 руб., то есть исходя из размера 300 руб. за каждое требование.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Администрации города Иванова к Луконькиной Нине Васильевне, Луконькину Константину Викторовичу об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением удовлетворить частично.

Изъять у Луконькиной Нины Васильевны 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выплаты Луконькиной Нине Васильевне возмещения в размере рыночной стоимости 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве общей долевой собственности на такое имущество в размере 495000 рублей, суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 180100 рублей согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, выполненному ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз», после государственной регистрации перехода права собственности на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение к городскому округу Иваново на лицевой счет Луконькиной Нины Васильевны, а также в размере убытков, причиненных Луконькиной Нине Васильевне изъятием жилого помещения в размере 48800 рублей согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, выполненному ООО «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз», после предоставления документов, подтверждающих фактически понесенные расходы, связанные с изъятием жилого помещения.

Прекратить право собственности Луконькиной Нины Васильевны на 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Признать право собственности на 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> за городским округом Иваново.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о переходе права собственности на 42/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> городскому округу Иваново.

Обязать Луконькину Нину Васильевну предоставить реквизиты лицевого счета для перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение.

Признать Луконькину Нину Васильевну утратившей право пользования 42/100 долями в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по истечении месяца со дня поступления на лицевой счет Луконькиной Нины Васильевны денежных средств в общей сумме 675100 рублей, от Администрации <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к Луконькину Константину Викторовичу отказать.

Взыскать с Луконькиной Нины Васильевны в доход бюджета городского округа Иваново государственную пошлину в сумме 1200 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.В. Маракасова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.